Как подружиться со сказкой?
А вы часто слышите такие слова от своего ребенка? Как попробовать развить фантазию малыша и сделать так, чтобы сказка однажды и навсегда вошла в ваш дом, как легко и просто подружиться с этой теплой и бесконечно волшебной традицией сказки перед сном, об этом в моем посте.
Когда в этом году я, наконец-то остановилась в своем Шичида-безумстве, то потихонечку осознала, что мне очень близка вальдорфская методика. Не от и до, конечно. Но многое вошло в нашу жизнь, например деревянные игрушки и отказ от пластика. игры с природными материалами, старание следовать ритму дня ,столики времен года, совместное и мамино творчество и ...сказки.
Когда-то давным давно в моем детстве были у меня вот такие книги, многие наверное имели такие же. Мои любимые Золотая, Серебряная и Бронзовая книги сказок.
Это единственные мои детские книги, которые почему-то мама сохранила. Наверное потому что я просто обожала их. И читать во многом, научилась рано (примерно в 5 лет), только из-за этих книг. Но вот было в этих книгах одно НО, которое всегда меня очень огорчало. Там совершенно не было картинок! ах, какая досада, казалось мне тогда ,я прямо помню свои детальные просмотры всего нескольких иллюстраций в середине книг. Но это не мешало мне, взахлеб читать мои любимые сказки, каждый раз снова и снова воображение рисовало сюжеты и истории..
И только сейчас, прекрасно понимая возможности моей фантазии, способности, особенно, в школе и институте прекрасно запоминать стихи благодаря мгновенному их воспроизведению, благодаря воображению, хорошей памяти на теорию и языки, я отдаю этим книгам без картинок и иллюстраций, низкий поклон.
Давайте представим два сюжета, один из которых иллюстрирован под текстом, а другой-нет. Где будет работать ваша фантазия? Ответ очевиден.
После того, как я стала постоянным читателем вальдорфской группы, то наткнулась на обсуждение Елены Гринталь и Александра Цвелика о разделении сказок для показа и рассказывания вслух, вот небольшая цитата:
"Е.Г.:про разделение я где-то читала, надо поискать где. Там писалось примерно так: когда ребёнок слушает сказку, он рисует свои образы. А когда он смотрит мамин спектакль, он "получает" другие образы. Поэтому лучше для спектакля брать другую сказку.
А.Ц.: Так что ж тут долго думать. Не помните разве в детстве - прочли книжку, а потом попалась такая же через некоторое время - и с ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. У вас когда-нибудь было, чтоб иллюстрации нравились эти? - Я помню, как в детстве плакал, когда отец купил НОВУЮ книжку "Конек-горбунок", а у меня была старая, на нее никто не покушался, следует отдать должное, но новая была с совершенно другими картинками...То же самое со своими образами и спектаклями. Не ставьте спектакли по рассказанным сказкам, пожалейте детей... "
С тех пор, твердо для себя решила ,что у нас будут отдельно сказки для рассказывания (перед сном, например) и отдельно для постановки спектаклей, кукольного театра и театра теней.
Все эти книги хранятся на отдельной полке и даже если там и есть, хоть какие-то иллюстрации, дочка не знакома с ними. Эти книги для мамы.
Итак ,примерно с двух лет, перед сном, я стала говорить дочке: "а сейчас расскажу тебе сказку.."...
Перед этим за день я всегда читала любую понравившуюся сказку и запоминала ее (в идеале достаточно прочесть второй раз, чтобы окончательно запомнить детали), конечно не точно наизусть, но смысл был понятен, частенько добавляла что-то свое, чтобы "приукрасить" забытые детали. Мой первый помощник, книга от издательства Речь: "Сонные сказки", просто волшебные сказки для начинающих мам-сказочниц, еще у нас есть Сказки от капризов, но пока до них я еще не дошла, честно. После увлечения вальдорфским "взглядом" купила вот такую простенькую книгу настоящих русских народных сказок с обложкой А. Н. Афанасьева ссылка, тип бумаги-газетный ,но для того, чтобы почитать ее мне самой и запомнить , больше и не надо. Чудесный Сергей Козлов у нас прячется в вот такой книге сборнике сказок, снова по смешной цене и с жуткими компьютерными иллюстрациями, которые я сразу вырвала и утилизировала, оставив только текст. Ну а сказки Сибири и Братьев Гримм, это уже книги с историей, которые сохранила наша бабушка Клара.
Скажу сразу, что не все сказки мне "нравятся" для рассказывания дочке, что касается сборников Сергея Козлова и Сонных сказок например, то там почти 90% попадания, а вот другие сборники -уже строгий отбор. Но отбор этот очень прост, нужно что бы все герои сказки были понятны и знакомы малышу, для того, чтобы воображение нарисовало эту картинку, сказочную, но в тоже время, незатейливую. Дочка, когда слушает сказку, всегда смотрит в потолок и я сужу по себе, точно знаю, как легко и непринужденно она воссоздает этот сказочный образ своих фантазий. И этот взгляд....когда вы узнаете его, то за него, вы каждый вечер будете снова и снова читать и запоминать новую сказку для своего малыша..
Конечно, осознование сказки пришло не сразу, но очень быстро. И еще очень важно не рушить эту традицию. Ребенку нужно постоянство, если несколько вечеров подряд вы сказали: "сказка", то знайте теперь перед каждым сном ваш малыш будет с нетерпением ее ждать.
Мне нравится именно запоминать сказку, в свои два годика дочка бы ни за что не стала слушать, как мама читает книгу, не показывая изображений. А вот, когда выключается свет перед колыбельной, сказка слушается с особым удовольствием...
Надо сказать, что сначала я никак не могла понять, с чего начать, именно поэтому решила поделиться своей историей. Я смотрела книгу "Грамматика Фантазии" известного Джанни Родари , еще очень расхваленную книгу с инсценировками сказок, но все никак не приходило это начало, тогда я просто остановилась. И прочитала нашу первую сказку. Первую в книге Сонных сказок, вкратце про то, как сказка разговаривала в лесу с ежиком и зайчонком, рассказывая им каждому свою сказку, от чего те, что делали? Тоже, что и наши малыши...мечтали и представляли. Думаю именно благодаря этому, дочка так легко восприняла и ПОНЯЛА представление в уголке Дурова, под названием "В гостях у сказки", где детишек порадуют не только многочисленные дрессированные звери- бурый медведь, лиса, волки, гуси, кролики, коты, пеликаны, морской лев, попугаи и даже (до сих пор не верим) бегемот!, но и сама сказка, которая разговаривает с детишками, а все звери являются лишь ее сюжетом.
Дочка хорошо осознала понятие одушевленной сказки в тот момент.
Вот прошло уже почти полгода, как перед колыбельной свое место прочно заняла сказка. Сейчас я уже не читаю новые сказки каждый день, в моем запасе очень много историй, которые так приятно вспомнить..
А еще, придумать новую сказку ,оказывается, совсем не сложно, спешу поделиться вот такой находкой, после которой снова убеждаюсь: "Все гениальное-просто".
Обязательно почитайте!
а спасибо большое за нее -Светлане
приведу самые основные тезисы вот только с небольшой поправкой, в наших сказках перед сном, сюжет все-таки волшебный!
1) Выбираем главных героев
2) Начало игры.
Обычно героев требуется поселить в домик
Затем сюжет развивается так, чтобы наши герои отправились в путешествие
К шкатулке прилагается льняной мешочек, где хранятся несколько камушков и ракушек, а также гнездо для птиц и другие герои сказки. Туда же можно положить и свои находки.
Получается сказку можно взять с собой! открыть и погрузится в этот чудесный мир, а историю лучше придумать маме, не обязательно какую-нибудь поучительную, но просто добрую и чуточку волшебную.
Такую шкатулку можно сделать и самим.
Спасибо большое тем, кто дочитал! Всем гармонии, тепла и, конечно, знакомства со сказкой!