Наши энциклопедии и пособия для изучения окружающего мира и домашних опытов
Вы любите домашние опыты и исследования? Мы - оооочень!Я обещала устроить Андрюше "нескучную осень" , чтобы ему было интересно на прогулках и дома, в дождливую погоду. Поэтому, мы завели свой первый экологический дневник наблюдений, в котором отмечаем все что интересного узнали, об окружающем мире и ставим самые простые детские опыты в домашних условиях.
Чтобы организовать нашу детскую исследовательскую деятельность, на книжной полке появился раздел книг, детских энциклопедий и пособий по изучению окружающего мира и домашних опытов.
1. Книга "НАША ПОГОДА" из серии "Зачем?Отчего?Почему? " Текст и иллюстрации: Вайнхолд Ангела. Издательство " АСТ".
Книга очень красочная, большого формата, с множеством окошечек (которые Андрюша обожает находить и открывать). По возрасту, подходит для дошкольников (примерно от 4 лет). Что-то из этой книги, еще для Андрюши рано, но некоторые разделы можно вместе читать, рассматривать картинки и использовать для собственных исследований (радугу, ветер и дождь можно спокойно изучать).
А что внутри?Под чутким руководством профессора Квакши, мы можем узнать:
- что такое погода,
- почему существуют времена года,
- как предсказывают погоду,
- что такое метеокарта,
- какие приборы используются для исследования погоды,
- откуда берется снег,
- что такое туман, роса и иней и т.д.
Плюс, бонусом на последней странице, есть картонный профессор Квакша, которого можно повесить на стену и определять погоду (мы его зовем - метео-жаба)
Раздел, посвященный ветру, в котором много окошечек, например - как определяют силу ветра, что такое "морской ветер" и "береговой ветер" и потайная дверь в лабораторию профессора Квакши. Единственное, что не совсем мне понравилось, то что окошечки довольно сложно ребенку самому открывать, но это дело поправимое.
А это, страница с большим окошечком, в котором прячется радуга.
Внизу, под дверцей лаборатории профессора Квакши, прячется совет, как сделать радугу в домашних условиях (как раз то, что нам с Андрюшей нужно - простые и доступные опыты).
2. Еще одна книга "Эксперименты и открытия" из серии "Зачем?Отчего?Почему?" Текст и иллюстрации: Вайнхолд Ангела. Издательство " АСТ" (Аркаим).
Уже на обложке, мы узнаем, что в книге содержится более 30 экспериментов с водой и воздухом.
А что внутри? Так же, как и в первой книге много окошечек, а исследовательской деятельностью, на это раз руководит профессор Кварк (с мультяшной внешностью Эйнштейна). Здесь мы можем узнать:
- что же означает понятие "эксперимент",
- что такое воздух, что такое вода,
- почему капли воды круглые,
что происходит, когда вода замерзает и почему лед плавает,
- что такое кристалл и т.д.
А еще, на каждой странице есть пояснения, как провести тот или иной опыт с воздухом и водой:
- можно ли надуть шарик в бутылке,
- как сделать воздух видимым,
- как сделать из воздушного шарика ракету,
- что происходит, когда воздух нагревается,
- как сделать углекислый газ,
- как увидеть водяную пленку,
- как ведет себя вода, при замораживании,
- что будет, если в масло положит лед и т.д. и т.п.
Всевозможные простые эксперименты с водой и воздухом.
И что приятно, для всевозможных опытов, которые здесь описаны, нам понадобятся вещи, которые всегда есть под рукой:
- всякие трубочки/бутылочки/стаканчики, формочки для льда, жидкое мыло,
- пластилин, шарики, ластик, пуговицы, монетки, пробки,
- а также придется разорить немного продуктовые запасы на сахар, уксус, разрыхлитель для теста, соль, муку, кофе, масло, рис и т.д.
А это значит, что мне, с моим супер-гуманитарным мозгом, достаточно отправиться на кухню готовить пирог для своего чада... и заодно, показать ему парочку любопытных экспериментов!
Вообще, у нас из этой серии, есть еще несколько книг, которые у Андрюши пользуются большим успехом - "Пираты", "Грузовики, тракторы, экскаваторы", "Автомобили" (серия для малышей) и "Пожарная команда". Постепенно, думаю и другие книги , из этой серии купить.
3. Книга "Погода и климат" из серии "Discovery Education", изд. "Махаон"
Книга создана при сотрудничестве компании "Дискавери", качественно сделана и по привлекательной цене. Была куплена , в первую очередь из-за этого обстоятельства и еще, мы очень любим смотреть этот канал.
Но, в отличии от предыдущих "мультяшных" энциклопедий, эта книга - оформлена более"по-взрослому", т.е с фотографиями, схемами, мелким шрифтом (для нас она "на вырост"). Мы пока будем вместе с Андрюшей смотреть иллюстрации, сравнивать и обсуждать что-то нам уже знакомое.
А что внутри? Здесь, мы тоже узнаем (но уже во "взрослом" изложении) - что такое погода, времена года, ветер, вода, прогноз погоды.
А также:
- что такое и солнечная энергия,
- природные катаклизмы (ураганы, метели и вьюги, ледяные бури, засухи и аномальная жара),
- морские волны, облака и их виды,
- ненастья и бури, грозы и молнии и т.д.
Ну и здесь, мы нашли ОПЫТ - как сделать самому облако (ну пока, с помощью мамы конечно же)! А также, в конце есть небольшой словарь, по темам книги.
4. Серия "Простые опыты" Марины Султановой ( изд. "Хатбер").
Эти тоненькие брошюры, по мизерной цене как раз, рассчитаны для дошкольников! Все материалы, которые понадобятся для "малышовских" опытов найдутся дома, а результаты, можно фиксировать в самих книжечках (как предлагает сам автор).
Что мне нравится во всей этой серии, то что весь материал изложен очень доступно, и можно даже в состоянии вечно-спящего мозга, провести любой из этих опытов вместе с ребенком.
Сейчас, я несколько занудно перечислю все опыты, которые в них содержаться
"Простые опыты с бумагой"
(Лабиринт)
Если закрыть глаза, на рисунки с "щекастыми детьми" на обложках (а за такую цену - это весьма просто сделать), то внутри мы обнаружим, интересные и простые занятия, опыты, игры и эксперименты.
Занятие № 1 "Исследование основных свойств бумаги " состоит из 5 простых опытов: "познакомиться с основными свойствами бумаги"; "узнать, как сгибается бумага", "исследовать звук, который издает бумага при сминании", "проверить, сколько места занимает бумага в пространстве", "выяснить, какие пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой".
Занятие № 2 "Исследование бумаги на прочность" тоже состоит из 5 опытов: "узнать, может ли бумага служить мостом"; "узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал"; "выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги"; " исследовать режущие свойства бумаги"; "исследовать прочность бумаги на разрыв". Далее идет экологическая игра и не менее экологическая сказка.
"Простые опыты с природными материалами"
(Лабиринт)
Опять на обложке "щекастый ребенок", а внутри 2 занятия, включающих 10 опытов и 1 экологический проект и игра "Туристы в лесу".
Занятие 1 "Исследование свойств природных материалов" состоит из 5 опытов:"установить, какие материалы имеют природное происхождение"; "исследовать взаимодействие природных материалов с водой"; "исследовать поверхность природного материала методом отпечатков"; "выяснить состав песка"; "выяснить взаимодействие песка и глины с водой".
Занятие № 2 исследование свойств почвы состоит из опытов:"узнать состав почвы"; "сравнить, как примятая и разрыхленная трава взаимодействует с водой"; "сравнить сухую и мокрую почву"; "сравнить глинистую и песчаную почву"; "сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок".
2. "ПРОСТЫЕ ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ"
(Лабиринт)
Занятие 1 Обнаружение воздуха в пространстве
Опыт 1 Ощутить давление воздуха при помощи веера
Опыт 2 Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы
Опыт 3 Исследование давления воздуха
Опыт 4 Проверить, если в почве воздух
Опыт 5 Почувствовать разницу между чистым и загрязненным воздухом (вот как-то я с трудом себе это представляю....)
Занятие 2 Исследование свойств воздуха
Опыт 1 Исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе
Опыт 2 Исследовать падение различных предметов в воздухе
Опыт 3 Наблюдать реактивную силу воздуха
Опыт 4 Исследовать перемещение воздуха в пространстве
Опыт 5 Исследовать давление воздуха в мяче
Завершает занятия, экологический проект, под громким названием " Выявить причины загрязнений воздуха и возможные способы его очищения"
4. "Простые опыты с водой"
(Лабиринт)
Занятие №1 Свойства воды
Опыт 1 "Исследовать воду на вкус"
Опыт 2 "Узнать, имеет ли форму вода"
Опыт 3 "Исследовать воду на прозрачность"
Опыт 4 "Исследовать плавучесть предметов"
Опыт 5 "Узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане"
Занятие № 2 Состояния воды
Опыт 1. "Убедиться в том, что снег и лед состоят из воды"
Опыт 2. "Убедиться в том, что пар состоит из воды"
Опыт 3. "Исследовать различные состояния воды"
Опыт 4. "Знакомство со строением снежинки"
Занятие № 3 Взаимодействие воды с другими веществами
Опыт 1. Наблюдать процесс попадания воздуха в воду
Опыт 2. Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке
Опыт 3. Проверить, есть ли в воздухе вода
Опыт 4. Узнать, какие материалы как пропускают воду
Занятие № 4 Экологическая сказка
Опыт 1. Исследовать влияние на воду природного материала
Опыт 2. Исследовать причины загрязнения воды
Пока пересказала все содержание этих книжечек, чуть язык не сломала (особенно, от некоторых фраз), но зато, есть повод подсмотреть идеи домашних опытов, вдохновиться и придумать какие-нибудь свои интересные детские исследования!
5. "Большая книга юного натуралиста" Фредерик Лизак (изд. "АСТ")
Сейчас буду петь дифирамбы, ибо эта книга, у нас самая любимая и ее идей хватит, на много лет вперед, нашей исследовательской и познавательной деятельности!
Все для меня в ней прекрасно - и оформление, и удобный формат, и красочные иллюстрации (которые, увы, не получилось передать на фото) и...содержание!
Я уже немного хвалила ее вот здесь, когда мы делали цветочный гербарий. Но хочется добавить еще пару слов и фото!
Во-первых, эта книга подходит для увлеченных родителей (или как меня недавно обозвали - "мамаша-фанат"), т.е. если вам интересно вместе с ребенком совершать каждый день открытия, учиться чему-то новому и разделять его интересы, если вы любите нестандартные решения и обожаете природу, и воообще - вам просто нравится проводить занимательно время с детьми - это книга, для вас!
Очень удобно, что в книге 4 раздела, посвященных каждому сезону (я ее первоначально брала, из-за любопытства, что же там интересненького про осень есть).
Есть интересные рубрики:
1. Сезонные работы
2. Определитель
3. Исследования
4. Секреты садовода
5. Охрана природы
6. Домашние животные
7. Дикая кухня
8. Сделай сам
9. Полезные растения
10. Зеленый художник
Во-вторых, эта книга подходит для любознательных детей!Тут вам и ознакомление с окружающим миром (практическим путем), и творчество, и экологическое воспитание, и гарденотерапия, и уход за животными и даже кулинарные мастер-классы!
Подобные занятия, напоминают систему воспитания и освоения окружающего мира французского педагога Селестена Френе, ведь все они связаны с трудовой деятельностью ребенка и дают материальный результат - приготовленное блюдо, выращенное растение, заповедники и домики для животных и насекомых, творческие поделки, а также самостоятельные опыты и исследования!
Особенно, меня порадовали рецепты "Дикой кухни", которые здесь подробно расписаны:
- "Блины с крапивой"
- "Варенье из лепестков роз (шиповник)"
- Лепешки из цветов акации"
- "Сироп из свежей мяты"
- "Цветочный салат"
- "Ежевичное мороженое"
- "Ореховая паста для бутербродов"
- "Глазированные каштаны (орехи)"
И даже, есть меню на праздник Хэллоин.
Обладателям собственных фазенд и дач, страшно повезло - можно творить, готовить, изучать и выращивать круглогодично!
Вот, например, рецепт натурального ежевичного мороженого.
А это, ореховая паста для бутербродов!
Вот здесь, подробно расписано, как сделать бумагу с лепестками цветов.
В теме "октябрьского сада", предлагается посадить каштан, т.е. можно с ребенком насобирать на прогулке каштаны, и не только сооружать поделки и придумывать игры, но и вместе посадить (с этим заданием, запросто справится даже 2-х летний малыш).
За кадром остались всяческие жучки-паучки, птички и зверюшки, за которыми надо ухаживать и которых нужно изучать, и куча всевозможных огородов/садов и творческих самоделок!
Что удивило...Эта книга написана французским автором, и так как климат несколько отличается от нашего, поэтому, в нее были внесены некоторые изменения. Хотя, что-то "ненашинское" в ней осталось - например, в разделе "городские животные" , нам рассказывают о том, как в городе можно встретить лису и бобра. Я , даже в нашем Зоопарке, с трудом их обнаружила, не то что, свободно гуляющими ночью, в каменных джунглях ( но может быть, я ошибаюсь и они кругом)!
Спасибо за внимание!Такой вот хваст!