География для детей! Путешествие на Северный Полюс! 3+
Вчера у меня с детками было невероятное приключение! Мы отправились на Северный Полюс, чтобы узнать о нем как можно больше! Всю информацию мы закрепляли в игровой и творческой формах и получили не только новые знания, но и максимум удовольствия. Поэтому хочу поделиться своим планом тематического занятия со всеми желающими. Когда еще узнавать о севере, как не зимой :-)
1. Рассмотреть карту и карточки с основными особенностями Северного Полюса и животным миром Арктики. Словарный запас и интеллект!
На карте можно пройти путь от того места, где мы находимся сейчас до Северного Полюса пальчиками, сначала медленно, потом быстрее, а если деток несколько, то и наперегонки! Карточки лучше показывать на большом экране, чтобы все детали были заметны сразу. В моей подборке были обзорные фото Арктики с ледниками, ледоколы, эскимосы, иглу, северное сияние, мамонты и основные представители животного мира: белые медведи, северные олени, совы, песец, тюлени, моржи, касатка...
2. Перемещаемся в Арктику! Активность!
Очень удобно это делать с помощью простого четверостишия и небольшой гимнастики.
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет.
Левое крыло вперед, правое крыло вперед
Полетел наш самолет!
3. Полгода день, полгода ночь. Активность!
На Северном Полюсе полгода светит солнце круглые сутки, а следующие полгода солнце совсем нет, и наступает полярная ночь. Это удивительное явление мы с ребятами пытались запомнить при помощи игры "День и Ночь", которую я для них придумала. При слове "день" все бегают по комнате в различных направлениях, а как только звучит команда "ночь" (я еще и свет в комнате выключала) все должны взяться за руки и собраться в круг, чтобы не потеряться. Достаточно поиграть несколько раз, чтобы хорошо освоиться.
4. Северное сияние. Творчество!
В полярной ночи, хоть она и темна, есть одно удивительное свойство, иногда на небе можно наблюдать великолепные картины, которые рисует северное сияние преломленными лучами солнца. Это прекрасное зрелище я предложила детворе изобразить в смешанной технике. Сначала они работали зубочистками сдирая черный слой гуаши и высвечивая яркие цвета восковых мелков под ней (техника граттаж). Затем мы занялись аппликацией, приклеивали к получившейся расцарапанной бумаге фольгу в форме льдин, а так же фигуру белого медведя - повелителя Северного полюса и самого большого хищника на нашей планете. Напоследок на клей ПВА мы закрепили на нашем импровизированном небе цветной рис, звездочки, пайетки, чтобы от северного сияния нельзя было оторвать глаз!
5. Почему белые медведи не мокнут и не мерзнут? Опыты и интеллект!
И правда, как так получается, что медведи выходят сухими из воды в буквальном смысле слова. Они не мерзнут, шерсть их не превращается в камень, а ведь на Северном Полюсе очень-очень холодно, в зимнее время почти всегда в районе -40 градусов. Вода при такой температуре замерзает за считанные минуты, так почему же медведи не мерзнут? Все дело в том, что их шерсть пропитана тонким слоем жира, который выделяет кожа, поэтому после купания им достаточно отряхнуться, чтобы снова стать сухими. Они не мерзнут, потому что просто не мокнут :-) Чтобы детки смогли убедиться, что такое действительно возможно я предложила им опыт с водой и жирным детским кремом. Одну руку они оставили какой есть, а другую намазали кремом, дальше опустили в воду и увидели, что с руки в креме капли просто скатились, и она сразу высохла, в то время, как вторая продолжала быть совершенно мокрой, даже после встряхивания.
6. Ледоколы! Мелкая моторика и тактильный опыт!
Несмотря на продвинутые технологии, покорение Северного полюса - дело непростое. Это суровый край, здесь не место слабостям, поэтому я предложила деткам почувствовать себя настоящими ледоколами и растопить каждый по кусочку льда. И хотя у детей в арсенале были и теплая вода, которую можно было набирать шприцами, и большие запасы соли, и крепкие ложки для долбежки только единицам удалось полностью растопить свой кусочек льда, хотя все возились не меньше двадцати минут. Дело это невероятно увлекательное, но, ой, какое непростое :-) Но за труды все получили по конфетке!
7. Вечная мерзлота! Активность.
Чтобы немного согреться после игр со льдом предложила детворе поиграть в довольно известную игру - Льдинка, а за одно вспомнить, как же холодно в том месте, куда мы прибыли! Суть игры: есть ведущий Мороз, и есть играющие. Мороз догоняет, а играющие убегает. Тот, кого он коснется замерзает и замирает, но те играющие, которые еще не замерзли могут разморозить друзей, коснувшись их, главное, самим не попасться в руки Мороза. Игра заканчивается, когда Мороз всех поймал и обездвижил :-)
8. Иглу! Творчество и мелкая моторика.
На Северном Полюсе несмотря на его суровые условия тоже живут люди. Аборигенами этого ледяного пространства считаются эскимосы. Они научились строить дома из непривычных для нас материалов, не из дерева или камня, а из снега, снежных блоков! Сахар-рафинад так похож на эти блоки, а использование клея ПВА делает любые постройки просто не убиваемыми. Детки с огромным интересом и азартом мастерили из непривычного материала, не забывая периодически подкрепляться съедобными блоками. Уже готовые работы многие захотели засыпать оставшимися после создания северного сияния яркими присыпками и получились чудесные снежные замки с сокровищами.
9. Мамонты. Мелкая моторика.
На Северном Полюсе находятся самые богатые залежи мамонтовой кости. Когда-то эти древние животные жили здесь большими семьями, а теперь их останки можно увидеть только в музее. Я подготовила для деток листы белой бумаги, на которые заранее наклеила по четыре маленьких картинки скелета мамонта, заклеила скотчем и замазала всю поверхность белой гуашью. Деткам выдала кисточки и воду, и предложила почувствовать себя археологами,отыскав то, что спряталось под символическим снегом. Как же они увлеченно это делали :-) Многие даже забрали эти "раскопки" с собой домой, как еще одну поделку :-)
10. Спасательные экспедиции. Мелкая моторика и активность!
Бывает так, что на Северном полюсе группы людей попадают в беду, и тогда добровольцы и спасатели отправляются на их поиски. У нас не было ни вертолетов, ни саней, ни снегоходов, но были три обруча и коробка с конструктором! Обручи были льдинам, по которым мы прыгали с одного берега на другой, а детальки конструктора (у нас в форме человечков, но можно и просто Лего) - людьми, которых мы спасали, перенося в безопасное место.
На этом наше покорение Северного Полюса подошло к концу хотя рассказать можно было еще об очень многом, например, богатых полезными ископаемыми недрах, быте местных жителей, исследовательских станциях, морских обитателях... Возможно, мы сюда еще вернемся, а пока готовимся ко встрече с Южным полюсом. Если пост показался полезным, дайте знать, и я буду освещать все наши гео-приключения здесь на ББ, но в любом случае, вкратце, я всегда рассказываю о каждом своем мероприятии в