Малыш 2-4 года Правила и Границы
Ситуация
Часто встречающиеся ситуация, когда ребенок 2-4 года своими какими то ни было действиями нарушает общественный порядок какого либо учреждения, места, или непосредственно покой других людей, но при этом его действия абсолютно естественные и безобидные для его возраста...Это может быть громкий смех, кривлянья, писки, визги, игра игрушкой, бег, и тому подобное...Что же делать при условии если мы ростим непослушную, свободную, коммуникабельную, креативную личность, без запретов, пинков, наказаний, манипуляций, запугиваний и прочей авторитарной лабуды? Один из действенных способов для малыша до трех лет это переориентировать его на другую игру, безобидную для данного места. Но важно оценить насколько данное место противоречит действиям ребенка? Или это все же наша установка, а на самом деле кривляться в автобусе вполне уместно и даже весело, и вы можете даже покривляться вместе повеселив окружающих). Постарайтесь по максимуму давать проявляться ребенку, и только в крайних случаях, когда вы видите явное недовольство окружающих уже принимать меры про которые я пишу. Хочу еще уточнить тот факт , что общаюсь с сыном своим трех лет я на равных, с глубоким уважением, как со взрослым , умным, человеком. А теперь давайте разбираться:
Представим такую ситуацию, вы пришли с ребенком в кафе, и ваш шалун захотел поиграть на соседнем столе , где обедает муж с женой средних лет, они ведут беседу о своем, хотят тихо мирно покушать и поболтать, и им уж точно в данный момент не хочется слышать рев мотора и видеть катающийся машинку у себя на столе, они от своих детей то сбежали чтоб отдохнуть, а тут на тебе, ваше чадо играет и заигрывает с ними)) Как же выкрутится чтоб и ребенка и этих людей были соблюдены права, а так же без запретов, ругани и истерики??? Не простая задачка скажу я вам))
Давайте разбираться по порядку:
Если вы принимаете допущение, что воспитывать ребенка не надо, но быть ему проводником, рассказывая как устроен мир в котором он родился, вводить его в курс дела что тут и к чему, общаться как со взрослым но не обладающим нужным количеством знаний, умений, и опыта, ТО тогда мы рассматриваем несколько вариантов развития событий данной ситуации. Первый вариант это когда эта пара обедающая и не желающая видеть у себя за столом игры с машинкой, обладает мудростью, и схожим мировоззрением, и тогда он или она попросят ребенка поиграть в другом месте объяснив ему спокойным голосом что хотят пообедать одни и в тишине ну или что то в этом духе..примерный текст который произнесла бы я : Как тебя зовут? (Саша) Саша, у тебя очень увлекательная игра, ты так интересно играешь, я попрошу тебя поиграть в другом месте, потому что мы с дядей костей хотим пообедать вдвоем, ладно? пойди поиграй пожалуйста возле мамы, а мы тут сами пообедаем...Спасибо тебе что пошел нам на встречу. Это конечно идеальный вариант, самый мирный, не травмирующий ребенка и супер обучающий. Ребенок сразу бы почувствовал границы других людей на практике, Но это редкий случай, чаще люди сами по себе закомплексованные, не уверенные в себе, полные установок и с кучей тараканов в головах, невротики, будут сидеть, терпеть, злиться, скривят рожу, и т.п..а ребенок еще не умеет считывать и распознавать эмоции, и будет как ни в чем не бывало продолжать свое действо. И вот тут маме надо быть очень мудрой. Ведь если она закроет на это глаза и пустит ситуацию на самотек, то в лучшем случае люди промолчат и ребенок не усвоит урок, уйдет пустым что называется, не получит ценный опыт, а в худшем они грубо что то скажут вашему ребенку, ребенок испугается, расплачется, расстроится и тем самым получит негативный опыт коммуникации, что в дальнейшем может привести либо к тому, что он будет делать назло, нарушая границы чужих людей, как бы мстить за обиду, либо замкнется и будет робеть со старшими по возрасту, званию, росту..Так как же поступить? А вот теперь второй вариант сценария: Мама подходит к ребенку и активно расшифровывает сложившуюся ситуацию, рассказывая спокойным дружелюбным голосом про правила данного места, про чувства этих людей, говорит тот текст, что я писала выше, который в идеале могла бы сказать тетечка с "кислой миной".. Во первых у этих людей появится дружелюбный настрой, что их чувство распознаны и мама действует, и эти люди скорее всего тоже вступят в разговор и ваши аргументы оживут в глазах ребенка. Что важно! быть последовательной, убедительной, спокойной и настойчивой. Употреблять слова " таковы правила" и тому подобное... Если ребенок упрямится и не хочет уходить, то придумать новую игру и вовлечь его в нее...Например: " А давай ты спрячься, а я тебя буду искать, или у нас новая игра...и придумать игру..У нас новое задание, мы идем добывать пирожное..ну короче фантазия вам в помощь, задача после того как вы спокойно описали ребенку ситуацию, рассказали про чувства этих людей , переориентируйте ребенка на что то другое более интересное) Если это не сработало, всякое бывает, может ребенок не выспался или устал и уже сильно в протесте то на самый крайний случай хватайте его и начинаете кусать, щекотать, переворачивать верх ногами и в это время удаляетесь от этого места, и желательно на улицу выйти, там можно еще раз с ребенком обсудить ситуацию, а потом придумать ему замещение, типа бонус, пироженко, или другую игрушку или еще что либо...
А теперь напишу в качестве примера как бы я выстроила диалог во втором варианте:
Я: Сашенька, а пойдем поиграем за нашим столиком, я буду джипом который падает в обрыв, и буду кричать помогите, спасите, а ты будешь меня спасать, ох какая веселая игра у нас получится..
СЫН: неет, не хочу, хочу тут играть!
Я: Оо я ж совсем забыла, у меня для тебя сюрприз есть! ( А сама придумываю сюрприз в голове)
СЫН: какой сюрприз?
Я: ммм интересный такой , пойдем покажу...
и если он соглашается то мы уходим, я даю сюрприз (мороженое например), а потом дома перед сном раскладываю ему эту ситуацию, мы обсуждаем и в конце я скажу что сынок ты у меня такой взрослый уже, все понимаешь, умеешь уважать чувства других людей..и т.п....
а если не катит с сюрпризом , то продолжаю диалог..
Я: Сашенька, дядя и тетя устали на работе и сейчас хотят посидеть в тишине пообедать, а твое присутствие нарушает их покой в данный момент..посмотри как тетя недовольна..давай уважать покой других людей, таковы правила, если кто то пришел в кафе и хочет спокойно пообедать то мешать им не нужно, и следует выбрать другое место для игр, например стол за которым сидишь ты и твоя мама..пойдем пожалуйста...
возможно он уйдет на этом этапе переговоров, но если совсем упрямится то продолжаем
СЫН: ууу, не хочу не хочу
Я: Саша услышь меня пожалуйста, таковы правила этого заведения, каждый может играть за своим столом, если мы не сядем за свой стол то тетя хозяйка этого кафе подойдет к нам и скажет чтоб мы уходили, и мама не сможет пообедать, и мне будет от этого очень грустно...пожалуйста любимый пойдем за наш столик..
Сын: нет
Я: ну тогда нам придется покинуть это кафе, раз мы не соблюдаем его правила...
Далее в идеале надо уходить из кафе..
Но моя практика показывает что ребенок до таких крайних мер не доходит..
Самая крайняя мера если договорится ни как с ребенком не получается, такие варианты тоже бывают и зависят от многих факторов, например с голодным усталым ребенком договариваться конечно сложнее..то я делаю так:
Хватаю в охапку, целую, заигрываю щекочу и уношу от туда, на улицу или за свой стол, ребенок начинает плакать сильно и громко..пусть, в данном случае слезы помогают ему пережить данную ситуацию, а я при этом говорю следующие слова: я понимаю тебя, я понимаю что тебе очень грустно из за того что я тебя забрала оттуда, прости меня пожалуйста что мне пришлось забрать тебя против твоей воли, потому что таковы правила данного заведения, мы с тобой уважаем этих людей , их покой и поэтому мы ушли за свой стол..после этого обнимашки, все время твержу что люблю его, что понимаю его грусть, ну если у вас есть конфетка, то можно дать ему чтобы помочь выбраться из этой ситуации и переключиться на что то другое)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....