Залезла на мой любимый сайт и наткнулась там на статью. Когда я читала определенную часть этой статьи, такое ощущение. что это было написано про меня. И стало даже как-то мне не по себе. От того, что это действительно так.
Когда гонишься за духовным развитием, думаешь, что ты встал на новый и интересный путь, что вот оно то, что тебе нужно и люди вокруг такие замечательные и необыкновенные, то, что было до этого, кажется тебе неполноценным, немного ущербным что ли. И начинаешь немного то ли с пренебрежением, то ли с уже некоторым равнодушием относиться к тому, что было и в разговоре действительно оцениваешь действия других людей, которые живут не так как ты. И пусть мне хоть пятьсот тыщ раз будет казаться это неправильным,необдуманным, неосознанным, как угодно можно это назвать, вот эта самая неправильность - все-таки всего лишь оценка моего ума и не больше. И мой новый духовный и светлый путь, как я сама себе его обрисовала, всего лишь опять же работа моего ума.
И вот вроде бы наконец-то думаешь, что ты духовно стремительно развиваешься, что ты вырвался вперед. Но в какой-то момент понимаешь, как при прочтении этой статьи, понимаешь, что нифига ты не впереди колонны всей, а даже немного и сзади, потому что как не умел слушать, принимать и понимать людей, чье мировоззрение в корне отличается от своего, так и не научился. Как оценивал, судил, так и остался на том же месте, прикрыв все это красвиой вуалью духовного самосовершенствования.
Вот выдержка из статьи. Конечно быть может мы и понимаем близких по духу нам людей, но когда речь идет о людях, которые не разделяют наше мировоззрение, все обстоит гораздо хуже: мы не слышим и не слушаем, мы видим праведность только своего пути. И я это говорю прежде из своего личного опыта. Хотя быть может осознание этого уже имеет какую-то ценность, или же я опять тешу свое самолюбие.
Один из основных видов понимания – это понимание того, что чувствует и чем руководствуется другой человек. То есть, например, человек говорит вам что-то, а вы его понимаете. Казалось бы, - обыденное явление! Но на самом деле – это большая редкость, которую можно занести в красную книгу психических явлений, как «редкий вид».
Мы не слушаем и не понимаем других людей, а непрерывно судим и оцениваем. Мы делаем вид, что слушаем, автоматически поддакивая, ожидая своей очереди высказаться. В общении нам обычно не интересно, что на самом деле чувствует другой человек и что он пытается до нас донести.
Нам не хочется понимать других людей, потому что они могут оказаться правы, потому что их понимание может пойти вразрез с нашими заблуждениями. Понимание чревато раскачиванием привычных опор ума, на которых держатся наши иллюзорные ценности. И поэтому, чтобы сохранить свой ум нетронутым, мы не слушаем собеседника. Мы в пол уха улавливаем сказанное лишь для того, чтобы проверить насколько это соответствует заезженным шаблонам нашего ума. И вот, если соответствия нет, мы начинаем оценивать, судить, или даже спорить. А если, как нам кажется, слова собеседника вписываются в нашу привычную картину мира, мы говорим: «угу», «да-да!», «точно!». Признаюсь, я и сам так постоянно делаю.
Мы всеми силами избегаем перемен, поэтому не любим слушать и понимать других просто на всякий случай, чтобы не тревожить свои заблуждения. Мы не хотим понимать. Нам хочется, чтобы поняли нас, чтобы собеседник проникся именно нашим мировоззрением и приобщился к нашим заблуждениям идеям. Если с нами согласны, значит, нас типа как бы уважают, любят и принимают, значит, нам не нужно меняться, и можно сохранить свои иллюзии, остановившись в развитии. Такое «приобщение» к нашим идеям, создает видимость единства, в котором болезненное самолюбие собеседников упивается их обоюдными иллюзиями. На таких вот причудах порой и держится «дружба» многих людей.
Настоящее понимание исходит из позиции ученика. Не то, чтобы вы учились конкретно у собеседника. Просто, таким образом, Вы как бы вслушиваетесь в голос жизни. Даже если собеседник несет околесицу, вы не осуждаете и не оцениваете, а понимаете, что конкретно и почему он говорит. Вы чувствуете собеседника. На уровне чувств эту разновидность понимания в психологии называют словом «эмпатия». По сути, эмпатия, - это – практика осознанности в общении. Применяя осознанность в общении, вы быстро схватываете сказанное и открываете в себе способность реагировать чутко.
Такое глубокое понимание – это не попытка залезть в душу и раскусить человека, а простое безоценочное выслушивание того, что говорит собеседник. Благодаря такому выслушиванию, собеседник влияет на нас, т.к. в это время мы открыты для его информации. Но именно в таком состоянии мы способны фильтровать информацию сознательно без подгонки под механические шаблоны ума.
Практика эмпатического выслушивания – техника психологов. И это - один из лучших способов стать умнее. Стать эмпатом и чувствовать других людей, - не значит, что вы должны закрыть рот, и стать рупором, в который собеседник вываливает свой ментальный хлам. Просто именно благодаря эмпатии, вы начинаете понимать других людей, и вступаете в диалог сознательно. И это, кстати, - один из лучших методов развития интуиции. По-настоящему понимать что-либо, - означает видеть суть явления.