Очень интересным занятием для молодых родителей является изучение анализов ребенка, с интерпретацией их согласно норм, данных в бланке. Уважаемые, это нормы, во-первых, для взрослых, а у детей нормальные показатели порой отличаются очень сильно. А во-вторых, напечатанные сто лет назад при царе Горохе и с тех пор бланки не редактировались. Поэтому, прежде чем тащить свое упирающееся чадо по всевозможным врачам, давайте разберемся, есть ли патология в анализах.
Благо, сейчас многие продвинутые больницы оборудовали современными анализаторами, которые все считают сами и выдают на бланке набор непонятных цифр, которые трудно шифровать обывателю, хотя прогрессивные родители, обложившись справочниками, все равно пытаются это сделать. Думаю, не стоит, для этого и есть врачи.
Итак сначала поговорим о моче. Моча является водным раствором электролитов и органических веществ. Основным компонентом мочи является вода (92-99 %), в которой растворено порядка тысячи различных компонентов, многие из которых до сих пор полностью не охарактеризованы. Ежедневно с мочой из организма удаляется примерно 50 - 70 сухих веществ, большую часть которых составляет мочевина и хлористый натрий. Состав мочи значительно варьируется даже у здоровых детей, поэтому анализ мочи осложняется и заставляет быть очень осторожными при интерпретации полученных результатов.
Суточный объем мочи и концентрация в ней тех или иных компонентов зависит от интенсивности гломерулярной (в клубочках почек) фильтрации, степени канальцевой реасорбции и/или экскреции.
Показания к назначению анализа мочи:
Заболевания мочевыделительной системы;
Скрининговое обследование при профосмотрах;
Оценка течения заболевания, контроль развития осложнений и эффективности проводимого лечения;
Лицам, перенесшим стрептококковую инфекцию (ангина, скарлатина) рекомендуется сдать анализ мочи через 1-2 недели после выздоровления.
Здоровым деткам рекомендуется выполнять этот анализ 1-2 раза в год.
Правила сбора мочи
Чтобы результаты анализа мочи оказались достоверными, необходимо правильно ее собрать. Для анализа подходит только утренняя моча.
Сначала готовим тару. Небольшую баночку с широким горлом чисто моем, высушиваем. Можно использовать и специальные мешочки-мочеприемники (одеваются на половые органы, приклеиваются, сверху одевают подгузник), они продаются в аптеке.
Половые органы ребенка должны быть чистыми, малыша при подготовке к сбору мочи нужно подмыть - не переусердствуйте, подмывайте, как вы обычно это делаете. Не используйте при этом ни марганцовку, ни настои трав, ни другие антисептики.
Достаточно трудно подловить момент мочеиспускания у ребенка до года, но многие родители знают признаки, по которым можно определить, что ребенок хочет писать - малыш беспокоится, кричит или, наоборот, замирает. Останется только поднести мочеприемник под струю. Предпочтительнее собрать среднюю порцию мочи.
Нельзя переливать мочу из горшка, как бы хорошо он не был вымыт, лучше вложите в горшок чистую тару для сбора мочи. Нельзя выжимать мочу из пеленки или подгузника, или даже стерильной марли - все это искажает результаты анализа.
Если ребенок ни в какую не хочет "сдавать мочу на анализ", стимулируйте его к мочеиспусканию поглаживанием живота по часовой стрелке, или шумом льющейся воды.
У детей старшего возраста мочу собирают так же, как и у взрослых: подмыться, собрать среднюю порцию мочи в чистую сухую посуду.
Расшифровка анализа мочи
При проведении общего анализа количество собранной утренней порции мочи практического значения не имеет (ну если вы конечно не 1 мл принесете). Нормальное количество мочи, выделяемое в течение суток, сильно зависит от возраста. Количество мочи, выделяемое в течение суток у детей, можно приблизительно вычислить по формуле:
600 + 100 (А - 1) = мл мочи за 24 часа, где А - число лет ребенка.
Диурез увеличивается при приеме больших количеств жидкости, потреблении продуктов, повышающих выделение мочи (дыня, арбуз), уменьшается при ограничении приема жидкости, усиленном потоотделении, рвоте, поносе и у недоношенных детей. Подозревать олигурию или анурию у новорожденных можно при наличии сухих пеленок в течение 12 - 18 часов.
Основные показатели, изучаемые в моче:
1. Прозрачность мочи определяется путем осмотра мочи в проходящем свете. Нормальная моча прозрачна. Мутной моча может быть при пиелонефрите или цистите при содержании в ней большого количества слизи, клеток, бактерий и/или солей.
2. Цвет мочи. В норме у детей младшего возраста моча соломенно-желтая. В старшем возрасте она становится янтарно-желтой. У детей с пиелонефритом моча может быть более интенсивно окрашена, поскольку при этом заболевании часто снижается объем мочи в связи с лихорадкой, рвотой, жидким стулом и усиленным потоотделением. Окраска мочи может изменяться при приеме некоторых лекарств и пищевых продуктов. Ревень обуславливает зеленоватый оттенок мочи. При приеме рибофлавина (витамин В2) моча приобретает интенсивно-желтый цвет. Моча темнеет при стоянии, если ребенок получает нитрофурановые препараты (фурагин, фурадонин и др.).
3. Реакция мочи. У здорового ребенка в норме реакция мочи слабо-кислая, и она может изменяться в зависимости от характера пищи. Щелочная реакция наблюдается при употреблении растительной пищи, а кислая - мясной. Способность ребенка выделять, как кислую, так и щелочную мочу может служить подтверждением нормальной работы его почек. Кислая моча (рН 5,5) часто наблюдается при острых заболеваниях различного происхождения, а нейтральная и щелочная (рН 5,5) при инфекции мочевых путей и почек вследствие разложения бактериями мочевины с образованием аммиака.
4. Относительная плотность (удельный вес). Удельный вес определяется содержанием в моче растворенных веществ, в первую очередь солей и мочевины. В обычных условиях относительная плотность мочи в течение дня изменяется от 1008 до 1025 в зависимости от характера пищи, объема выпитой и выделенной жидкости, возраста ребенка. Этот показатель характеризует работу почек по разведению и концентрации мочи. При хроническом пиелонефрите удельный вес мочи может оставаться низким и монотонным в течение суток, что будет свидетельствовать о нарушении работы почек.
5. Белок в моче (протеинурия). У здоровых детей белка в моче нет при определении его обычными методами. Чувствительные исследования показывают, что белок выделяется с мочой и в разовых порциях его концентрация не более 0,033 г/л. У ребенка с пиелонефритом белок может присутствовать в моче, что отражает повреждение ткани почек (почечная протеинурия). Белок может попадать в мочу со слизистых мочевых путей или влагалища - это внепочечная протеинурия.
6. Лейкоциты в моче (лейкоцитурия, пиурия или гной в моче). Гной в моче появляется из лопнувших маленьких гнойничков, образующихся в почке или мочевыводящих путях при воспалении. В основном он состоит из белых клеток крови - лейкоцитов. Лейкоциты "поедают" микробы (этот процесс называется фагоцитозом) и спасают человека. Повышение числа лейкоцитов в моче свидетельствует о воспалительном процессе в почках или мочевых путях. В моче здорового ребенка при рассмотрении ее в поле зрения микроскопа могут встречаться единичные лейкоциты.
Обнаружение в моче более 5-7 лейкоцитов у мальчиков и 8-10 у девочек, может говорить о воспалительном процессе в мочевыводящих путях и почках. Однако, лейкоциты могут попадать в мочу из наружных половых органов, что возможно у мальчиков при сужении и воспалении крайней плоти (фимоз с баланопоститом), а у девочек при воспалении наружных половых органов (вульвовагините). Воспаление наружных половых органов проявляется местным покраснением, белями и другими выделениями, пачкающими белье. Подозрение на этот процесс может разрешить врач при осмотре наружных половых органов. При необходимости, к обследованию мальчиков привлекается уролог (ликвидация фимоза), а девочек - гинеколог, который проводит не только осмотр, но и специальное исследование (мазок со слизистой влагалища) и лечение вульвовагинита. При длительной лейкоцитурии врач также исключает туберкулез почек и мочевыводящих путей.
7. Эритроциты (красные кровяные тельца). Эритроциты в моче здорового ребенка отсутствуют или обнаруживаются в единичном числе (1-2 в поле зрения микроскопа). При появлении в моче эритроцитов в количестве, превышающем норму, говорят о "гематурии" (кровь в моче). Термин "макрогематурия" используется в том случае, если кровь выделяется в таком количестве, что изменяется цвет мочи, она становится темно-красной, цвета "мясных помоев" или "крепкого кофе". При "микрогематурии" цвет мочи не изменяется, а эритроциты обнаруживают при исследовании мочи под микроскопом. Более 100 врожденных и приобретенных болезней могут вызывать гематурию. Пиелонефрит, цистит и рефлюкс входят в этот список. Родители могут помочь врачу в расшифровке причин, изменяющих цвет мочи, поскольку ее могут окрашивать некоторые пищевые растения (свекла, черника и др.) или лекарства.
8. Цилиндры в моче. Цилиндры - слепки почечных канальцев, основа которых свернувшийся белок, поэтому они появляются в моче с белком. Другим условием образования цилиндров является наличие кислой реакции мочи. В щелочной моче они не образуются или быстро растворяются.
9. Соли. По наличию солей в общем анализе мочи можно судить о ее коллоидном состоянии, кислотности и других свойствах. В зависимости от кислотности мочи в осадок могут выпадать различные соли: в кислой среде - мочевая кислота, соли мочевой кислоты и кальция фосфат, кальция сульфат, кальция оксалат; в щелочной моче - трипельфосфаты, мочекислый аммоний, аморфные фосфаты, кальция карбонат и кальция оксалат. Количество выделяемых солей можно определить только в суточной моче. Осадок мочевой кислоты наблюдается при избыточном употреблении мясной пищи, больших физических нагрузках, лихорадке, голодании или приеме гормонов (преднизолон).
Оксалаты присутствуют в моче у детей, употребляющих в пищу продукты с большим содержанием щавелевой кислоты - кофе, чай, орехи, клубнику, черную смородину, шпинат, ревень, салат. Кристаллы оксалатов могут появиться при длительном стоянии мочи. Трипельфосфаты и аморфные фосфаты часто обнаруживаются в осадке мочи при пиелонефрите и цистите. По этой причине наличие солей в моче не позволять делать вывод о нарушении солевого обмена.
Расшифровкой анализа мочи должен заниматься врач, а не родители.
общий анализ крови считается одним из самых доступных, простых и информативных методов исследования, которые применяются у детей в любого возраста, начиная с момента рождения. В медицинской терминологии это исследование называют клиническим анализом крови.
Подготовка к сдаче общего анализа крови
Особой подготовки к исследованию не требуется, однако есть одно условие: чтобы результат был достоверным, нужно сдавать кровь утром и натощак, желательно не принимать пищу в течение 8, а лучше 12 часов, а пить только воду. Бывают ситуации, особенно угрожающие жизни, при которых в течение дня нужно определять показатели крови несколько раз в день или в сутки. Это делается для наблюдения за динамикой состояния ребёнка и оценки эффективности лечения, при этом время приёма пищи не учитывается.
Если ребёнок очень маленький, взять у него кровь натощак трудно, поэтому это можно сделать через или полтора или два часа после еды.
Показания к общему анализу крови
Для назначения клинического анализа крови существует ряд показаний:
- появление у ребенка каких-либо, неподдающихся простому объяснению жалоб;
- затяжное течение на первый взгляд простых заболеваний;
- для оценки тяжести состояния больного ребёнка, а также эффективности действия назначенных для лечения препаратов;
- возникновение осложнений в течении заболеваний;
- профилактическое обследование здоровых детей 1 раз в год;
- периодическое обследование хронически-больных детей несколько раз в год(2 раза и более) в зависимости от того или иного заболевания;
Как у детей берут кровь для общего анализа
Забор крови для общего анализа крови производится из капиллярной крови (из мелких наружных сосудов) пальцев руки или ноги, у новорождённых детей иногда берут кровь из пятки.
Каплю крови капают на маленькое стёклышко и растирают другим стеклом, окрашивается специальным красителем. Получается мазок, который затем рассматривает лаборант под микроскопом и подсчитывает количество различных клеток крови на стекле.
Состав крови в норме
Кровь человека состоит из белой и красной крови. В общем анализе крови определяют такие показатели красной крови: эритроциты, гемоглобин, цветовой показатель, гематокрит. Из показателей белой крови определяют количество лейкоцитов. Существует несколько разновидностей лейкоцитарных клеток: нейтрофилы (палочкоядерные, сегментоядерные); эозинофилы, базофилы, лимфоциты, моноциты, плазматические клетки.
Кроме подсчёта количества различных клеток крови определяют их размеры, форму, зрелость эритроцитов, а также наличие различных частичек в них.
Тромбоциты - это клетки, которые отвечают за свёртываемость крови, их
количество также подсчитывается в общем анализе крови.
Важным показателем является скорость оседания эритроцитов (СОЭ) - это выпадение эритроцитов в осадок при нахождении крови в пробирке в течении часа.
Расшифровка общего анализа крови у детей
О каких изменениях в организме говорят показатели общего анализа крови
Элементы красной крови
Эритроциты
Эритроциты переносят кислород из лёгких к органам и тканям, а углекислый газ, наоборот, забирают из тканей и транспортируют обратно в лёгкие. Это часть процесса, который называется дыханием. Предшественником эритроцита является ретикулоцит. Они не имеют ядра, поэтому называются не клетки, а красные кровяные тельца. Красный цвет они приобретают вследствие входящего в их состав гемоглобина.
Норма эритроцитов у детей зависит от возраста, но не зависит от пола. Существуют такие пределы величин:
Пуповинная кровь - 3.9 до 5.5x10¹²/л
1й 3й день жизни - 4.0 до 6.6x10¹²/л
4й - 7й день от 4.0 до 6.6x10¹²/л
2я неделя жизни от 3.6 до 6.2x10¹²/л
В 1 месяц от 3.0 до 5.4x10¹²/л
В 2 месяца от 2.7 до 4.9x10¹²/л
В 7-11 месяцев от 3.1 до 4.5x10¹² /л
В 12 месяцев от 3.6 до 4.9x10¹² /л,
От 3 до 12 лет от 3.5 до 4.7x10¹² /л
От 17 до 19 лет 3.5 до 5.6x10¹² /л
Содержание эритроцитов в крови у детей старше 13 лет соответствует таковому у взрослых и составляет от 3.6 до 5.6x10¹² /л
Уменьшение этого показателя говорит о том, что у ребёнка имеет место анемия - патологическое состояние, которое неблагоприятно сказывается на работе организма, так как нарушается снабжение. Анемия возникает в результате многих причин. Она может быть связана как с первичным поражением системы крови, так и являться симптомом многих заболеваний.
Физиологическое (не патологическое) снижение количества эритроцитов бывает при обильном потреблении жидкости, это должно носить кратковременный характер.
Увеличение числа эритроцитов свидетельствует о наличии эритроцитоза (эритремии). Это довольно редкое явление. Оно может быть патологическим и физиологическим. Физиологический эритроцитоз бывает у людей, долго проживающих в горах, при длительных физических нагрузках у детей, занимающихся спортом.
Патологическая эритремия имеет место при:
- Заболеваниях крови
- Заболевания легких, снижающие насыщение крови кислородом
- Врожденных пороках сердца
- Выраженном обезвоживании (рвота, диарея)
- Снижение функции коры надпочечников
В некоторых случаях для диагностики заболеваний крови важно учитывать форму размер и насыщение эритроцита гемоглобином.
Изменения формы эритроцитов называется пойкилоцитозом и является признаками врожденных заболеваний (сфероцитоз, овалоцитоз, клетки в форме серпа, различные осколки вместо эритроцитов, мишенеподобные эритроциты), поражений печени, отравление свинцом и другими тяжёлыми металлами).
Изменение размеров эритроцитов называется анизоцитозом. Различают макроцитоз, микроцитоз и смешанный вариант. Эти изменения также свидетельствуют о наличии заболеваний крови и отравлении различными токсическими веществами.
Ретикулоциты - незрелые молодые эритроциты, которые могут находиться в периферической крови. Из общего числа эритроцитов в мазке крови их должно быть 0,2-1,2%. Это показатель нормальной работы костного мозга, продуцирующего новые клетки эритроцитов. Ретикулоцитоз (увеличение числа ретикулоцитов по отношению к общему количеству эритроцитов ) считается хорошим признаком если пациент лечится от анемии и, соответственно при затяжном течении заболевания прогностически неблагоприятным признаком является сохраняющийся, несмотря на проводимое лечение сниженный уровень ретикулоцитов в крови.
Гемоглобин крови
Поговорим о гемоглобине. Гемоглобин - это белковое вещество, которое составляет основную массу эритроцита. Функция его заключается в том, чтобы соединиться с кислородом, превратить его в активную форму, а затем отдать там, где он нужен, а именно тканям организма. Кроме этого, гемоглобин способен связать 15 % углекислого газа в тканях и отдать его в легких. Собственно говоря, в плане патологии всё сказанное об эритроцитах относится и к гемоглобину.
Норма гемоглобина в крови в зависимости от возраста ребёнка (грамм на литр)
Мальчики девочки
Новорожденные в возрасте 0,5 месяца 134-198
в возрасте 1 месяца 107-171
Дети 2 месяца 94-130
4 месяца 103-141
6 месяцев 111-141
9 месяцев 114-140
12 месяцев 113-141
Дети от 1 года до 2 лет 110-140
Дети от 2 до 5 лет 110-140
Дети от 5 до 9 лет 115-145
Дети от 9 до 12 лет 120-150
Подростки от 12 до 14 лет 120-160 115-150
Подростки от 15 до 17 лет 117-166 117-153
Подростки 18лет 132-173 117-155
По количеству гемоглобина в крови можно установить степень тяжести анемии.
Лёгкая степень: уровень показателя ниже нормы, но не менеее 90 гр/л
Средняя степень тяжести: от 70 до 69 гр/л
Тяжёлая: уровень гемоглобина должен быть не ниже 50 гр/л
Если цифры гемоглобина менее 50 гр/л - это крайне тяжёлая степень анемии и это состояние требует переливания крови. Содержание гемоглобина в крови человека менее 10% является смертельным.
Гематокрит в общем анализе крови
Кровь состоит из форменных элементов (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты) и плазмы (жидкости), в которой они находятся во взвешенном состоянии. Исходя из этого существует ещё один показатель, который также входит в перечень общего анализа крови - это гематокрит. Гематокрит показывает, какую часть от общего объёма крови занимают эритроциты. Он определяется по специальной шкале после центрифугирования и разделения крови на плазму и эритроциты. В норме у детей разный, что зависит от возраста:
мальчики девочки
Новорожденные 0,33 - 0,65
Дети 1 до 2 месяцев 0,28-0,42
2 до 4 месяцев 0,31-0,44
4 до 6 месяцев 0,31-0,41
6 до 12 месяцев 0,33-0,41
1 до 2 лет 0,32-0,40
3 до 5 лет 0,32-0,42
6 до 8 лет 0,33-0,41
9 до 11 лет 0,34-0,43
Подростки 12 до 14 лет 0,34-0,44
Подростки 15 до 17 лет 0,37-0,48 0,34-0,44
Исходя из определения, справедливо полагать, что значение гематокрита увеличивается в тех случаях, когда количество эритроцитов в крови становится высоким, а это такие состояния как:
- Эритроцитоз физиологического и патологического характера (причины были указаны выше);
- Почечные заболевания (опухоли, гидронефроз), так как в почках вырабатывается эритропоэтин, который стимулирует образование эритроцитов в костном мозге;
- Обезвоживание организма (при неукротимой рвоте, ожоговой болезни, скопление жидкости в полостях тела, диабете, заболеваниях, которые сопровождаются повышенной потливостью), за счёт уменьшения объёма плазмы циркулирующей крови.
- Злокачественные заболевания крови (лейкозы)
Соответственно значение гематокрита уменьшается при снижении количества эритроцитов в крови, что наблюдается при:
- анемии
- острой потере крови
- наводнении организма жидкостью, при внутривенном вливании (гипергидратации)
- увеличении количества белка в крови (гиперпротеинэмии)
Цветовой показатель
Цветовой показатель - это относительное насыщение эритроцита гемоглобином (среднее содержание гемоглобина в эритроците). Он высчитывается следующим образом: концентрация гемоглобина (гр/л) х3. Первые три цифры результата и будут выражать уровень цветового показателя. В норме у детей он изменяется в зависимости от возраста, поскольку в крови увеличивается уровень особого, взрослого гемоглобина А.
После 12 лет составляет 0,85-1,05,
С 1 года до 3х лет - 0,75-0,96,
с 4х лет 0,8-1,0
в 12 лет он приближается к взрослой норме - 0,85-1,05
Используется цветовой показатель для диагностики различных анемий.
0,8 и менее - гипохромная (увеличение цветового показателя)
0,85-1,0 - нормохромная
Более 1,0 - гиперхромная (уменьшение цветового показателя)
Гипохромия возникает вследствие уменьшения объема эритроцитов, или просто уменьшения количества гемоглобина в нормальном эритроците. Гипохромия всегда говорит о недостатке железа в организме. Это значит, что железо плохо усваивается костным мозгом и поэтому нарушен синтез гемоглобина, который состоит из железа и белка глобина.
Гиперхромия возникает вследствие увеличения объёма эритроцитов. Это характерный признак для анемии, вызванной недостатком витамина В12 и фолиевой кислоты. Нормохромные анемии встречаются при эндокринных заболеваниях, кровопотерях и
гемолизе (разрушении эритроцитов).
СОЭ в общем анализе крови
Что такое СОЭ? Это скорость оседания эритроцитов. Её определяют для того, чтобы определить динамику течения заболевания, а также выраженность воспалительного процесса, иногда помогает точно установить диагноз. Чем больше масса эритроцитов, тем выше СОЭ. Чем больше эритроцитов в крови (вязкость плазмы повышается), тем меньше СОЭ.
Чаще всего этот показатель увеличивается не сразу, а через 3-4 дня от начала заболевания. Бывает, максимальные цифры появляются в начале выздоровления.
СОЭ повышается при:
- воспалительных процессах
- интоксикациях
- хронических инфекциях
- злокачественных новообразованиях
- инфаркте миокарда
- после массивных кровопотерь
- болезни крови (лейкозы)
СОЭ снижается при:
- эритроцитозе
- заболеваниях печени и желчного пузыря (гепатиты, желчекаменная болезнь)
- гиперпротеинэмии
- употреблении некоторых веществ (салицилатов, хлорида натрия)
Тромбоциты в общем анализе крови
Тромбоци́ты - это кровяные пластинки, которые имеют вид мелких плоских бесцветных частичек, обломков гигантских клеток мегакариоцитов, образующихся в красном костном мозге. Существуют они 2-10 дней, разрушаются в печени и селезёнке. Тромбоциты, образуя сгусток, закрывают область повреждения в сосуде, тем самым, останавливая истечение крови. Ещё они выделяют факторы роста, которые способствуют восстановлению повреждённых тканей.
Норма тромбоцитов у детей:
Новорождённые 100-420*109/л
До года 150-350*109/л
Старше года и далее 180-320*109/л
У ребёнка может быть тромбоцитоз - увеличение тромбоцитов в крови, и тромбоцитопения - уменьшение тромбоцитов.
Тромбоцитопения возникает в результате аллергии на лекарства, может быть следствием заболеваний крови, вызвана инфекциями, интоксикациями, тиреотоксикозом (симптоматическая). Если мать больна тромбоцитопенией, то её антитела, проникая в кровь плода, разрушают его эритроциты.
К тромбоцитопении приводят некоторые вирусные и паразитарные инфекции (малярия, краснуха), этому способствует переливание крови с низким содержанием тромбоцитов.
Тромбоцитозы бывают первичные и вторичные. Первичный возникает вследствие нарушения развития стволовых клеток костного мозга,
которые продуцируют избыточное количество изменённых по строению и функции тромбоцитов. Это бывает при лейкозах.
Вторичный тромбоцитоз (реактивный) - причиной его является патологический процесс, при котором не нарушается их образование, форма и строение.Чаще всего тромбоцитоз возникает вследствие таких причин как:
- удаление селезёнки,
- серьёзные операции,
- анемия,
- внезапное кровотечение, ревматоидный артрит, колит,
- хронические инфекции лёгких,
- остеомиелит, амилоидоз, цирроз печени,
- злокачественные заболевания (особенно легких, поджелудочной железы, болезнь Ходжкина),
- прием лекарственных препаратов (винкристин, адреналин)
- переломы трубчатых костей скелета
Элементы белой крови
Лейкоциты в ощем анализе крови
Теперь ознакомимся с компонентами белой крови. Основой её являются лейкоциты. Лейкоциты в мазке крови выглядят как округлые клетки голубого или фиолетового цвета, имеющие ядро. Существует несколько разновидностей лейкоцитов, отличаются они между собой наличием или отсутствием зернистых частичек в цитоплазме(гранулоциты и агранулоциты) и формой ядра (палочкоядерные, сегментоядерные). Сначала считают общее количество всех лейкоцитов, а затем количество каждого вида клеток. Определение процентного содержания каждого вида лейкоцитов из общего числа называется лейкоцитарной формулой.
Лейкоцитоз - увеличение количества лейкоцитов в крови. Причин для этого на сегодняшний день известно много. Лейкоцитоз бывает у здоровых детей, при приёме пищи, при физической нагрузке, приёме ванны, перед менструацией у девочек. При этом изменения будут невыраженными и кратковременными.
Содержание лейкоцитов в крови у детей:
1 день 8,5-24,5
6 месяцев 5,5-12,5
12 месяцев 6-12
С 1 года до 6 лет 5-12
С 7 до 12 лет 4,5-10
С 13 до 18 лет 4,3-9,5
Но в основном лейкоцитоз встречается при патологии:
- воспалительные, гнойные и инфекционные заболевания. Степень увеличения показателя зависит от тяжести процесса. Если в острой стадии болезни лейкоцитоз отсутствует, это считается неблагоприятным признаком.
- инфаркты различных органов (селезёнки, почек, миокарда, лёгких)
- злокачественные новообразования и болезни крови
- ожоговой болезни
- кровопотери
- комы диабетической
- почечной недостаточности
- после удаления селезёнки
Лейкопения - это уменьшение числа лейкоцитов в периферической крови. Причины, которые вызывают это явление:
- некоторые инфекционные заболевания (брюшной тиф, малярия, грипп, бруцеллёз, корь, краснуха, вирусный гепатит в острой фазе)
- эндокринные заболевания (акромегалия, заболевания щитовидной железы)
- заболевания селезёнки
- при заболеваниях, связанных со снижением или отсутствием выработки лейкоцитов в костном мозге
- при отравлении бензолом, а также приеме лекарственных препаратов (нестероидные противовоспалительные, сульфаниламиды и цитостатики)
- после лучевого воздействия
Разновидности лейкоцитов:
- гранулоциты - в цитоплазме содержат гранулы с ферментами, которые растворяют инфекционные агенты. Это нейтрофилы, базофилы, эозинофилы
- агранулоциты - не содержат гранул. Это лимфоциты, моноциты
Нейтрофилы выполняют в организме защитную функцию - поглощают и переваривают чужеродные тела. Основная их часть находится в костном мозге, а в крови только 1%. Есть они и в тканях. В общем анализе крови они выражаются в процентах. Если количество нейтрофилов уменьшается, говорят о нейтропении, если повышается - это нейтрофилёз.
Норма нейтофилов в крови у детей(%):
До года 15-45
12 месяцев 30-50
7лет 35-55
12 лет 40-65
Причины нейтрофилёза:
- у здоровых детей может быть после еды, после физической нагрузки, после стресса
- воспалительная реакция в организме бактериального, паразитарного, грибкового происхождения
- онкологические заболевания крови
- состояние после удаления селезёнки, кровопотери, обширные ожоги, электротравмы
- приём некоторых препаратов (глюккокортикоиды, адреналин)
- укусы насекомых
При серьёзном, генерализованном, особенно гнойном воспалении происходит выход в кровь молодых форм нейтрофилов (миелоцитов, промиелоцитов, юных), так называемый сдвиг формулы влево. Нейтрофилёз с высоким лейкоцитозом называется лейкемоидной реакцией. Характерен для болезней крови.
Когда происходит уменьшение количества нейтрофилов в крови, говорят о нейтропении. Она встречается при:
- инфекциях вирусного происхождения (грипп, краснуха, корь, цитомегаловирусная инфекция, ВИЧ, гепатит вирусный)
- нескольких инфекциях бактериального происхождения (брюшной тиф, паратиф, бруцеллёз, сыпной тиф)
- инфекциях, вызванных простейшими (малярия, токсоплазмоз)
- воспалительных заболеваниях генерализованного характера, когда происходит истощение костного мозга
- как побочное действие некоторых препаратов(цитостатики, антитиреоидные, антибиотики, противосудорожные, сульфаниламиды)
- системной красной волчанке, когда нейтрофилы разрушаются собственными антителами организма
- радиационном облучении
- несбалансированном питании (дефицит витаминов В12 и фолиевой кислоты)
- крайней недостаточности массы тела истощении
- врождённой недостаточности костного мозга с нарушением или отсутствием выработки нейтрофилов
Базофилы - это клетки крови гранулоцитарного типа Они так же как и все лейкоциты участвуют в воспалительной реакции и в иммунном ответе организма на чужеродные агенты.
Нормальные величины содержания базофилов в крови у детей(%):
при рождении 0
1 месяц 0,5
1 год 0,5
12 лет 0,7
Причины базофилии (увеличения в крови).
- лейкоз
- хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, язвенный колит.
- снижении функции щитовидной железы
- хронический синусит
- аллергические реакции
- анемии, связанные с разрушением эритроцитов в крови
- приём антитиреоидных препаратов
- воздействие излучения
Базофилопения - снижение базофилов в крови. Причины базофилопении:
- острые инфекции
- усиление функции щитовидной железы
- стресс
- прием кортикостероидов
- болезнь Кушинга
Следующие клетки, которые определяются при общем анализе крови у детей, это эозинофилы.
Эозинофилы - клетки гранулоцитарного ряда. Но они не содержат веществ, которые растворяют чужеродные тела. Эозинофилы являются клетками, поглощающими имунные комплексы. Количество эозинофилов у детей одинаково в любом возрасте и колеблется в пределах 1-5%.
Повышение эозинофилов в крови (эозинофилия) возникает:
- При заболеваниях аллергического происхождения :бронхиальная астма, крапивница, сенная лихорадка, ангионевротический отек, сывороточная болезнь, лекарственная болезнь
- При паразитарных заболеваниях: трихинеллез, эхинококкоз, описторхоз, аскаридоз, дифиллоботриоз, лямблиоз, малярия
- При заболеваниях, связанных с аутоиммунными процессами: узелковый периартериит, -ревматоидный артрит, склеродермия, системная красная волчанка
- При некоторых кожных заболеваниях: дерматит, экзема, пузырчатка, кожный лишай
- Заболеваниях крови опухолевого происхождения
Эозинопения - снижение количества или отсутствие эозинофилов в крови, возникает при:
- острой бактериальной инфекции
- при приёме глюкокортикоидов
- при стрессе
Моноциты - клетки белой крови, которые не содержат гранул, имеют большие размеры. Их основная функция поглощать и растворять вредные микроорганизмы. Повышенное количество их в крови говорит о наличии в организме вирусной инфекции: (инфекционный мононуклеоз), токсоплазмоза, малярии, сифилиса, бруцеллеза; высокие моноциты в крови являются одним из признаков тяжело протекающих инфекционных процессов - туберкулеза, заболеваний сердца, некоторых форм лейкозов, а также злокачественных заболеваний лимфатической системы.
Норма моноцитов 2-11% у детей до 12 лет, с 12 до 18 лет норма их в крови составляет 3-12%.
Моноцитопения - это снижение или отсутствие эозинофилов в крови. Возникает при снижении функции костного мозга, возникающего при лейкозах, лучевой болезни.
Лимфоциты - это главные клетки иммунной системы. Они вырабатывают защитные антитела и способны уничтожать клетки организма, потерявшие или изменившие свои свойства. Для детей нормы лейкоцитов такие(%):
12 месяцев 50
4 года 50
6 лет 42
10 лет 38
18 лет 25-35
Причины лимфоцитоза (увеличения количества):
- различные инфекции (коклюш, эпидемический паротит, корь, ветряная оспа, малярия,
- лейшманиоз, токсоплазмоз, возвратный тиф, инфекционный мононуклеоз, вирусный гепатит, хронический туберкулез, вторичный сифилис);
- период выздоровления после острых инфекций (постинфекционный лимфоцитоз);
- гиперчувствительность, вызванная лекарственными препаратами;
- бронхиальная астма, гиперплазия тимуса, сывороточная болезнь;
- болезнь Крона, язвенный колит, заболевания сосудов и нервные заболевания;
- голодание, В12-дефицитная анемия, состояние после удаления селезёнки;
- эндокринные заболевания;
- лейкозы;
Причины лимфоцитопении (снижение количества лимфоцитов):
- лимфогранулематоз
- воспалительно-гнойные заболевания
- повышенная функция надпочечников
- длительное лечение глюкокортикоидами
- ВИЧ, грипп
- аутоимунные заболевания
- сопровождает ожоги, операции, травмы
- воспаление поджелулочной железы
- врождённые иммунодефициты
Однако, не следует думать, что сдав кровь на анализ, можно сразу установить диагноз и назначить правильное лечение. Иногда это получается, но важно помнить, что изменения в крови говорят всего лишь о том, что в организме происходит определённый патологический процесс, происхождение и причину которого, как правило, легко понять, если сопоставить симптомы болезни, давность их, наличие подобных заболеваний в семье, факторы, которые могли способствовать появлению заболевания и, если нужно, данные других методов исследования. Врач, расшифровывая результаты клинического анализа крови, осуществляет сложную мыслительную работу, результатом которой и будет постановка диагноза и назначение соответствующего лечения.
В то же время, нужно отметить, что небольшие отклонения от нормы некоторых показателей в общем анализе крови ещё не говорят о наличии какого-то заболевания или состояния, в каждом конкретном случае это решается индивидуально после осмотра врачом.
В нашем организме каждый орган очень важен. Без рук, без ног очень тяжело жить, без сердца вообще невозможно. А кто же всем нашим организмом руководит? Конечно же, голова. Знаете поговорку: «Хлеб всему голова»? Из этой поговорки видно, что голова главней всего.
В голове располагается мозг, который и отвечает за работу всего нашего организма. Если появляются какие-нибудь изменения в головном мозге - это сразу же отражается на деятельности всего организма. Регуляция организма происходит при помощи нервных импульсов (нервные окончания головного мозга) и при помощи специальных химических веществ (гипофиз) - гуморальная регуляция.
Голова ребенка состоит из двух частей: лицевой и мозговой части. В более старшем возрасте, когда голова перестает расти, кости черепа плотно сращены друг с другом и неподвижны. В противовес этому, кости черепа новорожденного ребенка очень подвижны и могут двигаться не только относительно друг друга, но и заходить краем одной кости на другую. Место соединения двух костей называется шов, пространство между тремя костями называется родничок. У новорожденных детей можно определить 6 родничков. Постепенно, в течение жизни, эти роднички закрываются. Закрытие родничков имеет свои сроки, каждый из них должен быть закрыт до определенного момента жизни.
Многие животные уже через несколько часов после появления на свет способны самостоятельно передвигаться и даже искать себе пищу. Наши же дети остаются совершенно беспомощными многие месяцы. Почему так происходит? Все очень просто: человек - животное высокоорганизованное, социальное. Это значит, что человеческий организм в процессе жизни учится выполнять большой объем различных видов деятельности: говорить, добывать пищу, ходить и многое другое. Получить все эти знания одномоментно невозможно, поэтому человек учится на примере других людей, как выжить в этом мире (социальный фактор). Кроме социальных навыков, получаемых ребенком в процессе жизни, существуют еще и врожденная память, опыт предыдущих поколений. Такая память оберегает нас от гибели (инстинкт самосохранения). Мы инстинктивно боимся огня, змей и ярко-красных насекомых, хотя нас до этого никто никогда не кусал. Помимо инстинкта самосохранения ребенок наследует от предков и другие рефлексы и инстинкты. Так, новорожденные дети обладают поисковым рефлексом, они инстинктивно ищут питание. Если новорожденного ребенка положить на живот мамы, он самостоятельно доползет до груди и начнет сосать молоко.
Почему же нам не родиться, уже умея ходить и говорить? Все просто: для этого ребенок слишком долго должен находиться в утробе матери. Если ребенок слишком долго будет развиваться в матке у матери, его кости затвердеют, а кости черепа потеряют свою подвижность. В этом случае череп ребенка теряет способность к изменению объема, что затрудняет прохождение головы через таз женщины, кости которого плотно сращены и не двигаются.
После рождения ребенок начинает интенсивно развиваться. При этом врачи выделяют физическое и психическое развитие.
Размер и окружность головы ребенка
Норма
Под физическим развитием понимают интенсивность нарастания роста, веса ребенка, окружности головы и груди. Оценку этих показателей производят в комплексе. Окружность головы при рождении ребенка колеблется в пределах от 29 до 34 см. Размеры головы при различных врожденных патологиях могут изменяться как в меньшую, так и в большую сторону. При таких состояниях как микроцефалия (маленькая голова), хроническая внутриутробная гипоксия плода (снижение поступление кислорода через плаценту в период беременности), хроническая никотиновая интоксикация (состояния, когда мама во время беременности слишком много курила) наблюдается уменьшение размеров головы.
Крайней степенью таких состояний является анэнцефолия (отсутствие головы). Оно может наблюдаться у плода при наследственных патологиях, вирусных инфекциях (краснуха, ветряная оспа) при беременности. Для выявления подобных состояний, необходимо проведение ультразвукового исследования плода на ранних стадиях его развития.
При эндокринных нарушениях со стороны матери (сахарный диабет, гипертиреоз), наблюдаются изменения размеров головы в сторону увеличения. Увеличение размеров головы затрудняет роды через естественные пути, так как головка ребенка не может пройти через таз женщины. В таких случаях производят операцию кесарево сечение.
На первом году жизни размеры головы достаточно интенсивно увеличиваются. Ни в одном другом периоде жизни ребенка не наблюдается такого быстрого изменения показателей роста, веса, объемов головы и груди. В первые шесть месяцев размеры головы увеличиваются в среднем на 1,5 см, после шести месяцев - на 0,5 см ежемесячно. Интенсивность изменения размеров головы может варьировать в разные месяцы у разных детей. Это могут быть как физиологические изменения, так и патологические.
При физиологических изменениях интенсивности роста головы объем головы остается в пределах центильных значений. Центильные таблицы - это усредненное значение показателей физического развития детей в разные периоды жизни.
При осмотре ребенка в поликлинике врач педиатр оценивает не только то, насколько у ребенка увеличились размеры головы, но и соответствуют ли эти размеры возрастной норме. Если ребенок рождается с большим объемом головы, то в процессе развития у него может наблюдаться менее интенсивный прирост размеров головы. Если же у ребенка малые размеры головы, то прирост объемов головы у таких детей будет более интенсивный. В норме к году все дети выравниваются, и размеры головы равняются порядка 44 см.
Но только по размеру головы сказать ничего нельзя, важно соотношение размера головы и груди. При патологических изменениях интенсивности роста окружности головы могут наблюдаться как патологическое ускорение увеличения объемов головы по сравнению с объемом груди, так и патологическое замедление.
Большая голова у ребенка
Увеличение интенсивности роста окружности головы очень часто наблюдается при таком состоянии, какгидроцефалия. Это состояние может развиваться у недоношенных детей, детей рожденных в асфиксии, детей с внутриутробной гипоксией. В этом случае происходит поражение головного мозга, и в черепной коробке начинает скапливаться жидкость. Накопление жидкости ведет к увеличению объемов внутричерепной коробки и, как следствие, увеличение размеров головы ребенка. Роднички ребенка плохо зарастают, могут выбухать, пульсировать, особенно при крике ребенка. Так как отек локализуется в головном мозге, то у ребенка мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Еще одним из признаков гидроцефалии ребенка является увеличение объемов головы в отношении к объему груди. В норме интенсивность увеличения объема груди превышает интенсивность прироста объемов головы. При гидроцефалии объемы головы могут быть равными или больше объемов груди. Для уточнения диагноза необходимо провести ультразвуковое исследование головного мозга, на котором выявляют скопление жидкости в головном мозге, увеличение камер головного мозга. Дети с таким состоянием должны наблюдаться у невролога. Им назначают диуретические препараты (фурасемид) и препараты для улучшения питания головного мозга (пирацетам, ноотропил). Детям рекомендуется общий массаж. После проведенного лечения дети развиваются так же, как и их сверстники, отдаленных последствий не наблюдается. При отсутствии лечения дети отстают от своих сверстников в психическом развитии, поздно начинают говорить, сидеть, ходить.
Маленькая голова у ребенка
Уменьшение интенсивности роста головы чаще всего наблюдается при генетических заболеваниях. Помимо отставания роста головы у таких детей могут наблюдаться и другие врожденные пороки развития: расщелина верхней губы, твердого неба, мягкого неба, сросшиеся пальцы рук или ног, шестипалость кистей или стоп и другие. При таких состояниях обязательна консультация генетика. Лечение проводится в соответствии с выявленными врожденными аномалиями. Прогноз не всегда благоприятный и зависит от степени поражения головного мозга.
Оценка зрелости головного мозга
Помимо физического развития на приеме доктор оценивает еще и психическое развитие ребенка. Психическое развитие ребенка характеризует зрелость головного мозга ребенка и приспособленность ребенка к жизни в окружающей среде. Определенные признаки должны появляться или исчезать у ребенка к конкретным срокам. Если признак не появился или не исчез, то это говорит о незрелости головного мозга.
Так ребенок должен к месяцу улыбаться, к двум - хорошо удерживать голову в положении на животе, а к шести месяцам у ребенка должны полностью исчезнуть врожденные рефлексы (автоматическая ходьба, оральный автоматизм и другие).
При отставании ребенка в психическом развитии необходимо исключить заболевания головного мозга. Для этого необходима консультация невролога и ультразвуковое исследование головного мозга. Для лечения детей с отставанием в психическом развитии, необходимо проводить лечение состояния, вызвавшего поражение головного мозга. Очень важно применение препаратов, улучшающих питание головного мозга (пирацетам, ноотропил). В тяжелых случаях, когда затруднительно поставить диагноз, необходима так же консультация генетика, так как такое состояние очень часто сопровождает наследственные заболевания.
Форма головы у детей
Помимо изменений размеров головы могут наблюдаться изменения ее формы. Очень часто при рахите происходит уплощение головы или односторонняя ее деформация (на стороне, где ребенок больше всего лежит). При этом состоянии происходит вымывание кальция из костей, они размягчаются и легче поддаются деформации. В этом случае необходимо применять витамин Д3 в лечебной дозе (1500-3000 МЕ). Для профилактики рахита ребенку необходимо ежедневно давать витамин Д3 в профилактической дозе (500 МЕ) до двух лет, исключая летние месяцы (июнь, июль и август).
Голова ребенка потеет
Очень часто при эндокринных заболеваниях, особенно при поражении щитовидной железы, у детей может наблюдаться повышенная потливость головы. В этом случае необходимо обратиться на консультацию к эндокринологу, сдать анализ крови на гормоны щитовидной железы. Потливость может наблюдаться и при описанном выше недостатке витамина Д.
Корочки на голове у ребенка
При рождении на коже ребенка остаются различные вещества, помогавшие ребенку развиваться внутри матки. Из-за этого на коже головы может образовываться корочка. Эта корочка может быть как в виде отдельных небольших образований, так и полностью покрывать всю голову. Данное состояние не является патологией и не требует специального лечения. Единственное что необходимо ребенку - это гигиенический уход за кожей головы. Все корочки необходимо смазать вазелиновым маслом, которое их размягчает, а затем аккуратно снять ватным тампоном. Эту операцию необходимо проводить ежедневно на протяжении 5-7 дней.
Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.
Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!
Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.
Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.
Тест с пуговицей
Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.
Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)
Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».
Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.
Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.
Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.
Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.
Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»
Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.
В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.
- Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.
Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.
- Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.
Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.
В правой ложка, в левой хлеб!
На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.
Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.
Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.
Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.
Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!
Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.
Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.
Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.
Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.
А чего ему категорически нельзя, так это рыбного бульона. Как, впрочем и мясного, и куриного.
Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.
Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.
Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.
Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.
К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.
Прогулки вообще и прогулка сегодня
Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.
У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.
Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,
Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...
К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.
Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!
Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.
Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.
Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.
Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?
В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.
Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.
Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в'округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.
Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!
Что умеет ребенок в 8 месяцев
В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.
На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.
Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.
Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.
Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.
Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.
К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.
Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.
Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.
Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.
Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.
Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.
Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.
В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.
На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.
Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.
За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.
Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.
Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.
Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.
Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.
Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.
Что умеет ребенок в 9 месяцев
превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка
Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!
Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.
Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?
Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?
Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...
Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.
Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.
Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.
Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!
В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...
Рост и вес ребенка в 8 месяцев
За восьмой месяц ребенок набирает в среднем 550 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес восьмимесячного ребенка около 8100 - 8500 г, а рост - 69-74 см.
Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек).
Что умеет ребенок в 8 месяцев
- лепечет так, как будто говорит;
- понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
- играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует;
- испытывает сильный страх при расставании с матерью;
- четко делит людей на «своих» и «чужих»;
- пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки );
- самостоятельно встает и ходит у опоры;
- самостоятельно сидит;
- начинает активно ползать;
- может откусывать мягкую пищу и жевать;
- переходит с пюре на измельченную пищу;
- спокойно воспринимает высаживание на горшок.
Тест развития 8-месячного ребенка
1. К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигаться с места - откатиться, отодвинуться и т.д. Может сам садиться, лодиться, вставать, переступать у опоры.
2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку.
3. Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом - на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.
4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.
5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.
6. На глазах у ребенка вы отбираете у него игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку.
7. Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками.
8. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографии.
9. Долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).
10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора
Сколько ест ребенок в 8 месяцев
5 кормлений через 4 часа. Первое и последнее - грудное молоко или молочная смесь. К третьему кормлению, примерно в 14 часов, можно добавить овощное пюре или растертое мясное пюре из постной свинины, говядины, начиная с чайной ложки до 50 г (вместе с молоком и овощным пюре - 220-250 г). Желток давать с кашей.
Сколько спит ребенок в 8 месяцев
Детям от 6 до 9 месяцев необходимо около 14-15 часов сна в сутки, причем они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше семи часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно снова заснуть - прекрасный признак. Это значит, что у вас растет отличный соня.
Он, вероятно, засыпает на пару полуторачасовых или двухчасовых дневных снов, один раз утром и один днем. Помните: постоянный режим дневного и ночного сна помогают регулировать навыки сна. Норма - 10-11 часов сна ночью и 3 раза по 1,5 -2 часа днем.
Режим и распорядок дня ребенка в 8 месяцев
Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном.
Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.
Здоровье ребенка в 8 месяцев
Развивающие занятия и игры для 8-месячного ребенка