вес 9 800кг и рост 75 см
От 6 месяцев до года
С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи.
Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.
Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.
От 1 до 2 лет
В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название".
В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.
Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.
В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.
Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. Пока ушки малыша слушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).
Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.
Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.
От 2-х до 3-х лет
Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…
К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.
В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.
Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.
От 3-х до 6 лет
В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:
- сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
- дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
- обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
- демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
- соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
- следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
Мамина колыбельная
По данным современных исследований, музыка обладает удивительным воздействием на организм новорожденного.
Причем для малыша полезно не только слушать музыку в записи. Хорошо, когда мама сама поет ему песни. Для ребенка очень важен ваш «живой» голос. Поэтому ни с чем не сравнимое благоприятное воздействие оказывает на малыша пение колыбельных: они успокаивают его, приводят в равновесие, создают комфортный эмоциональный фон. Вы огорчаетесь из-за того, что не знаете ни одной колыбельной песни? Напрасно! Психологи рекомендуют мамам исполнять свои любимые лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным. Они тоже обладают успокаивающим воздействием на детей!
Если ребенок легко возбуждается, специалисты рекомендуют включать для него музыку в течение первого получаса после кормления. Неактивных малышей полезно приглашать «на концерт» перед кормлением. Можно также включать музыку на минимальной громкости во время сна и кормления - соответственно, это улучшает сон или аппетит. Для недоношенных и ослабленных детей наиболее полезно слушать мамино пение, находясь у нее на руках. Одновременно старайтесь смотреть на лицо крохи, обращайтесь непосредственно к нему, слегка поглаживайте в такт пению.
Для любой ситуации
Вы можете остановить свой выбор и на других стилях. Но как показывает опыт психологов, использующих музыкотерапию, именно классическая музыка влияет на психоэмоциональное и физическое состояние ребенка наиболее глубоко и длительно, существенно ускоряя процесс «лечения» при домашнем применении.
Снятие усталости, эмоционального напряжения
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано.
Успокаивающий эффект приносят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм 3/4). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».
Ослабление чувства тревоги и неуверенности мажорные мелодии с темпом ниже среднего.
Народная и детская музыка вызывает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции.
Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии». Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Улучшает настроение скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Визе «Кармен» - часть 3.
Усиливает активность классика: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2». Ослабление головной и другой боли Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже» Вялым детям полезна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание немного учащает ритм сердца в спокойном состоянии, что оказывает мобилизующее воздействие.
Для крепкого сна подойдут Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Как правильно слушать музыку
• Если вы захотите воспользоваться благотворным воздействием музыки во время беременности, то вам можно прикладывать наушники к животу. Только не забывайте, что при этом громкость должна быть небольшая, а басы отключены.
Но вы также можете слушать приятные мелодии вместе с будущим малышом и на расстоянии. Полезный эффект от этого не уменьшится.
• Когда мелодии включают для уже родившегося маленького слушателя, то магнитофон или проигрыватель нужно располагать на расстоянии не менее одного метра от кроватки ребенка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи.
• Оптимальная длительность домашнего «концерта» - от 15 до 30 минут.
• Обычно рекомендуется включать или исполнять колыбельные и спокойные песни два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе - за 5-10 минут до начала кормления.
• Крохе также полезно прослушивать «лечебные» композиции утром после пробуждения или вечером перед отходом ко сну.
• Следите, чтобы во время прослушивания малыш не был слишком сосредоточен на каком-то серьезном занятии. Лучше всего, если он будет просто спокойно лежать или сидеть - можно у вас на руках.
• В течение дня не следует проводить более трех сеансов музыкотерапии. Но как правило, психологи обычно рекомендуют ограничиваться одним-двумя «концертами». послушаееем
Под закаливанием понимают систему мероприятий, направленных на укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным влияниям внешней среды. Путем систематически проводимого закаливания с учетом возраста ребенка, особенностей организма можно добиться устойчивости к резким температурным колебаниям (прежде всего, к охлаждениям), инфекциям и т.д.
Закаливание ребенка надо начинать с первых недель жизни и систематически проводить его в дальнейшем, с возрастом меняются лишь формы и количество закаливающих процедур. Приступать к закаливанию можно в любые сезоны года, но наиболее благоприятным является летний период.
Закаливание следует проводить систематически (ежедневно), малыми дозировками, постепенно увеличивая силу раздражителя. Если перерыв между оздоравливающими процедурами составляет 2 недели и более, закаливающий эффект теряется.
Если ребенок в ходе закаливания становится вялым или, наоборот, возбудимым, раздражительным, быстро охлаждается, теряет в весе и плохо спит - это может указывать на отрицательное влияние процедур.
Если ребенок в ходе закаливания заболел, процедуры отменяются. Возобновляют закаливание через 2 недели после выздоровления и обязательно с температуры, которая будет выше температуры последней процедуры.
При благоприятном течении закаливающих мероприятий у ребенка улучшается общее состояние и самочувствие, малыш меньше болеет.
Закаливание воздухом
К числу эффективных закаливающих процедур относится закаливание воздухом, действие которого связано с разницей температур между ним и поверхностью кожи ребенка.
Если ребенок родился в теплое время года, то выносить его на улицу можно через 2-3 дня после выписки из роддома в теплую, безветренную погоду. Летом при хорошей погоде ребенок может находиться на открытом воздухе целый день (в тени деревьев), в соответствующей сезону одежде, которая не должна стеснять дыхание и кровообращение.
Большое значение для закаливания ребенка имеет сон на открытом воздухе. Свежий воздух обладает общеукрепляющим действием. Спать ребенка можно укладывать на веранде при открытых окнах, на балконе и на открытом воздухе в тени деревьев.
Важным элементом закаливания являются комнатные воздушные ванны, которые рекомендуется проводить с первых дней жизни при смене пеленок, одежды, начиная с 2-3 минут (комнатная температура воздуха +22°С), увеличивая продолжительность процедуры через каждые 2-3 дня на 1-2 минуты, доведя до 10-15 минут - для детей до 6 месяцев и до 20-25 минут - для детей старше 6 месяцев. Воздушные ванны проводятся 2 раза в день. Для ослабленных детей рекомендуется уменьшить продолжительность процедур в 2 раза, температура воздуха при этом должна составлять +24°С.
Воздушные ванны на открытом воздухе относятся к активным формам закаливания. Основным действующим фактором, обуславливающим методику и дозировку, является температура воздуха. Определенное значение имеет и влажность. Ветер также является сильным раздражителем, он усиливает охлаждающее действие воздуха и увеличивает потери тепла организмом. Проводят воздушные ванны в солнечной тени (под тентом, в тени деревьев), в местах, защищенных от ветра. Начинать их можно на открытом воздухе детям с 2-3 месячного возраста, продолжительность первых трех процедур составляет 5-7 минут (температура воздуха +24-25°С). Через каждые 2-3 дня рекомендуется увеличивать продолжительность воздушных ванн на 1-2 минуты, доведя до 10-15 минут - для детей до 6 месяцев и до 20-25 минут - для детей старше 6 месяцев. Однако в процессе закаливания обнажать малыша следует постепенно - вначале руки, ноги, а затем живот, грудь. Ослабленным детям увеличивать время процедуры следует один раз в 3-4 дня.
Воздушные ванны принимают лежа, периодически переворачиваясь, чтобы обеспечить равномерное воздействие на переднюю и заднюю поверхность тела, можно проводить их во время спортивных игр. Лучшим временем для принятия воздушных ванн на открытом воздухе в средней полосе России является период с 9:00 до 12:30.
Закаливание водой
Применение воды для закаливания является одной из наиболее доступных и эффективных форм повышения защитных сил организма.
Самой щадящей по воздействию на организм водной процедурой являются влажные обтирания, которые особенно подходят для ослабленных детей. Начинать обтирания можно с 2-3 месячного возраста. В теплые сезоны для обтирания детей первого года жизни первоначальная температура воды должна быть не ниже +35-34°С, затем ее снижают каждые 4-5 дней на 1°С и доводят до +25-24°С. Обтирание начинают с рук, затем - грудь, спина и ноги. При этом следует руководствоваться направлением кровотока от периферии к центру: от кисти к плечу, от стопы к бедру и т.д.
При ясно выраженном благоприятном действии на ребенка можно переходить к более сильным водным процедурам - обливаниям. При этом виде закаливания к действию температуры присоединяется давление струи воды на тело. Поэтому обливания следует проводить осторожно детям с повышенной возбудимостью. Элементы такого закаливания вводят с первых недель жизни ребенка, когда непосредственно после гигиенической ванны малыша обливают 2-3 л воды на 1-2°С ниже температуры воды в ванне (+36-37°С). В дальнейшем каждые 2-3 недели температуру воды для обливания постепенно снижают и доводят до +25-26°С.
Душ - более энергичная водная процедура, т.к. к температурному фактору при этом присоединяется и механическое воздействие струи воды на тело. Эту процедуру разрешают детям старше 2-х лет. Душ оказывает сильное возбуждающее действие, поэтому он особенно показан вялым детям, а также детям с пониженным аппетитом и страдающим ожирением. Температура воды такая же, как и при обливании. Продолжительность 1-1,5 мин. После душа или обливания ребенка необходимо насухо растереть полотенцем до появления легкого покраснения тела.
Купание в открытых водоемах (река, озеро) является одним из лучших методов закаливания организма в летнее время. Разрешать купание в открытых водоемах можно детям с 3 лет, но обязательно после предварительной подготовки различными закаливающими процедурами, а также окунания в течение 3-5 дней, по 1-2 раза. Первые купания дошкольникам в средней полосе России можно разрешать при установившейся теплой погоде при температуре воды не ниже +22-23°С. Продолжительность первых купаний 2-3 минуты. В дальнейшем продолжительность увеличивают до 10 мин. Промежутки между купаниями должны составлять не менее 30 минут.
Хорошей формой закаливания является купание в детских бассейнах, при температуре воды для детей младше 3 лет + 30-32°С, а для детей старшего возраста - +25-27°С. После купания следует тщательно обсушить ребенка полотенцем, растереть стопы, сменить мокрые плавки или купальник на сухую одежду.
Дорожки для ножек
Современным методом закаливания и массажем стоп являются специальные дорожки, имитирующие пляж с песком и галькой. Хождение босиком по такой дорожке является прекрасным способом не только закаливания, но и оздоровления, вследствие воздействия гальки и песка на стопу ребенка, представляющую большую рефлексогенную зону и позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности, область носа.
При высокой степени закаленности допустима пробежка босиком по росе или по лужам после дождя. Однако при этом следует обращать внимание на поверхность земли, ее подготовленность для таких процедур. Кроме того, следует помнить, что температура закаливания при пробежке достаточно низкая, к такой процедуре дети могут быть допущены только после предварительной подготовки.
И, наконец, хорошим оздоровительным эффектом обладают солнечные ванны, которые в средней полосе нашей страны можно проводить с 10:00 до 12:30. При проведении солнечной ванны обнаженного ребенка укладывают на лежак (пространство между поверхностью земли и ложем обеспечивает циркуляцию воздуха во время процедуры, благодаря чему, снижается риск перегревания), ногами к солнцу так, чтобы все тело было равномерно освещено, голову защищают зонтиком или панамой. Можно пользоваться солнцезащитными очками. Температура воздуха должна быть +22-24,5° С.
Детям младшего возраста можно начинать проводить солнечные ванны с 2-х лет. Первые две процедуры длятся 2-3 минуты, с постепенным увеличением времени каждые 2-3 дня на 3-5 минут, доводя до 20 минут. Детям 5-6 лет первые две процедуры начинают с 5 минут и доводят до 30 минут. Можно сочетать облучение с игрой, чередуя пребывание то на солнце, то - в тени. После солнечных ванн следует одеться и укрыться в под навесом или кроной деревьев.
Межсезонье всегда таит в себе опасность детских простуд.
Если использовать фармацевтические препараты часто и к тому же неумело, можно легко превратить вашего жизнерадостного карапуза в вялого и болезненного малыша. Этого не произойдет, если научиться распознаватъ первые признаки недомогания и давать лекарства, взвешивая, что лучше "химия" или натуральные средства. Последние предпочтительны в большинстве случаев. Страхи некоторых родителей, что травы обязательно вызовут аллергию, несколько преувеличены. Спровоцировать аллергические реакции способны скорее аптечные препараты.
Температура: враг или союзник?
Не бросайтесь тут же искать в аптечке жаропонижающие средства. Температура - это сигнал о том, что организм начат активно сопротивляться инфекции. У деток с ослабленным иммунитетом повышение температуры тела может быть незначительным даже при сильной интоксикации - у таких малышей болезнь часто протекает вяло, но более продолжительное время, и основания у них бывают чаще.
Дело в том, что вирусы погибают при температуре 38 "С Добиваясь снижения при помощи популярных таблеток, создаются идеальные условия для роста развития вредных микроорганизмов. Не успев обрадоваться тому, что жар у малыша спал, вдруг обнаруживается, что поверхностный кашель стал глубже, а его общее состояние ухудшилось! Получается, что нанесли сокрушающий удар не болезни, а иммунитету малыша инфекцией. Состояние крохи в это время могут облегчить клизма (1/3 табл. анальгина, 1/3 табл. но-шпы, 1/3 табл. кларитина или супрастина на клизму подходит для детей от 6 месяцев) обтирание водой с уксусом комнатной температуры.
На страже инфекций
Именно детский носик принимает на себя первую атаку вирусов и инфекций. Из-за того что слизистая воспаляется, затрудняется носовое дыхание, и ребенок капризничает, плохо спит. Первый порыв - устранить насморк при помощи привычных сосудосуживающих капель. На пару часиков отек действительно спадает, и малышу становится легче дышать. Но вскоре все повторяется по новому кругу: заложенность - капли - облегчение - заложенность... Чем дальше - тем короче паузы.
В чем причина? Слизистая оболочка довольно быстро привыкает к лекарству и сухому, отечному состоянию. Затрудняется носовое дыхание, и любая инфекция, любой раздражитель легко проникает в бронхи, а затем в легкие. Бронхиты, пневмонии (острые и хронические) и даже астма очень редко возникают «на ровном месте». Кстати, недолеченный носик также может стать причиной отита.
При насморке у ребенка отдайте предпочтение натуральным средствам: каплям на масляной основе, которые не раздражают слизистую и мягко снимают воспаление. Можно использовать промывания с ромашкой, морской водой, соком моркови или свеклы. Предварительно разведя их водой (1:4).
Лечим кашель правильно
Такие средства, которые угнетают кашель очень коварны: они действительно прекращают приступы кашля, но не снимают воспаление слизистой. Вследствие этого мокрота задерживается в дыхательных путях, продвигаясь ниже. Главная задача в борьбе с кашлем - устранить не сам его факт, а причину. Сухой (непродуктивный) кашель нужно перевести во влажный. Для этого используют молоко с шалфеем, травы, содержащие муколитики. Хорошо действуют обертывания с соком черной редьки, растирания козьим жиром.
вес 9 500 кг и рост 72 см
1. Очень важно быть увереной, что овощи и фрукты, из которых готовишь ребенку пищу, были качественные и не содержали ничего лишнего.
В состав первого пюре малыша должны входить привычные овощи: свежий кабачок, цветная капуста, зеленый горошек. Зимой можно готовить замороженные овощи, но не тепличные (они содержат небезопасные для маленьких остатки удобрений, к тому же их пищевая ценность ниже, чем у грунтовых собратьев). А вот корнеплодами, которые долго хранились в погребе или овощехранилище, пользоваться ни в коем случае нельзя - есть опасность, что на них осела инфекция.
Первый шаг в приготовлении пюре: нужно хорошо вымыть овощи (фрукты), если требуется - щеточкой.
2. Чистить и нарезать овощи нужно прямо перед тем, как начнете готовить. Дело в том, что кислород окисляет витамины и другие важные вещества, отчего их ценность снижается.
Кстати, сначала овощи желательно вымочить в прохладной воде, чтобы удалить из их состава крахмал: картофель, репу, брюкву - 1-2 часа, остальные - 30 минут. Затем очистите овощи от кожуры и нарежьте на кусочки 0,5 см.
3. Готовить малышу еду нужно в специально отведенной для этого посуде. Залейте овощи водой так, чтобы она слегка покрывала их, и доведите до кипения. Слейте воду, налейте чистую и варите до готовности.
Имейте в виду: кастрюля должна быть закрыта крышкой все время, пока в ней готовятся овощи. Ведь доступ кислорода к пище разрушает многие полезные вещества, прежде всего важные для развития детей витамины.
4. Другой вариант - можете готовить овощи в пароварке. Так вы сохраните больше ценных для организма малыша веществ.
5. Готовые овощи нужно измельчить блендером или протереть через сито с помощью ложки. Пока малышу не исполниться 7-8 месяцев, делать это нужно тщательно, а потом потихоньку начинать знакомить его с более волокнистой пищей. Соль в еду для малышей добавлять не нужно.
6. Когда пюре будет готовы, вы можете добавить в него растительное масло (малышам 4 месяцев - 2 мл, в 5 месяцев - 3 мл, а с 7 месяцев - 5 мл). Лучше, если это будет кукурузное или соевое, оно реже вызывает аллергию в отличие от оливкого или подсолнечного.
.
7. Еду для малыша нужно готовить небольшими порциями. Если он не доест очередную порцию до конца, хранить ее до следующего кормления нельзя
Уже в дошкольном возрасте малыш пытается определить границы своего влияния на взрослых. Постепенно он опробует все приемы: уговоры, слезы, крики, вопли и визги. Родителям стоит всего один раз сдаться и уступить в его просьбе под действием такого натиска, и детские капризы будут повторяться все чаще и чаще. Еще сложнее приходится тем родителям, которые очень рано начинают потакать каждому желанию своего карапуза. Они покупают и разрешают ребенку все, руководствуясь негласным правилом «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Родители не могут или не хотят устанавливать какие-либо правила. А ребенок быстро осознает свою власть над ними и становится уверенным в своей вседозволенности. При этом не выигрывает ни одна сторона.
Итак, как лучше вести себя родителям? Конечно же, иногда надо уступать ребенку. Хотя бы просто потому, что они его очень любят. Но соглашаться с его просьбами только тогда, когда он может объяснить свою прихоть и убедить в необходимости ее удовлетворения. В этом случае ребенок учится формулировать и аргументировать свои желания. Причем спокойно, не повышая голоса. Впрочем, взрослые не должны торопиться выполнять просьбы ребенка немедленно. Особенно это касается нетерпеливых детей. Лучше попросить его немного подождать, пока кто-нибудь из родителей освободится. Тогда по мере взросления ребенок поймет, что у каждого человека существует своя собственная жизнь, и научится уважать интересы других людей.
Если нет возможности удовлетворить просьбу ребенка, нужно отказывать правильно, не задевая его достоинства. Во-первых, обезличивать запрет. Например, вместо фразы «Ты гулять не пойдешь, там дождь» сказать «В такую погоду не гуляют». Во-вторых, запрещать что-либо только в воспитательных целях, а не потому, что так захотелось взрослым. В-третьих, не устанавливать запреты во время ссоры, когда все раздражены. Помимо того, что могут быть выбраны не совсем разумные ограничения, ребенок скорее всего посчитает их незаслуженными. В моменты установления рамок дозволенного взрослые должны быть одновременно и добрыми, и строгими. Необходимо объяснить ребенку, что их не устраивает не он сам, а конкретный поступок, и, несмотря ни на что, родители его любят.
Не менее важным является и то, что взрослые должны быть последовательны в установлении запретов. И если ребенку не разрешили что-то делать сегодня, то не стоит позволять делать это в другой день. Например, если крохе сделали замечание за то, что он ударил маму, то обязательно напомните ему о неправомерности такого действия, если оно повторится снова. Причем требования по воспитанию ребенка у всех родственников должны быть одинаковыми. Мама говорит, что конфеты можно есть только после еды, значит, и бабушка с дедушкой не должны подсовывать сладости до обеда, дополняя их фразой «только маме не говори».
Взрослые должны постараться не допустить того, чтобы ребенок начал кричать или плакать, а сделать первый шаг к разрешению конфликта еще до появления первых признаков истерики. Лучше всего признать его желание, выразить свое понимание и поддержку. Обязательно объяснить, почему нельзя исполнить его просьбу, и предложить какую-либо замену.
Очень часто проблемы во взаимоотношениях родителей и ребенка возникают из-за ограничения его физической активности. Взрослые должны организовывать досуг своих детей, находить адекватное применение неиссякаемой энергии. Тогда разногласия по этому поводу сойдут на нет.
Как бы то ни было, с кажущейся неуправляемостью ребенка можно справиться.Есть много интересных игр, в которые можно его вовлечь. Например, повесить на видном месте таблицу, в которой плюсами, цветочками или сердечками будут отмечаться хорошие поступки, а минусами или грустными рожицами — плохие. При этом за каждый хороший поступок ребенка обязательно надо похвалить. Если же карапуз опять что-то натворил, не стоит его наказывать, правильнее будет сообщить ему, в чем он был не прав, и нарисовать в таблице соответствующий значок. В конце дня и недели нужно подвести итоги, причем лучше это делать вместе с малышом. Если больше плюсов, то ребенка ожидает какой-либо приятный сюрприз, если минусов — никаких гостинцев, подарков и развлечений. По результатам недели ребенку можно купить подарок, посетить с ним вместе интересное для него место или объяснить ему, что все это он может получить на следующей неделе, если наконец-то будет себя хорошо вести.
Иногда ребенок игнорирует предложенные ему правила и продолжает вести себя слишком вызывающе. В этом случае стоит добавить в игру еще несколько пунктов: за плохое поведение отправлять его в отдельную комнату, чтобы задумался о своих поступках. А в дополнение к этому поставить в таблице сразу пять минусов. Не стоит оставлять ребенка в комнате одного слишком долго, время «заключения» должно устанавливаться из расчета 2 минуты на каждый прожитый год.
Однако не всегда неуправляемость ребенка говорит о его избалованности. В некоторых случаях она может быть признаком неблагоприятной атмосферы в детском саду, школе или семье, следствием недавно перенесенного заболевания, развода родителей, смерти кого-то из близких, переезда в новую квартиру. Не настаивайте на своем, когда ребенок находится в стрессовой ситуации. Лучше уступите малышу. Но при этом обязательно объяснить, что эти «поблажки» вызваны именно внештатной ситуацией.
Солнце, воздух и вода...
Климат
Для южных курортов характерны тропический, субтропический и приморский климат. Климат тропиков и субтропиков - теплый и влажный, отличающийся высокой и устойчивой температурой воздуха, минимальной скоростью ветра и высокой влажностью воздуха (до 80%). Более половины дней в году здесь преобладает пасмурная и дождливая погода. Богатая растительность субтропиков выделяет в воздух большое количество ароматических веществ, обладающих успокаивающим действием, и фитонцидов (веществ, оказывающих губительное действие на микробы).
Вместе с тем, летом при высокой температуре и влажности воздуха теплоотдача организма затруднена, что может неблагоприятно влиять на кровообращение и сердечную деятельность, особенно у детей раннего (до 3-х лет) и дошкольного возраста, имеющих несовершенные процессы терморегуляции. Оптимальным сезоном для отдыха в данной климатической зоне является осень и зима.
Особенности приморского климата зависят от географического расположения местности, берегового ландшафта и розы ветров. Целебными свойствами обладают преимущественно теплый приморский климат южных широт. Близость водной среды снижает суточные колебания температуры воздуха, обеспечивает его чистоту, вызывает распыление капелек морской воды в воздушное пространство. Этот климат более показан детям, он вызывает тренировку механизмов адаптации организма ребенка.
При наличии у ребенка того или иного заболевания климатическая зона или курорт выбираются с учетом имеющейся патологии.
Сложности адаптации
Даже у 50% практически здоровых детей в первые дни пребывания на южных курортах могут появиться неприятные ощущения дискомфорта, признаки ухудшения общего самочувствия в виде утомления, беспокойства, снижения аппетита и даже головной боли.
Длительность адаптационного периода зависит от возраста ребенка, контрастности климата и часовых поясов: чем младше ребенок, тем период адаптации длится дольше (до 5 дней), у ослабленных детей он может достигать 7-10 дней.
Поэтому на южные курорты можно выезжать детям, начиная с 3- 4-летнего возраста, детей до 1 года, а тем более новорожденных, вывозить на юг не рекомендуется. Детей дошкольного возраста на южные курорты целесообразно отправлять в теплый период года (май-август) и при возможности на длительный период, не менее 3-х недель (21 день). Детей до 3-х-летнего возраста лучше оздоравливать в привычных климатических условиях, не требующих напряжения адаптационных систем организма.
Солнце
В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Инфракрасные лучи оказывают на организм ребенка тепловое действие, они обогревают, проникают в кожу и ткани на достаточно большую глубину (до 4 см).
Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.
Однако надо помнить, что солнце является не только нашим другом, но может стать врагом при несоблюдении рекомендаций врача. Неумеренно интенсивное солнечное облучение, особенно днем, когда солнце находится в зените, может незаметно привести к сильным ожогам кожи, особенно у детей младшего возраста, а тем более, у новорожденных, имеющих нежную, очень чувствительную и восприимчивую к облучению кожу.
Кроме того, влажное тело ребенка (из-за потоотделения или после купания) еще более подвержено солнечным ожогам. Во избежание перегрева, в летние месяцы на юге солнечные ванны рекомендуется принимать до 10 и после 16 часов.
Важным является соблюдение принципа постепенности, то есть гелиотерапию начинают с 3-5 минут с постепенным увеличением дозы, прибавляя каждые 2-3 дня по 3-5 минут, доводя до 10-15.
Игры под прямыми лучами солнца, даже если ребенок в легкой одежде и головном уборе, не рекомендованы или должны быть резко ограничены. Играть следует в тени деревьев при рассеянном солнечном излучении.
При приеме солнечных ванн ребенку необходимо одевать панаму, загорать без одежды в трусиках из хлопчатобумажной ткани.
По пляжу лучше ходить в легких тапочках во избежание, во-первых, ожогов, учитывая, что в жаркие дни температура гальки или песка может достигать 60° С и, во-вторых, с целью исключения травм и порезов. После приема солнечных ванн необходимо отдохнуть в тени, а затем можно перейти к водным процедурам.
На курорте малышу лучше всего надевайте легкую одежду светлого тона из натуральных тканей и панамку. Прежде чем отправиться на пляж или прогулку на открытые участки кожи ребенка за полчаса до выхода следует нанести солнцезащитный крем с фактором защиты не менее 25-30 единиц.
Не забывайте каждый час, а также всякий раз после купания, повторно наносить крем. Желательно брать с собой на пляж зонт от солнца. Не рекомендуется спать на открытом солнце. Для предупреждения перегревания периодически предлагайте малышу пить не сладкую воду, освежайте влажной салфеткой или полотенцем.
Воздух
Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами вследствие содержания микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния), что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких, усиливает отхождение мокроты.
Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух восстанавливает состояние тормозно-возбудительных процессов в коре головного мозга, способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка. Освежающие бризы, волнение моря вызывают ионизацию воздуха, насыщая его полезными для человека отрицательными аэроионами и гидроаэроионами. Сон при открытых окнах, балконных дверях в зданиях, расположенных рядом с морем обладает хорошим оздоравливающим эффектом.
Однако при этом надо избегать переохлаждения и сквозняков, учитывая, что маленькие дети в связи с несовершенством процессов терморегуляции могут быстро перегреваться и наоборот быстро охлаждаться, что требует тщательного обеспечения ребенку температурного комфорта в постели.
Вода
Купание в море (талассотерапия) является мощной закаливающей процедурой. Она оказывает выраженное благоприятное влияние на весь организм ребенка, особенно на обменные процессы и кровообращение. При морских купаниях на детский организм действуют солевой состав и органические вещества морской воды, ее температура, солнечные лучи, фитонциды морских водорослей и что очень важно при талассотерапии повышается эмоциональный тонус ребенка. При купании в море необходимо учитывать температуру воды и условия внешней среды.
Купание в море малышам младше 3 лет рекомендуется после предварительной подготовки, то есть окунания в море в течение 3-5 дней, по 1-2 раза в утреннее посещение пляжа и вечернее. Желаемый оздоравливающий эффект наступает только при соблюдении правил постепенности, регулярности, дозированности талассотерапии.
Начинать купания в бассейне следует также с предварительных окунаний, но число подобных процедур можно увеличить до 2-3. Купаться в бассейне можно начинать с 1,5-2 минут и постепенно увеличить время до 6-8 минут.
После купания обязательно накиньте на ребенка полотенце (можно с капюшоном) и тщательно обсушите кожу и волосы. Не забудьте влажные плавки или купальник сменить на сухую одежду.
Песок
Важным природным лечебным фактором является песок. Лечение нагретым песком (псаммотерапия) издавна применялось как лечебное средство при рахите, хронических заболеваниях суставов. Морской песок обладает небольшой теплоемкостью, малой теплопроводностью, хорошо нагревается солнцем и довольно долго сохраняет тепло. Песочные ванны оказывают на организм ребенка тепловое и в меньшей степени механическое действие. Лечение песком можно проводить с 3-х летнего возраста.
Рекомендуются местные песчаные ванны, засыпая только определенную часть тела, желательно в утренние часы до 10, при температуре песка 30-40С. Сухой горячий песок быстро и равномерно согревает ребенка, вызывая благоприятную ответную реакцию со стороны нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Нагретый песок стимулирует окислительные процессы, а за счет потоотделения облегчает функцию почек. Однако псаммотерапия является довольно нагрузочной процедурой.
При ухудшении самочувствия, появлении сердцебиения песочные ванны следует прервать. Песок и гальку можно использовать просто для лежания и ходьбы босиком по неровной поверхности, что стимулирует рефлексогенные зоны организма. Однако надо всегда помнить о том, что летом, особенно в июле и августе естественный нагрев песка и гальки достигает 60С, что может вызвать ожог кожи ребенка.
Таким образом, при разумном использовании природных факторов курорта - солнце, воздух и вода могут оказать большое оздоравливающее действие на ребенка и стать нашими "верными друзьями".
На носу торжества, и вам наверняка захочется “праздника живота”. Пожалуй, вы вполне можете совместить приятное с полезным.
Оставьте для себя порцию салата оливье (постарайтесь, чтобы там было поменьше огурцов и горошка) и заправьте его не традиционным майонезом, а сметаной, йогуртом без сахара или растительным маслом.
Из холодных закусок предпочтите заливное (лучше, например, из языка, чем из рыбы, если до сих пор вы рыбу не пробовали, поскольку она тоже может вызвать аллергию).
Отведать сыру можно вволю; в крайнем случае, можете позволить себе ломтик буженины или окорока (если они будут собственного приготовления, то и больше).
На сладкое вполне можно съесть кусочек шарлотки и фруктовый салат из “испытанных” фруктов со взбитыми сливками.
Дома можно заранее приготовить лишь те блюда, которые вы можете отведать наравне с остальными членами семьи. Наверняка родственники и близкие поддержат вас, а вам не придется “глотать слюнки”, например, запеч в духовке овощи или курицу или говядину с сыром или сметаной, а в качестве приправы воспользовавшись натуральной зеленью.