Войти Регистрация

Ижевская Ольга

Алиночка — 8 лет
Украина
6 июня 2010, 22:26   •  Без категории
Отлучение  ребенка  от  груди,  как  правило,  представляется  мамам  очень    сложным  и  психологически  мучительным  действием.  Причем  сложилось    общественное  мнение,  что  чем  старше  ребенок,  тем  сложнее  отлучить  его  от    груди.  Поэтому  кормящей  маме  рекомендуют  бросать  кормить  до  года,    потому  что  уже  в  1,5  года  ребенок  ее  «не  отпустит».  Однако  в    действительности  отлучение  от  груди,  произошедшее  в  физиологические    сроки  проходит  безболезненно  как  для  матери,  так  и  для  ребенка.

Лактация, как и любой другой процесс в организме, проходит стадию становления, зрелости и увядания, или инволюции. Становление лактации происходит на протяжении 1-3 месяцев после рождения ребенка. В это время молозиво сменяется зрелым молоком, молочная железа адаптируется к процессу лактации и проходят болезненные ощущения при наполнении груди. В период зрелой лактации грудь уже не переполняется молоком — его приходит ровно столько, сколько необходимо ребенку и грудь находится в состоянии равновесия. Зрелую лактацию сменяет инволюция, которая наступает к 1,5 — 2,5 годам. В период инволюции молочной железы значительно меняется состав грудного молока — оно чрезвычайно насыщено биологически активными веществами: иммуноглобулинами, антителами, гормонами, нейромедиатрами и нейростимуляторами. По иммунным свойствам молоко в стадии завершения лактации сопоставимо с молозивом и в этом есть глубокий биологический смысл. Отлученный от груди ребенок лишается иммунной поддержки со стороны матери, поэтому у него должен быть запас устойчивости к инфекциям, который поможет ему выжить. И действительно, малыши, отлученные от груди в стадии инволюции молочной железы, т.е. в 2-3 года, ничем не болеют на протяжении полугода после завершения кормления грудью. При несвоевременном прекращении грудного вскармливания ребенок может тяжело заболеть в течение месяца.

По каким признакам на практике можно определить, что наступила инволюция молочной железы.

Во-первых, по срокам лактации. Инволюция никогда не наступает раньше, чем ребенку исполнится 1 год и 3 месяца. При нормальной лактации она, как правило, наступает в 1,5-2,5 года, а при наступлении следующей беременности или, когда у матери есть гормональные расстройства, может наступить раньше — в сроки от 9 месяцев до 1 года и 2 месяцев.

Во-вторых, по физическому утомлению, которое возникает после кормления. Если мать готова заканчивать лактацию, то во время кормления у нее возникает ощущение, будто ребенок «тянет из нее жилы». После кормления она чувствует слабость и сонливость, иногда не может сразу после кормления встать с кровати, а если встает, то у нее может возникнуть головокружение и даже обморок. Кроме того, возникает болезненность сосков.

В-третьих, по высокой сосательной активности ребенка. Это связано с тем, что ребенок уже стал большим, а молока стало значительно меньше. Поэтому малыш пытается стимулировать лактацию чрезвычайно частыми прикладываниями к груди, а также сосанием поочередно то одной, то другой груди в одно кормление. Малыш становится таким же неугомонным сосуном, как новорожденный.

В-четвертых, по психологическому утомлению. Из-за неуемной сосательной активности ребенка, которая накладывается на физическое утомление матери и болезненность сосков, у нее постепенно возникает неподдельное желание убежать от своего чада. Однако не следует путать подлинное психологическое утомление женщины с желанием прекратить лактацию в сроки, определенные общественным мнением. Поскольку считается, что кормить нужно только до 1 года, многие женщины начинают чувствовать «психологическую усталость» от грудного вскармливания уже в 1 год и 2 месяца. Им кажется, что они героически кормили дитя гораздо дольше положенного срока и очень утомились от ребенка — теперь пора от него отдохнуть! Поэтому следует предостеречь мам от подобного самообмана и, прежде всего, подумать о здоровье и психологическом комфорте ребенка. Если все вышеперечисленные признаки появились, значит, мать и ребенок готовы прекращению грудного вскармливания.

Как лучше провести отлучение от груди, если подошли физиологические сроки?Процесс отлучения от груди, когда и мама, и ребенок к нему готовы, происходит спокойно и без проблем. Начав подготовку к отлучению от груди, мама должна учесть следующие моменты:

  • возраст малыша, он должен быть не младше, чем 1,5 года;
  • состояние лактации — действительно ли уже некоторое время проявляются признаки инволюции молочной железы? Чтобы это проверить, маме нужно расстаться со своим малышом на сутки, например, оставив его с бабушкой или папой. Если через сутки не наблюдается болезненного наполнения груди, она не стала плотной и горячей, значит женщина готова к отлучению от груди. Если же уже через двенадцать часов мамочка готова бежать к ребенку, чтобы он отсосал молоко из переполненной груди, значит, она не готова к прекращению лактации и подобное насилие над организмом плохо скажется на здоровье матери и ребенка;
  • продолжительность инволюции — она должна быть не менее 2 месяцев, иначе ребенок не успевает получить достаточное количество антител и иммуноглобулинов для иммунной защиты;
  • время года — для отлучения больше подходят поздняя осень, зима и ранняя весна, после наступления существенной оттепели и до первых заморозков повышается активность патогенной микрофлоры, более часты кишечные инфекции, поэтому даже врачи не рекомендуют отнимать ребенка в это время;
  • фазу Луны — этот момент лучше всего согласовать с консультантом по лактации;
  • состояние ребенка — он должен быть совершенно здоров, у него в данный момент не должно быть обострения диатеза, роста зубов или другого недомогания. Если малыш болел, нужно, чтобы прошло не менее 3 недель после окончания заболевания. Кроме этого, ребенок должен быть способен укладываться спать в отсутствии мамы без груди.

Запланировав отлучение от груди, и учтя все нюансы, можно приступать к реали-зации планов. Это можно сделать двумя способами.Первый способ, наиболее физиологичный и естественный, но не всегда доступный. Мама просто уходит из дому на 3-7 дней и появляется уже в новом качестве. Если ребенок в отсутствии матери окружен достаточной заботой папы или бабушки, он обычно не вспоминает о груди и за 2-3 дня привыкает засыпать по-другому. Это может быть вечерняя сказка, или колыбельная песня, или укладывание игрушек и малыша вместе с ними.

Никогда не стоит в этой ситуации давать малышу пустышку или бутылку с водой или молоком. Нельзя заменять общение с мамой на общение с предметом. Однако стоит приготовить на случай пробуждения ребенка питье в чашке. После отлучения от груди дети часто во сне испытывают желание пить. Они могут проснуться особенно во время ночного сна, попить и спокойно продолжить свой сон. Поэтому тот, кто остается с ребенком на время разлучения с мамой, должен быть готовым к такой ситуации.

После разлуки мама возвращается к малышу уже в новом качестве и говорит, что у нее уже нет молока. Обычно, при твердом поведении мамы малыш забывает от груди и прекращает настаивать на возвращении «си-си» примерно через неделю. Забывание происходит легче при наличии дополнительных положительных эмоций: поход в гости к любимой бабушке, катание в парке на каруселях и т.д.

Второй способ — это укладывать ребенка спать без прикладывания к груди. Только это должен делать другой человек, а не мама. Это может сделать бабушка, папа или няня, когда мама днем вышла, например, в магазин или просто по делам. Сначала ребенок обучается укладываться спать без мамы днем, а потом и вечером. С того момента, когда ребенок начал укладываться без груди, он остается спать с папой или бабушкой, а мама отправляется спать на другую постель. Однако совместный сон можно и сохранить. Затем малыш начинает просыпать подутренние кормления и безболезненно расстается с грудью. Такое отлучение происходит примерно в течение месяца.
Что происходит при отлучении от груди?

Если прекращение лактации вписывается в физиологические сроки, то женщина не нуждается в перевязывании, дополнительных сцеживаниях и каком бы то ни было другом вмешательстве. В течение первых суток после последнего кормления она немножко наполняется, а потом наполненность исчезает. Через неделю после прекращения лактации при надавливании на грудь могут выделиться 1-2 капли прозрачной жидкости, похожей на молозиво, которое выделяется во время беременности. Эта жидкость теперь будет присутствовать в молочной железе довольно долго.

Необходимо также учитывать, что прекращение грудного вскармливания сказывается на эмоциональном состоянии женщины. Она остро переживает разлуку с малышом и тот факт, что теперь она не связана с ним столь тесными узами. Очень часто у женщин появляется сентиментальность настроений, плаксивость, когда слезы текут ручьем при малейшем напоминании о ребенке. Это временное явление и настроение обязательно стабилизируется примерно через 1-2 недели. Утешить себя в этой ситуации можно лишь тем, что эта разлука должна была когда-нибудь произойти, что ребенок неизменно взрослеет, становится более самостоятельным и неизменно отдаляется от матери.

Довольно часто мамы переносят свои переживания на ребенка буквально. Им кажется, что он страдает так же, как и они. Однако дети в возрасте 2-3 года переносят отлучение от груди легче мам и быстрее забывают о произошедшей перемене.
Срочное отлучение от груди

Не всегда жизнь течет благополучно. Иногда складываются ситуации, когда мать вынуждена отлучить ребенка от груди помимо своего желания. Например, когда маме необходимо пройти курс лечения, несовместимого с грудным кормлением, лечь в больницу, срочно уехать и т.д. Такая ситуация далеко не всегда является показанием к прекращению лактации. Если мама вынуждена расстаться с ребенком на 1-3 недели, то вполне можно воспользоваться временным отлучением от груди. Чтобы уберечь себя от неприятностей и сохранить лактацию, необходимо сцеживаться 6 раз в день. Когда мама вернется к ребенку, грудное кормление можно возобновить.

Следует сказать, что раннее отлучение ребенка от груди таит опасности, как для матери, так и для малыша. Для матери оно опасно возникновением мастита или абсцесса, мучительными ощущениями переполненной груди, которые длятся не одну неделю. Для ребенка оно опасно тем, что из-за неподготовленности иммунной системы он начинает часто болеть. Решив отлучать малыша, например в 9 месяцев, мамы часто не подозревают, что в результате он может тяжело заболеть не далее как через месяц. Во время тяжелой болезни маленькие дети отказываются от еды и питья и страдают от обезвоживания организма. Именно в это время грудное вскармливание могло бы оказаться для ребенка спасением и средством исцеления, а когда лактация прекращена, мать уже не сможет облегчить его состояние.

Если все-таки случилось так, что ситуация безвыходная и лактацию надо прекращать воспользуйтесь следующими рекомендациями:
  • не перевязывайте грудь, это не способствует прекращению лактации, но мо-жет стать причиной мастита;
  • обратитесь к врачу маммологу или акушеру-гинекологу и проведите прекра-щение лактации под его контролем;
  • не увлекайтесь сцеживаниями, поскольку сцеживания не помогают быстро прекратить лактацию.
6 июня 2010, 22:21   •  Без категории

У некоторых людей есть удивительная способность: раскрашивать свою жизнь в яркие, теплые краски счастья. Создавать её день за днём, творить свой путь и радость вокруг себя. Можно ли научить этому своего ребёнка или эта способность - дар небес, неподконтрольный человеческому разуму?


Способность быть счастливым и делиться счастьем с людьми дана не каждому. Но научить своего малыша с вдохновением относиться к каждому дню своей жизни, получать удовольствие от процесса творчества, от активности и созидания - вполне по силам любящим родителям. Побуждая ребенка к творчеству, в разных его формах, мы не просто используем ещё один способ развития и обучения, мы формируем у малыша творческое мировосприятие, отношение к жизни. Мы показываем маленькому человеку: творить, создавать - в твоих силах. Ты это можешь, и это интересно и радостно!

Краски  жизни,  Анна  ОстровскаяДля любящей мамы с хорошей фантазией любое домашнее дело - увлекательный творческий процесс. Можно вдохновенно делать уборку вместе с малышом, творчески подойти к стирке и превратить в произведение искусства обычный будничный обед. Но я сегодня хочу остановиться на рисовании, чтобы всего на нескольких примерах показать, что скрыто за этим весёлым и, казалось бы, таким простым занятием.

Сейчас в магазинах есть огромное множество материалов для рисования. Пальчиковые краски, медовая акварель, привычные нам с детства гуашь и пастель, восковые мелки, огромное разнообразие карандашей и фломастеров… Можно выбирать необходимые материалы в зависимости от возраста малыша и его предпочтений. Многие детки начинают знакомство с процессом рисования с пальчиковых красок. Чтобы это доставляло удовольствие и маме, лучше заранее позаботиться о том, чтобы не создавать неудобств и лишней уборки. Приобретите недорогую пластиковую скатерть или кусок клеенки, большую хорошо впитывающую губку или тряпку, запаситесь влажными салфетками для маленьких ручек. Выделите малышу одежку, которую будет не страшно запачкать, чтобы он чувствовал себя свободно. Детям постарше подойдут специальные передники и нарукавники, которые можно сшить самим или купить в магазине. Удобно использовать баночки-непроливайки для воды: такая баночка, даже перевернувшись, не нанесет большого урона ковровому покрытию или мебели. Если ваш малыш страдает аллергией, то прежде чем давать ему вдоволь рисовать красками и другими материалами, убедитесь, что попадание краски на кожу не даст аллергической реакции. Следите, чтобы юный художник не тащил в рот мел, кисти и т.д.

Первое, что рисуют совсем юные художники, - это цветные каракули и отпечатки ладошек. Можно взять большой лист ватмана, пальчиковые краски и разрешить ребенку пошлепать ладошками по бумаге. Сначала это будут хаотичные цветовые пятна. Потом отпечаток ладошки можно будет превратить в ежика, павлина, морскую звезду или другое существо, в зависимости от вашей фантазии.

Анна  Островская,  Краски  жизниЭто не только забавное и интересное занятие, но еще и повод познакомить малыша с некоторыми ограничениями. Вот здесь, на листе бумаги, шлепать ладошками можно, а вот здесь, на полу - нельзя. Иногда малыши умудряются перемазаться в краске с головы до пят, и отмывать их в ванне - тоже весьма творческий процесс. Обратите внимание на то, какой цвет ребенок оставил на своем теле, какими цветами пошлепал по ватману, в каком порядке предпочел брать краски. У каждого цвета есть свой маленький секрет: каждый оттенок соответствует определенному эмоциональному состоянию, а иногда даже черте характера. Научившись обращать внимание на радугу оттенков, которую использует ваш малыш, вы можете многое узнать и о нем, и о своей семье.

Совсем маленьким художникам можно предложить порисовать ватной палочкой, кусочком губки, тонкой и широкой кистью. Покажите ребенку, что в зависимости от выбранного инструмента получается разный результат. Покажите, что гуашь - жидкая, вязкая, а акварель похожа на твердый кусочек мела или кирпича, но если добавить воды - становится жидкой. Покажите, что пастелью можно провести широкую линию, а заточенным карандашом - тонкую. Для маленького ребенка знакомство с новыми для него инструментами - настоящее чудо. И от того, в каком настроении произошло это знакомство, насколько интересным оно получилось, зависит дальнейшее отношение ребенка к рисованию. Если запретов будет больше, чем удовольствия («Не пачкай руки, не заляпай фартук, какой ты грязнуля!»), навряд ли малышу захочется творить.

Можно предложить ребенку сыграть в угадайку. Взрослый рисует изображение на бумаге, по одной детали, а ребенок должен угадать, что получится в итоге. Например, квадрат может превратиться в домик, а может оказаться книжкой или коробкой с подарочным бантом. Два круга могут оказаться колесом машинки, а могут обернуться глазами филина. Из треугольника выйдет и клоунский колпачок, и высокая гора. Дети постарше тоже могут загадывать родителям и друг другу такие загадки. В процессе игры можно познакомиться с цветами и формами, научиться определять целое по его части.

Ближе к 3-4 годам дети уже пытаются рисовать сами, многие любят повторять за родителями. Покажите ребенку, как рисовать дом, дерево, человечка. Не ждите, что ваш трехлетний малыш сразу же изобразит человека во всех подробностях. Всему свое время. Сначала ребенок освоит простейшее «палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек», а к пяти-шести годам его человечки обретут все необходимые детали. Обращайте внимание, как на рисунках вашего ребенка постепенно будут появляться всё больше подробностей человеческого тела. Малыш строит образ своего тела, к 7ми годам он обретает психологический пол. Этапы становления его телесности можно увидеть в его рисунках. На изображении человека будет отражаться также и психологический климат в семье. Например, большой акцентированный рот может говорить об агрессии, которая может быть выражена в семье в явном виде либо присутствовать неосознаваемым фоном. Показывая малышу, как рисовать домик, помните о том, что дом на символическом уровне представляет собой внутренне пространство человека, его Я. Пусть у домика будут дверь и окошки, пусть будет надежная крыша. Поговорите с малышом о том, кто живет в этом домике, хорошо ли там, тепло ли, уютно ли. Прислушайтесь к ответам: малыш говорит и о себе, и о своей семье, и о доме, в котором он живет. Обратите внимание, есть ли на дверях тяжелые засовы и замки, занавешены ли окна. Так может выражаться тревога малыша.

Краски  жизни,  Анна  ОстровскаяРассматривая любой рисунок, который ребенок сам принес вам показать, помните о том, что перед вами - результат творчества, в него вложены силы и эмоции, в нем частичка души автора. Не нужно жестко критиковать рисунок или смеяться над ним. Похвалите, если вам действительно искренне нравится. Расспросите внимательно и с интересом, что изображено на рисунке, обращайте внимание на детали. Не забывайте говорить, если у малыша получились хорошо узнаваемые образы. «Это кошечка? Да, я сразу увидела, что это кошечка, очень похожа!». На рисунке отражен внутренний и внешний мир ребенка, и важно, чтобы малыш видел - вы его понимаете, вы живете в том же мире. Отмечайте, что с каждым новым рисунком у ребенка получается всё лучше и лучше. Если малыш просит помочь ему нарисовать какую-то деталь, не отказывайте ему, но и не стремитесь нарисовать больше, чем вас попросили. Важно не мешать ребенку самому выражать свои чувства и мысли в рисунке.

Нескольких ребятишек можно развлечь такой игрой. Прочитать им небольшую сказку или стишок и попросить их нарисовать то, что они услышали. Ни в коем случае не нужно говорить, что «у Васи получилось лучше всех», а «Оля больше всех старалась». Не нужно формировать у детей желание нарисовать что-то только ради похвалы и оценки. Все старались, все молодцы, все рисунки получились интересными и разными. Обратите внимание, как рисуют дети, какие материалы они выбирают, какие цвета. Что именно выделили они из текста, когда выбирали сюжет для рисунка. Всё это может многое рассказать о каждом малыше, и любящие родители всегда заметят, если им нужно на чем-то акцентировать свое внимание, может быть что-то исправить в собственном поведении и в методах воспитания. Потом можно предложить ребятам по рисункам воссоздать текст, пересказать то, что они услышали. Вы убедитесь в том, что разные детки услышали одну и ту же историю совершенно по-разному.

Интересно предложить детям нарисовать что-то вместе. Взять большой лист ватмана и сотворить нечто коллективное: всей семьей или дружной детской компанией. Это не просто развлекает и сближает, но и демонстрирует, какую роль в коллективе занимает каждый малыш, как он участвует в процессе. Лидирует ли он и задает тон и сценарий или подчиняется чьей-то фантазии. Умеет ли сотрудничать с другими участниками действа или конфликтует с ними. Когда вы рисуете со своим ребенком что-то по очереди, по детали, помните о том, что не так важен конечный результат, как сам процесс совместного действия. Вы тем самым показываете своему ребенку, что разделяете его желание творить, что вы говорите с ним на одном символическом языке. Не бойтесь создавать что-то необычное: в мире фантазий нет запретов и четких догм.

Даже если родители сами не очень хорошо рисуют, есть возможность научить малыша пользоваться красками и творить настоящие шедевры. В крупных торговых центрах (например МЕГА-Дыбенко, гипермаркеты Окей и др.) есть возможность в специальных творческих мастерских приобрести заготовки из глины, гипса или дерева и раскрасить их прямо там. Не мешайте малышу раскрашивать выбранную заготовку так, как он считает нужным. Помогайте ему, если он попросил вашей помощи (обычно дети просят помочь с мелкими деталями: глазки, реснички, усы и др.). В таких мастерских ребенок не только чувствует себя настоящим художником, но и учится работать с разными материалами, которые не всегда доступны дома. Кроме того, порисовать где-то вне дома, в компании таких же юных творческих личностей - это всегда полезно и весело.

Хороший повод порисовать - предстоящий праздник у кого-то из членов семьи. Рисовать не просто картинку, а поздравительную открытку для дедушки, - это не только удовольствие, но и настоящее взрослое поручение. Поговорите о том, что любит дедушка, какую картинку ему было бы приятно получить в подарок - это хороший способ начать учить малыша тому, что подарок должен радовать адресата, а не только дарителя.

Открытки и другие рисунки всегда можно дополнить деталями аппликаций, блестками, наклейками, коллажами, тканью, бусинами, высушенными листьями и цветами и так далее. Фантазия детей и родителей безгранична, было бы желание творить!

Не только детям, но и взрослым людям весьма полезно хотя бы иногда брать в руки кисть и краски или открывать коробку с карандашами. На рисовании и других творческих занятиях основано множество методов арт-терапии и рисуночной психологической диагностики. Создавая свои шедевры, мы врачуем собственную душу. Выражая в рисунке свои эмоции, мысли, фантазии, мы можем не только отреагировать то, что было под запретом или не осознавалось, но и можем много интересного узнать о самих себе.

Даже если вы совершенно не умеете рисовать, есть один очень простой рисуночный тест, на примере которого легко показать, как много информации несёт в себе обычный рисунок. Этот тест когда-то был придумал петербургским психологом, психоаналитиком А.Г.Саракулом и называется «Раскрась свою ладонь». Тест разрабатывался и проверялся на большом количестве людей, в том числе детей в России и в Молдавии, он описан в книге А.Г. Саракула «Как защититься от сгорания в семье и на работе», СПб, 2008. Тест применяется в структуре психодиагностических исследований, как проективный рисуночный тест, а также используется в психоаналитической психотерапии. В его основе цветодиагностические положения, разработанные Максом Люшером, а также принципы Су-Джок терапии, заключающиеся в подобии кистей и стоп человека всему организму в целом.

Процедура диагностики

При проведении теста должна быть обеспечена тишина, участники не должны отвлекать друг друга и комментировать рисунки друг друга.

  1. Нарисуйте (обведите карандашом) свою правую ладонь.
  2. Концентрируйтесь на рисунок вашей ладони и представьте себе, какой цвет подходит каждому пальцу вашей ладони?
  3. Раскрасьте пальцы.

Ключ к «расшифровке» рисунка

Я приведу ту расшифровку рисунков, которую дает в своей книге А.Г. Саракул (Как защититься от сгорания в семье и на работе - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - сс. 258-263). Каждое из утверждений - вероятностное, оно не является догмой или диагнозом, а служит лишь поводом для размышления. Рисунок может также помочь вам в выявлении психосоматических проблем, показать проблемные зоны на теле.

«Мизинец и безымянный палец (и всегда левая половина любого рисунка) символизируют на психоэнергетическом уровне пространство «я - отец» (энергия Янь), на физиологическом - левое полушарие головного мозга и правую сторону тела. Эти пальцы и цвета их раскраски показывают (как у мужчин, так и у женщин), в каком состоянии мужские качества, связанные с профессией, практической стороной жизни и адаптацией к социуму. Они показывают, в каком состоянии взаимоотношения с мужской природой (у мужчин - с мужественностью, у женщин - с отцом, сыном, мужем и мужчинами). Цвет окраски этих пальцев может подсказать мужчине и женщине, есть ли у них проблемы с полоролевой идентификацией, а также на телесном уровне.

Средний и указательный пальцы (и всегда правая половина любого рисунка) символизируют психоэнергетическое пространство «я - мама» (энергию Инь), на физиологическом уровне - правое полушарие головного мозга и левую сторону тела. Раскраска этих пальцев (у мужчин и у женщин) показывает, в каком состоянии их чувственная, интуитивная, бессознательная часть внутреннего «я». У мужчин она показывает, в каком состоянии их отношения с женщиной (мать, жена, дочь), у женщин - состояние их внутреннего «я» (женственность, материнство) и отношения с женщинами (мать, подруги, сестры).

Большой палец символизирует психоэнергетическое пространство внутреннего «Я», на физиологическом уровне - голову. Его раскраска подсказывает нам, в каком состоянии наше отношение к самому себе, проще говоря, как мы относимся на самом деле к себе, к мыслям, и действиям, которые мы осуществляем. Она отражает, как мы строим общение с внешним миром, как мы его воспринимаем через зрение, вкус, слух и обоняние.

Безымянный и средний пальцы символизируют наши ноги. По их окраске можно узнать, как человек идет по жизни, как он стоит на земле. Она показывает, как человек идет по жизни, как он стоит на земле. Она показывает, как человек идет по жизни, уверен или тревожен, устал или имеет достаточно энергии для движения в выбранном направлении (семья, бизнес и т.д.). Окраска пальцев показывает психологическую зрелость или зависимость. Кроме того, окраска безымянного пальца показывает, какую энергию, подпитывающую наши ноги, мы получили от отца, окраска среднего - энергию от мамы.

Мизинец и указательный пальцы символизируют наши руки. По их окраске можно узнать, как человек строит отношения со своим окружением, насколько он способен к самовыражению. Цвет окраски пальцев характеризует способность человека закрываться или открывать свое сердце другому человеку, обнимать, брать, давать и т.д. Также цвет мизинца показывает нам, какую энергию и способности мы получили от отца, цвет указательного - от мамы».

Подробнее о значении каждого цвета можно узнать из работ Макса Люшера.

Окунувшись в мир скрытого смысла, спрятанного за цветом и рисунком, вы научитесь читать творческие работы своих детей и более чутко понимать их состояние, мысли, печали и радости. Глядя на только что созданный шедевр своего ребенка, вы сможете лучше понимать, что именно нарисовал ваш малыш, что он хотел сказать и показать этим рисунком. А вглядываясь в свои собственные работы, вы сможете увидеть и понять то скрытое послание, которое отправляет вам ваше же Бессознательное. И может быть вы узнаете о себе и о своем ребенке нечто очень важное и интересное, о чем раньше даже не догадывались…

Человеческая душа полна загадок. И рисунок - лишь один из множества способов заглянуть за завесу тайны и увидеть свои скрытые ресурсы, свой творческий потенциал, который дает силы и вдохновение во всем, что мы делаем в жизни. Научившись с детства относиться к жизни творчески, мы стараемся активно брать судьбу в свои руки, творить свои успехи, преобразовывать мир вокруг и внутри себя. А начинается этот столь важный процесс с простого знакомства с кистью и красками…

Нарисуйте свое счастье сами, вы это можете.