"Правильно ли развивается наш ребенок?" Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из "новоиспеченных" родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это - естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что "должен делать" малыш в различные возрастные периоды.
В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что "всякий ребенок развивается по-своему", "у каждого - своя норма", "оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…". Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию "пропущенной" задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.
В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение "внутриутробной позы", от которой ребенок еще "не отвык".
Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных "рефлексов новорожденного". Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери - все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это - тот "прожиточный минимум", который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.
Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем "не восстанавливаются". Но после рождения весь этот "комплект" должен заработать. Клетки должны "узнать", чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.
Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков - аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.
Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и "раскрепощает" конечности.
Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.
Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем - и ходьбы.
Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к "поломке последовательности" и зачастую - к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.
Психомоторное развитие детей первого года жизни.
Новорожденный
Зрение - при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух - при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика - поза "эмбриона" с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции - много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
1 месяц.
Зрение - фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух - кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь - появляются отдельные заднеязычные звуки "г", "к".
Моторика - в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции - открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца.
Зрение - прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух - прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь - в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика - в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции - появляется улыбка при общении со взрослым.
3 месяца.
Зрение - длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух - отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь - ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика - удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции - в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра - рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца.
Зрение - может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух - различает голоса близких.
Речь - громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика - в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции - смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра - целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
5 месяцев.
Зрение - может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует "свой-чужой", ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух - прислушивается к музыке.
Речь - появляются согласные звуки, слоги "ма", "ба", "па", пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика - в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции - при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра - активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев.
Зрение - понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух - появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь - ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика - переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции - с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра - манипулирует с игрушками.
7 месяцев.
Зрение - узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух - различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь - элементы лепетной речи.
Моторика - сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции - реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра - любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
8 месяцев.
Зрение - интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух - понимает понятия "где?", "дай", "на".
Речь - активный лепет, слоговая речь.
Моторика - устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет "до свидания".
Эмоции - постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра - отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
9 месяцев.
Зрение - долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух - выполняет более сложные словесные инструкции: "поцелуй маму", "дай ручку", "возьми шарик".
Речь - появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо "собака" "бабака").
Моторика - ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции - различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра - Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
10 месяцев.
Зрение - показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух - узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь - повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика - стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции - реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра - начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
11 месяцев.
Зрение - внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух - понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, "принеси куклу").
Речь - обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на "своем" языке.
Моторика - стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции - появляется реакция торможения при слове "нельзя", избирательно относится к окружающему.
Игра - умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
12 месяцев.
Зрение - узнает многие предметы на картинке.
Слух - появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет - "ж-ж-ж", киска мяукает - "мяу").
Речь - умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика - ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции - появляется сопереживание.
Игра - активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.На первом году жизни мозг развивается наиболее интенсивно. Ребенок, вначале беспомощный, к концу года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи.
Умственное развитие ребенка первого года жизни определяется, в основном, такими сферами:
1) моторика;
2) восприятие;
3) эмоции;
4) речь;
5) тонкие ручные движения.
Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес - почти в 2 раза. Но главное заключается в том, что ребенок начинает все более интенсивно двигаться и, значит, приобретает все большие возможности познания окружающего мира.
Педиатры советуют мамам и папам с рождения, максимум с месячного возраста одевать детишек в ползунки и рубашечки, чтобы только что появившийся на свет кроха вовсю размахивал ручками и ножками, наслаждаясь радостью движений. Тугое пеленание - незаслуженное наказание для малыша с весьма неприятными последствиями: задержкой двигательного и психического развития.
Не советуют также и зашивать рукава. Нужно просто подстригать ноготки. А иначе как же он будет рассматривать ручки, шевелить пальчиками, учиться захватывать игрушки?
В один месяц ребенок поднимает подбородок, в 2 месяца уже удерживает голову и поднимает грудь, в 4-5 он уже сидит с поддержкой, а в 6-7 без поддержки, в 8-9 месяцев - стоит с поддержкой и отлично ползает на животе, а в 11-12 месяцев - стоит без поддержки и ходит самостоятельно.
Первыми элементами поведения ребенка являются: фиксирование предмета глазами, поворот головы в сторону звука, что свидетельствует о развитии у него восприятия.
После второго-третьего месяца восприятие в виде зрительного и слухового сосредоточения становится достаточно длительным. Благодаря этому ребенок может проследить за движущимся предметом.
В 4 месяца ребенок не просто видит и слышит, но уже смотрит и слушает, то есть активно реагирует, ориентируясь во многих параметрах объектов. Младенцев привлекают яркие цвета, движущиеся предметы, новые игрушки. Поэтому так важно, чтобы удовлетворялась потребность ребенка в новых впечатлениях. Психологи давно доказали, что эмоциональное и познавательное развитие (в первую очередь развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.
Первыми эмоциями ребенка являются: крик, покраснение, некоординированные движения. Но уже в конце первого месяца жизни у ребенка появляются улыбка и комплексная реакция на ухаживающего за ним человека - он замирает, сосредотачиваясь на лице человека, наклонившегося над ним, вскидывает ручки, перебирает ножками, гулит. Эта реакция получила название - "комплекс оживления".
С конца второго месяца жизни потребность в общении со взрослыми нарастает. В первое полугодие ребенок овладевает способами выражения эмоций - от слабой улыбки до ярко выраженной с оживлением мимики и жестов. Во втором полугодии у ребенка появляется интерес к окружающему, то есть потребность в познании.
В ходе общения ребенок учится понимать речь, различать знакомые и незнакомые голоса, эмоциональные оттенки обращенной к нему речи. Когда трехмесячный малыш бодр и доволен, он издает гамму счастливых звуков, если его первые улыбки вызывали положительную реакцию у взрослых. Ребенок часто внимательно смотрит в лицо взрослого, получая удовольствие от первых попыток имитации звуков и движений рта. Младенцы, открывшие удовольствие в звуках, часто вокализируют наедине или же выбирают игрушку, с которой "разговаривают". При ощущении поддержки ребенок начинает произносить более разнообразные и выразительные звуки.
Примерно к девяти месяцам появляются признаки, свидетельствующие, что дети усвоили: их звуки могут вызывать действия со стороны окружающих. Он может нарочно приостановить лепет, чтобы убедиться, получил ли он внимание (предмет или ответ), которое хотел.
Уже около года дети могут узнавать несколько слов в контексте, или же могут выполнять очень простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами.
Воспитание ребенка первого года жизни основывается на любви и нежности. Не бойтесь "испортить" малыша лавиной поцелуев, тисканий, улыбок, тут не может быть "слишком много".
К дисциплине ребенка до года приучайте, используя его прекрасные возможности к отвлечению и переключению. Все проблемы решаются очень просто, достаточно дать ребенку какую-то игрушку, взять его на руки, перенести в другое место, и он уже спокойно переключается с нежелательных занятий.
В этом возрасте ребенка нужно учить слову "нельзя". При этом проявляйте спокойствие, твердость и последовательность. Но запретов не должно быть слишком много, и вам следует определить самое главное, чего ребенок не должен делать. Наказывать малыша до года не имеет никакого смысла.
В познавательном развитии ребенка первого года жизни величайшее значение имеет степень развития тонкой моторики рук. Примерно на четвертом-пятом месяце жизни появляются движения рук, направленные к предмету (ощупывание предмета). В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательн ых координации. Значение этого момента для дальнейшего интеллектуального развития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием для развития предметного мышления.
Во втором полугодии движения рук развиваются все более интенсивно. Ребенок размахивает схваченными игрушками, бросает и подбирает их, кусает, перекладывает из одной руки в другую и т. д. После 7-8 месяцев ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек. В 9-10 месяцев он начинает правильно использовать
предметы по их назначению: из чашки будет пить, машинку будет катать, а куклу укачивать. Все эти действия ребенок выполняет по подражанию взрослому. У него все чаще появляется желание узнать, "что можно делать с этим предметом". Это и есть начало развития наглядно-практическо го мышления.
Тренировку тонких движений пальцев рук можно начинать с трех-четырехмесячног о возраста ребенка. Вначале это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца (различные игры, потешки). С 7-8 месяцев возможна и активная тренировка: ребенка обучают перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы (пуговицы, бусы и т. п.). В конце первого года ребенку становятся доступны многие игры: со вкладышами, нанизывание колец пирамид, "театр пальчиков" и т. п.
Такие игры дают возможность тренировать тонкие движения пальцев рук очень успешно и на благоприятном эмоциональном фоне.
С большой точностью вы сможете определить, нормально ли развивается ваш малыш, с помощью тестов. Многие из предлагаемых тестов даже не нужно специально проводить, достаточно просто наблюдать за ребенком.
Поэтому не стоит думать, что это займет много вашего времени, так же, как и развивающие упражнения. Ведь развитие и уход за ребенком первого года жизни - это одно и то же. Первый год жизни ребенка является решающим периодом познавательного развития: в это время он может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго.
А главное, что ребенок первого года жизни больше всего нуждается в любви, заботе и ласке окружающих его взрослых, особенно матери.
Тесты психического развития ребенка первого года жизни.
Первый месяц жизни.
1. Коснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.
2. Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец тотчас, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.
3. Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов к горизонтали. Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.
4. Если поведение ребенка беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно около его кровати. Ребенок должен успокоиться, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки.
5. Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается платком, повешенным над кроваткой или на вашу вытянутую руку. Глаза ребенка задерживаются на свете несколько секунд.
6. Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени.
7. Кусочком ваты делайте движения прочищения носа (без прикосновения к слизистой носа). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею туда и сюда.
8. Картонную покрышку, согнутую посередине, положите на лицо ребенка таким образом, чтобы сгиб покрышки лежал прямо над носом. В ответ на это действие ребенок совершает оживленные движения головой.
9. Ребенок лежит на животе, ручки в согнутом положении по обеим сторонам головы. Ребенок может поднять голову вверх хотя бы на один момент.
10. После того как ребенок пососал немного, соска или грудь отнимается. Ребенок придвигает голову к соске, груди или рожку и пытается схватить его ртом.
11. В возрасте одного месяца на обращение взрослого к ребенку у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка может появляться и раньше, уже на 2-й неделе. При общении со взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.
Второй месяц жизни.
1. Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Ребенок автоматически должен повернуть голову в направлении звука.
2. Реакции на отдельные раздражители ясно отличаются друг от друга. На шум трещотки ребенок начинает бурно реагировать, двигая руками и ногами, на непрерывно звучащий свисток ребенок успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у него неудовольствие, а удары по дереву - наморщивание лба.
Звуковое раздражение не должно превышать 30 секунд.
3. Если положить ребенку на лицо пеленку, то он будет делать неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки не сможет.
4. Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая его голову, отпустите не-
много руку. Ребенок будет удерживать голову прямо несколько секунд. А лежа на животе он уже хорошо держит голову.
5. Ребенок, находясь в беспокойном состоянии, успокаивается, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
6. Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить ребенка, но грудь или рожок не даете. Ребенок реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
7. Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от лица ребенка, перемещайте это кольцо в продольном направлении. В ответ наблюдается согласованное движение его глаз: они то поднимаются, то опускаются вниз.
8. Теперь вы совершаете круговые движения красного кольца. Глаза ребенка движутся за ним согласованно.
9. Если вы будете быстро приближать кольцо к лицу ребенка - вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно - реакцию общего оживления.
10. При общении с ребенком наблюдается ответная улыбка, реакция "оживления", появляются первые спонтанные вокализации.
Третий месяц жизни.
1. Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, то он будет следить взглядом за ней.
2. Ребенка носят по комнате (его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты). Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит на них. Время выполнения этого теста - 2 минуты.
3. Ребенок лежит на животе. Сбоку (25 см от ребенка) гремит погремушка. Ребенок поворачивает голову в сторону погремушки.
4. В положении лежа на животе ребенок должен удерживать голову в течение 30 секунд.
5. Когда вы разговариваете с ребенком, то он на вас смотрит внимательно, реагирует улыбкой, появляется гуление, комплекс "оживления".
6. Ребенок лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая исчезает из поля зрения ребенка, но при этом он продолжает смотреть в течение нескольких секунд вслед исчезнувшей игрушке.
7. Лежа на животе ребенок сможет опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору.
8. Если подвесить игрушку над ребенком в пределах досягаемости, то случайно натолкнувшись на нее, ребенок замирает на некоторое время.
9. Склонившись над ребенком, изменяете мимику своего лица, ребенок имитирует эту мимику.
10. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.
Четвертый месяц жизни.
1. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой непосредственно около кроватки, но несколько ниже, так, что ребенок не может ее видеть, и одновременно с другой стороны показываете ребенку игрушку (она не находится в направлении его взгляда). После того как ребенок поворачивается то туда, то сюда, он окончательно поворачивается в сторону к игрушке.
2. Когда ребенок находится в хорошем настроении, подержите мячик около его рук. Ребенок начинает водить рукой по мячу. Движения его медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним.
3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Ребенок может проследить глазами за движениями игрушки с одной стороны на другую.
4. Если сделать неподвижный упор из одеяла, то ребенок в положении лежа на животе будет как бы отталкивать этот упор руками и ногами.
5. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д.
6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение ребенка сразу изменяется: он наморщивает лоб, искривляет рот, плачет, удивляется, появляется двигательное оживление и другие реакции.
7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает погремушку в руке, не теряя ее сейчас же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.
8. Ребенок узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении со взрослыми.
9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот и сможет попить из ложки.
10. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.
Пятый месяц жизни.
1. Если ребенку дать в руку погремушку, то он будет ее рассматривать очень внимательно. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.
2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.
4. Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.
5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно.
6. Ребенок уже хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.
7. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони выпрямленных рук.
8. Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа
на спине сможет перевернуться на живот.
9. Ребенок уже долго может сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо.
10. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные ("а", "э", "ю", "я"), может повторять звуки, подражая взрослому.
Шестой месяц жизни.
1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда.
Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.
2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.
3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик,
а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который удерживает его за пальцы, сможет сесть.
4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица - от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т. д.
5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.
6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом "оживления".
7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.
8. Появляются первые признаки лепетной речи - малыш даже может произносить отдельные слоги.
9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.
10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.
Обратите внимание на эмоциональные проблемы ребенка от рождения до шести месяцев:
- безразличие к кормлению, к человеческому голосу и игре;
- подергивание лица и рук;
- постоянное нарушение сна. Если наблюдается хотя бы один симптом, следует обратиться к специалисту.
Седьмой месяц жизни.
1. К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку греметь погремушкой, которую он может достать при повороте.
2. Вы держите ребенка на коленях, сидя за столом. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол.
3. Вы стоите у кроватки ребенка и не выказываете никакого внимания, избегая встретиться с ним взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т. д.
4. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом.
5. Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок следит взглядом, поворачивается за игрушкой.
6. Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Ребенок, оставаясь в этом положении, освобождается от пеленки руками.
7. Спросите у ребенка, где находится какой-либо предмет (предмет должен находиться постоянно в определенном месте, и вы неоднократно называли его). На ваш вопрос ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет.
8. Ребенок может по вашей просьбе показать нос, глаза и т. д. другого человека. В лепете появляются звукосочетания типа: "дай-дай-дай", "та-та-та".
9. Хорошо ползает (много и быстро, в разных направлениях). Встает на колени, встает с поддержкой руками.
10. Настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а добравшись до него, радуется.
Восьмой месяц жизни.
1. К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигаться с места - откатиться, отодвинуться и т. д. Может сам садиться, ложиться, вставать, переступать у опоры.
2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку.
3. Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом - на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.
4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.
5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.
6. На глазах у ребенка вы отбираете у него игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку.
7. Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками.
8. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнаёт и различает близких людей на фотографии.
9. Долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств
(катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).
10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.
Девятый и десятый месяцы жизни.
1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.
2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.
3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить этими палочками по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.
4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в "ладушки", "дай ручку" и т. д., а на вопрос "где?" и просьбу "дай" отыскивает повсюду нужный предмет.
5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.
6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова "иди", "сиди", "лежи" и другие.
7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.
8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.
10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.
Одиннадцатый и двенадцатый месяцы жизни.
1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.
3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки.
4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.
6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
9. Выполняет первые простые поручения, понимает слово "нельзя", очень хорошо ориентируется в помещении.
10. К концу года произносит особые "слова", понятные только матери и ребенку: например, "бах" - падение, "фа" - шапка, и т. д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: "кис-кис", "ав-ав", "дай", "бай".
Обратите внимание на факторы эмоционального неблагополучия ребенка от шести месяцев до года (при наличии хотя бы одного фактора, следует обратиться к специалисту):
- постоянное вредное для себя поведение;
- неумение имитировать звуки и жесты;
- общая апатия;
- постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми.
Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни.
Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным.
Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шарики, которые легко приводятся в движение.
После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех.
С трех - пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их.
Когда ребенок начинает ползать или ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути.
Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.
Однако в этот беспокойный период необходимо подумать о безопасности ребенка. Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и поранить ими себя: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т. д.).
Малыш, например, может стянуть скатерть со стола и на него может упасть что-то тяжелое. Одним словом, тщательно осмотрите все помещения, куда может доползти ребенок, и предусмотрите все возможные неприятности.
Это позволит вам спокойно заниматься домашними делами, не нужно будет бесконечно следить за ребенком и твердить на каждом шагу "нельзя!"
Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову.
В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения.
В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.
Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.
1. Ребенок в положении лежа на животе.
Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
2. Ребенок в положении лежа на животе.
Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
6. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы потяните слегка вперед, то он сделает шаговое движение.
Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минуту терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь заменить ее пассивным движением.
Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни.
Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка есть основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.
Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней).
Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой, равной 5-7 см, и частотой колебаний примерно два раза в секунду.
В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5 м от ребенка.
Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится один-два раза в день.
(Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.)
Упражнение для развития слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше).
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см.
Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.
Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны
Таким же образом перемещаете колокольчик влево.
Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение трех-четырех дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца).
Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка.
Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку.
Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю.
Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами.
Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.
Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше).
Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.
Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.)
Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает.
Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.
Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка.
В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.
Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева-направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Посмотри, вот он где!"
В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание своего малыша. "Звените" игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: "Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?"
Тесты и развивающие упражнения.
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.
- Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бу-бу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т. п.
- Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка яркую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
- Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
- Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: "Анюточка, а где мама? Куда мама спряталась? Найди маму". Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно.
А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убе
Первый год жизни - это время, которое во многом определяет дальнейшее физическое здоровье ребенка, его душевную устойчивость, активность и успешность в отношениях с миром и другими людьми. И мы, взрослые, понимая это, как правило, очень ответственно относимся к своим обязанностям - оберегаем малыша, стараемся, чтобы ему было тепло и удобно, и были полноценными еда и сон, чтобы он мог проявлять свою активность, много двигался, достаточно бывал на свежем воздухе. И, конечно, мы внимательно следим за ходом его развития: вовремя ли он начинает садиться, вставать, произносить первые слова.
Решая эти насущные задачи ухода за младенцем, мы, может быть, в меньшей степени осознаем свои другие, не менее важные роли, связанные уже не с родительскими заботами, а с их радостями. Мы можем не понимать, как нужны ребенку именно тогда, когда у него все в порядке, и часто испытываем неловкость, когда, вместо того чтобы заниматься серьезными делами, надолго "застреваем" у кроватки малыша - просто поймать его взгляд и улыбнуться, разделить удовольствие от игрушки, "поговорить" с ним.
И у малыша, и у взрослых существует потребность в общении, в эмоциональном контакте. Полноценное психическое развитие младенца требует именно этого - общения, игры, взаимной радости - самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия с близкими, и, конечно, в первую очередь с мамой.
Рассмотрим в общих чертах динамику развития эмоционального контакта матери и младенца.
Самые первые формы общения, единения мамы и малыша можно описать как непосредственное усвоение, заражение эмоциональным состоянием друг друга. Поэтому так важны для младенца присутствие мамы, ее лицо, голос, прикосновение. Спокойствие и уверенность в себе матери, ее неспешность и проявляемое ею удовольствие в общении с ребенком дают ему ощущение надежности и комфорта. Недаром младшие дети, взаимодействующие с более уверенной в себе и потому более свободной и "легкой" в отношениях мамой, часто сразу проявляют себя более спокойными и благополучными, чем первенцы. Это показывает, насколько важна для еще неопытной и, возможно, поэтому тревожной мамы эмоциональная поддержка ее семьи, создающая общую атмосферу безопасности и радости.
Естественное усвоение эмоционального состояния друг друга является необходимым условием благополучия в развитии отношений младенца и мамы. Взаимная чуткость позволяет им успешно решать повседневные жизненные задачи. Первой из них становится взаимное узнавание и приспособление младенца и матери друг к другу в обычных каждодневных ситуациях ухода - кормления, купания, пеленания, укладывания спать и т. п.
Конечно, и у самой неопытной мамы исходно существуют свои представления о том, как это должно происходить: есть семейные традиции, рекомендации врача-педиатра, популярные книги, дающие советы по организации кормления, режима и ухода. Однако только сама мама, чутко настроенная на состояние ребенка, ощущает, насколько эти общепринятые нормы удобны и приятны самому малышу, и приспосабливает их для него. Так постепенно складываются их общие предпочтения, привычки, ритмы сна и бодрствования, кормления, составляющие режим дня. Это первые реальные, ощутимые достижения и мамы, и ребенка. Ведь он с самого начала не объект ее ухода, а индивидуальность, и именно взаимная чуткость позволяет им организовать совместную жизнь, в которой они оба начинают чувствовать себя уверенно, комфортно.
В возрасте 2-3 месяцев у ребенка начинает преобладать проявление положительных эмоций. Это поддерживает маму, она чувствует себя все более уверенно. Вместе с тем нарушение выработанных привычных форм жизни может вызвать протест у малыша: он становится нетерпеливым и требовательным, капризничает при изменении привычного режима и обстановки, проявляет зависимость от знакомых рук и манеры поведения ухаживающего за ним взрослого. Даже замена привычных вещей - ванночки, соски или бутылочки может вызвать бурную отрицательную реакцию ребенка. Это сигнал об испытываемом им дискомфорте. Взрослые стараются по возможности удовлетворить его требования, однако бывают случаи, когда это просто невозможно сделать, и близкие стремятся найти способы успокоить и утешить малыша. Самыми распространенными из них являются традиционные приемы укачивания, баюкания, приучения к пустышке.
Это очень действенные средства, они основаны на ритмической стимуляции младенца важными для него ощущениями (вестибулярными, оральными, тактильными). Скоро он сам может начать активно использовать их - раскачиваться, сосать палец или уголок пеленки. Это помогает ему утешиться, успокоиться, избавиться от чувства дискомфорта, когда близкого взрослого нет рядом. Эти примитивные способы самоуспокоения не должны вызывать у взрослых беспокойства. Они не могут прочно закрепиться в поведении малыша, если он не находится в ситуациях длительного дискомфорта и не лишен внимания близких. В нормальных условиях ребенок постепенно перестает нуждаться в таких формах самоуспокоения.
В целом конец третьего - начало четвертого месяца жизни - это благополучный и эмоционально насыщенный период жизни ребенка и его близких. Уже сложились привычные способы и ритмы жизни, взрослые овладели умением успокоить и утешить малыша, "уговорить" принять новое. Взаимоотношения младенца с матерью все более окрашиваются яркими положительными эмоциями. Ребенок теперь не просто радуется, когда к нему подходят, он активно требует общения. Такое характерное для этого возраста поведение малыша описывается как "комплекс оживления": при виде взрослого ребенок теперь не просто смотрит на него или улыбается, а начинает активно гулить, тянуться к нему.
На первый план теперь выходит потребность не просто в присутствии взрослого, а в его эмоциональном отклике. Как известно, само лицо человека с первого месяца жизни младенца является для него важнейшим и сильнейшим впечатлением. Теперь, однако, все более значимым становится выражение лица, улыбка близкого. Если до 2-3 месяцев любое лицо, а как показали исследования, даже маска или очень грубая имитация лица (круг и две точки вместо глаз) привлекает внимание младенца, то после 3 месяцев ребенок ждет именно улыбки. Замечено, что дети чаще и дольше смотрят в лицо матери, когда оно выражает удовольствие. Более того, известны наблюдения, свидетельствующие о том, что в этом возрасте при виде склонившегося над ним равнодушного лица, ребенок испытывает беспокойство и активно требует эмоционального отклика.
В возрасте четырех-пяти месяцев малыш вместе с мамой осваивает новые формы общения. Ранее недифференцированный требовательный крик ребенка начинает постепенно приобретать интонации просьбы. Складываются ритуалы эмоционального взаимодействия со взрослым в самых разных ситуациях: в серьезных - подготовка к кормлению, переодевание, зарядка - и на первый взгляд в менее серьезной ситуации игры. Игровое общение, как правило, опирается на приятные для ребенка ощущения и на ритмы, задаваемые традиционно передающимися в семье приговорами, шутливыми и трогательными стишками, потешками, пестушками.
Одной из самых распространенных и любимых в этом возрасте становится бесконечно повторяемая игра в "прятки" - появление и исчезновение из поля зрения малыша лица взрослого, когда он сам закрывает свое лицо или на секунду лицо ребенка. Эта игра обычно вызывает у малыша особый восторг и переживается им наиболее остро.
Следующим важным этапом в развитии эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка становится появление возможности уже не только сосредоточиваться друг на друге и "заражаться" разными эмоциональными состояниями, но и переживать общее удовольствие от объединения внимания на приятном впечатлении. Постепенно в играх со взрослым все большее значение начинает приобретать общее сосредоточение на яркой цветной и звучащей игрушке. С ее помощью взрослый получает возможность не только успокоить малыша, но и отвлечь его, развеселить, поднять активность. Важно снова подчеркнуть, что и в этих играх особое значение по-прежнему имеет их ритмичность и повторяемость.
Конечно, наибольшее удовольствие ребенок продолжает получать от игры вместе со взрослым, но в то же время он все больше начинает играть с игрушками и самостоятельно, а значит, может сам развлекаться, получать разнообразные впечатления. И взрослый стимулирует эту его активность. Постепенно у малыша появляется способность уже не просто брать игрушку, но и координированно действовать ею, стучать, бросать, вертеть и т. п., получая разнообразные ощущения. Надо отметить только, что пока эти действия остаются ритмически повторяющимися, направленными в основном на воспроизведение определенного чувственного впечатления, а не на активное обследование среды. Ребенку доставляет удовольствие именно повторение ожидаемого результата. Согласно утверждениям психологов этап преобладания подобных ритмически повторяющихся действий ("циркулярных реакций") закономерен и охватывает значительную часть второго полугодия жизни ребенка.
Вскоре после того, как ребенок начинает подтягиваться и опираться на ножки, характерными становятся бесконечно повторяющиеся "прыжки" и выбрасывание игрушки или пустышки из кровати. В присутствии и при участии взрослого это превращается в игровое общение. Причем ребенок получает удовольствие не только от совершаемых действий, но и от реакции взрослого. Такой же циркулирующий характер приобретает в этом возрасте и более ранняя игра в "прятки". Теперь ребенок уже сам может прятаться и высовываться, ловя взгляд взрослого.
Удовольствие, получаемое ребенком в таких играх, позволяет ему самостоятельно поддерживать ощущение эмоционального благополучия. На основе повторяющихся игровых действий происходит устойчивое объединение внимания малыша и взрослого, они учатся управлять вниманием друг друга. Ребенок начинает следить за взглядом и указывающим жестом взрослого, у него самого появляется указательное движение взгляда и жеста. Раньше (месяцев до пяти) такое направленное обращение было для ребенка не актуально: он настолько ощущал себя единым, слитным с мамой, что ему достаточно было проявить беспокойство, и она сама догадывалась, что нужно сделать. Теперь, когда взаимоотношения в этом единстве все более дифференцируются, развиваются и формы взаимодействия: если до сих пор ребенок просто тянулся к объекту желания, то теперь, протягивая к нему руки, обращает взгляд на взрослого - так рождаются первые обращения и указательные жесты.
В это время развивается и все более тонкая координация эмоциональных переживаний ребенка и взрослого. Раньше малыш просто усваивал состояние близкого человека, "заражался" его смехом, плачем, как и зевотой. Теперь он начинает активно подражать эмоциональным реакциям взрослых. Так, пятимесячный ребенок уже может имитировать выражение лица матери и с удовольствием "играть" с выражением своего лица в зеркале.
Способность ребенка различать эмоциональные состояния окружающих по их выражению делает более содержательными взаимоотношения взрослых с малышом. У него появляется возможность активного и разнообразного воздействия на близких: к полугоду он начинает сам в соответствующих ситуациях выражать удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение.
Известно, что для детей в первом полугодии жизни очень важна интенсивность внимания взрослого. В этом возрасте гнев, укоризна не так тяжелы для него, как безразличие. Именно общаясь с безразличным взрослым, малыш выглядит встревоженным, угнетенным, огорченным, а через некоторое время попытки привлечь к себе его внимание резко ослабевают. Теперь, в начале второго полугодия жизни, дети начинают воспринимать выражение взрослым неудовольствия как очень значимое и соответственным образом реагируют на него - сами хмурятся, отстраняются, обиженно плачут. Они начинают воспринимать эмоциональную реакцию взрослого как оценку происходящего вокруг и собственных действий.
То, что ребенок начинает ориентироваться на эмоциональные проявления близкого взрослого, делает его более защищенным, душевно устойчивым, потому что его восприятие происходящего эмоционально опосредуется близким, он менее зависим от окружающей среды и более -- от эмоциональной реакции мамы. И она не просто успокаивает или подбадривает, а уже направленно организует его поведение. Близкий взрослый может "уговорить" ребенка чуть подождать, потерпеть в условиях дискомфорта, сосредоточить его внимание на нужном впечатлении. По данным психологических наблюдений, семи-восьмимесячные малыши, как правило, эмоционально устойчивы, и в этом определяющую роль играет ориентация ребенка на положительные эмоциональные реакции матери.
Усложнение взаимоотношений с окружающими, формирование привязанности малыша к маме, выработка привычных способов и форм общения, являясь огромным достижением в развитии ребенка, имеет и оборотную сторону: теперь ребенок начинает проявлять беспокойство уже не только в случаях нарушения привычного распорядка жизни, но и при изменении привычных форм контакта с близкими. В этом возрасте привязанность к маме, потребность ориентироваться в происходящем на ее эмоциональную оценку заставляют его ощущать тревогу и растерянность, когда она уходит даже ненадолго. Появляется характерная для возраста восьми месяцев тревога при появлении "чужого лица", при попытке постороннего взять ребенка на руки. В контакте с незнакомым человеком малыш проявляет либо испуг и неудовольствие, либо смущение и замешательство. Это не должно беспокоить близких, так как свидетельствует о том, что ребенок уже хорошо различает "своих" и "чужих".
Теперь перед взрослыми встают новые задачи: помочь ребенку стать более самостоятельным, уверенным, спокойнее воспринимать перемены в жизни и временное отсутствие близкого взрослого. И решать их также помогают общие игры. Основным содержанием игр остается и непосредственное эмоциональное "заражение", и общение взрослого и ребенка с помощью игрушки.
Вместе с тем все большее место в них начинает занимать удовольствие от переживания совершенно особых впечатлений, к которым малыш раньше относился отрицательно. Его начинают привлекать и веселить впечатления, которые раньше пугали.
Известно, что первые выраженные отрицательные реакции новорожденного связаны с внезапным нарушением равновесия, с резким движением, с быстрым приближением к нему какого-то объекта, с внезапным изменением привычного ритма, привычного хода событий. Теперь в общей игре подобные впечатления, наоборот, начинают вызывать его восторг: он хохочет, когда его "бодают", "догоняют", подбрасывают на коленях и руках. В игре ребенком все больше ценятся элементы новизны и неожиданности: "Сейчас я тебя съем!", "По кочкам, по кочкам, в ямку бух", - он получает новый опыт переживания удовольствия от неожиданности, от "шутки".
Подобные впечатления подготавливают ребенка к постепенному изменению жизненной ситуации. В процессе своего роста он становится более выносливым, подвижным и чаще реально сталкивается с неожиданностью. Психологи отмечают, что именно в этом возрасте "новое" начинает меньше пугать малыша и больше доставлять удовольствие, он становится все более любопытным. У ребенка начинают складываться принципиально новые отношения с изменчивым миром, в котором перед ним встают препятствия, и он должен сосредоточиться на них, чтобы решить увлекательную задачу их преодоления. Способность не запаниковать при нарушении привычного хода событий и справиться с обстоятельствами тоже впервые опробуется ребенком под защитой взрослого в общей игре как острое переживание момента риска с его немедленным положительным разрешением.
В результате к концу первого года жизни постепенно изменяется характер действий с предметами, игрушками; важной становится не только их повторяемость и надежность, но и новизна, открытие новых возможностей. У малыша появляется способность быть более предприимчивым в обращении с игрушками, более интересно манипулировать ими. Умения, полученные в игре, начинают постепенно использоваться ребенком в реальной жизни.
В возрасте 9-10 месяцев обычно наблюдаются первые попытки ребенка активно исследовать ближнее пространство. Это становится возможным не только потому, что он начинает самостоятельно передвигаться (прежде всего пытается ползать, отрывается от мамы, исследует "дальние" и незнакомые места), а в большей степени от проявления любопытства. Именно появление любопытства, способности при нарушении привычного хода событий испытывать не панику, а интерес, лежит в основе развития исследовательского поведения. Надо подчеркнуть, однако, что индивидуальная предприимчивость малыша вызревает под защитой взрослого. Осваивая свои новые способности, он часто возвращается назад к маме, чтобы дотронуться до нее, поймать ее улыбку, именно она дает ему силы ползти "в неизвестность".
Теперь ребенок может сосредоточиваться не только на интересующем его предмете, но и на препятствии на пути к цели. Он начинает учитывать его, а затем и активно обследовать, искать пути преодоления барьера, впервые получает возможность увидеть и оценить результаты своих проб и ошибок. Это открывает ему новые горизонты познания. Именно в это время обычно появляются первые попытки малыша отодвинуть препятствие, дотянуться до нужной вещи с помощью палочки, другой игрушки, то есть возникает первый опыт использования орудий, что является серьезным достижением в познавательном развитии ребенка.
Как известно, наряду с приобретением навыков самостоятельного передвижения в пространстве, важнейшим достижением конца первого года жизни ребенка считается появление активной речи. Вместе с тем неправильно было бы вести отсчет речевого развития с появления первых слов, которое характерно именно для этого времени. До этого во взаимодействии младенца с мамой, и прежде всего в их играх, уже был пройден важнейший этап развития так называемого протоязыка.
Вернемся теперь снова к началу первого года жизни, к самым ранним периодам развития для того, чтобы более детально проследить во взаимодействии младенца с близкими этапы становления речевого общения. Уже с самых первых месяцев младенец активно общался с близкими людьми с помощью гуканья, гуления. Присутствие близкого, его речевое обращение стимулировали гуление, в эмоциональном взаимодействии малыш учился понимать и воспринимать интонации матери, начинал сам все более четко выражать свои состояния.
Следующий традиционно выделяемый этап речевого развития - период лепета - характеризует уже способность ребенка устойчиво воспроизводить определенные сложившиеся сочетания звуков, и в какой-то момент это превращается в его любимое занятие. Лепет стимулируется участием взрослого и постоянно сопровождает общие игры. Все чаще ребенок начинает повторять за мамой и вплетать в свой лепет новые привлекательные для него звукосочетания. Интересно, что, если в этот момент мама повторяет за ребенком воспроизведенные им звуки, он начинает ими "играть" особенно активно. Постепенно его лепет все больше приближается к звуковому строю родного языка.
На этом фоне начинают закрепляться общие для взрослого и малыша устойчивые "словесные" обозначения наиболее привычных и любимых бытовых и игровых занятий: "бай-бай", "ку-ку", "бух", "тик-так", "пока". Таким образом, речевое развитие младенца так же, как и познавательное, находится в тесной зависимости от его эмоционального контакта со взрослым и непосредственно от их общей игры.
Развитие эмоционального взаимодействия, проявление в нем более определенных отношений взрослого и ребенка, координация внимания и их эмоциональных оценок готовят почву для появления первых "настоящих" слов. Они выражают просьбу, обращение, призыв, и, наконец, указание (мама, дай и т. д.). Использование ребенком слов-указаний и обращений, в свою очередь, принципиально меняют возможности организации его взаимодействия со взрослым.
Слово начинает обозначать также и оценку проявлений ребенка, происходящего с ним ("хороший", "нельзя", "можно", "бяка", "бо-бо"), подготавливая тем самым новую возможность регулировать его поведение. Пока же он сам использует эти слова для удовольствия, для игры, подтверждения приятной повторяемости или новизны ситуации, своей способности ее контролировать.
Таким образом, к концу первого года успехи ребенка очевидны: он приучен к определенному распорядку жизни, владеет способами эмоционального взаимодействия с близкими, активен в освоении нового. Малыш находится в центре внимания всей семьи, его достижения обсуждаются при нем и вызывают всеобщее восхищение, что, безусловно, им понимается.
Ребенок начинает демонстрировать свои умения по просьбе окружающих, и это тоже сначала является для него увлекательной игрой, средством вызвать эмоциональный отклик близких взрослых. Появляются и первые реальные успехи в овладении элементами социально-бытовых навыков (с удовольствием обнимает и целует по просьбе, прощается, начинает проситься на горшок, поддерживать во время еды чашку или ложку и т. п.), и достаточно развернутые игры, такие, как "ладушки", "сорока-ворона". Очень важной для дальнейшего развития ребенка становится возможность все более длительного объединения внимания малыша и взрослого на каком-то общем действии, например рассматривании картинки в книжке, показе петушка или собачки, демонстрации их действий и "разговора", слушании достаточно длинных детских стихов.
И вот на фоне этого общего эмоционального подъема особенно остро переживается детьми вступление в первый серьезный кризисный период развития отношений с окружающими, который на самом деле является необходимым и закономерным этапом их становления. Это известный в психологии "кризис первого года", закономерно наступающий с началом освоения ребенком навыка самостоятельной ходьбы.
Хотя традиционно этот кризис не считается острым и часто действительно проходит достаточно сглаженно, тем не менее и в самых благополучных случаях у детей в это время могут наблюдаться нарушения уже, казалось бы, отлаженного режима сна и бодрствования, потеря аппетита, эмоциональная ранимость (плаксивость, обидчивость), а иногда и временная потеря уже имеющихся навыков, может, например, перестать проситься на горшок. Эти трудности, несмотря на кажущуюся неожиданность их появления, укладываются в общую логику развития ребенка и диктуются ею.
Попытаемся понять, в чем характер возникающих проблем, в чем их смысл и чем можно помочь и маме, и ребенку в преодолении временно возникающего разлада.
Овладение ходьбой резко меняет всю жизненную ситуацию: ребенок становится менее физически зависим от близкого; он сам передвигается и все чаще остается один на один в непосредственном взаимодействии с окружающим. Близкий взрослый уже не является постоянным организатором его поведения, и временами малыш начинает терять его как непременный эмоциональный ориентир. В этот период начинается не только физическое, но и психическое отделение ребенка от взрослого - выделение его самоощущения из бывшего слитного переживания "мы".
Сложности, которые испытывает ребенок в это критическое время, заключаются в том, что он остается один в потоке разнообразных впечатлений и, не овладев еще способами активной организации отношений с окружающим, попадает под его влияние. Это может нарушать уже сложившиеся формы взаимодействия ребенка и взрослого. Раньше взрослый, безусловно, был центром его мира, важнее всего было то, что он делал. Теперь малышу становится крайне трудно оторваться от того, что привлекло его внимание, он погружается в свои занятия - в нанизывание колечек пирамидки, в катание машинки, его захватывает пересыпание песка, перекладывание камешков.
Характерными для поведения, которое психологи называют "полевым", являются попытки бежать безоглядно в направлении понравившегося предмета, совершать действия, продиктованные ситуацией и свойствами предметов: бесконечно открывать и закрывать двери, лезть во все ящики подряд, даже не очень сосредоточиваясь на их содержимом, влезать на лестницы, стулья, "прилипать" к забору и т. п. При этом малыш может становиться неосторожным, терять чувство опасности. Близкий ребенку взрослый, еще недавно живший с ним душа в душу и полностью "владевший" его поведением, оказывается перед фактом: их отношения постоянно нарушают капризы, упрямство, на прогулке взрослый часто не может увести малыша от какого-то соблазна.
При попытке подавить сопротивление ребенка путем запрета, жесткого требования родители сталкиваются с тем, что ранее послушный и всегда довольный малыш становится упрямым, капризным, проявляет негативизм, агрессию (может даже укусить или ударить взрослого). Мать начинает чувствовать, что теряет контроль над ситуацией, поведением малыша.
Понятно, что все это может очень расстраивать и маму, и ребенка, до сих пор живших в полном согласии. Малыш уже знает, что он хороший, и дорожит этим, а мама, особенно неопытная, часто воспринимает возникающие сложности как нежелание ребенка подчиняться ее требованиям. Первое, что может помочь маме, - это понимание того, что малыш продолжает ее любить, что он хочет быть послушным, но не может сам противостоять соблазнам и нуждается в помощи близких.
Выход из первого кризиса отношений будет более безболезненным, если взрослый не станет перекладывать вину за их разлад на ребенка, и поймет, что трудности в организации его поведения создает непосредственная "захваченность" малыша происходящим вокруг. Не вступая с ним в конфликт, нужно попытаться переключить его внимание на другое яркое впечатление.
Каждая внимательная мама знает, что можно избежать конфликта с ребенком, если при возникших осложнениях на прогулке не пытаться всякий раз просто оттаскивать его от лужи или забора или запрещать подбирать замеченный камешек, а переключить его внимание на что-либо привлекательное в окружении: "Вон птичка полетела", "Смотри, какая машина"; использовать другой отвлекающий прием: "Побежали вон по той дорожке", "Ой какая лесенка" и т. п.
Характерно, что подобные приемы используют бабушки и опытные мамы; а вот неопытную маму может расстроить неожиданное изменение в ее отношениях с малышом. Часто она пытается усовестить его, требуя послушания, в тот момент, когда он просто не может выполнить ее просьбу. Например, малышу трудно прервать начатое действие - недолистать книжку, не собрать пирамидку, не вытряхнуть все до конца из коробки и т. п.
Конфликты часто возникают и в связи с характерными для этого кризисного периода трудностями в организации режимных моментов: не удается усадить на горшок ранее просившегося ребенка; во время кормления он вместо того, чтобы нести ложку в рот, начинает вдруг размазывать ею по столу еду; то не желает идти гулять, то возвращаться домой с прогулки; не хочет ложиться спать и т. д. Повторяющиеся конфликты могут стать причиной обострения описанных выше проявлений кризиса. Сгладить конфликты помогут некоторые приемы, например, "отвлекающие маневры". Не надо оценивать их как подчинение взрослых капризам ребенка. Такие "маневры" помогают организовать его поведение и не разрушить положительную эмоциональную связь с малышом, берегут его от накопления отрицательного опыта, сохраняют необходимое представление о себе как о хорошем, послушном ребенке, способствуют формированию в будущем умения самостоятельно преодолевать импульсивность поступков.
Для развития этих новых средств организации поведения огромное значение имеет эмоциональное взаимодействие взрослых с ребенком. Общаясь с малышом, взрослые начинают детально проговаривать не только то, что происходит с ним сейчас (как это было уже и до года), но и то, что произойдет в ближайшем будущем ("Сейчас мы купим молочка, а потом пойдем на горку, поздороваемся с детками, покатаемся немножко и домой пойдем..."). Характерно, что в это время ребенок с удовольствием слушает истории про себя. Довольно скоро он и сам начинает рассказывать вслух о своих действиях, комментировать происходящее. Функцию такой речи психологи определили как планирование, осмысление и утверждение ребенком своего поведения. И этот необходимый инструмент организации поведения малыш получает тоже в процессе вроде бы необязательного эмоционального общения с близкими.
Таким образом, как мы видим, развитие ребенка до года представляет собой достаточно сложный процесс, в котором закономерно чередуются относительно спокойные и более напряженные периоды.
Благополучие эмоционального развития младенца в значительной степени зависит от внимания и чуткости взрослых, ухаживающих за ним. Общаясь и играя с малышом, они должны учитывать логику его развития: предлагать ребенку доступный уровень эмоциональных отношений и готовить его к следующему шагу. Перед матерью стоит задача эмоционально поддержать ребенка, тонизировать, настроить на активный контакт с окружающим миром не только в относительно сложные моменты, но и в более спокойные периоды. Это помогает закрепить уже имеющийся положительный опыт взаимодействия с окружением, увеличить выносливость и гибкость малыша в уже освоенных формах общения, игры, обследования среды, подготовить к освоению новых, все более сложных форм самостоятельной жизни.