Обучение письму
Обучение письму имеет не только практическую ценность - умение писать курсивом, но и развитие тонких двигательных навыков руки. На первом этапе обучения, развитие двигательных навыков имеет даже большее значение. В наше время имеется достаточное количество рабочих тетрадей прописей. Можно выбрать любую на ваш вкус. Для начала надо взять тетрадь с наибольшим расстоянием между линиями, которые определяют высоту строчных букв, например, с высотой 5 мм. В рабочей тетради приводятся примеры написания отдельных элементов букв. Пунктиром прописанные элементы позволяют ребенку понять, как должна двигаться рука. Количество написания элементов определяйте с ребенком сами. Нет необходимости изучить написание большого количества элементов. Можно ограничиться только теми элементами, которые позволят написать одну букву. Затем вторую и написать слово мама.
Не торопитесь добиваться очень хорошего написания, как элементов букв, так и самих букв. Но этого необходимо добиваться последовательно в процессе долгого обучения письму. Такое стремление можно объяснить еще и тем, что это способствует развитию чувства красивого, которое ребенок создает сам.
В качестве пишущего инструмента изначально лучше выбрать простой карандаш с маркировкой 6В. Можно было бы писать сразу ручкой, но для нежных рук ребенка трудно подобрать ручку, которая оставляла бы хороший след в тетради.
Когда ребенок научится писать достаточное количество букв, начинайте писать слова. Можно писать слова, списывая их из книги, но лучше, если ребенок будет писать слова, прислушиваясь к их произношению. Чередуйте написание слов на слух и списывание из книги. Не торопите ребенка. Важно, чтобы он понимал из каких звуков (букв) состоит слово, которое он произносит. Думаю, что это очень полезное занятие. Не опасайтесь слов, произношение которых, не совпадает с их написанием. Нет необходимости давать «научное» объяснение, почему так надо писать. Все это придет потом. По мере того, как ребенок усвоит достаточно хорошее написание слов, можно перейти на меньший размер высоты строчных букв. Переходить на убористый почерк не торопитесь.
Можно задаться вопросом, а нужно ли добиваться хорошего почерка? Со временем мало у кого остается хороший почерк. В этом есть резон. Но ранее мы уже сказали о важности развития двигательных навыков. А наличие чувства красивого дорого стоит. Особенно, если ты сам можешь красиво писать.
В заключение хочу высказать непопулярное мнение о пользе обучения орфографии. В последнее время все большее использование получают компьютерные программы редакции текстов. Печатать тексты гораздо быстрее, чем писать, и
орфографию тоже можно легко править. Я думаю, следовало бы гораздо больше внимания в школах уделить обучению написания текстов, в которых необходимо точно сформулировать мысль. Постепенно расширяя текст. И уже в школьном возрасте ученик должен, хотя бы попробовать написать несколько рассказов. Сочинения, которые мы писали в школе, хорошее занятие, но это не исключает написание рассказов, описание предметов и т.д.