На этой неделе состоялся очередной сенсорный квестдля детей 2-6 лет"УРОКИ МОЙДОДЫРА"!!!
Однажды в гости к мальчику-грязнуле пришел Мойдодыр, который был возмущен беспорядком в его доме. Мойдодыр показывает весы, на которых одна чаша "Грустное лицо" наполнена картинками с изображением беспорядка, а другая чаша "Веселое лицо" пустая, и предлагает наполнить пустую чашу весов, выполняя все указания Мойдодыра!
На сенсорных играх-квестах дети находятся в среде, наполненной сенсорными материалами, так как через них происходит наиболее интенсивное развитие ребенка. И поскольку у современного ребенка сегодня уже нет широких возможностей для естественных сенсорных игр, от нас зависит, чтобы потребности ребенка в сенсорном опыте и сенсорная игра встретились! Мы создаём возможность в каждое мгновение получать опыт разных ощущений!
Фото с сенсорных игрhttps://vk.com/album-54193534_237387202
Коррекционно-развивающий центр "МОЗАИКА" г. Тюмень ул. Широтная 158 к. 2 8-961-210-58-69 http://rechevaya-mozaika.jimdo.com #мозаика72#бакиева_н_з#сенсорный_квест#сенсорная_игра
На сенсорных играх-квестах дети находятся в среде, наполненной сенсорными материалами, так как через них происходит наиболее интенсивное развитие ребенка.И поскольку у современного ребенка сегодня уже нет широких возможностей для естественных сенсорных игр, от нас зависит, чтобы потребности ребенка в сенсорном опыте и сенсорная игра встретились! Мы создаём возможность в каждое мгновение получать опыт разных ощущений!
Желающие принять участие в сенсорном квесте - пишите в комментарии.
Количество мест ограничено!
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛОВИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды кабинета логопеда. Для создания коррекционно-развивающего пространства необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
На логопедических занятиях используется следующее оборудование:
• настольная и напольная ширмы;
• декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
• плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
• рукавички с изображением мордочек животных;
• наборы кукол для пальчикового театра;
• маски и костюмы персонажей сказок;
• игрушечные персонажи.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Организуя предметно-развивающую среду помещения, необходимо руководствоваться принципами доступности, системности, вариативности, учета возрастных особенностей детей:
По оснащению и применению кабинет разделен на несколько зон:
• методическую зону (хранение документации);
• учебную зону (проведение индивидуальных занятий);
• игровую зону;
• зону «Живые картины»
На индивидуальных занятиях необходимо проводит артикуляционную гимнастику, коррекцию звукопроизношения с включением театральных игр. Например, использование игрушки с раскрывающимся ртом. Голова сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Логопед, манипулируя языком, демонстрирует артикуляционные уклады, движения. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Одежда игрушки содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки…). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета.
Особое место в зоне «Живые картины» занимает настенные пособия: панно из ковролина с набором букв, картинок на липучках для создания картин по лексическим темам, составления рассказов и пересказов сказок.
Использование наглядного дидактического пособия «Экономические панно» основывается на принципе природосообразности. Оно состоит из четырех панно и мелких демонстрационных предметных картинок, прикрепляемых к ним по мере необходимости. На всех панно изображено одно и то же место (дом, двор, окружающая природа: лес, поле, река, сад, огород), одна и та же семья (дедушка, бабушка и внучка) в разные сезоны (осень, зима, весна, лето).
Цели предлагаемого пособия:
решение программных задач на привычном, полю¬бившемся детям, материале (одни и те же люди, знакомое окружение);
эмоциональное восприятие образов, окружающей природы, что дает толчок к познавательной деятельности;
формирование мотивационно-потребностной речевой деятельности (желание общаться), всех структурных компонентов речи на фоне зрительно-игровых сюжетов;
сиюминутное видение (а не вспоминание) изменения одного и того же места в разные интервалы времени, что помогает детям более качествен¬но сравнивать, анализировать;
постоянное прослеживание связи природы и общественной жизни, их взаимопроникновение, помогающее целостному восприятию мира.
В логопедическом кабинете (в игровой зоне) дети играют в игры с вертушками, дуют на различные легкие предметы: перышки, ватные шарики, листочки, свистульки; надувают воздушные шарики. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков. Для развития мелкой моторики рук собирают бусы, мозаики, пазлы, играют с кубиками, пирамидками, шнуровками.
Таким образом, в кабинете детям предоставлена возможность «действовать» с изучаемыми предметами, а мне - процесс обучения, который должен быть максимально эффективным и удовлетворяющим дошкольников.
ПОСОБИЕ ПО ВЫЗЫВАНИЮ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ И ПЛОХО ГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Бакиева Наиля Загитовна - логопед высшей категории, кандидат биологических наук
Предлагаемое вашему вниманию пособие "ДАВАЙ ПОГОВОРИМ: ГРАММАТИКА" является продолжением работы с неговорящими и плохо говорящими детьми.
Цель методического пособия - формирование навыков практического употребления грамматических категорий (числа, падежа, рода) в словосочетаниях и предложениях.
Целевая аудитория - логопеды и родители, интересующиеся вопросами развития речи у детей раннего и преддошкольного возраста.
Структура пособия:
Предисловие
Методические рекомендации для работы с пособием
Задания на каждую грамматическую категорию
Приложение
I этап - познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. Ведущий метод - словесная режиссерская игра. Цели:
1. Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев.
2. Выразительно интонировать голоса героев сказки. Для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных.
3. Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова, понимание смысловых оттенков, уточнять их значения. Использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.
II этап - словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выразительных движений и ритмического рисунка.
Ведущий метод - словесное комментирование.
Цели:
1. Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение.
2. Совместно составлять словесные описания пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.
III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.
Ведущий метод - совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
ПРОГРАММА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"
Данная программа «Использование театрализованных игр в коррекции речевых и неречевых процессов у детей с речевыми нарушениями» не предполагает развития профессиональных актерских умений.
Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:
развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.
Данная деятельность имеет четыре модуля.
«Театральная игра».
Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, коммуникативных навыков, творческих способностей, внимания, памяти.
«Культура и техника речи».
Включает игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодических средств (умение владеть разнообразной интонацией, силой голоса, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также игры на развитие связной речи, фантазии). Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с педагогом и родителями. Включаются упражнения на тренировку четкого произношения гласных и согласных звуков, умение делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе. Отрабатывается связь движений руки с речью.
«Ритмопластика».
Включает комплексные игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных и ритмических способностей дошкольников. Дети учатся цикличному движению под музыку, выполняют пластические упражнения для развития психомоторных способностей, помогающие восстановить положительную связь между сверстниками. Совершенствуется красивое, грациозное выполнение знакомых упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным произведением. Дети учатся с помощью танцевальных упражнений дети выражать свои чувства, страхи, отражают конфликтные ситуации и моменты примирения. В игровых сюжетных ситуациях (этюдах) разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети осваивают различные модели общения. В работе над этюдами содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например, «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было») (Приложение №3), на взаимодействие в паре, сотрудничество, сплочение коллектива. Используются этюды, сочиненные детьми самостоятельно по сказкам, басням, которые помогают устанавливать ролевые отношения, разрешать конфликтные ситуации.
«Семейные речевые праздники-конкурсы».
Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.
Коррекционная работа проводится в несколько этапов и рассчитана на два года: в первый год осуществляются I, II, III этапы, во второй год - IV этап.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать жесты и движения другого человека.
На втором этапе вводятся упражнения на развитие дыхания, артикуляции, интонации.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры, используя маски или элементы костюмов. На данном этапе необходимо «оживлять» картинки, рассказы и сказки.
Занятия по данному направлению строятся с учетом следующих принципов систематичности, последовательности, доступности, наглядности, комплексности работы.
Данная работа предполагает использование приемов мнемотехники в развитии связной речи, работу со сказкой, создание предметно-развивающей среды как фактора управления качеством условий логопедической работы, совместную деятельность с детьми, их родителями и педагогами.