Про гардероб в детский сад
Много постов сейчас на эту тему. Поэтому решила и тут выложить свою статью-консультацию по подготовке гардероба в садик. Вся информация основана на опыте работы с младшими группами, а так же собственных детей:)
____________________________________
Грамотно составленный гардероб малыша как одно из средств по облегчению адаптации к детскому саду. Рекомендации в этой статье даны преимущественно для родителей, которые собирают своего ребенка в детский сад в группу раннего возраста. Но и актуально для родителей детей старшего возраста.
Ваш малыш вырос и на руках долгожданная путевка в детский сад? Вы не знаете с чего начать в подготовке одежды и обуви? Зачастую, вопросы о выборе одежды кажутся родителям маловажными, ведь сейчас рынок в изобилии наполнен разнообразной одеждой и обувью на любой вкус и кошелек. И совершенно не обязательно включаться на поиски каких-то определенных вещей. Однако в итоге, все чаще воспитатели младших групп сталкиваются с проблемой, когда ребенок приходит в детский сад плохо подготовленный, или одетый так, что все будни в стенах дошкольного учреждения для него превращаются в мучения.
Давайте в первую очередь обговорим, почему так важно грамотно составить садовский гардероб для ребенка.
Начиная с рождения, вы заботились о своем малыше, выбирая самое лучшее и красивое. Вы одевали ребенка самостоятельно, заботливо застегивали пуговки, завязывали бантики и особо не задумывались над тем, что скоро малышу нужно будет самому учиться себя одевать. А ведь этот навык самый значимый для каждого начинающего детсадовца.
Родители, которые заблаговременно позаботились о том, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно, гораздо лучше понимают тот факт, что одежда должна соответствовать этапу развития мелкой моторики ребенка. Почему? Потому что ребенок будет находиться без своих главных помощников: мамы и папы. Единственные взрослые, которые будут ему помогать одеваться - это воспитатели. Но у мамы и папы он один, а у воспитателя таких как он - 20, а то и больше детей, которым всем нужно помочь. Поэтому главная задача родителей - это предугадать все возможные ситуации и помочь малышу и воспитателю преодолеть любые трудности и неожиданности, которые могут возникнуть в новом для него месте.
Итак! К каким же главным критериям следует прислушаться, покупая ребенку одежду в детский сад?
1. Одежда должна быть максимально удобной для самостоятельного одевания\раздевания малышом. Это самый первый и самый важный критерий! Поэтому рассмотрим его подробно.
Режимные моменты в группе, такие как поход в туалет, на прогулку, укладывание на сон и просыпание, переодевание на физкультуру, не обходят ни одного ребенка стороной. А значит кроха обязательно будет сталкиваться с этим постоянно. И чем проще будет одежда, тем лучше ребенок усвоит навык переодевания, и тем увереннее он будет чувствовать себя в стенах ДОУ.
У детей раннего возраста (2-3 года) мелкая и крупная моторика рук только на стадии развития, поэтому им подчас просто не по силам зашнуровать шнурки, застегнуть пуговицу или заклепку, вдевать пояс в штаны и т. д. Пожалуйста, учитывайте это!
Покупаете кофточки? Ищите без пуговиц и завязок. Выбираете юбку или шорты? Так пусть они будут без молний и пуговиц. Дети младших групп учатся одеваться самостоятельно. Каждый раз при походе в туалет они снимают и одевают трусики, колготки, шорты, юбки. Гораздо проще ребенку справиться с обычными шортиками или юбкой на резинке, чем пытаться отыскать пуговицу, и тем более, растегнуть\застегнуть ее. Конечно, задача воспитателей помочь ребенку, и они обязательно делают это. Но в силу загруженности, воспитатель не всегда может быстро прийти на помощь к такому ребенку, и малышу приходится стоять и ждать помощи. А это в свою очередь может спровоцировать внутренние комплексы у ребенка: «Я беспомощный! » «Я ничего не могу сам! ».
Кроме того, выбирая легкую и простую одежду ребенку, вы экономите время воспитателей, которые они могут потратить на что-то более интересное для ваших детей.
2. Одежда должна быть комфортной. Детские кофты, штанишки, юбочки и т. д. не должны стеснять движений. Но при этом одежда не должна быть слишком свободной (на несколько размеров больше), чтобы малыш в ней не запутался. Узкие обтягивающие юбки, джинсы, штаны не только тяжело одевать и снимать, но в них еще тяжело двигаться. А ведь ребенку так важно много бегать, прыгать и играть…
3. Одежда должна быть практичной и легко стираться. Детский сад - это не Дом моды, где демонстрируются наряды. И уж тем более, если мы говорим про ясельную группу. Приобретайте одежду такую, над которой вы не будете переживать из каждого пятнышка или дырочки, высказывая при этом ребенку, какой он поросенок (ведь на самом деле это не так). А для нарядов в саду есть утренники, где можно (и нужно) одеть ребенка красиво!
4.. но в то же время дети должны эстетично выглядеть! Даже в столь юном возрасте очень важно следить за стилем крохи и одевать его в подходящую к конкретному случаю одежду. Это является еще одним фактором умственного развития и позволяет с самого раннего возраста привить ребенку чувство собственного вкуса и стиля. Ребенок должен понимать, что ему важно всегда выглядеть достойно, что есть случаи, требующие более торжественного наряда, а другие, наоборот, более простого, и с каждым годом эти понятия должны становиться все более развитыми.
5. Одежда должна быть безопасной. Казалось бы, что опасного может быть в детской одежде? Оказывается, есть нюансы. В последнее время стало модным одевать на детей (особенно касается девочек) одежду с пришитыми или приклеенными стразами, бусинами. И порой, родители не догадываются, что вся эта «красота» может быть сорвана маленькими пальчиками для детального изучения, и в последствии может оказаться в органах дыхания, ушах, во рту своего обладателя или других детей. Особо нужно отметить, что привычка «тащить в рот мелкие предметы» сохраняется у некоторых детей и до 4-5 лет! Не покупайте в детский сад одежду с твердыми мелкими деталями!
Приведу наглядный пример одежды, которую НЕ стоит покупать в садик:
НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ на ребенке младшей группы следующие виды одежды:
- рубашки, платья, джемпера, кофты на мелких пуговицах и шнурках (лентах)!
- полукомбинезоны и ромперы.
- юбки, шорты и штаны на пуговицах и молнии!
- пояса, ремни, подтяжки!
- узкие легинсы (лосины, юбки и шорты)
*********************************
Наглядный пример наборов детской одежды, которая рекомендуется для детского сада, как самая удобная и безопасная для ребенка.
Для мальчиков:
Для девочек:
Одежда и обувь для прогулок в детском саду
Согласно СанПиНу 2.4.1.3049-13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, дети гуляют ежедневно 3-4 часа. Прогулки - обязательные мероприятия в саду, поэтому одежда для них должна быть подобрана так же по всем правилам удобства и комфорта.
В качестве дополнительных слоев под куртку очень удобны водолазки - они закроют шею ребенка, если шарфик сползет. При этом они не слишком теплые и толстые, а значит, ребенку будет удобно двигаться и он не вспотеет.
Шапку лучше выбрать плотную и непродуваемую. Будет замечательно приобрести шапку без завязок, - например, с застежкой «на липучке». Дети не умеют завязывать шарф, кроме того в некоторых случаях шарф может нести опасность удушения при неосторожной игре (например, если ребенок цепляется шарфом за что либо при резких движениях, или дети хватают друг друга за него), поэтому лучше будет, если заменить шарф в саду на манишку. Ребенку гораздо легче самому одеть ее через голову, и при этом все риски будут сведены к нулю. А лучшим вариантом является шапка-шлем, которая легко одевается и закрывает не только голову, но и шею. В таком случае ребенку не нужно надевать ни шарф, ни манишку: голова, шея и ушки всегда надежно прикрыты одной вещью.
Верхняя одежда.Сейчас существуют много различных вариантов верхней одежды: куртки, шубы, дубленки, пуховики… И выбирать нужно опять таки исходя из критериев «удобная, легкая, практичная», и только на последнем месте «красивая». Поэтому шубы, меха, кожа, дубленки совершенно для сада недопустимы. Куртка не должна иметь пуговиц. Оптимальная застежка - молния и липучка. Манжеты на резинках, чтобы не задувал ветер и снег. Хорошо, если внизу куртки или на талии имеется кулиска. Неплохой вариант в качестве комфорта будет комбинезон-слитник, но малышам будет тяжело его одевать самостоятельно, а при позывах в туалет придется долго раздевать ребенка, и можно просто не успеть.
Штаны должны хорошо держаться на поясе и не спадать. В ясельной группе идеальны штаны без лямок, чтобы можно было быстро высадить ребенка на горшок. Или же допускаются лямки, которые отстегиваются. Еще одно важное требование к штанам - непромокаемость.
Обувь на прогулку должна быть без шнурков. Идеальная застежка на любой обуви - липучка, в крайнем случае молния. Естественно, обувь должна быть нескользящей, непромокаемой. И нога должна легко проходить в обувь
Для малышей в ясельной группе требуются только варежки. НЕ перчатки! Варежки должны быть непромокаемые, с удлиненным раструбом, чтобы в них не забивался снег. К варежкам следует пришить резинку или тесемку. Резинку не нужно пришивать к куртке. Достаточно продеть ее в петельку, предназначенную для вешалки, методом «скользящая петля». Тогда мокрые после прогулки рукавички можно будет легко снять для просушки и после закрепить обратно.
Самая удобная одежда для активного малыша:
- куртки и штаны из ветро-непродуваемой ткани. Застежки - молния и липучка.
- штаны должны быть на плотной резинке или в виде полукомбинезона, с отстегивающимися спереди лямками
- на куртке обязательно должна быть петелька для крючка
Идеальный головной убор для ребенка в саду - шапка-шлем. Для демисезона подойдет обычная эластичная шапка без завязок.
- Манишка прекрасная альтернатива неудобному и громоздкому шарфу.
- В младших и средних группах дети носят только варежки, которые должны быть соединены резинкой.
ОДЕЖДА ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА НА ПРАЗДНИКИ
В любом детском саду регулярно проводятся праздники. В эти дни детки ОБЯЗАТЕЛЬНО должны прийти в садик нарядными.
Мальчикам потребуется белая рубашка, белые колготки или носочки, черные шорты (не спортивные!!!) или штанишки, нарядная жилетка, галстук или «бабочка».
Девочкам обязательно потребуется нарядное платье. При покупке платья следует учесть, что на большинстве праздников малышке придется танцевать, и в платье «до пола» это не очень удобно, а также будет жутко мешать шлейф. Поэтому юбка у платья должна быть пышной и не длиннее колена.
Наряд для девочки должен быть удобным для нее самой. НЕ допускаются платья в пол, а так же платья со шлейфом. В качестве обуви идеально чешки.
Наряд для мальчика идет по принципу " светлый верх - темный низ". НЕ допускаются в наряде джинсы, свитера, спортивная одежда. Для поддержки брюк на время утренника допускаются подтяжки.
Как выбрать удобную и правильную обувь в сад.
Итак! Начнем с того, что в первую очередь обувь для малыша должна быть удобной. И это касается не только (хоть и предпочтительнее!) младших групп.
В чем заключается удобство?
Это в первую очередь комфортное ношение обуви ребенком! Она не должна быть узкой и тяжелой. Обувь для группы должны быть мягкой, с пластичной подошвой. Почему с пластичной? Потому что в саду ребенок постоянно двигается, его стопа продолжает развиваться. А чтобы правильно развиваться - ей нужно работать. Кроме того каждый день в группе (а так же на улице) воспитатель проводит с детьми гимнастику (зарядку), где детки обязательно не только прыгают и машут руками, но еще изображают "косолапого мишку", ходят на носочках, тянут ножку. Представьте, каково будет ребенку все это проделывать, если его ножку сковывает обувь с дубовой, не гнущейся подошвой? Это на самом деле тяжело и никакой пользы развивающей стопе не несет.
Второе, в чем заключается комфорт - это удобное и быстрое обувание.
Покупая ребенку (особенно, если это ребенок маленький, 2-3 года) обувь, подумайте сможет ли он САМ ее обуть? Естественно сандалики, которые крепятся с помощью металлической застежки, или ботиночки со шнурками никакой 2х-3х летка обуть не сможет. Его моторика, которая еще только развивается, не позволяет это сделать даже при всем его желании. Воспитатели, конечно, помогут ему застегнуть или зашнуровать ботиночки, но постоянное ожидание помощи извне, когда кто-то другой рядом справляется с этой задачей самостоятельно, начинает порождать в ребенке комплексы вроде "я не такой, как другие" "я не умею" "я не справлюсь без посторонней помощи" и т.д. А ведь именно этот возраст (2-3 года) знаменит тем, что в ребенке активизируется стремление к самостоятельности, подражанию, быть впереди. Поэтому обувь с креплениями "липучка" пока что остается самой подходящим вариантом для садика.
Для группы выбирайте легкие сандалики, желательно с закрытым мысом. Пятка так же должна быть закрыта и хорошо фиксировать ножку (то есть не сваливаться с нее).
Какую обувь точно не стоит покупать ребенку в сад: это различные шлепки, пинетки, в том числе мягконабивные, обувь по типу мокасин (такая обувь плохо держится на ножке и может спадать во время активных игр). Не покупайте ребенку обувь с пищалками и огоньками. Эти эффекты отвлекают и детей, и воспитателя.
САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО УХОДУ ЗА ОБУВЬЮ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Каждые три месяца родитель обязан забрать сменную обувь ребенка домой для того, чтобы помыть ее с мылом, почистить подошву, высушить. Застежки "липучки" так же должны быть очищены от налипшего ворса (жесткая сторона с крючочками), так как скопившийся ворс и прочий мусор там мешает качественному закреплению лямки обуви, из-за чего обувь с ребенка спадает во время активных игр.
ПОМНИТЕ! Грязная обувь - источник инфекции!
_________________________________________________________
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что выбор одежды для сада на самом деле совершенно не сложный. А главное - экономный. Потому что чем проще одежда, тем она доступнее. Так же будет совершенно не лишним, если до сада Вы научите ребенка одеваться самостоятельно, хотя бы частично. Ребенок будет одеваться медленнее тех, кого одевают воспитатели, оденется позже всех - не беда, зато он не успеет вспотеть и сделает это САМ! Это не только повысит в нем личную самооценку и уверенность в себе, но и простимулирует на саморазвитие собственной моторики рук и восприятия своего тела.
(с)