https://www.youtube.com/watch?v=Vt4zgy8DSJQ
очень отрезвляет...
Обожаю ее - Людмилу Петрановскую))
Много было вопросов про то, чем отличаются наказания от естественных последствий.
Чтобы всем отдельно не отвечать, здесь кусочек вешаю из своей книжки про трудное поведение, для тех, у кого нет
"Часто
родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с
наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний
практически нет, если не считать сферу уголовного и административного
права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы
знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Все гораздо проще. Если мы
плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы
наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы
хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет,
конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями.
Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье.
Это не наказание — просто естественное следствие. Если мы не умеем
любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг — не в
наказание, а просто ему надоест. Большой мир строится не на принципе
наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь,
то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и
принимать решения.
Екатерина Кронгауз поговорила с психологом Людмилой Петрановской о русских паттернах воспитания и о новых типах общения с детьми.
Людмила Петрановская — автор нескольких книг о воспитании, а в последнее время большой популярностью пользуется еще и ее ЖЖ ludmilapsyholog
— Я прочла разные книги про воспитание — про китайское, про французское, Спока, Винникотта, вашу книжку и Гиппенрейтер. Понятно, как выглядит правильно воспитанный китайский ребенок, хорошо воспитанный французский ребенок. Непонятно, что такое хорошо воспитанный русский ребенок.
— Русский хорошо воспитанный ребенок не сильно отличается от других детей. Дети очень разные, но моменты, когда ты понимаешь, что хорошо его вырастил, достаточно универсальные, я не думаю, что они зависят от культуры.
Сегодня, как и 15 лет назад, прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо-таки с рождения. А как же! Ведь “после трех уже поздно”. К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету, вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов… Думаю, хватит для начала. И это только то, что я вспомнила. Уверена, что на поприще раннего развития подвизаются гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть что передать детям.
Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе – сплошь и рядом.
Фото: Карикатура Виктора БогдановаКто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым, уверенным в своих силах? Все это обещают дать малышу различные методики раннего развития ребенка и детские центры, где их практикуют. Однако существует мнение, что вовсе не уроки английского языка, танцы, музыка или спорт играют ключевую роль в развитии малыша. Гораздо важнее привязанность к родителям или людям, которые их заменяют
Планы на следующий год, как правило, сводятся к основам. Без сомнений, именно поэтому о здоровье мы заботимся больше всего, если судить по тому, что спорт и диеты чаще всего идут первыми пунктами новогодних планов. Поразмыслив, мы ставим здоровье на первое место, так как оно необходимо нам, чтобы дольше жить и сохранять способность делать это осмысленно.
Меня очень утомили разнообразные вариации на тему того, что «детей растить на самом деле легко», а если маме тяжело – это что-то не так с мамой. Особенно, когда начинаются ссылки на «а вот раньше… (корову доить, огород пахать плюс семеро по лавкам) зато теперь… (памперсы, садики, пылесос, микроволновка)».
Нет, детей не стало легче растить. Детей стало значительно труднее растить.
Во-первых, возросло абсолютное количество ресурсов, требуемых на выращивание ребенка. Согласитесь, есть разница, выращиваешь ты в результате крестьянского Васю, для которого три класса церковно-приходской школы – это о-о-о какое образование (да и без того можно обойтись), а вопрос культурного отдыха сводится к посещению кабака, кулачным боям «стенка на стенку» и прочему «погнали наши городских». Или ты выращиваешь как минимум Васю-автомеханика со средним профобразованием (суммарно 12 лет обучения) и хочешь, чтобы в его жизни присутствовали другие интересы, помимо, извините, пьянки и мордобоя. Это я не говорю про мечты вырастить Василь Василича с в\о без в\п. И я сейчас про материальные ресурсы вообще не говорю! То есть вопроса «сыт-одет-здоров» я не касаюсь.