Как я уже писала, пока мы были у моих родителей, каждый день мы занимались с логопедом в Центре, где работает моя сестренка.
Что я могу сказать про Федю? Мало говорит. Не могу сказать, что он молчит совсем, но говорит мало, фразами говорит очень редко (к примеру, "Мама, дай пи!", "Папа ту-ту!", "Собака ам бутю!", "Дай еще!", "Киса кушать", "Хочу ням-ням/кусять!" - это всё, что вспомнила), отдельных слов знает достаточно, называет многие предметы, если спросить, всё понимает, выполняет все просьбы, но говорить никак не хочет. Мы с ним каждый день читаем книжки, играем в игры различные, гуляем и т.д. Но речь всё равно отстаёт. :(
В Центре у логопеда мы занимались каждый день, и я действительно увидела, что эти занятия идут моему ребенку на пользу. Уже через 2 - 3 занятия Фёдор стал больше говорить, появилось больше новых слов, каждый день по 2 - 3 слова, но нет фразовых предложений, кроме тех, которые я описала выше. Логопед из этого Центра порекомендовал продолжить нам занятия по приезду в Москву. И я, как только мы вернулись домой, поскакала в нашу детскую поликлинику к логопеду в надежде заниматься у неё хотя бы 1 - 2 раза в неделю. Когда мы с Федей туда вошли, она СРАЗУ ЖЕ стала смеяться надо мной и спросила, что я потеряла у неё в кабинете? Я ей рассказала о том, что нам посоветовали продолжить занятия у логопеда, рассказала каким образом мы занимались у логопеда в Якутии и т.д. Она меня выслушала и заявила, что никакой задержки развития речи у нас нет и не может быть. До 3-х лет сейчас большинство детей молчит, говорит отдельными фразами, а тем более, мальчики. У неё у самой внук, которому 3 года и 1 месяц, и он говорит отдельными словами и ничего страшного в этом нет. Все дети разные и т.д. И не надо сравнивать своих детей с самим собой, а уж тем более с бабушками и дедушками, которые начали говорить в год. Сейчас врачи сами удивлены, почему дети начинают позже говорить, позже садиться, почему у детей позже начинают лезть зубы и т.д. Причины выяснить не могут, но пока выявлена закономерность, что к 3 годам дети всё же начинают говорить.
В общем, послали меня подальше, сказали, что я не даю своему ребенку спокойно развиваться и жить, придумываю всякую ерунду, что мне спокойно не живётся. Приказали придти, когда Феду исполнится 3 года, чтобы поржать надо мной, какая же я паникерша!
НО!!!! я видела, как занимался логопед с Федей в Якутии, я видела, что после нескольких занятий он стал больше говорить. Я видела, что эти занятия приносят пользу, поэтому решила для себя, что буду искать частного логопеда, который приходит на дом или занимается с ребенком где-то у себя.
Расскажу, как проходили занятия у логопеда в Якутии.
Сразу скажу, что начинали мы заниматься с 20 минут, затем постепенно наши занятия стали продолжаться 40 мин и более.
Итак, каждое занятие у нас начиналось с пальчикового массажа, с гимнастики. Играли и в сороку и т.д.
Делали массаж на пальчиках при помощи специальных колечек, которые называются су-джок. Вот так они выглядят:
колючий шарик, внутри которого 2 пружинных колечка. ОДну руку массажировала колечком я, другую - логопед. Очень важно, чтобы массаж приходился на подушечки. надеваете колечко на пальчик и катаете туда-сюда. Колечки так же можно заменить обычной зубной щеткой (массажируете подушечки пальцев) и проговариваете вслух какую-то любимую потешку малыша. Например,
"Этот пальчик - дедушка,(начинаем с большого пальца)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик -мама,
Этот пальчик - я!
Вот и вся моя семья!"
Так же, можно купить в аптеках или в зоомагазине мячик-ёжик, вот такой, маленький, чтобы помещался в ладошку малыша.
Лучше купить сразу 2 таких мячика. Стоят они в пределах 30 руб за штуку.
Попросить малыша сжать кулочком со всей силы мячики, покатать ладошкой по столу, при этом не молчите, а напевайте или проговаривайте песенку про ежа.
Например,
Добрый день , колючий ёж,
Далеко ли ты живёшь?
Ёжик глазками сверкнул
И в кусты скорей свернул,
Зашуршалсухой листвой,
Приглашая в домик свой.
Затем были различные игры,
собирали пирамидки разных форм, расцветок. Кстати, разививается мышление, развивается и речь.
Собирали много пазлов, от деревянных до бумажных на различную тематику: Большой - маленький, Кто где живет? (собака - в будке, пчёлы - в улье, рыбки - в озере и т.д.)
Вот такое лото недавно приобрели. Отличная вещь. Сразу и цвета и формы надо сопоставить.
Серия пазлов для самых маленьких, состоящих из двух-трех половинок. Например, такие.
Развивающие рамки:
Овощи, фрукты, продукты, которые нужно самим разрезать ножичком:
Пазлы на логику, типа таких:
Опишу одну картинку, чтоб было понятно: Мальчику дали пить стакан с соком. Стакан ПОЛНЫЙ. Мальчик начал пить, и сок в стакане начал заканчиваться, осталось ПОЛОВИНА сока, и, наконец, мальчик и выпил весь сок, теперь стакан ПУСТОЙ. (Полный - половина - пустой) ну, и т.д.
Или похожий аналог подешевле:
Вот такие коврики-конструкторы на липучках:
Еще пазлы из серии Играем и учимся:
Вот такое яблоко с червяком (шнуровка):
Побольше читать книжек, а когда не читаете, можно и нужно аудиосказки, и особенно стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д.
Ну, и чуть не забыла. Школа Семи гномов рулит и обучение с Пеленок (комплекты пособий):
Так же занимались артикуляционной гимнастикой :)
Эту гимнастику можно проводить с малышами от 1 года.
1. Сложить губы трубочкой и подуть слабо (как тихий ветерок), затем - сильно (сильный ветер).
2. Улыбнуться, показав зубы.
3. Высунуть язык и повернуть его вправо и влево. (упражнение часики)
4. Провести кончиком языка по твердому нёбу от мягкого нёба до зубов и обратно.
5. Поцокать языком, как лошадка (лошадка едет медленно по грязной дороге, ее копыта застревают, потом дорога стала лучше, лошадка поскакала быстрее).
6. Надуть воздушный шарик (надуваем щеки) и, сделав губы трубочкой, резко выпускаем воздух (шарик сдулся).
7. Провести языком (по возможности широким и расслабленным) по верхней губе, стараясь достать как можно выше. Попытайтесь дотянуться языком до носа.
Федя проснулся, так что, если что вспомню, будет часть вторая.
Надеюсь, кому-то из вас эта информация была полезной.