Развитию мелкой моторики сейчас уделяется много внимания, и это очень хорошо. Так как успехи в учебе ребенка напрямую зависят от того, как хорошо он умеет владеть пальчиками, держать в руку кисть, ручку, брать маленькие предметы.
Ведь часто бывает, что шестилетнему ребенку, который знает множество стихов, умеет читать, мама сама шнурует ботинки или застегивает пуговицы. Все это говорит о том, что заниматься развитием мелкой моторики никогда не рано и не поздно. Тогда успехи Вашего ребенка будут заметны.
К примеру, можно поиграть с прищепками! С прищепками можно придумать множество игр, причем все они будет интересны как годовалому малышу, так и трехлетнему ребенку, проверено! Такие игры очень полезны для развития мелкой моторики ребенка, способствуют развитию речи, учат хорошо владеть маленькими пальчиками, массируют пальчики ребенка, развивают фантазию, учат ребенка мышлению.
Вот для примера несколько игр, в которые мы с удовольствием играем!
Для них потребуются:
Прищепки, желательно выбрать разноцветные, и удобные для малыша, если они будут слишком тугие, есть вероятность того, что игра не вызовет интереса, та как ребенок просто не сможет одеть прищепку..
Солнышко.
Для солнышка нужно из цветного картона вырезать круг, любого диаметра, но не слишком маленький. Для того, чтобы играть было интересней, нарисуйте с обеих сторон личико солнышку - с одной стороны грустное, с другой – счастливое.
Далее расскажите малышу : Смотри какое солнышко у нас грустное, нужно его развеселить, чтобы оно улыбалось. Давай повесим на него лучики!»
Если ребенок маленький, покажите как нужно цеплять на солнышко лучики, помогите. В конце предложите ребенку снять лучики и уложить солнышко спать.
Ежик.
Из того же цветного картона вырезаем фигуру ежика. Нарисуем глазки носик. Предложите ребенку одеть ежика, пусть одевает-раздевает его
Веревочка.
На уровне груди ребенка протяните толстую веревку и приготовьте несколько платочков, носочков и т.д. и покажите, как мама вешает вещи сушиться. Ребенку наверняка понравится повторять за мамой. К тому же это весело.
Найди прищепку.
Очень интересная забава. На одежду ребенка цепляются прищепки, пусть он попробует их отыскать. Таким же образом можно учить цвета. Пусть найдет прищепку определенного цвета. Если детки постарше, мы, к примеру устроили небольшое соревнование, деткам с закрытыми глазами цепляются прищепки (одинаковое количество), а они на скорость их ищут и снимают, причем нужно не срывать их с одежды, а снимать пальчиками.
Змейка.
Возьмите прищепки одного цвета, можно и разные, и цепляйте одну за другой, таким образом, чтобы получилась змейка.
Елочка.
Из картона вырезаем треугольник, предлагаем одеть елочку. Пусть это будут прищепки одного цвета, если ребенок плохо различает цвета, тогда лучше его усвоит.
Также можно сходить «на рыбалку». Если у вас есть дома магнит, или детская удочка с магнитом, то ею можно ловить прищепки.
Можно одевать прищепки на разные поверхности, кружки, миски, коробки и .т.д.
Эта игрушка особенно нравится малышам. Делается очень просто. Не раз выручала мам, когда им необходимо было срочно заняться своими делами.
Но для того, чтобы эта игрушка действительно стала палочкой-выручалочкой, необходимо учесть следующее:
- прятать и не показывать ребенку коробочку до тех пор, пока она не станет действительно необходимой;
- дать понять малышу, что эта коробочка очень нужна самой маме, а лучше - папе;
- время от времени менять ее содержимое; - в коробочке ни в коем случае не должно лежать острых и вообще опасных для ребенка предметов.
Как сделать: берем коробку от обуви (лучше побольше) или какую-нибудь другую. Обклеиваем ее красивой бумагой. Вырезаем в крышке дырку (такую, чтобы туда пролезала рука ребенка с запасом и предметы, которые мы собираемся в коробочку положить). Приклеиваем крышку. Все. Теперь кладем внутрь разные предметы. Пример того, что может быть в коробку - см. на рисунке.
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был умным и развитым. А что необходимо для его развития в возрасте 1, 2, 3 лет? Конечно, игрушки! Поэтому мамы и папы, не жалея денег, отправляются в походы по магазинам, оставляя там огромные суммы. Ведь нужно купить и одно, и другое и третье.
Одна игрушка разовьет моторику, другая — поможет выучить цвет, третья — форму. Каждая игрушка в чем-то уникальна и поэтому кажется совершенно незаменимой. А знаете ли вы, дорогие родители, что в мире детской фантазии всё может быть всем. Ладошка, прижатая к руке, будет для вашего крохи прекрасным телефоном, ничуть не хуже яркого и музыкального покупного. Умение видеть в одних предметах другие, создавать что-то из ничего необходимо для полноценного развития малыша, его фантазии, воображения. Существует даже такое понятие как "игрушка-заместитель" — использование в своих играх игрушки-заместители является одним из критериев, по которым оценивается развитие ребенка.
Возьмем, к примеру, обыкновенные кубики. Набор кубиков — действительно необходимая вещь, которая должна быть в любой детской комнате. Кубики незаменимы для освоения ребенком трехмерного пространства, конструирования, развития координации и... Всю пользу кубиков трудно перечислить. Давайте лучше представим, в какие игры можно поиграть с вашим малышом, имея в наличии только набор кубиков.
-
Строим башню. Самая первая игра, пробовать играть в которую можно начинать примерно с 6-7-8 месяцев, когда ваш малыш уже умеет устойчиво сидеть. Поставить кубик на кубик для него — сложная задача, которая требует достаточного развития координации и крупной и мелкой моторики. Поначалу ребенок будет лишь рушить ваши башенки, потом начнет строить свои. И тоже рушить. Ведь для ребенка акт разрушения также необходим, как и акт сотворения. Вот он ставит кубик на кубик. Волшебство! Получилась башня! А потом ррраз! И башня исчезла. И это тоже волшебство!
-
Разнообразьте ваши игры с кубиками: стройте не просто башню, а с заданными свойствами. Например, только красную или только синюю. Так постепенно начинайте изучать цвета. Возьмите большие и маленькие кубики. Из больших кубиков получается высокая башня, из маленьких низкая. Так с помощью кубиков изучаем размер. Сколько кубиков в башне? Вот уже и первый счет. Ребенка постарше (2-3 года) можно попросить построить башню, такую же, как у вас. Ребенок учится воспроизводить образец, знакомится с понятием последовательности.
-
Кирпичики и кубики. Обычно в наборе кубиков бывают кубики, кирпичики, конусы, цилиндры, шары и т.д. Замечательно! Играем и учим геометрические формы и фигуры. На что похожа грань кубика? Да ведь это квадрат! А кирпичика? А шара? Развиваем словарный запас. Грань, ребро, угол. Тут и азы математики. Кубик выше кирпичика. Сколько нужно взять кирпичей, чтобы "дорасти" до кубика? Зато кирпичик длиннее. Сколько надо взять кубиков, чтобы "дотянуться" до кирпичика?
-
Стройка! Итак, ваш малыш уже давно умеет ставить кубик на кубик. Теперь строительный набор открывает для него безграничные поле для развития фантазии и воображения. Стройте вместе: дома, замки и башни! Гаражи, дороги, мосты. Все, что придет в голову (по секрету — из кирпичиков для изобретательных малышей получаются отличные машинки).
-
Куклы и кубики. Хорошо, если у вашей куклы есть собственная мебель. А если нет? Еще лучше! Сделайте из кубиков стол и стулья. Пригласите мишку в гости. Пусть они поедят пирог из кубиков и попьют чай из чашек — цилиндров. Гости устали? Пусть они поспят на кроватках их кубиков. Из кубиков получаются отличные столы, стулья, кровати, полочки, тумбочки, телевизоры, плиты и стиральные машинки. Качели и горки. А может, вы придумаете что-нибудь еще?
-
А теперь — физкультминутка. Предложите вашему непоседе попрыгать через разные преграды — препятствия. Естественно, из кубиков. Можно сделать целую полосу препятствий и устроить соревнования.
-
"Рисуем" кубиками. Да-да, кубиками (особенно маленькими) вполне можно "порисовать" выложить из них человечка, зверюшку... И даже цифры и буквы!
-
Поиграем в сказку. А герои её — обыкновенные кубики. Итак, начнем: "Жил-был маленький кубик. Однажды пошел он гулять и встретил большой и страшный красный цилиндр". А дальше? Дальше придумывайте сами вместе с вашим малышом!
-
Собираем кубики. Игра закончилась. Кубикам пора собираться в домик. Соберите их вместе, заодно учите цвет, форму и развивайте внимательность. Малыш, принеси мне зеленый кубик. Спасибо! А теперь желтый цилиндр. Умница! А где же красная арка? Смотри внимательно! Вот же она, закатилась под кресло и плачет: ах, найдите меня, отнесите скорее в домик.
Или можно собрать кубики так (обычно, такой способ собирания кубиков вызывает у моих детей просто бурю восторга).
-
Развиваем меткость. По очереди бросайте кубики в коробку. Кто точно отправит в коробку больше кубиков? Единственный минус этой игры — большое желание высыпать все собранные кубики и начать всё сначала.
Вот видите, в какое количество веселых и развивающих игр можно поиграть с обыкновенными кубиками. И это далеко не полный список. Просто немного фантазии и воображения — и любая игрушка станет развивающей.