Сомнительная польза супинаторов в детской обуви
Нет ли здесь «вредного» супинатора?
В последнее время все больше родителей задаются вопросом, какую же именно обувь необходимо покупать своему ребенку на первые шаги. Т.к. критерии правильной обуви у российских и западных ортопедов существенно различаются, многие остаются в замешательстве, не зная, на чем остановить свой выбор. Камнем преткновения чаще всего становится наличие или отсутствие в детской обуви супинатора. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Немного о физиологии стопы.
Стопа человека - самый нижний отдел организма, очень важный инструмент для передвижения и опоры, фундамент, на котором держится тело в целом. Поэтому от здоровья стопы зависит благополучие всего опорно-двигательного аппарата. В медицине различают множество различных заболеваний и отклонений в развитии стопы, называя каждый из них специфическим термином. Среди обывателя, большинство функциональных проблем со стопамихарактеризуют общим термином - плоскостопие. Стопа в целом имеет сводчатую конструкцию, не неподвижную, а благодаря сочленениями обладающую гибкостью и эластичностью. Внутренний продольный свод носит название рессорного. За счет большого числа подвижно сочлененных между собой костей, внутренний продольный свод способен противостоять нагрузке, т. е. сохранять определенную высоту и препятствовать снижению сводов. Благодаря такой конструкции, человек может бегать, прыгать, носить тяжести, не боясь создать чрезмерно сильную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. При неправильном развитии внутреннего продольного свода, когда возникает гиперпронация, стопа как бы «прилипает» к грунту в середине периода опоры и перестает выполнять свою рессорную, амортизирующую функцию, что отражается на всем организме в целом.

Все дети рождаются с плоскими стопами, их развитие начинается с началом прямохождения и лишь к 5-9 годам стопы приобретают вид, похожий на взрослый. Поэтому постановка диагноза «плоскостопие» неправомерна до 5-7-летнего возраста. В своем развитии стопа ребенка проходит несколько этапов. В период, пока малыш не ходит и неуверенно стоит на ногах, у него, как правило, отмечается варусная установка стоп, с началом ходьбы ребенок пытается ловить равновесие, что часто приводит к к смещению коленей внутрь, и к 2-3 годам может сформироваться вальгусная установка стоп. Нюанс, о котором не знают многие родители, в том, что вальгусная установка стоп - норма до 5-летнего возраста. С ростом и развитием мышечно-связочного корсета, положение стопы начинает выравниваться и к школьному возрасту почти у всех детей отмечается правильная установка стоп. Именно по этой причине нет никакого смысла лечить вальгус у детей младшего возраста.
Помимо необычной установки стоп, родителей часто беспокоит и «плоскостопие» у своих малышей. Но, как мы уже говорили, все детки рождаются с плоскими стопами, т.к. продольный свод до определенного возраста закрыт естественной жировой подушкой, и лишь к 5-7 годам она полностью исчезает, обнажая так желаемый ортопедами изгиб.
Биологически человек рассчитан на хождение босиком по неровным поверхностям: земле, камням, песку. При ходьбе босиком природный грунт заполняет анатомические углубления стоп. Благодаря этому поддерживается рецепторная и рессорная функции стопы, а также возникает стабильность и устойчивость при опоре на ноги.
Пронация (вращательное движение стопы внутрь) и супинация (вращательное движение кнаружи)- это два противоположных по направлению естественных движения стопы. Пронация необходима для смягчения удара при постановке стопы на землю, а также приспособления к рельефу, на который стопа опирается. Полное выключение пронации жёсткими фиксаторами стопы (супинаторами) нефизиологично и влечет за собой определенный набор ортопедических заболеваний. Но иногда случается т.н. гиперпронация стопы, а за ней и плоскостопие, что влечет за собой боли, неустойчивость при ходьбе и другие проблемы.
Причины плоскостопия.
Ортопеды однозначно сходятся во мнении, что главная причина развития плоскостопия - слабость мышечно-связочного аппарата человека вкупе с излишней подвижностью суставов (гипермобильность). В упрощенном виде это выглядит примерно так. Движения стопы при ходьбе и беге осуществляются благодаря вращательным движениям в голеностопном суставе, а мышцы и связки помогают удерживать стопу в правильном положении, не позволяя заваливаться внутрь. Если мышцы не развиты, то возникает гиперпронация, что, в свою очередь приводит к плоскостопию. Во многом слабость мышечно-связочного аппарата является генетической особенностью и передается по наследству, но при соблюдении определенных правил, возможно свести вероятность возникновения плоскостопия к минимуму.
Наши предки естественным образом укрепляли мышцы ног, путешествуя босиком. В современном мире детей с младенчества заковывают в обувь, что не позволяет стопе правильно и естественно развиваться. Попробуйте накачать бицепс, надев на руку каркас, мешающий движениям. То же самое происходит и со стопой. Лишь благодаря естественным активным движениям босой ноги, захватывающим движениям пальцев, происходит развитие и укрепление мышц. Многие мамы сталкивались с ситуацией, когдамалыш, обутый в красивые ботиночки на первый шаг, не может в них ходить, с трудом переставляет ноги, не может согнуть стопу в мыске для того, чтобы встать на носочки, или совершает неестественные движения ногой. Многим детям в них трудно бегать, прыгать. Все это показатель того, что и мышцы не смогут правильно работать и развиваться.
Таким образом, для естественного укрепления мышц ног, необходимы босоногость и умеренная физическая нагрузка. Обеспечьте вашему ребенку возможность лазать по лестницам, взбираться по канату, быстро бегать, прыгать, ходить босиком на улице и дома - и мышцы ног начнут выполнять заложенные природой функции.
Многие родители задаются вопросом: "Нужна ли дома обувь"? Исходя из сказанного выше,ответ однозначный - не нужна! Обувь призвана защищать ногу от грязи, холода и увечий, но никак не обеспечивать «профилактику плоскостопия». Скорее, наоборот, частое ношение обуви провоцирует развитие плоскостопия, о чем говорят многочисленные медицинские исследования. Более того, в возрасте, пока ребенок только учится ходить, пытается ловить равновесие и исследует свои физические возможности, ничего не должно сковывать его движений. Оптимально - босиком, а если нет возможности, то до 2 лет выбирайте очень мягкую обувь, с легко гнущейся кожаной подошвой, без каблука, без супинатора, без твердого задника. Это поможет приблизить ребенка к хождению босиком. Главным критерием выбора детской обуви должно быть удобство!
Также к факторам, провоцирующим плоскостопие, относится лишний вес и ношение обуви на высоких каблуках.
Так зачем же нужен супинатор?
Выяснив, что нормальное физиологическое состояние стопы - босиком, вернемся к разговору о супинаторах. Супинатор - это небольшое возвышение на внутренней стороне подошвы или на стельке, которое располагается под продольным сводом стопы, выполняющее функцию того самого естественного грунта, который помогал нашим предкам устойчиво стоять на земле и смягчать удар при прыжках и беге. Как можно догадаться, в естественной среде это грунт постоянно сменяется, а значит не находится постоянно под продольным сводом. Супинатор же всегда там, где он определен.Неправильное расположение супинатора может привести к серьезным проблемам со стопами, создавая чрезмерное давление там, где в этом нет необходимости. Именно поэтому жесткие или высокие стельки-супинаторы должны изготавливаться исключительно индивидуально по слепку с конкретной стопы. По этой же причинедетская обувь с супинаторами должна использоваться в исключительных случаях. А в раннем детском возрасте (до 2 лет) необходимости в поддержке стопы не может быть в принципе, помните про жировую подушечку? Она и есть естественный супинатор.
Случаи, в которых необходим супинатор, четко определены в медицинских и законодательных актах большинства стран. Ни ГОСТ РФ 26165-2003 «Обувь детская. Общие технические условия», ни его предшественник ГОСТ СССР 26165-84 «Обувь детская. Технические условия» не делают упоминаний о супинаторах в принципе. Зато мы найдем их в ГОСТе 9155-88 «Обувь спортивная резиновая и резинотекстильная. Технические условия», с указанием, что «для детской обуви применяют супинированную или профиллированную вкладную стельку». То же самое можно увидеть и в рекомендациях Американской ассоциации педиатрии (APMA) - arch-support (супинатор) должен присутствовать в спортивной детской обуви. Это и логично! При больших физических нагрузках очень важна поддержка продольного свода стопы, чтобы обеспечить правильную амортизацию во избежание падений и травм. При этом под спортивной подразумевается именно обувь для занятий спортом, а никак не фасонные кроссовки. Если ваш ребенок занимается спортом, ему необходима специализированная обувь именно для этого конкретного вида спорта. Но в обычной жизни вне тренировок он должен ходить в повседневной обуви без супинатора.
Следует отметить, что супинаторы также имеют разные виды. Это могут быть жесткие высокие супинаторы, применяемые при лечении гиперпронации. Это и различные виды мягких супинаторов в обуви для активного образа жизни и спорта. При этом во взрослой обуви для стоп с правильным прогибом применяются мягкие упругие небольшие супинаторы, которые не давят на стопу снизу, но позволяют правильно амортизировать при прыжках и беге. Чтобы проверить, какой именно супинатор в стельке вашей обуви, нажмите на него. Если он довольно мягкий, может быть продавлен почти до основания, легко пружинит и не сильно выделяется на фоне стельки - это ваш выбор!
Что мы видим в большинстве моделей детской обуви? Правильно - супинатор. И в большинстве случаев он довольно жесткий, не упругий, выглядит как нашлепка на стельку и возвышается на 5-10 мм.Подобный супинатор может негативно отразится на стопе ребенка, т.к. продольной свод, постоянно опирающийся на подложку, перестает естественно работать, в результате чего мышцы стопы ослабевают, что приводит к развитию продольного плоскостопия. Такие супинаторы не должны применяться у детей! Применение мягких упругих супинаторов допустимо в спортивной детской обуви.
Наличие маленьких, т.н.профилактических супинаторов в российской обуви - это в первую очередь маркетинговый ход. Маленький (2-3 мм) мягкий супинатор сминается детской ножкой и не оказывает никакого влияния на стопу ребенка. Если вы при покупке можете продавить подобный супинатор почти до основания, считайте, что покупаете правильную обувь без супинатора. К сожалению, большинство родителей не знают о том, что гибкость подошвы намного важнее наличия т.н. ортопедических свойств, к которым относят супинатор и твердый задник. Как мы уже отмечали, до 2 лет идеальна очень мягкая обувь, приближающая ребенка к хождению босиком. С увеличением активности малыша поддержка голеностопа тоже приобретает важное значение в целях избежания травм при беге и прыжках. Мягкий задник может быть более удобен для ребенка и в большинстве случаев не вредит развитию стопы, но если ваш малыш склонен к подворачиванию ног, обратите внимание на более жесткую фиксацию голеностопа. После 2 лет следует придерживаться следующих критериев при покупке повседневной детской обуви: очень гибкая нескользящая подошва, легкий вес, широкая носовая часть, наличие задника, хорошо фиксирующего голеностоп, удобные застежки, натуральные материалы верха обуви.

Для справки. В качественной детской обуви западного производства нет супинатора. Ecco, Naturino, Superfit, Elefanten, Pediped, See Kai Run, Robeez и т.д. В них может присутствовать т.н. профилированный след, анатомическая форма которого обеспечивается за счет умеренных выкладок наружного и внутреннего сводов и углубления для пятки. Такая форма стельки гарантирует правильную работу мышц и обеспечивает естественное развитие стопы. Обладатели американской обуви Pediped Flex могут обнаружить на стельке что-то похожее на супинатор, который выглядит как утолщение на внутренней стороне стельки. Большинство американских производителей используют в изготовлении стелек вспененный материал, который как бы запоминает форму ноги ребенка. Таким образом, стелька подстраивается под функциональные особенности стопы конкретного малыша, не нанося вреда здоровью и обеспечивая максимальный комфорт.
Подведем итоги:
1. Естественное состояние человеческих ног- босиком. А значит бОльшую часть времени дети должны проводить без обуви. Обувь мешает правильному развитию мышц и связок.
2. Естественный природный грунт - неровная поверхность. Поэтомудома лучше постелить циновки и массажные коврики. Но все равно даже гладкий пол лучше обутой ноги.
3. Главная причина плоскостопия - неразвитость мышечно-связочного аппарата. А значит, следует стимулировать свое чадо к умеренной физической активности - бег, прыжки, велосипед, бассейн, массаж и специальная гимнастика для ног.
4. Мягкие супинаторы должны использоваться только в спортивной обуви или при высокой физической активности ребенка. В повседневной детской обуви они не нужны. Этот пункт актуален для детей дошкольного и раннего школьного возраста. С увеличением веса и физической нагрузки, стопе требуется бОльшая поддержка, а значит, в подростковом возрасте мягкая супинация может быть показана и в обычной жизни.
5. До 2 лет дети должны носить мягкую обувь, которая не сковывает движений и приближает их к хождению босиком. После 2 лет некоторым детям может потребоваться более жесткая фиксация голеностопа во избежание травм во время физической активности. Наличие гибкой подошвы и удобство при ношении - главные критерии в покупке детской обуви!
6. Жесткие лечебные супинаторы применяется лишь при существующих проблемах со стопами. Т.к. стопа развивается до 5-9 лет, диагнозы «плоскостопие» или «гиперпронация» не могут быть поставлены ранее этого возраста. Плоско-вальгусные стопы до 5 лет не требуют лечения. По этой же причине в дошкольном возрасте применение жестких или высоких супинаторов недопустимо!
7. Жесткие супинаторы изготавливаются на заказ по индивидуальному слепку стопы.
8. Если вы сомневаетесь в здоровье ног вашего ребенка, обратитесь к грамотному специалисту-ортопеду, следующему принципам доказательной медицины и ориентирующемуся в современных тенденциях развития ортопедии.
Здоровья вам и вашим детям)
Как мужчины зависят от женщин
(«Psychology-Male»)
Потрясающая статья Сергея Федорова о жизни на коротком поводке или как мужчины зависят от женщин.
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.
Л. Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность
В нашей культуре слово «зависимость» очень негативно окрашено. Это и алкоголизм/наркомания, и психологически нездоровая связь, при которой нарушен естественный обмен энергией, но много требовательности и недовольства.
Я хочу взглянуть на этот феномен более нейтрально, ведь все мы так или иначе зависим от чего-то до сих пор. От воздуха, еды, от работодателя или государства, от природы - иначе нам не выжить.
Зависимость - это такая ситуация, где нам самим, без помощи или внешнего ресурса, не справиться. Опыт безопасной зависимости, с моей точки зрения, это способность спокойно рассчитывать на помощь, на заботу. Верить, что ты имеешь на нее право просто потому, что ты есть.
В период раннего детства дитя должно получить опыт безопасной зависимости, но на деле часто выходит совсем иначе…
Детство. «Папа может, папа может быть кем угодно, только мамой, только мамой не может быть!»
Меня, как и многих советских детей, после родов забрали от «грязной» мамы и поместили на несколько дней в стерильный изолятор. Были майские праздники, и три дня я получал свой опыт зависимости. А мама, в свои 19 лет, получала опыт застоев и маститов с температурой - и опыт невнимания к себе под лозунгом «врачи лучше знают».
(Кстати, в нашей семье двоих старших детей, включая меня, не давали маме три дня. И мы оба нервные, в детстве отвратительно спали. А младших двоих уже разрешали класть маме на живот, позволяли вкусить первые ценные капли молозива - они гораздо спокойнее и спали по ночам.)
Дальше больше: доктор Спок со своими идеями диссоциации матери и ребенка, «отключения» биологически заложенной программы заботы, чувствования своего ребенка. И как итог такого подхода - кричи не кричи, не будет помощи. Опыт бессилия и ужаса, я полагаю.
Мою трехмесячную будущую жену молодые родители оставляли одну дома и уходили в кино. Когда сильно кричала, закрывали дверь в комнату и на кухню, чтобы не мешала. «Покричит и успокоится». В смысле, отчается, устанет и заснет нервным сном от бессилия. Хороший опыт «безопасной» зависимости.
Я вспоминаю, как я, десятилетний, пытался получить кусочек заботы и внимания. Я был старшим, у меня тогда уже были два младших брата, мама была задергана, денег, времени и сил не хватало катастрофически. Я, ныне взрослый мужик и многодетный отец, сейчас понимаю головой, почему она себя так вела, но тогда мне до боли, до хрипоты хотелось стать маленьким, беззащитным, беспомощным, чтобы ощутить безраздельное тепло, предназначенное только мне. Но в нашей семье с трех лет я уже стал взрослым - родился брат. И привлекать внимание я мог только правильными, «взрослыми» поступками.
Однажды я нарисовал красивую картинку на куске старых обоев пастельными мелками. Мелки крошились в руках и пачкали штаны. На картинке было большое солнце и два ярко-желтых цыпленка с большими глазами. Мне картина показалась очень красивой! Я позвал маму, сходил за ней в комнату и привел на кухню, где стоял мольберт с моим рисунком. Это тебе, мама, самое лучшее! Обрати на меня внимание, обними, восхитись!
Усталый кивок. Ты уроки сделал? Принеси дневник.
А в дневнике двойка. Ярость, крик: «И ты мне еще цыплят рисуешь!» Мне кажется, что она сорвала рисунок и бросила. Жгучая обида и стыд. «Я не такой, такому не положено». Опять больно, опять в груди комок, опять один…
Думаю, что такая сильная реакция - а я отчетливо и болезненно помню этот случай до сих пор - из-за повторения ситуации «я брошен, я никому не нужен». И тот ужас работает как катализатор, многократно усиливая болезненность и превращая обычный жизненный эпизод в душевную травму.

Отрочество. «Безумству храбрых поем мы песню!»
Я не знаю, как происходит у девушек, а юноши, насколько я знаю себя и других мужчин, как правило, бунтуют. Попытки получить внимание и любовь полезными делами и достижениями часто терпят фиаско: за хорошее и рутинное перестают хвалить, а все время выигрывать олимпиады и получать главные роли в театре не получается. Зато всякие неправильные поступки вызывают реакцию! Да, ругань, да, стыд, да вина, но какой концентрированный отклик, сколько энергии, и только мне!
Так начинается этап контрзависимости, который проходит под лозунгом «Вот выбью себе глаз - будет у мамы сын кривой!» Это странное состояние, когда ты внешне как будто не обращаешь внимания ни на кого, а внутренне крайне чутко прислушиваешься, что происходит вокруг, в первую очередь - со значимыми взрослыми. Научаешься узнавать настроение по шагам, предугадывать следующее действие. Я до сих пор не умею отключать внимание от внешнего, до сих пор могу слышать, что делают все мои домашние, рассредоточенные по квартире. А надеть наушники, чтобы посмотреть фильм или послушать музыку прямо-таки страшно - вдруг я пропущу что-то важное. Или опасное. Тревожное ожидание и повышенная готовность - вот типичное состояние дома. Я от этого сильно уставал. Оставалось сбегать, чтобы дать себе передышку.
Во взрослом состоянии сбегание часто маскируют рациональными доводами: работа, спорт, хобби, «ведение бизнеса в кабаках и банях». Я не имею ничего против этих занятий. Более того, люблю. Но знаю по себе, что часто это все способы «сбежать», чтобы не быть дома. Есть хорошая новость - после нескольких лет психотерапии становится легче. Дом становится теплее и уютнее, тревога снижается, можно даже получать удовольствие.
Контрзависимость только внешне отличается от зависимости. По сути это зависимость со знаком «минус» - сделать все наоборот. Мне кажется весьма понятным, что в этом случае человек ровно также зависим от мнения и состояния значимого другого. Она присуща очень многим мужчинам, потому что похожа по внешним проявлениям на тот образ свободы, которую нам транслирует общество. А свобода и показная сила - главные признаки мужественности.
И часто за этой ширмой показной независимости скрывается маленький обиженный, хлюпающий носом и растирающий слезы обиды мальчишка лет пяти. И для вящей убедительности твердит, как мантру: «А мне не больно, курица довольна!» Несчастный этот юнец сослан глубоко внутрь, с конфискацией и без права переписки. Ибо невыносимо проживать все это снова… И только выходки становятся все размашистей и безрассудней! Мама, обрати на меня внимание. Мама!..
Юность. «Свободу попугаям!»
Наконец, наступает время, когда мальчик становится достаточно взрослым юношей и может бросить маме в лицо: «Захочу - уйду!». Чаще всего это происходит с поступлением в институт. Бремя навалившейся свободы пьянит и пугает. Больше не с кем бороться, больше негде получить то, чего не хватало в детстве. А гештальт-то не закрыт!
Я справлялся с этим, поступив в МГУ, на мехмат - папин факультет. Говорят, папа плакал, когда я поступил. Я не видел. Это «чтобы гордились».
А еще, от избытка чувств, в Студенческие театральные мастерские МГУ. Для размещения того клубка чувств, который томился внутри. Это «чтобы все замечали».
Но все это не то! Все успехи обесцениваются, внимание окружающих, которое поначалу так радует, постепенно требует увеличения дозы, как наркотик. Перестает торкать. Потому что это не то! Это как пытаться все время есть, когда хочется обниматься. Потому что нужна «хорошая мама» - которая обнимет, выслушает, поймет, успокоит. И, возможно, тогда молодой мужчина выбирает понятный путь - жениться! И уж в его семье все будет хорошо!
Психологи в один голос говорят, что мы выбираем себе партнера, очень похожего на родителя противоположного пола. Не обязательно внешне. Но по некоторым важным (болезненным даже) характеристикам. Я это для себя называю: мои тараканы ищут дружественных в чужой голове. И если находят - куча эмоций! Свой!
В 19 лет я женился. На бывшей однокласснице - успел изучить характер, тараканы одобрили. Влюбленность была бешеная, эмоций - шквал. Начали встречаться в мае, а в октябре поженились. Ей было еще 18.
Мы и сейчас живем вместе, я считаю - очень хорошо живем. Я счастлив, что жизнь сложилась так. Хорошая, насыщенная жизнь. Но сейчас не об этом.
Несколько лет назад жизненная рутина и ощущение невыносимой тяжести бытия, когда привычные способы удовлетворения своих потребностей перестали приносить плоды, привели нас в депрессивный тупик. А потом, по отдельности, к психотерапевтам. Это был переломный момент в нашей личной и совместной жизни.
Мы всегда много разговаривали. Наверное, поэтому прожили много лет вместе. А теперь мы стали еще и честно проговаривать то, что не принято и неприятно: про власть в семье, про недоверие, про ожидания, про взаимное недовольство…
Я всегда думал, что я весьма бескорыстен. Мне в целом ничего от других не надо. От жены тоже. Оказалось, что это совсем не так. Честный разговор с собой привел меня к таким открытиям.
1. От жены мне нужно внимание. Я настолько требователен, что она обязана мне его предоставлять по любому МОЕМУ желанию.
2. От жены мне нужно одобрение. Одобрение всех моих идей, начинаний, проектов. Одобрение всех моих действий. Это очень похоже на то, что называют полным и безоценочным принятием. Говорят, что оно возможно только между мамой и бессознательным и полностью зависимым малышом, скажем до года-двух. Она не должна злиться, критиковать. И даже просто не обращать внимания не допускается.
3. Жена должна разделять со мной ответственность. Без ее одобрения я не брался за дела. А если случался фейл, то было не так страшно. Ведь она же одобрила, значит, не будет ругаться.
Я жду, что жена будет «хорошей мамой». Той, которой не было. Увидеть другого живого человека, который просто почему-то решил жить рядом, - труднейшая задача.
Мама, я тебе цыплят принес!
Так от чего зависят эти «сильные и свободные» мужчины? Такие грозные и требовательные? Мне кажется, что это очень простые вещи: признание/отвержение, одобрение/критика, снисхождение/холодность… Легкий полуоборот головы, слегка презрительная гримаса, недостаточно восторженная реакция - все это может быть спусковым крючком, катализатором целой бури. Надо ли говорить, что травмированный человек может углядеть болезненное почти везде? И вот внешне такой спокойный и уверенный человек уже стучит по столу рукой. Или поднимает руку. Или презрительно отворачивается. Или говорит с ледяной уничтожающей вежливостью. В зависимости от того, чему научился у своих родителей…
А говорит или молчит он все одно: «Мама, обрати внимание, мама, обними меня, мама! Я тебе цыплят принес - лучшее, что у меня есть. Мама!»
Сергей Федоров
Это глава из книги «Предназначение быть мамой»
Я часто вижу и тут, и там вопросы о воспитании детей и уходу за ними. Когда-то и у меня они вызывали много вопросов и сомнений. Когда я считала, что дети - это нечто особенное, непонятное, как инопланетное существо.
И стало гораздо легче отвечать на них, понимая, что дети - это маленькие люди. Такие же как я. Такие же как мой муж. Просто меньше возрастом, размером и весом. Внутри у них точно такая же душа, сердце, ум, разум. Все это в них есть. И тогда я на многое смотрю иначе. Когда каждый вопрос я пропускаю через себя и других взрослых людей, многое кажется абсурдным и нелогичным.
«Ребенок не сидит, не ходит, не разговаривает, не ходит на горшок - или другие варианты «Отклонения от нормы». Не делает то, что делают сверстники, и то, что написано в книгах».
Мне вот тридцать два. Есть где-то книги о том, что должна уметь женщина в тридцать два? Некий стандарт развития взрослой женщины? Если и есть, если даже взять за основу мою книгу «Предназначение быть женщиной» (хотя она все-таки не об этом), то я явно выбиваюсь из нормы. Потому как я не умею складывать оригами. Не умею печь бисквитные торты. Не смогу десять раз отжаться от пола. Не умею плавать кролем. Не танцую фламенко. Косы плету абы как и всего несколько видов. Не умею шить и вязать. И много чего не умею - или думаю, что не умею. И почему-то не считаю это катастрофой.
Я слишком поздно научилась готовить - мне было уже почти тридцать, когда я поняла, что мало пищу смешать и поджарить, а надо ее любовь вложить. И сделать что-то новенькое. Рубашки я научилась гладить тоже не так давно, и до сих пор делаю это неидеально. Многие женщины моего возраста умеют делать стойку на голове. А я не умею. И не знаю, научусь ли.
Есть вещи, которые я наверняка научусь однажды делать. Например, плести красивые косы или шить. Потому что мне хочется это уметь, я тренируюсь. Как ребенок, который ежедневно тренируется в ходьбе, но пока еще не может пойти сам. Всему свое время. Кто-то с первого раза заплетет косу, кто-то - только через год научится.
Тогда почему мы требуем от ребенка соответствовать непонятным книгам и его сверстникам? Сверстники ведь тоже разные. У кого-то гипертонус, у кого-то гипотонус, у кого-то вес больше, у кого-то меньше, у кого-то просто нет мотивации пока делать что-то новое. Большинство людей начинают однажды ходить и разговаривать.
Да, есть исключения. Но в этих случаях обычно есть и другие признаки того, что где-то проблема. Есть и другие факторы, внушающие тревогу. А для большинства детей все эти стандарты - лишь дополнительный стресс матери, который мешает ребенку развиваться так, как ему положено.
«Ребенок никак не ест полезную еду! Ни брокколи, ни цветную капусту, ни крольчатину. Такие дорогие баночки покупаем ему - и все мимо!»
Я ненавижу брокколи. Помните, да, мне тридцать два? Не люблю ни брокколи, ни цветную капусту. Родители моего мужа в шоке, что я ем одну траву, а самую полезную траву не ем - как же так? Ужас просто какой-то…
Много ли мы, взрослые, едим полезной еды? Кто из вас никогда не ест фаст-фуд, не пьет какой-нибудь газированной жути, не лакомится тортиками? Большинство взрослых людей зависимы от сладкого. У женщин без шоколада портится настроение, мужчины - просто звереют.
Тогда почему маленький ребенок должен есть то, что мы сами съесть не можем (пробовали вы эти баночные брокколи? Да они для меня еще хуже на вкус, чем обычные!)? Почему ребенок должен любить что-то «полезное», если для него невкусно? Почему он должен есть и любить то, что вы сами не любите? Почему между мороженым и супом он должен выбирать суп?
Начинать правильное питание ребенка надо с себя. Со своих вкусовых пристрастий, убирая все ненужное из своего рациона и из домашнего обихода.
А еще со своего умения готовить. Ведь один и тот же продукт можно приготовить по-разному. Если в крем-суп добавить чуть больше сливок, он станет гораздо вкуснее, например.
«Ребенок никак не хочет засыпать сам. Любит спать с нами. Как его выселить? Ему уже пять лет! Он может заснуть сам, но не хочет.»
Хорошо. Мне тридцать два. Я взрослая тетка, которая может заснуть одна, но не хочет. Чаще всего я прошу мужа уложить меня спать - то есть полежать со мной, подоткнуть мне одеяло. Когда муж уезжает в командировки, чтобы заснуть, я обкладываюсь детьми со всех сторон - и тогда сладко сплю.
Я все еще не научилась спать одна, мне неуютно в одноместной кровати, мне нравится чувствовать рядом тепло любимого тела. Например, мужа или ребенка. Если мне снится страшный сон, мне очень радостно, что я тут же могу обнять любимого человека, - и успокоиться. Что все хорошо, это просто сон, для тревоги нет повода. Мне тридцать два. Значит, я совсем потерянный для общества человек, который так и не научился спать один в своей кровати?
Большинство взрослых людей не любят спать в одиночестве им одиноко, холодно, пусто, грустно. Мужья любят прижиматься к телам своих жен, жены любят складывать ноги на спящего мужа. Тогда почему маленький человек должен любить спать один? Почему он должен быть разумнее и сильнее духом, чем мы с вами? И что по-настоящему страшного в том, что он хочет спать рядом с тем, кого он любит?
Почему вообще с рождения стараются отложить дите куда подальше и возмущаются, что оно там не спит? Однажды оно точно будет спать отдельно от вас - а потом вообще будет спать с кем-то другим.
«Ребенок плохо засыпает. Я его кладу одного в кровать, он орет - и потом засыпает»
А теперь представьте себя на его месте. Вы устали. Вы хотите быть с любимым человеком - допустим, с мужем. Хотите заснуть в его объятиях, и еще лучше - вместе. Чтобы ночью забросить на него ножку и подышать у него на груди. А вместо этого он кладет вас в кровать, выключает свет и уходит. Вы плачете, кричите, но никто не приходит. Да, конечно, вы заснете - вы же устали. Но в каких чувствах вы заснете? И как это повлияет на ваши отношения с мужем?
Почему же тогда по отношению к ребенку все эти драконовские методы разрешены, имеют псевдонаучную основу, называются именами их первооткрывателей? Почему мы относимся к детям так, как ни за что не хотели бы, чтобы относились к нам самим?
Цель у вас какая - уложить ребенка спать сегодня или построить с ним глубокие взаимоотношения длинною в жизнь? Если вам важно чтобы он спал сегодня и завтра сам и один - пожалуйста. Выключайте свет, уходите, слушайте его крики. И дожидайтесь момента, когда он обессилит и практически потеряет сознание. Вы выбираете сами.
«Он постоянно ездит у меня на руках! А вес уже немаленький! Когда он будет ходить пешком?»
Мне все еще тридцать два. И когда мне грустно, тяжело, когда я устала, когда мир меня расстраивает, спасают меня только «на ручки». Только если взять меня и посадить на коленки, погладить по голове и обнять. Тогда все решается минут за пять-десять.
Если меня на ручки не взять, хотя бы просто взглядом или словом, я буду капризничать, ругаться, вести себя странно. Мой муж это, Слава Богу, знает. И старается учитывать.
Нашему сыну почти пять. Когда эмоций много, когда ему неинтересно, когда он устал - он просится на ручки, и я его понимаю. Понимаю, почему. И его не обязательно на руках нести. Чаще всего - достаточно посидеть вот так минут пять. А если у меня нет на это времени - приходится тащить. Но чья это проблема? Его ли проблема в том, что мне некогда пять минут посидеть с ним на руках?
«Как мне его наказывать? Когда он истерит или устраивает черт знает что? Бить? Ругать? Молчать? Оставлять одного в комнате?»
У всех бывают трудности, да? Иногда и нас, взрослых тетек, несет. Или у вас такого не бывает? Рот вдруг открывается и из него что-то не то льется. Совсем не то. И бедные все те, кто находится рядом. Мозгом все это понимаешь, а рот-то все равно открыт.
И вот что мне поможет? Мне, тридцатидвухлетней тетеньке? Поможет ли если меня начать бить? Думаю вряд ли. Скорее всего, я еще сильнее разозлюсь, буду сильно обижена. Это кроме телесной боли от удара.
А если меня начать ругать и читать мне нотации? О да, конечно же, это очень поможет мне. Я конечно, же сразу закрою свой рот и буду улыбаться. И буду еще больше любить того, кто нотации мне читал. Или у вас по-другому?
Если объявить мне бойкот, стану ли я счастливее и спокойнее? Нет. Точно нет. Я буду бояться выражать свои чувства, чтобы не потерять любимого человека. Я буду молчать и накапливать болезни в теле, чтобы тот, кого я люблю, больше не отдалядся от меня. Внешне результат будет достигнут. Но в моей жизни появится разрыв с чувствами…
А если меня взять и запереть одну в комнате, мол, ори сколько хочешь? С одной стороны, это лучше чем бить или орать на меня. Потому что я проживу свои эмоции, выплесну их. Но буду ли я чувствовать себя любимой? Будет ли мне спокойно на душе?
А что мне помогает? Я спрашиваю себя - и нахожу ответ. Принять мои эмоции и взять меня на ручки. Все. Может быть, какое-то время я еще буду бурчать и возмущаться. Но в целом, внутри постепенно будет отпускать. И через какое-то время я естественным образом расслаблюсь и успокоюсь.
Тогда почему что-то другое должно помочь моему ребенку? Я допускаю, что если ребенок находит в очень сильной истерике, и мое состояние таково, что я даже себя не могу успокоить, то лучше, конечно, тайм-аут. И потом сразу на ручки. А лучше быть в таком состоянии, чтобы мочь взять ребенка на ручки в любой ситуации. Иметь внутренние силы на это принятие.
«Он постоянно сидит в компьютерных играх, ему неинтересен этот мир, только виртуальный»
Большинство современных взрослых людей круглосуточно живут в смартфонах. Даже за столом они сидят, уставившись каждый в свой экран. Возможностей много - социальные сети, игры, фотографии - мало ли что. Виртуальный мир во многом проще, ярче и интереснее реального. В нем больше возможностей и красок. Его так любят взрослые.
Тогда почему маленькому человеку он не должен быть интересен? Если все внимание мамы не у меня, а у маленькой коробочки с цветными картинками, то мне тоже нужна такая коробочка! Дети уже в год это понимают, и тянутся туда, где внимание родителей. Тогда может быть, нужно себя воспитывать? Начать есть без телефона? Забывать иногда хотя бы его дома? Не фотографировать все вокруг, а иногда просто наблюдать и наслаждаться? Общаться не только в социальных сетях, но и вживую - да почаще, чем через цветную коробочку?
«Он ненавидит детский сад, и постоянно устраивает истерики там»
А вы любите случайные скопления людей, которых вы не выбирали? Когда у вас разные интересы и ценности? А любите, когда вас пытаются всунуть в четкий график? И когда спать надо именно сейчас, потому что тихий час, даже если не хочется?
Взрослые люди очень не любят работу, потому что их там заставляют делать то, чего они не хотят. Многие не любят своих коллег, потому что с ними неинтересно. Тогда почему ребенок должен все это любить?
Взрослые люди не любят разлучаться надолго с теми, кого любят. Когда мой муж уезжает даже на три дня, я очень тоскую. Для детей время движется иначе. И день для них - это очень долго. И разлука с вами из-за садика для них кажется недельной. Почему же они не должны плакать и скучать по вам, если они любят вас? Если мама для ребенка - это весь его мир, как он должен радостно жить в ее отсутствие? Неужели другие тети, которые совсем не так его любят, и другие дети, которые вообще его не любят, могут заменить ему маму на весь этот длинный день? А если мы считаем, что могут, то не обманываем ли мы сами себя?
«Он постоянно хочет смотреть мультики. И может смотреть их часами»
Мне тридцать два. И я очень люблю сериал «Махабхарата». И когда начинала его смотреть, запоем смотрела все время , пока не кончились переведенные серии. Потому что это интересно. Потому что мне это нравится.
Среднему сыну нашему почти пять. Старшему восемь. И в большинстве ситуаций они легко могут прожить без мультиков. Исключение составляет время болезни, время, когда мне нужно отдохнуть, когда им скучно в новом месте. И я понимаю, глядя на них, что взрослые своим примером приводят детей к такой зависимости.
Когда мы с вами постоянно сидим у голубых экранов, у них же отдыхаем и развлекаемся, когда нам своя собственная жизнь скучна и неинтересна, что остается детям? Чему мы учим их своим примером? И почему им кубики должны быть интереснее нарисованных зверушек?
Мы сами ставим мультики, чтобы не отвечать на сто один вопрос, чтобы поработать, вымыть пол и приготовить ужин, чтобы чудо присело на одном месте на полчасика, чтобы съело ненавистный суп, чтобы дало поговорить с подругой…. Продолжите список. Чтобы понять, что проблема опять не в ребенке, а в нас самих. Вот ведь незадача…
«Он хочет все сам. И это сам, и другое, скандалит, истерит. Требует эту игрушку, эту ложку, эту футболку»
А мы сами не такие? Попробуйте месяц хотя бы пожить так, чтобы за вас кто-то выбирал, что вы наденете. Вот встаете - и настроение у вас такое, что идеальным будет белое платье с цветами. А муж, например, дает вам черное в полоску. И не иначе. На все ваши доводы - нет. Сегодня - соглашаетесь. Завтра - соглашаетесь. А через месяц?
Представьте, что за вас круглосуточно все решают другие люди. Мотивируя это тем, что вы плохо говорите, мало говорите, слишком малы, чтобы решать, хотите слишком многого или слишком не вовремя. Чем больше решают за вас, тем отчаяннее хочется изменить все и все делать иначе, по-своему.
Что плохого в том, что годовасик будет сам есть? Да, больше уборки, да, меньше попадет внутрь и больше размажется по столу. Да, такая вот цена детской самостоятельности. Но чем раньше начнет, тем быстрее научится есть сам. Если сам будет выбирать одежду, то и сам будет ее надевать.
Однажды он вообще все будет делать сам, не спрашивая нас. Или вы хотите покупать рубашки сорокалетнему сыну и заправлять ему штанишки в носочки?
И дальше все оказывается просто.
- Он меня не слушается! А кого я хочу вырастить - подавляемого и легко управляемого человека или самодостаточную и целостную личность? Я хочу, чтобы он слушался - меня и других- или чтобы он умел слушать и слышать себя?
- Он дерется! Опять же - кого я хочу вырастить спокойного флегматика, непривязанного к вещам, мальчика-интеллигента или все-таки мужчину? Если мужчину, то драки неизбежны. Это их способ постижения мира, своих возможностей, отстаивания границ. Способ научиться защищать свою семью в последующем. Лучше подумать, куда я могу это направить? Может быть, в спортивную секцию?
- Он жадничает! Что для меня важнее - мнение мамочек других детей в песочнице, с которыми мой ребенок не делится игрушками, или его личный опыт обладания вещами, собственностью, установления границ? И если я сама опыта такого обладания не имею, то я не знаю, что для того чтобы начать делиться с радостью, ребенок сначала должен научиться обладать предметами как своей собственностью…
- Он не хочет учиться! А интересно ли ему в школе? Приносит ли ему это обучение радость? Пробуждает ли в нем любопытство? Или учит зазубривать без понимания, врать и подстраиваться? Нравилось ли мне самой учиться в школе или я просто делала то, что надо делать, не слушая себя и свои потребности?
- Он все ломает и роняет! Наблюдали ли вы, что когда ребенок кружку роняет, то мы вздыхаем, охаем и рычим, а если сами разобьем - так ничего страшного, на счастье? Двойные стандарты какие-то. Может быть, стоит попроще к этому относиться?
Для меня сейчас есть главное правило в выборе методов воздействия на детей. Сперва я применяю это к себе, чтобы понять, насколько это обосновано, гармонично. И вообще стоит ли переживать на эту тему. И только потом я могу применить или не применить что-то к детям. Дети - это ведь люди. Такие же маленькие человечки, как и мы с вами. И то, что они маленькие, должно заставлять нас тысячу раз подумать, прежде чем что-то сделать. Мы, конечно, имеем некую свободу власти над ними до определенного возраста. И можно злоупотреблять. Но результат тогда какой будет? А какой вам результат нужен?
Ольга Валяева - valyaeva.ru
Интересное тут =>
Автор Ольга Валяева - http://valyaeva.ru
Ну что могу сказать, пока довольна. Не нравится только что кнопки на муфте для рук очень трудно застегиваются. И очень легко расстегиваются. Проще снять ее и повесить нормальную.
О синдроме «тётки» вы не прочтете ни в одном медицинском справочнике. Хотя в жизни он обозначает вполне реальное явление: состояние уныния, ворчания, усталости, умноженное на потухший взгляд, асексуальность и нежелание мечтать. Эдакий коктейль негатива. И страдающих этим недугом, увы, среди нас очень много…
Как-то во мне завелась «тётка». Не сразу. Сначала она «забегала просто на минутку» к моей легкой, бесшабашной, но вместе с тем сильной, уверенной «внутренней девчонке».
Происходило это в виде «откуда ни возьмись взявшихся» наплывов хозяйственности, стремления к уборке и стирке. Но самое главное - в виде ворчания на домашних, «что никому, кроме меня, в этом доме ничего не нужно». Но «внутренняя девчонка» быстро выдворяла засидевшуюся гостью. И всем опять становилось легко и весело. Правда, после рождения сына, непрошеная гостья стала заглядывать ко мне все чаще, прячась под социально поощряемыми масками чувства долга и ответственности.
После рождения дочери «тётка» переехала ко мне насовсем. Грубо и цинично. Со всем скарбом - грустью, хандрой, скукой, домовитостью и лишним весом. Она провела ревизию в доме и жесткой рукой выставила за дверь девчоночий гардероб и совсем по-пелевенски запретила носить туфельки на каблуках. Когда я робко предлагала зайти в магазин нижнего белья, «тётка» была неумолима: «Куда?! У сына нет комбинезона!».
С каждым днем она все смелее распоряжалась в доме, от чего дети реже стали смеяться, друзья - заходить в гости, а муж шептать на ушко всякие нежности.
Но как-то солнечным весенним днем в моей «внутренней девчонке» что-то екнуло: жизнь стала просто невыносимой. Купив сапоги на шпильке и перекрасившись в огненно-рыжий цвет, я вышвырнула вон из своего дома злобную толстую хозяйственную «тетку» с ее борщами, брюзжанием, усталостями и чувством долга. И написала для себя заповеди по борьбе с синдромом «тётки»:
Заповедь 1: Все делай с легкостью и любовью
Как говорят философы, что внутри, то и снаружи. Если ты радуешься миру, наслаждаешься каждой минутой жизни, то и внешне становишься красивой, притягательной: и для окружающих, и для удачи. Твое хорошее настроение, словно круги на воде, распространяется на всех, кто рядом. Только «тетки» забывают, что у счастливых мам - счастливые дети, у счастливых жен - счастливые мужья.
Заповедь 2: Возведите дамские радости в ранг жизненно необходимых
Помните песенку из фильма «Гардемарины, вперед!».
«Умным родиться не хитрый секрет, Мужеский ум - либо есть, либо нет. Женская прелесть - другое, Дело оно наживное..»
Так что же мы «наживаем», балуя себя различными женскими штучками - духами от Chanel, стрингами со стразами и годовой подпиской на «Натали»? Женственность! Шарм! Кокетство! Способность свести с ума! Никакой «тётковости». Только чувство, что ты еще ого-го. Независимо от возраста!
Заповедь 3: Я никому ничего не должна
Чувству долга («я должна», «мне должны») стоит посвятить целый ряд психиатрии.
Классика жанра: ненавижу готовить (стирать, убирать), но обязана. И вместо того чтобы попросту отказаться от нелюбимых дел, насилуем себя, раздражаясь на всех, превращаясь в озлобленную «тётку». Хотя «все» здесь ни при чем: они же меня не просили три часа угорать на кухне, чтобы порадовать их обедом из пяти блюд?
От внушенного с детства убеждения, что без сытного борща муж сбежит, а дети умрут с голоду, нужно избавляться! Героиня фильма «Вам и не снилось» на занудство классной руководительницы:
«Девочка моя, когда ты подрастешь, у тебя будет муж. Ты поймешь, как это хорошо, когда у человека есть чувство долга» отвечала так: «А по-моему, только любовь умеет всем управлять».
Заповедь 4: Мне все равно, что скажут люди. Главное - что о себе думаю я
А о себе надо думать только хорошо. А если кто-то думает иначе - это его проблемы. О том, «шо люды скажуть», переживают только «тётки». «Девчонки» же, как кастанедовские воины, «ищут безупречности только в собственных глазах».
Прямая спина, легкая походка, приподнятый подбородок: разве кто-то усомнится, что вы - богиня, благополучная, безупречная, счастливая женщина? Нет! И, кстати, меньше будут потом судачить.
Заповедь 5: Высокому каблуку и сексапильным нарядам даже с детьми на руках - да!
Авоськам и бесформенным одеждам даже при отсутствии мужа - нет!
Знаете ли вы, что самое большое количество помады используют… не угадаете! Женщины Арабских Эмиратов.
Долго не могла понять - почему? Они же в парандже ходят!
Оказывается, все просто! У нас женщины приводят себя в порядок, когда идут на улицу, на работу, в гости. При муже ходят в халатах, без прически, без косметики - в общем, сами знаем. А у них наоборот. Для людей восточные дамы может и не так прихорашиваются, зато дома - при муже и близких - выглядят как королевы. Золотое правило, не правда ли?
Только «тётки» говорят «нет сил», «устала», «занята», «не хочется». «Девчонки» включают фантазию, листают «Камасутру», занимаются Тантрой, даосскими сексуальными практиками, арабскими танцами.
Заповедь 6: Женское предназначение - не обслуживать, а вдохновлять мужчину!
Мой отец говорил, что от жен, которые отменно готовят и хорошо стирают рубашки, мужья не уходят. У него было три(!) супруги. Все прекрасно готовили и стирали… Он так и не понял простую вещь: домохозяйка и жена - это не одно и то же. Первая - озабоченная хозяйством, с черпаком и в переднике. Вторая - умеет «облагородить» быт, стать музой, источником вдохновения, семейным мозговым центром, в конце концов - всем, чем угодно - только не «тёткой»!
Заповедь 7: Я есть, и уже этого достаточно для радости!
Другой такой нет и не будет ни-ког-да!
Согласитесь, преступно чувствовать себя несчастной, убивать в себе повседневными, зачастую надуманными проблемами неповторимую индивидуальность и превращаться в зануду! Выдворив непрошенную гостью, я стала вновь любить и радоваться, временами совершая сумасшедшие поступки и покупки. Могу потратить последние деньги в салоне красоты - без угрызений совести за полупустой холодильник. Муж лишь с притворным укором произнес: «Ох, эти женщины!» и влюбленно погладил мои роскошные рыжие локоны. Я спускаюсь в белых джинсах с детской горки вместе с сынишкой и рисую мелом на асфальте. Кто сказал, что взрослым женщинам этого нельзя? «Тётка»?! Я мысленно показываю ей язык и иду… кататься на роликах!
Автор: психолог Анастасия Красовская.
После рождения ребенка
"Лиза, когда ко мне вернется память? Я стала забывать элементарные вещи, мне очень тяжело думать. Раньше я постоянно читала научную литературу, мы с мужем могли часами говорить на очень глубокие темы. Если я включала телевизор, то исключительно канал Культура и фильмы ВВС. Сейчас же все, на что меня хватает, это ТНТ. Книги уже совсем не читаю, потому что читать бульварное чтиво уважение к себе не позволяет, а от серьезной литературы я засыпаю. Муж, конечно, терпит. Мы с ним прожили все эти годы на одном дыхании, могли посреди ночи сесть в машину и уехать на выходные к морю. Сейчас, я вижу, что он ждет, когда же я опять стану стройная, легкая на подъем и начну поддерживать разговоры о вечном. А я не могу... Да и не хочу. Это когда-нибудь закончится, или я безвозвратно деградировала?"
Этот разговор натолкнул меня написать на эту тему пост. Дело в том, что с рождением ребенка с самой женщиной, да и с семьей происходят вполне закономерные изменения, о которых надо предупреждать супругов еще на стадии зачатия, чтобы они знали на что они идут. Конечно, есть исключения, когда эти изменения незначительны и женщине удается так распределить свое внимание, что хватает всем. Но если мы говорим о тех, кто полноценно и долго кормит грудью, то подобное встречается часто, и надо знать, что этот этап биологически обоснован и, главное, конечен.
Итак, природа не зря разделила нас на ж и м. Мужчина - охотник и воин. Его эмоциональное состояние ровное и стабильное, чувственность снижена, эмпатия (способность сопереживать, чувствовать другого человека без слов) практически отсутствует. Вполне логично, если учесть что его задача - это охотиться и надо быть всегда на чеку, не вплетать свои сопли в процесс и не умиляться загнанным в яму мамонтенком. Он стратег, его мысли (когда они не заняты сексом) направлены на великое и важное.
Женщина - существо чувствительное, с высокой степенью эмпатии, ее эмоциональное состояние скачет как пульс у чумного. Если бы мужчина хоть сутки прожил в том огромном мире эмоций, который у женщины является нормальным фоном жизни и который мы уже даже не замечаем, он бы не смог сосредоточиться ни на одном своем процессе. Зачем нам это? Да, чтобы понимать и слышать других людей без слов, понимать... нет, не правильно... проживать их потребности, чувствовать их как свои собственные и знать, как их удовлетворять. И чем чувственнее женщина, тем более она эмоциональная, потому что мир входит в нее со всех сторон. Если мы говорим о заботе о детях, то трудно представить, что какой-нибудь гермафродит, перекинув через плечо слинг с ребенком, бежит за мамонтом, погружен в ребенка, в его переживания, но при этом безжалостен к добыче.
Женщина - существо адаптивное. Мы учимся жить в современном мире, где ум, знания и позолота кубков, выигранных на интеллектуальных поединках, дает нам возможность выйти в слой самых лучших мужчин и найти себе подобного и самого сильного вождя. Ну, мир у нас такой и диктует определенные правила, где ценится образование, независимость и знание 64 позы кама-сутры. И женщина собой довольна, и мужчина ей гордится и все, в общем, хорошо.
Когда наступает беременность, у всех есть иллюзия, что они сейчас родят (главное к родам подготовиться), а потом она опять станет стройная и красивая, будет успевать все по дому, а вечером, уложив ребенка в кровать с балдахином и встретив мужа в накрахмаленном фартуке на голое тело, они станут вести долгие интеллектуальные беседы, а потом упражняться в позах кама-сутры тут же на столе.
И вот ребенок родился. Когда первая эйфория (если она была) от появления первенца на свет прошла, оказывается, что все изменилось. Начинается то, что я называю "испытания семьи детьми". Супружество - это процесс постоянно изменяющийся, и принять любые изменения, как говорится, и в богатстве, и в бедности, и в печали, и в радости - это этапы взросления обоих супругов.
Так что же происходит? Ну, во-первых, женское тело. Мы знаем, какой культ построен вокруг этих пресловутых 90х60х90 и как сложно женщине любить и принимать себя в любых отклонениях от этих стандартов. Когда тело меняется на стадии беременности, это понятно. А вот когда потом проходит месяц, второй, третий, а оно все еще не вернулось в заданные границы... Есть, конечно, везунчики, которые быстро приходят в норму и даже становятся лучше, чем до беременности. Но в основном, если женщина полноценно кормит грудью, то организм начинает накапливать жировой запас на случай "атомной войны". И чем больше она пытается его согнать, тем больше он(жир) нарастает, так как идет сигнал: "накапливаешь мало, оно куда-то все уходит, надо больше." А если учесть, что для полноценной лактации нужен инсулин в повышенном количестве, а как следствие - сладкого хочется постоянно, то сидеть на диете, это смерти подобно.
А походы по магазинам. Шоппинг, который был удовольствием, превращается в кошмар. Идешь с ребенком, поэтому надо купить себе одежку быстро. Вбегаешь в магазин, хватаешь платьишки, которые так тебе шли до беременности (а мозг то воспринимает еще тело в старом варианте), заходишь в примерочную и... начинаешь рыдать, потому что вот это тело в зеркале - оно не твое. На твое тело влезал размер, который ты держишь в руках.
Не удивительно, что самооценка падает и в таком состоянии женщине нужно много-много похвалы, ласки, принятия и любви, что ожидается от мужа.
Но это еще не все. Психика... Вот психика, едет. Чтобы чувствовать ребенка без слов, чтобы понимать его потребности, чтобы сопереживать ему, природа включает эмпатию по полной и женщина погружается в ребенка с головой и... сама становится малым дитем. Они сливаются в одно существо из двух тел. Уязвимость, плаксивость, обостренное чувство справедливости - это лишь малая толика проявлений, которые характерны для этого периода. Внешне это смотрится как неадекват и потеря умственных способностей. Но это биологически обосновано. Это связь, которая необходима для взращивая полностью зависимого существа. Можно, конечно, закончить кормить грудью и разорвать быстро это погружение в симбиоз. Но тут уже каждый выбирает по своим приоритетам.
Гормональная система перестраивается таким образом, что понижается либидо и мысль о сексе радует, но очень-очень мало, а то и совсем не радует. Это изменение нагнетается еще и общественным стереотипом, что если мужу не давать, то он уйдет к другой. Мужчина же, видя такое погружение в ребенка, начинает чувствовать себя не нужным и, наоборот, стремится к сексуальной близости, потому что в нашем социуме это единственное проявление внимания и доказательства, что ты интересен своей женщине. Ему просто катастрофически не хватает внимания и ощущения собственной нужности и важности.
Итак, что мы получаем. Женщина с пониженной самооценкой, фигурой как у гусенички, погруженная в детство, с замедленными умственными процессами. Единственный источник впечатлений у нее - это ее муж, который приходит вечером и от которого она ждет внимания, оценки, любви и ласки. Мужчина с ощущением, что он стал не нужен, который теряется при странных новых проявлениях своей жены и чувствует себя беспомощным. Он старается ей помогать, чтобы ей стало полегче, но от этого лучше не становится, так как состояние женщины не улучшается, а он не может в собственном доме отдохнуть и расслабиться, поэтому домой идти совсем не хочется. Мысль о втором ребенке приводит его в ужас.
Кто-то скажет, что я сильно утрирую. Если вы так считаете, то у вас все хорошо, и радуйтесь этому. В моей практике около 50% вышеописанных случаев. Со вторым ребенком все легче, потому что уже есть опыт и супруги знают, на что они идут.
Но этот этап конечен. Где-то к 9 месяцам жизни устанавливается устойчивая лактация и жировые запасы начинают потихоньку уходить, а связь с ребенком начинает ослабевать. Но окончательное восстановление всех процессов происходит после 2 лет. Именно с этого времени начинается инволюция молочной железы, угасание лактации. Ребенок уже владеет своим телом, способен жестами объяснить, что он хочет, а некоторые даже уже говорят к этому возрасту. Следовательно, погруженности в него уже не требуется, и женщина начинает отделяться. Где-то около 2 лет многие жалуются, что их раздражает кормление, вплоть до болезненных ощущений. Это как раз признак разделения. Одновременно с этим начинает восстанавливаться тело, и женщина вступает в период фертильности (женщина готовится к новому зачатию). Она уже засматривается на красивые платьишки, помаду и ее перестает тошнить от запаха духов. Во взоре появляется кокетство, на ногах каблук, мозг начинает работать без перебоев, а отражение в зеркале скорее радует, даже если тело не дошло до 90х60х90.
Но ведь, блин, надо прожить эти года. Надо! И желательно в любви, согласии и понимании происходящего. Чего всем желаю!
Елизавета Колобова