Войти Регистрация

Алексей

Москва Россия
9 сентября 2009, 22:44   •  Без категории

Сокращение доходов населения, инфляция и девальвация национальной валюты уже отразились на одном из самых быстроразвивающихся секторов экономики – ритейле. Потенциал развития сегмента велик, отмечают аналитики, однако внутренние проблемы компаний, а также сложности с кредитованием, ликвидностью и снижением импорта товаров заставляют ритейлеров переходить на иное, "кризисное" ведение бизнеса.

Импорт товаров в январе-феврале 2009г. сократился на 35,3% и составил 23,8 млрд долл. По предварительным данным таможенной статистики, в феврале 2009г. наблюдалось сокращение импорта из стран дальнего зарубежья по сравнению с февралем 2008г. по всем основным позициям товарной номенклатуры, в том числе продовольственных товаров и сырья для их производства - на 21,8%.

Минэкономразвития прогнозирует снижение реального эффективного курса рубля в 2009г. на 4,1% после укрепления на 5,1% в 2008г. Не слишком оптимистичны и ожидания в отношении темпов инфляции. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в конце марта заявил о существовании риска превышения официального прогноза инфляции. "Правительство будет стремиться к тому, чтобы удержать инфляцию в РФ в 2009г. в пределах официального прогноза - 13-14%, однако риск превышения этой планки существует", - сказал он.

Аналитики ИК "Тройка Диалог" отмечают, что розничные сети успешно выдержали первый удар кризиса, и это должна подтвердить их отчетность за 2008г., публикация которой намечена на апрель. По мнению экспертов, февральская статистика станет свидетельством того, что сокращение реальных располагаемых доходов не вызывает соразмерного уменьшения объема розничных продаж. Так, в январе 2009г. розничный оборот, несмотря на 7%-ное снижение располагаемых доходов, превысил уровень годичной давности на 2,1% - потребители начали тратить свои сбережения. В IV квартале 2008г. был отмечен 8,2%-ный рост продаж, вопреки сокращению ВВП и доходов на 1,9 и 5,8% соответственно. "Даже в 1998-1999гг., когда реальные располагаемые доходы упали на 16%, оборот продуктовой розницы уменьшился всего на 6%, почти как ВВП", - отмечают эксперты.

Снижение потребительских расходов, которое может охватить всю экономику, затронет дискаунтеров в меньшей степени, полагают аналитики "Тройки Диалог". Треть сетей, по их словам, сейчас испытывает острый дефицит ликвидности, а их коэффициент "долг/EBITDA" превышает 4. К концу первого полугодия 2009г. эксперты ожидают ускорения консолидации, выгоду из которой извлекут лидеры отрасли. По их мнению, перспектива неорганического роста за счет покупки дешевых активов особенно существенно повышает потенциал роста стоимости X5 Retail Group.

Согласно прогнозу аналитика UniCredit Securities Анны Кочкиной, российский рынок розничной торговли сократится в 2009г. на 24% по сравнению с 2008г. до 190 млрд долл. (увеличение в рублях должен составить 6,5%). Аналитик ожидает в 2009г. замедления роста сопоставимой выручки и размера среднего чека. По мнению эксперта, подъем возобновится в 2010г. При этом аналитик не ожидает большой активности в сфере слияний и поглощений, учитывая низкое проникновение российского рынка розничной торговли и неравномерные характеристики участников отрасли.

По мнению А.Кочкиной, с учетом значительного долгового бремени компаний, находящихся в трудной финансовой ситуации, и высоких коэффициентов оценки более устойчивых сетей крупные российские торговые сети будут акцентировать внимание на органическом росте, а не на приобретениях. Более вероятно, полагает аналитик, покупка российских сетей крупнейшими иностранными игроками с долгосрочными планами, нежели локальными участниками сектора.

На фоне роста потребительских цен розничные продуктовые сети обладают большим запасом прочности, чем, например, продавцы бытовой техники и мебели, отмечает директор по управлению частным капиталом Deutsche UFG Capital Management Руслан Снегур. Падающая покупательная способность населения переориентирует часть потребителей на более дешевые продукты питания. Это фактор может усилить рыночные позиции ритейлеров экономкласса, а сети сегмента "премиум" стимулировать к снижению уровня маржи, считает аналитик.

По мнению заместителя начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексея Павлова, из-за сокращения потребительских расходов сильнее всего пострадают дорогие непродовольственные товары, в то время как спрос на дешевое продовольствие и фармацевтику более устойчив из-за его низкой эластичности по доходам.

"В качестве примера можно вспомнить вторую половину 2007г., когда резкое удорожание молочной продукции не привело к существенному снижению ее потребления. Таким образом, менее всего от падения спроса пострадают продовольственные сети и аптеки", - говорит эксперт. При этом самым стабильным в период кризиса, по его словам, будет бизнес дискаунтеров и гипермаркетов, тогда как поток населения в супермаркеты существенно снизится. Ставку на развитие дискаунтеров делают "Дикси" и "Магнит" (на дискаунтеры у компаний приходится около 90% выручки), в то время как "Седьмой континент" в основном представлен в сегменте дорогих супермаркетов (около 70% выручки). Х5 имеет мультиформатную бизнес-модель.

В тяжелой ситуации в связи с наблюдаемым сильнейшим кредитным сжатием, по словам эксперта, могут оказаться ритейлеры, имеющие высокую долговую нагрузку. "Однако это относится в первую очередь к средним и небольшим торговым сетям. Крупнейшие игроки уже получили господдержку, в рамках которой им были открыты кредитные линии в госбанках. Поэтому финансовые риски для большинства из них минимальны", - говорит аналитик. Кроме того, у них есть отличный шанс воспользоваться сложившейся ситуацией, дешево приобретая привлекательные торговые площади и менее удачливых конкурентов.

Среди крупнейших сетей проблемы с погашением долгов в 2009г. могут, по словам А.Павлова, возникнуть у "Седьмого континента" и "Аптечной сети 36,6". По этой причине обе компании сейчас усиленно ищут стратегических инвесторов. Относительно высокую долговую нагрузку (соотношение "NetDebt/EBITDA" равное 2) имеет и Х5. Однако общий объем доступных кредитных линий ритейлера (13 млрд руб.) в совокупности с имеющимися у компании денежными средствами полностью покрывает ее краткосрочный долг (17 млрд руб. по состоянию на начало года). Поэтому, учитывая мощный денежный поток, который генерирует компания, аналитик не видит рисков для ее финансовой устойчивости.

По мнению А.Павлова, девальвация рубля негативно скажется на торговых сетях, имеющих высокую долю валютных долгов, а также широкий ассортимент импортной продукции. Последнее относится в первую очередь к продавцам бытовой техники ("МВидео", "Техносила", "Эльдорадо" и пр.), которые столкнутся в 2009г. с существенным падением спроса на свой товар. Так, оборот "МВидео" по итогам 2009г. может снизиться на четверть.

С точки зрения инвестиционной привлекательности девальвация национальной валюты негативно отразится на стоимости акций компаний сектора, поскольку финансовые потоки отечественных ритейлеров (номинированные в рублях) обесцениваются для долларовых инвесторов. Тем не менее интерес западных компаний к быстрорастущему российскому сегменту розничной торговли очень высок, и за "входной билет" в отрасль многие из них готовы заплатить серьезную премию даже в условиях кризиса, полагает эксперт.

В качестве фаворитов сектора аналитик называет акции "Магнита" и Х5. "Магнит" управляет крупнейшей сетью дискаунтеров в стране, имеет наименьшую среди конкурентов долговую нагрузку (соотношение "NetDebt/EBITDA" на уровне 1), в структуре которой имеются только рублевые обязательства. Х5 является крупнейшей розничной сетью и, как считает эксперт, может стать главным консолидатором отрасли, что в перспективе позитивно отразится на котировках ее акций.

При этом, по словам А.Павлова, за счет развития собственных сетей и поглощений конкурентов и "Магнит", и Х5 имеют возможность продемонстрировать по итогам года рост долларовой выручки, даже несмотря на девальвацию. Так, по итогам января "Магнит" увеличил оборот на 42% в рублях и 10% в долларах. Аналитик нейтрально оценивает акции "Дикси" из-за более скромных темпов роста и негативно - бумаги "МВидео" и "Аптечной сети 36,6". Акции "Седьмого континента", по его мнению, могут быть сейчас интересны спекулятивно на ожиданиях выкупа сети французской Carrefour с хорошей премией к рынку.

Старший аналитик УК "Эверест Эссет Менеджмент" Софья Рагулина отмечает, что масштаб перехода покупателей в более низкий сегмент из премиального пока до конца не проявился.

Эффект девальвации рубля, по ее словам, может полностью стать очевидным во II квартале 2009г., когда цены на товары будут уже отражать девальвированный курс российской валюты. В первую очередь это относится к импортным товарам, в цены на российские также уже будет включена "долларовая составляющая". Безусловно, государство рассматривает сектор розничной торговли как стратегически важный, подтверждением чему служат выданные розничным сетям осенью 2008г. кредиты. Вместе с тем С.Рагулина не исключает, что государство может вводить ограничения по повышению цен на товары, как это было в 2008г., в условиях высокой инфляции. Но тогда это распространялось на определенную группу товаров, поэтому и влияние таких ограничений на выручку сетей было незначительным. Сейчас с учетом более сложных экономических условий введение такого рода ограничений может оказать давление на рентабельность компаний, считает эксперт. С.Рагулина также полагает, что центром консолидации отрасли могут стать "Магнит" и X5.

Несмотря на то что реальные располагаемые доходы населения снижаются, рубль девальвируется, а инфляция растет, перспективы именно у продуктового ритейла хорошие, полагает аналитик KEA Consulting Екатерина Стручкова. "Во-первых, продукты питания - это то, от чего люди не откажутся, это товары первой необходимости. И здесь выигрывают те сети, которые развивают сразу несколько форматов - от дешевых дискаунтеров до гипермаркетов. Во-вторых, удачно сформированная антикризисная ценовая политика позволит некоторым сетям перехватить покупательский трафик у других игроков", - говорит эксперт.

"В целом макроэкономический негатив, безусловно, присутствует и отразится на розничных сетях в виде замедления роста, снижения размера среднего чека, трафика, выручки и т.д. Однако если смотреть в общем на отрасль, особого негативного тренда мы не видим", - констатирует Е.Стручкова.

Фаворитами, полагает она, останутся такие сети, как Х5, "Магнит" и "Дикси". Акции ритейла, по мнению эксперта, имеет смысл покупать на очень длительную перспективу, с инвестиционным горизонтом от двух лет. "В настоящий же момент на них особо не заработаешь, а вот через несколько лет они могут "выстрелить" - когда страна восстановится, когда вернется покупательная активность населения", - заключает Е.Стручкова.

Quote.rbc.ru