Лента развития детей. Очень подробная.
У нас такая информация висит в реабилитационном центре, куда мы ездим со старшим. Очень все подробненько и по возрасту. Кому надо. Много букв.
Зрительное восприятие - важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятияявляется основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.
Зажмуривается при ярком свете, открывая глаза, поворачивается к свету |
1 нед. |
Кратковременное сосредоточение взгляда на игрушке |
1 нед. |
Прослеживание взглядом движения предмета влево и вправо |
1,5 мес. |
Длительное сосредоточение взгляда на предметах |
2 мес. |
Рассматривает собственные руки |
3 мес. |
Тянется к игрушке под контролем зрения |
3,5 мес. |
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его |
4 мес. |
Игрушку подносит к глазам, рассматривает ее |
4,5 мес. |
Рассматривает окружающие предметы, расположенные в разных местах |
5 мес. |
Рассматривает крупные картинки |
6 мес. |
Активно захватывает игрушку из любых положений |
7 мес. |
Дифференцированное восприятие близких и знакомых |
8 мес. |
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку |
9 мес. |
Узнает себя и близких в зеркале |
10 мес. |
Показывает отдельные предметы в быту |
1 г. |
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии |
1 г. 2 мес. |
Узнает несколько простых картинок (около 5) |
1 г. 3 мес. |
Различает форму и величину объемной игрушки, количество предметов |
1 г. 8 мес. |
Подбирает парные игрушки и картинки |
1 г. 9 мес. |
Узнает до 10-15 картинок и знакомые предметы по ТВ |
2 г. |
Понимает смысл простых картинок с действием |
2 г. 6 мес. |
Узнает контурные, черно-белые изображения |
2 г. 6 мес. |
Понимает протяженность и местоположение предмета |
2 г. 6 мес. |
Узнает перечеркнутые и наложенные изображения |
Зг. |
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы |
3 г. 6 мес. |
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке |
4 г. |
Раскладывает последовательные картинки по порядку (по сюжету) |
4 г. 6 мес. |
Слуховое восприятие
Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анализатора. Слуховое восприятие ребенка представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое восприятие участвует при восприятии времени.
Вздрагивает и мигает при громком звуке |
1 нед. |
Слуховое сосредоточение |
2 нед. |
Начало локализации звуков в пространстве |
1 мес. |
Улыбается, когда слышит голос взрослого |
1,5 мес. |
Замирает при появлении нового звука на фоне других |
2 мес. |
Узнает тембр голоса матери |
2,5 мес. |
После звуковой стимуляции издает гласные звуки |
3 мес. |
Прислушивается к звукам, поворачивает голову в сторону звука |
4 мес. |
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя |
6 мес. |
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением |
6,5 мес. |
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие |
7 мес. |
Плясовые движения под веселую музыку |
8,5 мес. |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков |
1 г. |
Повторяет услышанные короткие слова |
1 г. 3 мес. |
«Вставляет» слова в знакомые стихи (гуси, гуси - «га-га-га») |
1 г. 5 мес. |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук |
1 г. 8 мес. |
Может отстукивать простые ритмы по образцу |
Зг. |
Крупная моторика ребенка - это развитие и совершенствование произвольных движений, любые физические упражнения. Уже в первые месяцы своей жизни малыш осваивает некоторые двигательные навыки. Всё это - результат естественного развития ребёнка, который мало зависит от родителей. Развитие крупной моторики не только способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, но и помогает адаптироваться в социальной среде, расширить кругозор, положительно влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта. Крупная моторика также способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики.
Пытается поднимать голову, лежа на животе |
1 мес. |
Приподнимает голову лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек |
1,5 мес. |
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами |
2 мес. |
Удерживает голову в вертикальном положении (кратковременно) |
2 мес. |
Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) |
2,5 мес. |
Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня |
3 мес. |
Появляется опора на ноги |
4 мес. |
Активно поднимает голову из положения на спине |
4,5 мес. |
Переворачивается на бок |
4,5 мес. |
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову |
5 мес. |
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой |
5,5 мес. |
Сидит самостоятельно (если посадить) |
6 мес. |
Переворачивается со спины на живот |
6,5 мес. |
Переворачивается с живота на спину |
7 мес. |
Синхронное ползание по-пластунски |
7 мес. |
Самостоятельно садится из положения лежа, через бочок |
7,5 мес. |
Стоит на четвереньках |
8 мес. |
Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно |
8 мес. |
Передвигается на четвереньках самостоятельно |
9 мес. |
Стоит у опоры, встает самостоятельно |
10 мес. |
Стоит самостоятельно |
11 мес. |
Ходит с поддержкой |
11,5 мес. |
Ходит самостоятельно |
12 мес. |
Ходит длительно, поворачивается |
1 г. 3 мес. |
Перешагивает через препятствия |
1 г. 6 мес. |
Пытается бегать |
1 г. 10 мес. |
Ходит по лестнице приставными шагами, держась за перила |
1 г. 11 мес. |
Бегает |
2 г. |
Самостоятельно приседает и встает |
2 г. |
Наклоняется и поднимает предметы с пола |
2 г. |
Стоит на одной ноге без поддержки |
2 г. 6 мес. |
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги |
2 г. 6 мес. |
Умеет ездить на трехколесном велосипеде |
2 г. 6 мес. |
Прыгает на двух ногах |
Зг. |
Умеет делать кувырок вперед |
4 г. |
Прыгает на одной ноге |
4 г. |
Выполняет одновременно два вида движений |
5 л. |
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как игры с мелкими предметами, Пальчиковые игры, Массаж кистей и пальцев и Лепка
Пальцы сжаты в кулачок, редкие движения пальцами |
1 нед. |
Открывает кулачок |
2 мес. |
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот |
2,5 мес. |
Иногда захватывает предмет кистью руки |
3 мес. |
Тянется к игрушке, хватает ее |
3,5 мес. |
Захватывает игрушку, подносит ко рту, бросает |
4,5 мес. |
Появляется опора на ноги |
5 мес. |
Перекладывает игрушку из руки в руку |
5,5 мес. |
Активно манипулирует предметами |
7 мес. |
Для захвата использует большой палец |
8 мес. |
Стучит игрушкой об игрушку |
8 мес. |
Пытается ставить кубик на кубик |
9 мес. |
Указательным и большим пальцем берет мелкие предметы |
10 мес. |
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки |
11 мес. |
Может перелистывать страницы у картонной книжки |
12 мес. |
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие |
12 мес. |
Переворачивает одновременно 2-3 страницы |
1 г. 2 мес. |
Рисует каракули, росчерки |
1 г. 5 мес. |
Разрывает бумагу |
1 г. 6 мес. |
Переворачивает по одной странице |
1 г. 8 мес. |
Формируется предпочтение руки |
2 г. |
По показу повторяет вертикальные и круглые линии |
2 г. |
«Правильно» держит карандаш |
2 г. 6 мес. |
Копирует круг |
З г. |
Расстегивает пуговицы |
З г. |
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) |
4 г. |
Режет ножницами бумагу |
4 г. |
Копирует треугольник |
5 лет |
Верно рисует квадрат |
5 лет |
Понимание речи
Импрессивная речь - Понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии, когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных знаков.
Реакция сосредоточения на голос взрослого: приостанавливает свои движения |
1 мес. |
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций |
3 мес. |
Больше реагирует на голос, реагирует на ласковые и строгие интонации |
4 мес. |
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность |
5 мес. |
Реагирует на свое имя |
6 мес. |
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением |
7 мес. |
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого |
7,5 мес. |
Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы |
8 мес. |
Понимает речевые команды без жестового подкрепления |
8,5 мес. |
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте |
9 мес. |
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого |
9,5 мес. |
Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках |
10 мес. |
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками |
10,5 мес. |
Понимает команду «нельзя» |
11 мес. |
Выполняет много команд по просьбе |
1 г. |
Показывает несколько частей тела |
1 г. 3 мес. |
Показывает все части тела |
1 г. 6 мес. |
Показывает все объекты в быту |
1 г. 8 мес. |
Показывает много картинок |
2 г. |
Понимает содержательную речь, несложные рассказы |
2 г. 5 мес. |
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке |
2 г. 5 мес. |
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия |
2 г. 5 мес. |
Отвечает на вопросы о событиях, происходящих в другом месте и времени |
3 г. 5 мес. |
Может ответить на отвлеченные вопросы ( «светит ли ночью солнце?») |
4 г. |
Понимает абстрактные понятия «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» |
5-6 лет |
Активная речь
(экспрессивная речь)
Активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания.
Последовательно происходят развитие активной речи, переход от автономной к связной речи, у ребенка пробуждается "чувство языка". Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка.
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним |
1 мес. |
Спонтанно произносит отдельные звуки |
2 мес. |
Интонационная выразительность голосовых реакций, начало гуления |
3 мес. |
Активное гуление |
4 мес. |
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков |
5 мес. |
Лепет в виде коротких звуков (гласные в сочетании с губными согласными) |
5,5 мес. |
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т. д.) |
6 мес. |
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» |
7,5 мес. |
Подражая взрослому, учит новые слоги |
9 мес. |
Называет людей и предметы слогами |
10 мес. |
Говорит около 5 слов (мама, баба) |
1 г. |
Соотносит слоги с определенным предметом |
1 г. 2 мес. |
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) |
1 г. 4 мес. |
Говорит около 10 слов (в основном названия) |
1 г. 6 мес. |
Появление фраз из двух слов («телеграфная речь») |
1 г. 8 мес. |
Составляет предложения и 3-4 слов |
2 г. |
Задает вопросы «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) |
2 г. 6 мес. |
Легко повторяет фразы |
2 г. 6 мес. |