Решила перепостить в связи с началом сезона:)
Ситуация с витамином Д мне лично напоминает ситуацию с прививками: есть как ярые противники давания витамина Д, так и не менее вдохновенные приверженцы Д-витаминизации. Когда у мамы, еще не успевшей занять ни той ни другой стороны, появляются вопросы про витамин Д и, в частности, про назначение ребенку Аквадетрима, она лезет в интернет и там рискует свихнуться, пока будет читать все аргументы на разных форумах. По себе знаю.
Я никогда не участвовала в этих спорах и в данном посте я собираюсь рассказать КАК БЫЛО У НАС, а вовсе не поставить точку в этом вопросе. А чтобы история была полезной, я расскажу ее полностью. Будет много:)
Рекомендуемые ежедневные дела для ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
Рекомендуемый список покупок для ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
Рекомендуемый список покупок для ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
Рекомендуемые ежедневные дела для ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
Писатель Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Этот текст облетел полмира за считанные часы.
Умеют ли дети не болеть? Родительский эксперимент
.
Часто ли дети болеют? Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) разъясняют: если ваш ребёнок-дошкольник подхватывает инфекционные заболевания по 6-8 раз в год, - это признак того, что иммунитет малыша развивается нормально. К такому мнению пришли педиатры из разных стран мира.
Нас подводят к мысли, что болеть для человека - это нормально, что мир болезнетворных возбудителей настолько силён и разнообразен, что, несмотря на прогресс медицины последних лет, справиться с ним не удаётся. Американские эпидемиологи пришли к выводу, что эпидемии в нынешнем десятилетии вспыхивают чаще в 4 раза, чем в 80-е годы прошлого века, а количество болезней, вызывающих эпидемии, стало больше на 20%.
Сегодня, уже как об эпидемии, говорят о таком недуге, о существовании которого узнали лишь только около 70 лет назад. Это аутизм, с диагнозом которого живёт сегодня почти каждый сотый ребёнок в США и Великобритании! Подобных примеров множество.
Очевидно, что медицина совершенно не оправдывает чаяния людей, надеющихся с её помощью как-то защититься от болезней. Но к счастью, как оказалось, это можно сделать без медицины! Каким образом? Очень просто - надо только поднять уровень собственного иммунитета ребёнка. Каким образом? Просто надо перестать его угнетать!
Но, несмотря на подобное положение вещей, убрав лишь основные угнетающие воздействия, можно добиться показательных результатов. Подобным примером может служить эксперимент, проведённый в нашей семье с собственным ребёнком, в результате которого наш ребёнок перестал болеть и практически не болеет около трёх лет! Чтобы кто-то не подумал, что мы экспериментируем на своём ребёнке, скажу, что вначале я провёл его на самом себе и получил убедительный результат.
Также хотел добавить, что в процессе эксперимента не были использованы никакие рекомендованные медициной или народные средства, повышающие активность иммунной системы организма. Целенаправленно не применялась какая-либо диета, гимнастика, закаливание, никакие иммуностимулирующие, общеукрепляющие или витаминные средства (даже растительного происхождения). Просто ребёнок жил в обычном режиме, причём не в самом благоприятном с экологической точки зрения месте - мегаполисе Москве. Мы, конечно, старались приобретать наименее вредные на наш взгляд продукты и применять сбалансированное питание, но понимали, что полностью обезопасить себя в питании в мегаполисе нельзя. Поэтому фанатизма не проявляли. Непреклонность мы проявляли в другом… Но, впрочем, надо всё рассказать с начала и поподробней.
Всё началось с того несчастливого дня, когда старшую дочь после очередной пробы Манту в школе, привезли домой на машине «скорой помощи» со словами: «У всех детей нормальная реакция, а у вашего ребёнка ненормальная. Случился анафилактический шок (реакция организма на введение запредельного количества чужеродного аллергена) с кратковременной потерей сознания, так что разбирайтесь со своим ребёнком сами!»
Я, как человек дотошный, начал разбираться. Перелопатил кучу информации и был крайне поражён тем, что тест на туберкулёз - проба Манту - представляет из себя введение в организм целого ряда чуждых ему веществ: ослабленный вирус туберкулёза - туберкулин, обладающий сильными аллергенными свойствами; крайне токсичный клеточный яд - фенол; полисорбат Твин-80 с эстрогенным (женский половой гормон) эффектом и др.! И это всё притом, что проба Манту абсолютно не обладает достоверностью результата. То есть интоксикация сильнейшими ядами гарантирована, а результат - нет! Зачем? Ответа нет! Почему нельзя просто взять у человека кровь на анализ и протестировать её на предмет туберкулёза (как это делают, например, на предмет СПИДа или какой-то другой болезни), не нанося вреда организму и получив 100% результат? Ответа нет!
Аналогичное безответное недоумение возникло у меня, когда я стал изучать информацию по вакцинации. Такое же введение в организм большого количества чуждых для организма веществ ради создания очень сомнительного, да и то только временного иммунитета к одному какому-то заболеванию, а вред ядами наносится всему организму в целом!
Это следует из состава и механизма действия вакцин. Вот как их производят. Штаммы (возбудители) определённого заболевания культивируются (взращиваются, размножаются) в определённой питательной среде на биотканях, в большинстве случаев, не человеческого происхождения. Кстати, впоследствии частички этих тканей (чужеродный белок) попадают с вакциной непосредственно в кровоток (невозможно полностью отделить полученные штаммы от биоткани).
Затем, для того чтобы ослабить выращенные штаммы, на них воздействуют сильным биологическим ядом, который, впоследствии вместе с ослабленным штаммом тоже попадает в кровоток. Часто для этой цели используют формальдегид (формалин) - сильнодействующий мутаген, канцероген и аллерген. Применяется в вакцинах: АКДС, АДС-м, АД-м, против полиомиелита, клещевого энцефалита, гепатита А, в некоторых вакцинах против гриппа.
В качестве адъюванта, вещества, способствующего увеличению выработки в организме антител, используют гидроокись алюминия. Однако, она очень токсична и аллергична, может быть причиной развития аутоиммунных заболеваний (выработки аутоиммунных антител против здоровых тканей организма). Присутствует в таких вакцинах, как против гепатита А, гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, против клещевого энцефалита.
Чтобы сохранить полученную смесь, в большинстве вакцин используют как консервант мертиолят (или тиомерсал - от Mercury - ртуть) - соль ртути, вещество, про которое известно, что оно хорошо предотвращает биологические жидкости от гниения. Но мертиолят также является пестицидом, сильнейшим аллергеном и клеточным ядом, воздействующим в первую очередь на нервную систему и головной мозг человека, и который также попадает в кровь человека! На сегодняшний день он запрещён в качестве компонента массовых детских прививок в США, Европейском Союзе и некоторых других странах. В нашей стране мертиолят используется в вакцинах против гепатита В (вакцину вводят в роддоме в первые 12 часов жизни ребёнка), АКДС, АДС-м, АД-м, вакцине против гемофильной инфекции, в некоторых вакцинах против гриппа и клещевого энцефалита.
Негативное воздействие соединений ртути на нервную систему в присутствии гидроокиси алюминия резко многократно усиливается, но, несмотря на это, они находятся вместе в составе таких вакцин, как против гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, в некоторые вакцинах против клещевого энцефалита.
Здоровье можно легко сохранить, отказавшись от прививок и лекарств
Таким образом, с вакцинами в организм человека попадают такие чуждые для него вещества, как соли алюминия, соли ртути, формальдегид, фенол, антибиотики (неомицин, канамицин), генно-модифицированные организмы, различные загрязняющие биологические вещества и чужеродные белки. К сожалению, природа не предусмотрела, что в человеческий организм будут попадать вещества, вообще для этого не предназначенные, да ещё парентеральным путём, то есть сразу в кровь, минуя все существующие защитные барьеры организма.
Мы посчитали, что таких веществ слишком много для создания у ребёнка здорового иммунитета к болезням и решили посмотреть, как будет реагировать иммунитет на прекращение поступления всех этих веществ в организм.
В детском возрасте большинство болезней переносятся достаточно легко, поэтому в досоветской России отводили детей в гости к больным детям, чтобы ребёнок заразился, переболел и приобрёл иммунитет как можно к большему количеству болезней, ведь естественное течение болезни создаёт в организме пожизненный иммунитет.
Младшей дочери на момент принятия этого решения было около 4 лет. Родители мы были послушные, выполняли все предписания врачей - основная часть прививочного календаря более или менее успешно была пройдена. Ну и ребёнок особо ничем не выделялся от своих сверстников - болел 4-6 раз в год. Ребёнок, который вообще не болеет, скорее всего, имеет слабый иммунный ответ, а значит, его поджидают худшие заболевания, чем насморк, поясняли врачи.
Чтобы усилить эффект нашего эксперимента, заодно мы ещё решили отказаться и от жаропонижающих средств, так как узнали, что температура является одним из самых действенных видов иммунного ответа организма на заболевание. Ведь, как оказалось, большинство возбудителей погибает при температуре 39 градусов! Начиная сбивать температуру жаропонижающими при 38,5°, как нам предписывают врачи, мы, по существу мешаем организму дать достойный иммунный ответ возбудителям. А сворачивание белка и крови происходит при температуре выше 42° и мало у кого организм может своими силами поднять такую температуру. Я не нашёл описаний подобных летальных случаев, а описаний выздоровлений после высокой температуры - много. Впоследствии мы и сами убедились в этом, когда после констатированного врачом гриппа, его вирус сгорел при температуре 40,5° за одну ночь, и наступило выздоровление.
Наш эксперимент по восстановлению собственного иммунитета ребёнка не был бы полным, если бы мы не решили постепенно отказаться и от таких чужеродных веществ для человека, как антибиотики. Ведь они в первую очередь нарушают состав микрофлоры кишечника, а ведь кишечник - самый большой орган, формирующий иммунитет. Именно в кишечнике находится лимфоидная ткань, которая служит источником 70% лимфоцитов, вырабатывающих антитела - иммуноглобулины.
1. от клеточных ядов и чуждых для организма веществ (пробы Манту, вакцинации);
2. от веществ, угнетающих иммунитет (антибиотики);
3. от веществ, непосредственно мешающих организму бороться с болезнями (жаропонижающие средства).
Вот, собственно и всё! Мы отказались только, на наш взгляд, от основных мешающих жизнедеятельности организма факторов. Повторюсь: не применялась никакая специальная диета, гимнастика, закаливание, иммуностимулирование и т.п.
В результате, мы увидели, что ребёнок начал всё меньше и меньше болеть. Это происходило приблизительно в течение 4-х лет. Контрольной группой в эксперименте выступали сначала дети в группе детского сада, а потом одноклассники, которые, в основном, продолжали болеть в обычном режиме и, считалось, что это нормально.
Но особенно разница стала заметна, когда по прошествии этих 4-х лет, наш ребёнок вообще перестал болеть и не болеет уже целых 3 года! Мы не считаем наш эксперимент законченным, он продолжается. Мы будем и дальше наблюдать ребёнка в динамике развития. Но даже и тот результат, который достигнут на сегодняшний момент, является очень красноречивым и показательным. Мы не считаем, что своими действиями мы обезопасили здоровье ребёнка. На наш взгляд, мы сняли только основные факторы негативного воздействия на иммунитет и организм ребёнка, но даже это дало такие убедительные результаты!
Мы считаем, что основной вред иммунитету наносится прививками с самого раннего детства по завершении прохождения прививочного календаря. В дальнейшем по жизни этот угнетённый уровень иммунитета только «поддерживается» такими вещами, как ревакцинации, пробы Манту, антибиотики, жаропонижающие, ионизирующие облучения, стрессы и т.п., не давая организму возможности его восстановить.
Из-за навязанных неправильных представлений о здоровье и профилактике заболеваний, родителям очень сложно вырвать ребёнка из этого порочного замкнутого круга. Но разве здоровье и успешность ребёнка в будущем - не веский повод разобраться и что-то поменять? Ведь нейротоксины сокращают потенциал мозга, и может случиться так, что ребёнок в будущем уже никогда не сможет достичь того уровня развития, который был возможен изначально.
Именно в руках родителей находится ключ благополучия их собственных детей, и я желаю всем родителям воспользоваться им во благо.
Александр Губенков, 2015 г
http://www.new-degree.ru/articles/pacifier
Будущая мама вместе с "детским приданым" обычно получает в подарок соску-пустышку, часто и не одну. Пустышка в народном сознании прочно ассоциируется с образом младенца; журналы для родителей переполнены рекламой сосок, где вопрос их нужности вообще не ставится под сомнение, маме только предлагается выбирать между разными "ортодонтическими" формами и ярким исполнением. К сожалению, некоторые специалисты по детскому здоровью тоже считают своим долгом посоветовать свежеиспеченной маме "хорошую пустышку, чтобы всем было лучше". Однако консультанты по грудному вскармливанию, увидев кроху с пустышкой, мысленно ставят красный флажок...
Почему же там, где многие специалисты заверяют: "Что вы, никакого вреда!", консультанты по грудному вскармливанию настораживаются? Для этого есть целый ряд очень серьезных причин, подкрепленных и множеством научных исследований, которые проводятся по всему миру, и консультантской практикой: ведь иметь дело с видимыми негативными последствиями использования сосок приходится именно консультантам, а не, например, медсестре в роддоме. Обо всем этом будет рассказано в статье, чтобы мама, думающая, стоит ли дать ребенку пустышку, полагалась не просто на чье-то мнение "это хорошо" или "это плохо", а на конкретные данные о рисках.
Пустышка сокращает грудное вскармливание
Теоретически это вполне логично и объяснимо: выработка молока зависит от того, как правильно, хорошо и часто малыш сосет материнскую грудь. Именно материнскую грудь, а не что-либо еще. Если ребенок должен сосать мамину грудь, а он сосет соску - это быстро повлечет за собой снижение выработки молока из-за уменьшения стимуляции груди. А затем соска и грудь могут начать плавно «меняться ролями»: в каких-то случаях и маме покажется проще дать пустышку, и ребенок предпочтет именно соску - а мама будет недоумевать, почему у нее стало меньше молока. Хотя, может быть, даже и не будет, если подарившие вначале соску родственники потом скажут, что «просто у нас порода немолочная»…
Поэтому-то и оказывается в десятках исследований по всему миру, что там, где присутствует соска, кормление грудью заканчивается значительно раньше, чем могло бы продолжаться без соски. В своих "Десяти шагах к успешному грудному вскармливанию" девятый шаг ВОЗ сформулировала как "не давать искусственных заменителей груди и сосок-пустышек детям на грудном вскармливании" (английский оригинал, русскоязычный вариант на сайте ВОЗ и в Национальном руководстве по неонатологии 2009) Для многих неочевидно: ВОЗ дает свои рекомендации не просто так, а только основываясь на достоверных данных научных исследований, и любая рекомендация имеет под собой научную базу. В частности, узнать, почему же ВОЗ предлагает не давать грудничкам сосок, можно в главе девятой объемного документа "Evidence for the ten steps to successful breastfeeding" К сожалению, в России подобные исследования практически не проводятся - это не та тема, которая интересует нашу исследовательскую медицину, и основной массив данных идет из-за рубежа. Ознакомиться с некоторыми из них можно под спойлером; если же вас не интересуют научные свидетельства, просто читайте дальше.
Делюсь тем, что с упорным трудом сама долго искала: Схема введения прикорма детям, находящимся на грудном и смешанном вскармливании (при суточной доле грудного молока не менее 50-70%). деткам на искусственном вскармливании тоже будет интересно.
1- 3 месяца
1. ИП - лежа на спине. Разгибание пальцев рук, 10 раз.
2. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, направлять кисть к плечу, 10 раз
3. Подъем и опускание прямой руки вверх и вниз до поверхности стола, 10 раз.
4. Скрещивание рук на груди, 10 раз.
5. Разгибание пальцев ног, 10 раз.
6. Сгибание и разгибание ног в коленном суставе, 10 раз каждой ногой.
7. Согнуть обе ноги, развести колени до поверхности стола, затем соединить колени и выпрямить ноги, 10 раз.
8. Покачивание в позе «эмбриона». Скрестить руки на груди, согнуть ноги, притянуть к рукам, приподнять голову и выполнить перекаты на спине вперед - назад, 10 раз.
9. Перевороты со спины на бок, затем на живот. Согнуть правую ногу в колене, завести за левую, стимулируя поворот ребенка вначале на левый бок, затем на живот. Повторить в каждую сторону 3 раза.
10. ИП - лежа на животе. Выкладывание на живот 20-30 сек., стимулируя подъем, удержание и повороты головы звуком. Повторять в течение дня несколько раз.
11. Сгибание - разгибание ног в коленных суставах. 10 раз каждой ногой.
12. Рефлекторное ползание на животе. Развести колени в стороны, соединить пятки. Свою ладонь приложить к стопам ребенка, стимулируя отталкивание. Повторить 3 раза.
13. ИП - лежа на боку. Разгибание позвоночника - рефлекторное упражнение. 2-3 раза на каждом боку. Провести вдоль позвоночника 2 пальцами снизу вверх.
14. Парение на животе. Приподнять ребенка, поддерживая его под грудь и живот.
15. «Ходьба» - рефлекторное упражнение. Поддерживая ребенка под мышки, стимулировать переступание ног ребенка по поверхности стола. 2-3 раза.
3- 4 месяца
1. И.п. лежа на животе Разгибание пальцев рук. 10 раз.
2. Скрещивание рук на груди, 10 раз.
3. "Бокс". Попеременное сгибание - разгибание рук в локтевом суставе. 8-10 раз.
4. Круговые движения прямыми руками. 10 раз в каждую сторону
5. Попеременное сгибание - разгибание ног (велосипед) 10 раз.
6. Скользящие шаги. Скользить стопами ребенка по поверхности стола 10 раз каждой ногой.
7. Согнуть ноги, развести колени в стороны, соединить стопы. Похлопывая стопами приподнимать ножки вверх. 5 раз.
8. Покачивание в позе "эмбриона". Скрестить руки на груди, согнуть ноги, притянуть к рукам, приподнять голову и выполнить перекаты на спине вперед - назад 10 раз.
9. Поворот на живот. Согнуть правую ногу в колене, завести за левую, стимулируя поворот ребенка. 2-3 раза в каждую сторону.
10. И.п. лежа на животе. Приподнимание ребенка за прямые руки невысоко над поверхностью стола. 6 - 8 раз.
11. Отведение согнутой в колене ноги в сторону (имитация ползания). 6-8 раз каждой ногой.
12. Парение на животе Приподнять ребенка, поддерживая его под грудь и живот и покачивать в разные стороны.
13 Парение на спине. Приподнять ребенка, поддерживая его под спину.
14 Упражнения на мяче. Положить ребенка животом на мяч поддерживая за прямые руки и ноги, покачивать на мяче вперед - назад, вправо - влево, по кругу. 4 - б раз в каждую сторону.
15. И.п. тоже. Придерживая ребенка за ноги, выпрямленные руки ребенка ставить на опору
1. И.п. лежа на животе Разгибание пальцев рук. 10 раз.
2. Скрещивание рук на груди, 10 раз.
3. "Бокс". Попеременное сгибание - разгибание рук в локтевом суставе. 8-10 раз.
4. Круговые движения прямыми руками. 10 раз в каждую сторону
5. Попеременное сгибание - разгибание ног (велосипед) 10 раз.
6. Скользящие шаги. Скользить стопами ребенка по поверхности стола 10 раз каждой ногой.
7. Согнуть ноги, развести колени в стороны, соединить стопы. Похлопывая стопами приподнимать ножки вверх. 5 раз.
8. Покачивание в позе "эмбриона". Скрестить руки на груди, согнуть ноги, притянуть к рукам, приподнять голову и выполнить перекаты на спине вперед - назад 10 раз.
9. Поворот на живот. Согнуть правую ногу в колене, завести за левую, стимулируя поворот ребенка. 2-3 раза в каждую сторону.
10. И.п. лежа на животе. Приподнимание ребенка за прямые руки невысоко над поверхностью стола. 6 - 8 раз.
11. Отведение согнутой в колене ноги в сторону (имитация ползания). 6-8 раз каждой ногой.
12. Парение на животе Приподнять ребенка, поддерживая его под грудь и живот и покачивать в разные стороны.
13 Парение на спине. Приподнять ребенка, поддерживая его под спину.
14 Упражнения на мяче. Положить ребенка животом на мяч поддерживая за прямые руки и ноги, покачивать на мяче вперед - назад, вправо - влево, по кругу. 4 - б раз в каждую сторону.
15. И.п. тоже. Придерживая ребенка за ноги, выпрямленные руки ребенка ставить на опору
1. И.п. лежа на животе Разгибание пальцев рук. 10 раз.
2. Скрещивание рук на груди, 10 раз.
3. "Бокс". Попеременное сгибание - разгибание рук в локтевом суставе. 8-10 раз.
4. Круговые движения прямыми руками. 10 раз в каждую сторону
5. Попеременное сгибание - разгибание ног (велосипед) 10 раз.
6. Скользящие шаги. Скользить стопами ребенка по поверхности стола 10 раз каждой ногой.
7. Согнуть ноги, развести колени в стороны, соединить стопы. Похлопывая стопами приподнимать ножки вверх. 5 раз.
8. Покачивание в позе "эмбриона". Скрестить руки на груди, согнуть ноги, притянуть к рукам, приподнять голову и выполнить перекаты на спине вперед - назад 10 раз.
9. Поворот на живот. Согнуть правую ногу в колене, завести за левую, стимулируя поворот ребенка. 2-3 раза в каждую сторону.
10. И.п. лежа на животе. Приподнимание ребенка за прямые руки невысоко над поверхностью стола. 6 - 8 раз.
11. Отведение согнутой в колене ноги в сторону (имитация ползания). 6-8 раз каждой ногой.
12. Парение на животе Приподнять ребенка, поддерживая его под грудь и живот и покачивать в разные стороны.
13 Парение на спине. Приподнять ребенка, поддерживая его под спину.
14 Упражнения на мяче. Положить ребенка животом на мяч поддерживая за прямые руки и ноги, покачивать на мяче вперед - назад, вправо - влево, по кругу. 4 - б раз в каждую сторону.
15. И.п. тоже. Придерживая ребенка за ноги, выпрямленные руки ребенка ставить на опору
6-9 месяцев
1.Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.
2. Упражнение для ног:
- одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;
- сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).
4. Массаж спины и ягодичной области:
- поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;
- растирание - по всей поверхности 2-3 раза;
- поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;
- разминание по всей поверхности спины 2-3 раза;
- стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.
5. Ползание на четвереньках.
6. Массаж живота:
- поглаживание, 2-3 раза;
- растирание подушечками пальцев, 2-3раза;
- пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;
- пощипывание вокруг пупка;
- поглаживание, 2-3 раза.
7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.
8. Круговые движения руками, 4-6 раз.
9. Массаж стоп.
10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.
11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.
12. Массаж груди:
- поглаживание, 2-3 раза;
- вибрационный массаж, 2-3 раза;
- поглаживание, 2-3 раза.
13. Присаживание на согнутые руки, 1-2 раза.
14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.
15. «Тачка» - ходьба на руках, при поддержке за ноги.
9мес- 1 год
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Ползание и ходьба на четвереньках за игрушкой.
7. «Тачка» - ходьба на руках, при поддержке за ноги.
8. Массаж живота.
9. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
10. Присаживание за отведенные в стороны руки, держась за кольца.
11. Из исходного положения сидя - повороты туловища вправо и влево за игрушкой.
12. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе.
13. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.
14. Упражнения для стоп:
а) катание палки (диаметр 2,5 см) подошвами ног.
б) ходьба по ребристой доске, по коврику, по камешкам, по гальке, по воде.
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Ползание и ходьба на четвереньках за игрушкой.
7. «Тачка» - ходьба на руках, при поддержке за ноги.
8. Массаж живота.
9. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
10. Присаживание за отведенные в стороны руки, держась за кольца.
11. Из исходного положения сидя - повороты туловища вправо и влево за игрушкой.
12. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе.
13. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.
14. Упражнения для стоп:
а) катание палки (диаметр 2,5 см) подошвами ног.
б) ходьба по ребристой доске, по коврику, по камешкам, по гальке, по воде.