Реально-актуальная тема на сегодняшний день для нашей семьи...Дочка научилась закатывать истерики по любому поводу...Не знаю как себя вести!Бить не могу, кричать не помогает, наказывать, а как?Советы профессионала
В книге Д. Добсона сформулированы шесть основных принципов, опираясь на которые родители должны решать вопрос о наказании ребенка.
- Сначала установите границы - затем требуйте их соблюдения.
Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Короче говоря: если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.
- На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.
Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны быть готовы к нему. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей. Ранее мы приводили пример, когда мама позволяла ребенку причинять себе боль. Она всячески избегала конфликта и была не готова твердо предъявить требование, которое ограничило бы активность ребенка.
- Отличайте своеволие от детской безответственности.
Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный проступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к памяти и интеллекту взрослого. Детская безответственность – не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.
- Когда конфликт исчерпан – утешьте ребенка и все ему объясните.
Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.
- Не требуйте невозможного.
Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать за то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили. Наказание в данном случае может стать источником внутреннего конфликта ребенка.
- Руководствуйтесь любовью.
Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации, при этом постарайтесь оставаться спокойным. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины. Как видите, описанные принципы сокращают область применения наказания, закладывают в его основание любовь и ответственность за будущее детей.
Помните, что маленький человек – это личность, которая, к тому же, еще только формируется. Нельзя оскорблять малыша, и уж тем более унижать - нужно помнить о том, кого мы хотим вырастить.
За что ни в коем случае нельзя наказывать:
за естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы;
- за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;
- за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации - не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;
- за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);
- за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.
В возрасте 1,5–3 лет у ребенка формируется концепция «Я сам», поэтому ( опубликовано на ) подавление какой-либо детской активности и самостоятельности шлепками и криками не принесет никаких положительных результатов. В этом возрасте ребенку нужно начинать объяснять, что хорошо, а что плохо. При этом важно быть готовым к тому, что он не сразу все это воспримет.
С малышом нужно разговаривать, расставляя все по полочкам. Если же Вы не в силах отказаться от наказаний, главное, чтобы они не были систематическими, иначе ребенок начнет воспринимать оплеухи и окрики как досадную, но неизбежную часть жизни и перестанет на них реагировать. Самое лучшее наказание для этого возраста - игнорирование, оставление его в одиночестве, манипуляция тоном (но не криком), лишение какого-нибудь удовольствия. Но эти лишения не должы быть во вред ребенку, то есть его нельзя лишать полезных фруктов и других необходимых продуктов питания, нельзя лишать полезных прогулок на воздухе и т.д.
А вообще, в этом возрасте для детей характерна не развитая кратковременная память, поэтому самый легкий и надежный способ избежать какого-либо наказания – перевести нескончаемый поток энергии ребенка в другое русло, проще говоря, отвлечь его! Например, пришли Вы в гости, а любопытный ребенок сразу начинает капризничать и разбрасывать чужие игрушки. Руки так и чешутся в такой момент наподдать маленькому оборванцу, но ничего, соберитесь, успокойтесь, подойдите к нему и предложите нарисовать разноцветного бегемота или поиграть с красивой игрушкой. Увлекшись новыми заботами, он уже забудет, что творил несколько минут назад.
Начитавшись умных вещей-буду стараться ими пользоваться...