нельзя заниматься шитьем, а то ребенок появится на свет с «заплаткой» - некрасивым родимым пятном. Не рекомендуется беременным и сидеть на пороге – ребенок может родиться мертвым.
В первые месяцы лучше не говорить о беременности никому, кроме самых близких, иначе сглазят. Встреча с беременной - к удаче. У всех славян известен запрет подносить ребенка в возрасте до одного года к зеркалу. Полагают, что ребенок может испугаться своего отражения, и он после этого будет плохо спать или видеть дурные сны. Если младенца поднести к зеркалу до официального крещения и наречения ночью, то это может навлечь на него несчастье. В других местах считают, что "до года ребенка в зеркале не показывают, а то долго говорить не будет". Особенно счастливыми становятся дети, рожденные в три, шесть, девять или двенадцать часов. В зрелом возрасте они будут обладать большей интуицией и гениальностью, чем обычные люди. Если ребенок родился с зубами, то считается, что он будет эгоистом. Но если он родился с открытой ладонью, то будет весьма щедрым человеком. Если во время рождения светит луна, то родится мальчик, а если луны не видно, то девочка.
Если при крещении младенец плачет, то это хороший знак, так как раньше считалось, что его покидают злые духи. Когда новорожденный ребенок впервые покидает комнату с матерью, то его лучше сначала понести по лестнице вверх, а только затем вниз - таким образом, он быстрее добьется успеха в этом мире.
Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает, и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок.
С самых первых моментов, когда малыш берет в руки карандаш, он рисует. Также, как мы – взрослые, изливаем душу кому-то из близких или пишем свои мысли и переживания в личный дневник, так и ребенок в своем рисунке рассказывает о своем восприятии жизни, о своем настроении, о своих переживаниях. Что бы ни происходило в семье, как бы ребенок ни чувствовал себя, как бы ни относился к окружающим – все отражается в рисунке. В рисунке ребенок самовыражается.
Разгадать суть рисунка ребенка можно по выбранным цветам, по расположению картинки на листе, по нарисованным предметам.
«Прочитать» рисунок до мельчайших подробностей - это дело психологов. Но некоторые детали Вы и сами можете проанализировать: уловить тревожные моменты, понять настроение малыша, узнать о его страхах. И эти знания будут своеобразным мостиком между Вами и малышом. Необязательно давать ребенку какую-то тему. Просто в то время, когда малыш рисует, обратите внимание на цвет рисунка, на линии, на штриховку, есть ли контуры у изображённых на рисунке предметов.
Если Вы хотите понять, насколько уютно чувствует себя ребенок в семье, предложите ему нарисовать, например, свою семью. Конечно, это надо делать ненавязчиво, в игре, а не сидеть над ребенком во время творчества. Пусть малыш рисует, как этого желает он сам.
Попробуйте поговорить с ребенком о его рисунке, проследите, кого он изображает первым, кого – последним, кого вообще «забыл» нарисовать и почему. Обратите внимание на то, как расположены члены семьи, на близость и отдаленность их друг от друга, на место нахождения малыша среди них. Самого любимого члена семьи ребенок обязательно приукрасит какой-нибудь деталью, т.е. будет наряжать. Самого авторитетного члена семьи, скорей всего, нарисует большим. Если малыш рисует себя между родителями, то он доволен отношением к нему в семье, а если он не нарисует себя вообще или же изобразит где-то в сторонке или даже вне дома, то об этом стоит задуматься. Значит, ребенок одинок, и ему нужна помощь. Ребенок-эгоист, ребенок-кумир изображает себя крупнее всех. Очень важно также общее впечатление от рисунка. Обратите внимание на выражение лиц людей. Какие эмоции они проявляют: улыбку… грусть?
Некоторые части тела малыш может особенно выделить у той или иной фигуры. Например, если у мамы выделен рот, то она своими нравоучениями, нотациями и наставлениями давит на малыша. Очень важно обратить внимание на руки. Очень длинные руки или иногда их отсутствие говорят об агрессии, исходящей от члена семьи в адрес ребенка.
Иногда малыши сознательно не рисуют кого-то из семьи и при этом приводят довольно логичные объяснения. Например, ребёнок забывает нарисовать брата, к которому он испытывает ревность, или же отсутствие последнего объясняет тем, что тот гуляет в парке, или находится где-то в другой комнате.
Обязательно посмотрите на цвета, выбранные малышом. Так, обеспокоенные чем-то дети, рисуют темными, «тяжелыми» цветами. А яркие, нежные цвета говорят о нормальном настроении ребенка. Коричневый и черный цвета сигнализируют о подавленности, дискомфорте, желтый, фиолетовый – об уравновешенности, положительных эмоциях. Холодные цвета свидетельствуют о конфликте в семье. Например, если малыш тёмными тонами рисует члена семьи (особенно черным), это говорит о негативных чувствах малыша к данному человеку. Например, ребенок нарисовал маму с черными волосами или в черной одежде. Этим он выражает свое внутреннее волнение по отношению к ней. Может быть, мама сильно занята, и ему не хватает ее ласки и общения с ней. Красный цвет иногда трактуется как агрессия, высокая возбудимость. Голубой, розовый цвета полны жизнерадостности, отличного настроения.
Для того, чтобы помочь малышу определиться с отношением к самому себе, ему можно предложить нарисовать автопортрет. Здесь нужно обратить внимание на расположение рисунка на листе, чтобы понять уровень самооценки ребенка; взглянуть на цветовую гамму рисунка, чтобы понять настроение малыша. Обратите внимание на нарисованные черты лица. Например, отсутствие ушей говорит о том, что ребенок «не слышит» окружающих, их замечания. Большие глаза говорят о том, что ребенок обеспокоен тем, что о нем думают окружающие. Улыбка на лице - ребенок раскрыт для общения.
Любая ваша попытка стать ближе Вашему малышу и понять его будет вознаграждена его любовью к людям и его успехами в жизни.
Как родить красивого ребенка Статья опубликована в журнале "Наш малыш", сентябрь 1997 года. Каждая будущая мама хочет родить самого красивого и самого умного малыша. Причем, чтобы это было заметно не только ей одной, но и всем окружающим. А заботливые старушки, понимающие чаяния беременной советуют: "Хочешь родить красивого ребенка, смотри только на красивое! Особенно всматривайся в красивые лица. И, Боже тебя упаси, смотреть на калек и некрасивых людей - дитя может родиться некрасивым!" Конечно же, мы все современные люди и прекрасно знаем, что существуют неумолимые законы передачи наследственной информации, носителями которой являются хромосомы и гены. Мы твердо убеждены, что эти законы нельзя обмануть и поэтому мечты о рождении красавицы принцессы от родителей со скромными внешними данными - это пустые фантазии, если конечно не вмешалась со своими ухищрениями генная инженерия. Но... Исторические свидетельства и случаи из практики Убеждение, что беременная может выносить красивого ребенка, если будет всматриваться в красивые лица и будет постоянно находиться в окружении красивых вещей, построек или дивных красот природы, дошло до нас из глубокой древности. В то же время, в старину уверяли, что беременной женщине "обязательно нужно отстранять от себя все неприятности, предметы неприятного вида, зверей, безобразных людей, потому что она могла родить ребенка, лицо (или образ) которого могло иметь большое сходство с тем животным или уродом, которого она часто видела или которого испугалась". Верование, что находящийся в утробе младенец может полностью перенять черты того или иного образа, под влиянием которого находилась его мать во время беременности, было всеобщим. Оно имело широчайшее распространение в Древней Греции и Риме, в Европе, на Руси, в Китае и т.д. Известный отечественный этнограф XIX века М. Забылин приводит по этому поводу следующие исторические свидетельства: "Такое убеждение было всеобщим даже во времена ученых Плиния и Галлена... "Я знал, говорит Галлен, одного некрасивого мужчину, горбатого и довольно похожего на Эзопа. Боясь быть родоначальником такого же уродливого потомства, он приказал написать красивого, хорошо сложенного мальчика, и такую картину повесил в углублении кровати так, чтобы жена в известных случаях, могла иметь его перед глазами. Ожидания супруга увенчались полным успехом: жена родила красивого мальчика, совершенно похожего на портрет..." ... В гельветических хрониках Семпта рассказывается, что одна знаменитая римлянка, находившаяся в тесных связях с папою Мартином IV, будто бы родила сына, мохнатого, как волчонок, и с когтями, как у хищного зверя. Объясняется это будто бы тем, что у папы было много картин, изображавших различных животных; эти картины и послужили к рождению мохнатого сына. После этого случая папа приказал снять их, боясь, чтобы прекрасная римлянка не произвела целое поколение мохнатых." Эти записи этнографа вполне могут вызвать у вас улыбку, но как быть с аналогичными случаями из современности. В своей многолетней работе с беременными я встречала множество случаев, когда новорожденный ребенок во многом повторял черты излюбленного портрета, в который всматривалась его мать во время беременности. Но один случай поразил меня. Это было в 80-х годах. Одинокая женщина, по профессии искусствовед, полностью разуверившись в возможности выйти замуж, решила в свои 32 года родить ребенка сама. Она обладала весьма непривлекательной внешностью: была смуглой, низкорослой, широкоскулой и обладала далеко не изящной фигурой. Всю жизнь она сидела в музейных хранилищах и библиотеках, занимаясь итальянской портретной живописью XV-XIX веков, а тут вдруг решила на некоторое время их покинуть, чтобы решить свою жизненно важную проблему. И, представьте себе, решила! Правда, отец тоже красавцем не был - такой же низкорослый и несимпатичный. И вот, когда стало понятно, что беременность состоялась, наша героиня благополучно вернулась к своим любимым портретам, на которых были изображены изящные и стройные женщины, с длинными тонкими пальцами, большими глазами и правильными чертами лица. Беременность протекала спокойно, роды прошли благополучно, и родилась девочка - чудо ребенок, точь-в-точь с портрета. Это дитя действительно получилось, как говорится, "ни в мать, ни в отца", а в любимые портреты мамы. Девочке сейчас 15 лет и она всех поражает своей классической красотой, изяществом и кожей изумительной белизны. Случай необыкновенный и необыкновенный результат. И, представьте, он не единственный! А как же законы генетики и что говорит наука по поводу подобных случаев, явно не вписывающихся в общеизвестные закономерности? Случаи подобного рода доказывают, что мы не так хорошо осведомлены о наследственности и механизмах передачи информации от матери к внутриутробному младенцу, как нам кажется. Давайте попробуем найти разгадку столь необыкновенных явлений используя современные исследования в области генетики, эмбриологии, биофизики и др. наук. Что создает пространственные формы живых организмов? О существовании генов и хромосом мы знаем еще из школы. Формулировка учебника гласит: "Ген - это биологическая единица, кодирующая последовательности аминокислот, образующих белковые молекулы". Вдумайтесь в ее содержание! Если ген несет информацию только о составе белковых молекул, то совокупность генов может породить лишь совокупность белков, или, в лучшем случае, колонию вирусов, которые не являются целостным организмом. Это означает, что такая самоорганизация не может привести к сборке ни единичных клеток, ни, тем более, многоклеточных организмов. Но, тем не менее, все биологические организмы имеют вполне конкретные пространственные формы. Каким же образом происходит формообразование живых существ? Первыми заинтересовались этой проблемой эмбриологи, понимавшие, что при воплощении пространственной структуры любого живого организма только генов недостаточно. Чтобы объяснить формообразование у биологических существ они разработали концепцию эмбрионального морфогенетического поля. Ее первые разработки были сделаны А. Г. Гурвичем и Н. К. Кольцовым, а их книга, посвященная этим проблемам, вышла еще в 1944 г. Согласно предложенной концепции, вокруг эмбриона и плода присутствует особое поле, содержащее в себе информацию о пространственной форме организма. Именно оно из стремительно размножающейся клеточной массы "лепит" органы и организм в целом. Морфогенетическое поле присуще каждой клетке, а в многоклеточном организме поля клеток накладываются друг на друга и образуют его общее поле. В качестве примеров, иллюстрирующих формообразующее действие морфогенетических полей, можно привести возможности живых существ восстанавливать первоначальные формы при травмах или при утрате конечностей. Вспомним всем известную ящерицу, отбрасывающую в момент опасности свой хвост, после чего у нее благополучно отрастает новый такой же, как и прежний. И эти случаи в природе нередки: краб отращивает новую клешню при утрате старой, змея восстанавливает утраченный хвост и т.д. Такое восстановление тканей и целых органов возможно не только для низших классов животных и пресмыкающихся. Серия лабораторных исследований на крысах и мышах показала, что после травм у этих животных возможно полное восстановление конечностей (хвост, фаланга пальца), если раневую поверхность все время поддерживать в незаживающем состоянии, убирая сухие корки и постоянно раздражая. На месте травмы клетки усиленно делятся, разрастаются и, благодаря морфогенетическому полю, формируют конечность в ее первоначальной форме. Современные исследования Гаряева, Казначеева, Шелдрейка и других ученых позволили установить, что биологическое поле представляет собой чрезвычайно сложную волновую структуру, состоящую из электромагнитных и акустических волн различной частоты и длины. Носителем морфогенетического поля клетки, в том числе и половой, является ДНК, т.е. наследственный аппарат. Следовательно, можно говорить о передаче наследственной информации не только химическим, но и волновым путем. При оплодотворении создается новый набор хромосом (новая молекула ДНК), а, следовательно, новая единица наследственности и новая информационная волновая структура - эмбриональное морфогенетическое поле. Проведенные исследования доказали также, что эмбриональные клетки чрезвычайно чувствительны к полевым воздействиям. Более того, в их морфогенетическом поле записывается вся поступающая извне волновая информация, преобразованная полем матери. Причем эта информация сохраняется в организме на десятки лет и действует как наследственная, а эмбриональными свойствами клетки ребенка обладают в течение всего внутриутробного периода. Это означает, что для младенца, развивающегося в утробе матери, чрезвычайно важно, какого рода поля на него воздействуют. Прекрасной иллюстрацией этого вывода являются знаменитые опыты доктора Кянь-Дженя, который облучал развивающегося в яйце цыпленка биополем утки и, в результате, получил куроутку. У этого существа (генетического цыпленка) был широкий клюв и перепонки на лапах, как у утки. Много опытов подобных этому провел замечательный ученый с растениями и животными и получил потрясающие результаты. Его исследования доказали, что исходный генетический материал можно преобразовывать, воздействуя на развивающийся организм до его появления на свет биополями. Всеобъемлющий закон гармонии Мы коснулись святая святых - возможности влияния на генетический потенциал будущего ребенка. Традиция утверждает: смотри на красивое и избегай уродливого. Но ведь понятие "красивое" очень относительно - у людей вкусы бывают совершенно разными. Что же выбрать в качестве критерия оценки красоты, чтобы положительно повлиять на потенциал будущего младенца, а не навредить ему (ведь получить именно положительный результат вовсе не обязательно). К счастью критерий красоты, абсолютный и безошибочный, существует. Вам, наверное, неоднократно приходилось любоваться творениями природы: прекрасным цветком, бабочкой, грациозным оленем, могучим дубом, сталактитами в пещере, видом горных вершин, звездным небом. Обратите внимание, природная красота - это высшая степень целесообразности: ничего нельзя убрать, не нарушив целостность, и ничего нельзя прибавить - оно будет лишним. Весь окружающий нас материальный мир пронизывает удивительная гармония, выражением которой являются принципы симметрии и "золотого сечения". Золотое сечение давно привлекало к себе внимание лучших мыслителей и художников. Этот интерес вызван тем, что все объекты (как природные, так и рукотворные), в формах которых присутствует золотая пропорция, приятны для глаз, они всегда вызывают ощущение красоты, соразмеренности и гармонии. (Поясним, что принцип золотого сечения состоит в особом делении отрезка, при котором отношение большей части к меньшей выражается числом Ф = 1,618.) Принцип золотого сечения известен с древних времен. Древние считали эту пропорцию особой, гармонической, "божественной". И это не случайно. Закономерности золотой симметрии проявляются в строении галактик и планетарных систем, в структуре звезд, планет и минералов. Они отражены в мире элементарных частиц и в молекулярном строении химических соединений. Этими закономерностями пронизана вся Вселенная, в которой мы живем. Появлению на нашей планете биологического мира предшествовало формирование неживой материи. Все живые существа появились в уже сформированной среде, которая в свою очередь отражала свойства Вселенной и была подчинена законам гармонии. Следовательно, биологический мир не мог не отразить в себе качества среды, в которой он возник. И действительно, строение молекулы ДНК подчинено принципам золотого сечения. Эти же принципы отражены и в ее полевой структуре. А если наследственный аппарат всех живых существ отражает эти закономерности, значит и их пространственные формы тоже должны им подчиняться. В растительном и животном мире мы постоянно видим симметрию по вертикали (в направлении роста и движения) и отношение частей в пропорции золотого сечения по горизонтали. Эти закономерности прослеживаются не только в целостном строении тел живых существ, но и в строении их отдельных органов, а также в биоритмах, работе мозга и легких, в сердечных ритмах, т.е. в работе всех функциональных систем организма. Значит для гармонизации развития внутриутробного младенца необходимо, чтобы беременную женщину окружали только те предметы, картины природы, сооружения и т.п., которые отражают в себе законы гармонии Вселенной. В сегодняшнем мире, к сожалению, мы оказываемся рабами быта и не можем сделать всего, что необходимо для красоты и здоровья наших собственных детей. Но неужели нет спасения от "благ цивилизации" и современного дизайна, весьма далекого от совершенства. Путь к спасению есть - это творения высокого искусства. Под сенью творений искусства Итак, изначальный наследственный потенциал будущего ребенка можно улучшить, если поместить беременную женщину в "поле прекрасного". И таким мощным излучателем волн гармонии и красоты являются произведения искусства и памятники культуры. Закономерности гармонии природы, однажды подмеченные человеком, не могли не использоваться им в своем творчестве. В соответствии с природной гармонией древние философы видели единение с Божественным. Секрет золотого сечения был известен в далекой древности: египетские храмы и пирамиды, древнегреческие храмы и статуи - это результат практического применения зодчими и художниками золотой пропорции. Ее использовали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие. С ней хорошо был знаком великий мастер Антонио Страдивари, который использовал это соотношение в изготовлении своих знаменитых скрипок. Но все же наиболее широкое применение золотое сечение нашло в великих творениях архитектуры и живописи. В силе воздействия творений искусства играет роль не только живость пропорций. Мы упоминали о том, что наиболее эффективное воздействие на эмбрион и плод оказывают поля живых существ. Помимо стройности и гармонии форм культурные ценности представляют собой специфическую материю, сочетающую в себе свойства живого и неживого мира. Создавая свои произведения, мастера прошлых столетий использовали материалы органического происхождения. Например, многие постройки и мебель делали из дерева, в состав раствора для кладки зданий входили белки куриных яиц, в состав красок входили растительные масла, для набивки ткани использовали красители растительного происхождения, картины писали на холсте (отсюда и пришло выражение "полотна великих мастеров"), иконы - на деревянной доске и т.д. Благодаря составляющей органического происхождения памятники культуры можно рассматривать как материю, обладающую свойствами биологического существа, или, как ее охарактеризовал Вернадский, материю "биогенной природы". Материя такого рода обнаруживает удивительные свойства. Входящие в ее состав полимеры биологического происхождения обладают долговременной молекулярной информационной памятью, которая сохраняется на протяжении десятков и даже сотен лет. А золотая симметрия организует ее пространственные формы, делая произведения искусства и культурные ценности похожими на живые существа. Таким образом, органическая материя, облеченная в новые формы, одухотворенные гармонией золотого сечения, получала новую жизнь. Сегодня с помощью новейших сверхчувствительных приборов было установлено, что многие заброшенные исторические памятники и древние строения обладают мощным информационным излучением, которое фиксируется даже тогда, когда от них сохранились лишь фрагменты. Именно поэтому памятники древней культуры поистине являются живыми хранителями духа времени, который был присущ исторической эпохе их создания. Великие творения культуры и искусства, благодаря присущим им свойствам живого организма, способны изменять химические и физические свойства окружающего пространства, создавая как бы невидимую ауру, способствующую нейтрализации внешних неблагоприятных факторов. Эта преобразованная область пространства моделирует среду, обладающую оздоравливающими и гармонизирующими свойствами. Помимо этого в ней отражается эмоциональный мир и духовная мощь древнего творца. Именно в этой преобразованной и облагороженной части пространства с наиболее высокой интенсивностью происходит обмен волновыми и физическими взаимодействиями между биогенной материей и живыми организмами. Эмбрион и плод отличаются особой восприимчивостью к полевым воздействиям и не могут не реагировать на соседствующие с ними поля. Если беременную женщину поместить в гармонизированное живое поле произведений искусства, обладающее особой силой, то ее младенец будет развиваться под его влиянием (вспомним куроутку). Особая среда памятников культуры позволит поддержать и развить в младенце все лучшие задатки, а возможно и улучшить имеющиеся. Среда такого рода может также препятствовать развитию тех качеств ребенка, которые негармоничны и далеки от истинной красоты. А из этого следует, что если беременная с первых месяцев расположится под сенью древнего замка, окунется в мир художественных ценностей, или, хотя бы ненадолго, отправится бродить по развалинам древнего города, она окажет чрезвычайно благотворное влияние на своего младенца. Хочешь быть здоровым - смотри на красивое Почему же все-таки в древности беременным рекомендовали именно смотреть на красивое? Во-первых, созерцание красивых вещей и лиц обещало рождение красивого младенца, а красота и здоровье считались понятиями тесно связанными и друг из друга вытекающими. Поэтому рождение красивого ребенка всегда предполагало наличие у него крепкого здоровья. Помните, рассказывая о принципе золотого сечения в природе, мы говорили, что все функции организма и строение его внутренних органов тоже подчинены этому принципу. Значит, обладатель гармоничного тела получал гарантии, что и все его внутренние органы и системы будут функционировать нормально. А ведь всякий родитель хочет, чтобы его дитя было не только красивым, но и здоровым. Во-вторых, за счет зрения мы получаем 90% информации о внешнем мире. Кроме того, оно играет не последнюю роль в передаче информации от матери к плоду. Если при влиянии на внутриутробного младенца сочетать непосредственное полевое воздействие извне со зрительными ощущениями матери (воздействие изнутри), мы получим эффект в несколько раз больший. Именно поэтому традиция рекомендует беременным окружать себя красивыми вещами и видами и поддерживать это влияние долгим и частым всматриванием в черты красивых лиц. Итак, чтобы помочь ребенку сформироваться гармоничным и красивым, мы рекомендуем беременным выбрать несколько портретов людей с красивыми лицами и развесить их в своей квартире или доме в тех местах, где они проводят больше всего времени, чтобы иметь возможность постоянно обращаться к ним взглядом. Кроме этого желательно хотя бы один раз в день устраиваться поудобнее в кресле или на диване и под прекрасную старинную музыку предаваться продолжительному созерцанию красивых лиц на портретах, пристально рассматривая и "пере6ирая" их черты взглядом. Но, конечно, лучше всего предаваться созерцанию в уединении без суеты, находясь в пределах старинного города или замка, в тени реликтового леса или в светлой березовой роще. Отбирая портреты для созерцания, ориентируйтесь на работы кисти К. П. Брюллова, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Подойдет для созерцания также скульптура Древней Греции. Прекрасно, если у вас есть подлинник, но ничего страшного, если вы возьмете репродукцию, главное, чтобы она была хорошего полиграфического качества и надлежащего содержания. Но если вы пользуетесь репродукцией, вам будет необходим непосредственный контакт с художественными ценностями. Поэтому постарайтесь в этом случае периодически находиться вблизи исторических памятников. Помните, что для созерцания не подходят фотографии, портреты с размытым изображением, нечеткими линиями и бликами. Не подходят также любые стилизации, условные изображения человеческих лиц, портретные варианты так называемого "авторского видения".
Но многие женщины даже не знают наверняка, что именно произойдет, если они, будучи беременными, сделают, например, модную стрижку. Мы решили помочь будущим и новоиспеченным мамам разобраться в древних обычаях и приметах и решить для себя самим – стоит ли им следовать или нет.
Итак, приметы и поверья.
"Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым"
- в волосах сокрыта жизненная сила человека. С волосами связано большое количество запретов. Ребенка до года не рекомендуется даже причесывать, не только стричь (лишь при крещении выстригалась прядка волос, для закладывания в воск). Так что есть все основания доверять этому поверью.
"Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит, и фотографироваться): ребенок может родиться мертвым" - это суеверие. Появилось оно под влиянием "эффекта двойников": мол, если ребенок запечатлен еще до рождения, значит, его развитие остановилось.
"Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок уродом будет"
- находясь еще в материнской утробе, ребенок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции. Стрессовое состояние матери может ему передаться и оказать неблаготворное воздействие.
"Беременная не должна переступать через земляные плоды (свеклу, картофель и т.д.) может случиться выкидыш" - ключевое слово в данном случае - "земля". В землю закапывают умерших, следовательно, если переступишь через плод земли, не уважишь его - и земля твой плод не уважит, в себя возьмет. Особых оснований доверять этой примете нет, но и следовать ей не так трудно.
"Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и Семицкую неделю, не то у ребенка либо "заплата" на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет "зашит" - здесь речь идет об острых предметах - ноже, ножницах, иголке. Если, не дай Бог, беременная уколется или поранится, она, естественно, испытает чувство испуга, а это сказывается на состоянии ребенка. Не исключена и связь между кожей матери и кожей ребенка.
"В сорочке родился - счастливый" - имеется в виду маточная "сорочка". Если после родов она оказалась неповрежденной, то это свидетельство счастливой судьбы новорожденного.
"Нельзя беременной есть плоды-двойчатки и яйца с двумя желтками: двойнята родятся"- примитивная примета, основанная на том, что рождение близнецов приносит несчастье.
"Утонет в купели воск с волосами младенца - значит, ребенок вскоре умрет" - поверье, в сущности, успокоительное, поскольку удельный вес воска меньше удельного веса воды. Следовательно, воску трудно потонуть. Разве что волосы содержат какой-то тяжелый элемент, свидетельствующий о болезни.
"Пустую колыбель нельзя качать" - если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята и места будущему ребенку в ней нет.
"По пятницам беременной волосы расчесывать нельзя" - поверье связано с именем Параскевы Пятницы, которую этим можно обидеть, и тогда она во время родом не придет на помощь.
"Сама беременная не должна ребенку приданое готовить, не то он мертвым родится"
- частично это можно объяснить верой в "двойников". Мол, если одежда уже готова, то и ребенок уже должен быть в ней. Но не менее реально и другое пояснение: беременной и так трудно, а тут еще надо заниматься приданым - шить, выбирать. Приданое готовить можно и нужно, но заниматься этим должен кто-нибудь из членов семьи.
"Не надо подбрасывать ребенка после заката солнца: он будет плохо спать" – здесь имеется в виду, что не
надо разыгрывать ребенка перед сном, так как, разыгравшись, он будет плохо засыпать.
"Не надо малых детей целовать: немыми могут стать" - это объясняется тем, что взрослый своими губами может "забрать", "зацеловать" первое слово младенца. Суть же поверья - в соблюдении правил гигиены.
"Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью" - поверье связано с тем, что ночью буйствует нечистая сила, и через одежду может быть наведена порча. С другой стороны, одежду могут просто украсть, так что поверье имеет все основания, чтобы ему следовать.
"Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором" - эта примета направлена на защиту беременных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна и может привести к внезапному испугу. Посредством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно.
"О дне и часе родов нельзя говорить" - это пытаются скрывать даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. В это время нередко специально отвлекают домочадцев и соседей, найдя им какую-то работу. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза.
"Беременная не должна сидеть на пороге". Здесь учитываются магические свойства порога, как границы между двумя мирами - внешним, чужим и внутренним, своим. Нельзя сидеть на пороге и потому, что в древности под порогом хоронили умерших некрещеных младенцев - чтобы каждый, кто через порог переступит, "крестил" его. Кроме этого, сидеть на пороге - не самая удобная поза для беременной, а иногда и опасная, а во-вторых, порог - место сквозняков.
"Через полено шагать - тяжело рожать" - здесь речь идет, скорее всего, только об осторожности во время беременности. Делать широкие шаги противопоказано при беременности.
"Легкие три месяца беременности - мальчик родится, тяжелые - девочка". "Левой ногой вперед беременная выступает - мальчик родится, правой - девочка" - эти приметы следует принять в качестве опытного наблюдения, но пол будущего ребенка проще определить при помощи ультразвуковой диагностики.
"Беременную женщину встретить - к удаче, во сне увидеть - к успеху" - поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим передником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия.
"Нельзя при беременной ругаться: ребенок с родимым пятном родится" - это не поверье, а именно примета. Врачи также рекомендуют беременным находиться подальше от шумных мест, резких звуков, нервных ситуаций. Все это отрицательно сказывается на ребенке.
"Если облить беременную женщину во время засухи водой, дождь пойдет" - вряд ли под этим суеверием есть какое-либо основание, кроме мистического, связывающего два понятия: беременную, как символ плодородия, и дождь, от которого зависит урожай. Поливайте на здоровье, если беременной это нравится.
"Если мальчик похож на мать, а девочка на отца - счастливыми будут".
"Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной материнским молоком" - с одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребенка: желают, чтобы его было в изобилии. С другой стороны, забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и непрозрачна, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного.
"Отца новорожденного потчуют пересоленной кашей с перцем" - это скорее обычай или примета. Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать "солоно и горько". Именно эти слова произносят, поднося ему ложку с кашей.
"До шести недель ребенка нельзя показывать посторонним - не то сглазят" - кроме реальной опасности сглаза, это связано еще и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель - это сорок два дня.
"Обучать детей грамоте надо с Наумова дня" - день святого Наума - в декабре. Скорее всего, это не поверье, а лишь шутка, игра созвучий - "Наум" и "на ум".
"Только ребенок сделает первые шаги - матери надо между его ступнями ножом провести" - речь идет о воображаемых путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем.
"Если ребенок долго не начинает самостоятельно ходить, надо между его ног положить веник - и прутья потом разбросать" - суеверие, построенное на мистических свойствах веника: связанный веник - связанные невидимыми путами ноги, разбросанные прутья - свободные шаги.
"Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо" - логично, если учесть влияние Луны на человека. На возрастающей Луне матери легче рожать, ребенку - появляться на свет. Полнота Луны трактуется как полнота жизни, долголетие.
"До крестин имя ребенка никому открывать нельзя" - этот запрет связан с боязнью сглаза. После обряда Крещения, когда у ребенка появляется Ангел-Хранитель, вероятность сглаза уменьшается. До 17 века на Руси существовал обычай давать ребенку, кроме официального имени еще и потаенное. На Западе обычай давать младенцу несколько имен, не все их, разглашая, сохраняется до сих пор.
"На крестинах, когда пьют за здоровье новорожденного, одну рюмку надо вверх выплеснуть" - иногда кладут хлеб на самую высокую полку - чтобы новорожденный его съел, когда до этой полки дорастет. Выплескивая рюмку под потолок, иногда приговаривают: "Чтоб наш Ваня (Коля, Даша, Петя) так подпрыгивал!"
"Если за крестильным столом кто-нибудь оставит еду на тарелке, ребенок рябым вырастет" - это же говорят и подросшим детям: не доешь кашу - невеста рябая попадется. Дело тут в отношении к еде, которую не стоит выбрасывать.
"Нельзя ничего вешать над колыбелью - ребенок не уснет" - во время сна ребенка оберегает Ангел-Хранитель (в другое время он тоже находится рядом, за правым плечом). Развешивая что-либо над колыбелью можно закрыть младенца от него. Смысл в этом запрете: здоровому сну помогает свежий воздух, поэтому не следует ограничивать его доступ.
"Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме" - играет роль свойство двойников - один из них должен умереть. Основывалось на том, что у каждого свой Ангел-Хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.
"Если в этом году родятся все больше девочки, то в течение года войны не будет" - примитивно-мистическое поверье, подразумевающее, что на войну идут только мужчины, и, следовательно, природа обеспечивает их постоянное число.
"До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой"
- прямая связь с тем, что рыбы не разговаривают, следовательно, и ребенок может остаться немым. Опасность рыбы для младенца заключается еще и в том, что она содержит много мелких и опасных костей.
"Нельзя стричь ребенка до года - вырастет бедным" - здесь использованы мистические свойства волос. К этому поверью добавлялось и другое - ногтей не стригут. Имеет смысл прислушаться, так как ногти и волосы находятся в сильной взаимосвязи с человеком.
"Нельзя детей от груди отнимать в дни памяти святых мучеников" - отнимать ребенка от груди в тот день, когда у мученика отняли жизнь, значит мистическим образом ассоциировать это в сознании со смертью, чего, естественно, не хочет ни одна мать.
"Если беременная в испуге схватится за лицо, у ребенка на лице родимое пятно будет".
Это же относится и к другим частям тела. Объясняется тем, что мать и ребенок - это единый организм.
"Проведывая роженицу, надо с собой хлеб приносить" - это обычай, а не примета. Здесь явлено отношение к хлебу как к основной пище и символу благополучия. Теперь этот обычай трансформировался в поднесение подарков и гостинцев.
Никакого негатива
Одна из древних примет гласит, что женщине «в положении» запрещается смотреть на пожары под страхом появления больших родимых пятен на теле ребеночка. По этой же причине при беременной не разрешалось ругаться, а самой мамочке нельзя было хвататься за лицо в испуге. Эти верования демонстрируют, как мудры были наши предки — они понимали, что эмоциональные потрясения не идут на пользу мамочке и малышу.
Раз уж мы затронули тему стрессов и испугов, стоит упомянуть еще одну старинную примету: беременной нельзя смотреть на все уродливое и на страшных лохматых зверей. Причем к последним причислялась и вполне мирная домашняя кошка. Современная медицина эту примету поддерживает: кошки являются переносчиками серьезной инфекции — токсоплазмоза, который может стать причиной пороков развития плода. Красивые же картины и вещи дарят приятные впечатления, что для мамы и ее ребеночка очень хорошо.
Богиня поневоле
Были в старые времена и совершенно безобидные для беременной женщины хозяйственные приметы. Вынашивая новую жизнь, она автоматически становилась символом плодородия и благополучия. Считалось, что, если во время засухи женщину «на сносях» облить водой, пойдет дождь (главное — не делать этого неожиданно). Чтобы корова давала много молока и лучше телилась, будущая мама должна была похлопать ее по боку. Встречая женщину с животиком на улице, все радовались, потому что это сулило удачу. Видеть беременную во сне тоже считалось хорошим знаком. Такой сон обещал исцеление от бесплодия. Уже позже некоторые сонники почему-то «сговорились» трактовать такие сны как «тяжелое бремя».
И шьет, и вяжет…
Сегодня мы относимся к приметам свободно, раньше же их соблюдали очень тщательно. Родственники следили, чтобы беременная не шила, не вязала и не латала одежду, особенно в Святки и в Семицкую неделю, предшествующую празднику Троицы. Верили в то, что в противном случае у ребенка может появиться родимое пятно на щеке — «заплатка», и что мать «зашивает» чаду проход на белый свет. Современные объяснения этих примет таковы: мама может уколоться во время шитья или пораниться ножницами. Естественно, это ее испугает и расстроит. А плод, как известно, очень чувствителен к маминым стрессам и любит мир, покой и радость. К тому же существует связь между кожей матери и кожей эмбриона. Так что соблюдать эту примету разумно, и вовсе не из-за родинок на щечках — они-то как раз могут быть очень привлекательными.
Еще одна разновидность этой приметы — во время беременности нельзя вязать, иначе ребенок запутается в пуповине. У этого суеверия есть свое научное объяснение: сидячий образ жизни приводит к тому, что нарушается кровообращение в органах таза, ребеночку не хватает кислорода, он начинает активнее двигаться, и пуповина может обвиться вокруг шеи или конечностей плода. Но собственно с вязанием это никак не связано: просто раньше в сидячем положении женщина только рукодельничала, а теперь может смотреть телевизор, работать за компьютером, читать книжку. И все это — вместо того, чтобы лишний раз прогуляться по парку.
Между прочим, «швейно-вязальные» приметы косвенно связаны с пресловутым запретом на подготовку приданого. Считалось, что мать не должна самостоятельно готовить приданое для ребенка (шить и вязать его). Вот и ответ на вечный вопрос будущих родителей: «А можно ли заранее покупать детские вещи?» Покупать — можно, а вот вяжут и шьют для ребеночка пусть другие члены семьи, чтобы мамочка не переутомлялась.
А еще, согласно одной из примет, будущей маме нельзя вешать белье. С позиции современного акушерства это абсолютно справедливо, ведь для этого нужно неоднократно поднимать руки. Подобные «упражнения» могут усилить тонус матки и вызвать угрозу прерывания. Так что эту примету стоит соблюдать: не тянитесь за высоко лежащими предметами и не мойте окна, особенно в последнем триместре беременности.
Свое место в жизни
Приметы многих стран не советуют приобретать люльку, кроватку и коляску до рождения малыша. Объяснение кроется в убеждении древних, что не должно создаваться впечатление, будто место будущего малыша в доме уже занято. Детская колыбель якобы свидетельствует об этом. Качать пустую колыбель от предыдущего ребенка, когда в доме есть беременная женщина, тоже нельзя, чтобы духи не думали, что ребенок уже родился, и места для нового нет.
В Англии существует очень занимательная примета: на момент покупки колыбели (кроватки/коляски) у семьи не должно быть долгов. Считается, что тогда малыш вырастет счастливым и жить всегда будет в достатке.
На златом крыльце сидели…
Предостерегающих примет, касающихся непосредственно беременной, очень много. Одна из наиболее распространенных в наши дни гласит, что женщине «в положении» нельзя сидеть на пороге. На Руси порог считали мистическим местом, границей между внешним и «своим», реальным и потусторонним миром. Если говорить о практическом объяснении этого запрета, то все оказывается намного проще: сидеть на пороге беременной женщине неудобно и холодно, потому что это излюбленное место сквозняков.
Существовали также довольно комичные приметы. Утверждали, что беременной нельзя перелезать через окно, иначе роды будут трудными. При этом совершенно неясно, с какой стати будущая мама должна была проделывать эту затруднительную операцию. Исследователи старины считают, что под этим устрашением имелось в виду напоминание будущей маме, что она должна быть осторожной. Кроме того, наши предки приписывали окну такие же мистические свойства, как и порогу.
Широкие шаги
Интересно, что есть сразу несколько примет, указывающих, через что будущая мама не должна перешагивать. Например, «через полено шагать — тяжело рожать». В общем-то, это суеверие имеет медицинскую целесообразность: беременным женщинам не рекомендуется делать широкие шаги. Переступать через земляные плоды (репу, свеклу, картофель) будущей маме тоже не разрешали, чтобы она не потеряла ребенка. В этой примете воплощалось уважение хлебопашцев к земле и ее плодам. Почитая плоды земли, женщина могла рассчитывать на то, что земля с уважением и благосклонностью отнесется и к ее плоду.
Роток на замок
Для окружения беременной женщины были свои приметы. Они актуальны и в наши дни: нельзя пререкаться с беременной, завидовать ей. Нужно по возможности меньше говорить об ожидаемом ребенке, чтобы не навлечь дурных последствий. Это сложно, но очень разумно. Представьте, каково некоторым застенчивым мамочкам каждый день отвечать на вопросы о самочувствии, поле ребенка и предполагаемом времени родов!
От «сглаза» беременная женщина защищалась, опоясываясь черной шерстяной ниткой, надевая на себя ладанки и железные вещицы, оттягивающие злых духов. Оберегом для будущей мамы на Руси считались завязанные в узел пучки пряжи и красные нитки.
Счастье есть! Оно не может не есть!
Аппетит беременной считали показательным в отношении пола ребенка: если мамочка ест все подряд и с большим удовольствием, она носит мальчишку. Соответственно, капризность и привередливость в еде считалась верным признаком девчонки в животике.
Существует очень интересная примета: беременная не должна есть тайком, чтобы ребенок не родился пугливым и не вырос вором. На самом деле все не так страшно, и примета эта имеет очень разумное объяснение. Тайком мама ест в двух случаях: когда стыдится возросшего аппетита, и ночью, когда возникает желание перекусить (в это время ее никто не видит, вот и получается — тайком). Так вот, эта примета защищает будущую маму от испуга в потемках и ставит на место подшучивающих родственников. В старину примета предназначалась для рачительного мужа, который не должен был укорять жену за хороший аппетит. Ведь ест она за двоих. Кстати, это суеверие хитрее, чем кажется: оно еще и блюдет мамину фигуру.
Фото на память
Одна из распространенных в наши дни примет: нельзя запечатлевать облик беременной, чтобы не повредить еще не рожденному ребенку. Корни этого суеверия в древних представлениях о нежелательном «эффекте двойников». Сторонники подобной трактовки рассуждают так: изображением беременной женщины будет зафиксирован какой-то момент развития плода. Но, как известно, на вынашивание беременности и внутриутробное развитие ребенка влияет множество физиологических, психоэмоциональных и внешних факторов. Так что течение беременности не зависит от того, фотографируется будущая мама, снимают ее на камеру и рисуют, или же нет.
Арифметика примет
Довольно много примет связано с числами. Верили, например, в то, что, беременная не должна есть сдвоенные овощи и фрукты, яйца с двумя желтками — родятся близнецы. Для бедного крестьянского хозяйства появление двух ртов сразу действительно было разорительно. Да и процент осложнений в родах при появлении двойней был в деревнях очень высок. Именно поэтому для женщины было безопаснее рожать одного ребенка за один раз. Относилась эта примета и к здоровью деток, ведь малыши из двоен часто имеют несколько меньший вес, чем единоличные хозяева животиков. Современные родители, напротив, совсем не возражают, чтобы появилось двое малышей сразу: это существенно экономит маме время для работы и карьеры. А уровень развития медицины на сегодняшний день позволяет женщине выносить и родить близнецов без особых сложностей и потерь для своего и детского здоровья.
Похожее объяснение у следующей приметы: в доме, где живет будущая мама, не должно быть одновременно двух веников. Но в эру пылесосов это поверье потеряло свою актуальность.
Для удачных родов
Не осложненные и безболезненные роды и сейчас — мечта будущих мам. В давние времена легкие роды были еще более желанными. Узнав о своей беременности, женщина готовила домашнее вино для родильных обрядов. Его рецепт семья хранила в тайне. Считалось, что удавшееся вино сулит благополучные роды.
Волос долог
Довольно стойкая примета советует будущим мамам отказаться от услуг парикмахера на девять месяцев. Интересно, что в современном варианте она соединила новые научные и древние мистические знания. Сегодня беременным не советуют красить волосы стойкими химическими красителями, которые могут нанести вред плоду. Что же касается стрижки волос, то древнерусская примета категорически не разрешала делать ее перед родами. Причина в том, что многие народы приписывали волосам способность хранить силу человека. Помните библейский сюжет о Самсоне и его волосах? С другой стороны, ходить с неаккуратной прической всю беременность тоже не стоит. Ведь появившемуся на свет малышу будет приятнее посмотреть на красивую и ухоженную маму.
Можно смеяться над «суевериями», можно фанатично соблюдать приметы. А можно подойти к этому как к игре: выбрать лишь то, что нравится, а остальным пренебречь. Ведь в конечном итоге, мысль материальна, если мы во что-то верим и чего-то очень боимся, оно, как правило, и случается. Если червячок сомнения точит душу, лучше последовать народной мудрости и перестраховаться. А если ничего, кроме улыбки, примета у вас не вызывает — воспринимайте ее как шутку, призванную поднять вам настроение.
Приметы, связанные с беременностью, зачастую не менее странны и нелогичны, чем поведение самой беременной женщины. Многие же, наоборот, полны здравого смысла и логичны. Какова природа и значение основных бытующих ныне примет и суеверий, так или иначе связанных с беременностью, можно ли трактовать некоторые из них с современной материалистической точки зрения? Судить вам. Беременной стричь волосы нельзя: ребенок могут произойти преждевременные роды. Происхождение этой приметы объясняется тем, что в волосах скрыта вся жизненная сила человека. С волосами традиционно было связано большое число запретов. Обрезать волосы, также как и мыть голову - значило уменьшить свои жизненные силы, укорачивать жизнь или лишать себя материального достатка. Статистика никаких сведений о связи подстригания волос и сроков наступления родов не приводит. Считается, что беременная не должна ничего шить, резать и латать, не то у ребенка либо "заплата" будет (родимое пятно). Думается что здесь, как и в предыдущей примете, речь идет о действиях с острыми предметами - ноже, ножницах, иголке. Что будет, если беременная женщина уколется или поранит себя? Она, естественно, испытает чувство испуга и страха, а это может сказаться на состоянии ребенка. Связь между кожей матери и кожей плода то же нельзя исключать. Развивая эту мысль, понимаем почему беременной нельзя смотреть на страшное: говорят, что ребенок будет некрасив. Считается, что эта примета имеет под собою основания. То, к чему народ пришел путем многовековых наблюдений, сейчас доказано медициной. Сейчас доказано, что находясь еще в материнской утробе, ребенок чутко реагирует на звуки, свет и эмоциональное состояние матери. Поэтому беременным правильнее смотреть на что-либо красивое, эстетичное, слушать негромкую приятную музыку (классику) испытывать положительные эмоции. Это, оказывается, сказывается не только на характере, но и на внешности будущего ребенка. Беременность принято скрывать от окружающих по возможности долго - иначе сглазят. Примета эта очень древняя, и противоречит подходу современной медицины. Думается, сложилась она для того, что бы избежать будущей маме перешептывания за спиной и связанных с этим тревог и волнений. Беременная не должна вязать и плести (да и вообще, не иметь дел с веревками). На одежде будущей мамы не должно быть узлов. Это связано с представлением о природе узла. Считалось, что узел завязывает ребенку выход в мир. Можно предположить, что, примета эта родилась в давнюю старину, когда на Руси существовало узелковое письмо, которым пользовались волхвы и сказители, вывязывая нити в иероглифы (отсюда, кстати, пошли старинные выражения: "плести небылицы", "наплел с три короба"). Узел по незнанию мог обозначать какой-либо словесный знак, возможно, и неблагоприятный. Беременной нельзя есть тайком: ребенок родится пугливым. Эта примета направлена эмоциональное состояние женщины: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному сильному испугу. Посредством приметы пытались влиять и на отношение мужа будущей маме: ее двойной аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться. Беременной нельзя сидеть на пороге (перешагивать через препятствия: бревно, в старину - веник, и т.д.) Издавна порог - граница между внешним, чужим, и домашним. Сидеть на пороге - не лучшее, мягко говоря, занятие и положение для беременной. Впрочем, порог - еще и место сквозняков. Через полено шагать - тяжело детей рожать. И снова речь в первую очередь идет об осторожности, причем под разными предлогами: под веником домовой живет, обидеться может. Но, если вдуматься, общее здесь одно - нельзя переступать через препятствие (можно упасть), делать широкие шаги, противопоказанные при беременности.