Поражает как за 7 неполных месяцев Мирон и Алиса превратились из бессознательных существ в людей самостоятельно передвигающихся и говорящих на «своем» языке, со своими предпочтениями даже. И вот сам процесс развития проистекает у них, естественно, не одинаково.
Мне как маме разнополых детей приоткрылась завеса тайны. Прежде всего, мне стало чуть более понятно поведение Мирона.
Алиса всегда ориентирована на установление контакта между нами, она смотрит в лицо, улыбается, когда понимает, что обращаются к ней. Ее поведение более наглядно и понятно, ведь наш-то с ней мозг устроен одинаково.
А вот Мирон весь поглощен поисковой деятельностью и захватом окружающего пространства, его больше чем Алису занимают окружающие предметы и игрушки, ему важно добраться до них поскорее и все покрушить.
В этой связи я, невольно, начинаю сравнивать детей между собой, что в корни не правильно. Понять, почему один уже, а второй еще нет, помогли тиранозавры детского развития Еремеева и Хризман в книге «Мальчики и девочки - два разных мира».
То, что у мальчиков и девочек мозг развивается по-разному ни для кого не секрет. Описывать все тонкости устройства внутренних процессов, не буду, основное, что я усвоила - это то, что нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки.
Девочки рождаются более зрелыми (примерно на 3-4 недели), начинают раньше говорить, на 2-3 месяца раньше ходить, в дошкольном возрасте девочки часто физически сильнее мальчиков. В начальных классах они превосходят мальчиков в беглости речи, правописании, скорости чтения.
Девочки по природе ориентированы на отношения между людьми, они всегда смотрят в лицо. Девочки полнее и лучше выражают свои эмоции в устной форме - это более наглядно и доступно для понимания взрослого. Отсюда у учителей в школе контакт с девочками налажен намного лучше чем с мальчиками, учителя ориентируются на девочек, забывая о мальчиках, у которых пик активности приходится на середину урока, когда девочки уже устают. Девочки любят типовые задачи и шаблоны, любят правила, любят им следовать. И в отработке понятной им схемы могут достичь совершенства. Девочки обладают высокой адаптивностью.
Мальчики начинают говорить на 4-6 месяцев позже девочек. Мальчиков чаще ругают, реже берут на руки. Связано это с тем, что мальчику для нормального психического развития требуется большое пространство: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Это раздражает взрослых. А мальчики от природы предрасположены к поисковому поведению, это для них жизненно важно. Они нестандартно и интересно мыслят, но молчат. И нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет. Мальчики окружены женщинами дома и в школе, которые не способны по природе своей «понять» их, поэтому среди трудновоспитуемых детей подавляющее большинство мальчики. Они чрезвычайно плохо адаптируются, поэтому стремятся выйти из-под контроля взрослых.
И все эти различия определены природой лишь с одной целью: обеспечить выживаемость нашему виду. Так женский пол для природы более «ценен», ведь количество потомков зависит от числа детей, которое способна принести женская часть популяции. Это значит, что гибель большого числа самцов слабо отразится на числе потомства, ведь один самец может оплодотворить множество самок. Поэтому природа отрабатывает на мужских особях все эволюционные «новинки», закрепляя наиболее полезные.