Очень объемная тема, но попробую наконец-то за нее взяться, пока не забыты все детали. Буду описывать наш опыт обучения и мысли касаемо этого. Пока пост как черновик и будет еще редактироваться.
Что мы делаем с рождения:
- слушаем музыку (подбирали по своему вкусу);
- колыбельные (в моем исполнении, в бабушкином и в записи);
- упражнения Железновых на развитие абсолютного слуха;
- папа у нас слушает упражнения Бережанского на развитие абсолютного слуха и их модификации, соответственно и мы с ребенкой тоже;
- мульт Anymusic2 (до сих пор очень любит);
- прыгали и пели на фитболе, в т.ч. под музыку, под барабаны;
- раскачивалется в кроватке и поет втакт;
- познакомилась с пианино и гитарой (шмякала-тренькала, на эл.фоно включала ритм-партии, музыку, меняла звуки; на гитаре папа зажимал аккорды, а Даша бренькала и подпевала, причем получившаяся мелодия неплохо ложилась на гармонию).
Курсы.
В 2 года 5 месяцев пошли на курсы по музыке.
Что же представляют из себя занятия по музыке с малышами: преподаватель играен на фортепиано песенки и поет, либо включает запись и детки под музыку играют, выполняют задания, про которые в песенке поётся. Много заданий на "тихо-громко"; играли уже на треугольнике, на колокольчиках, на бубне, с кубиками-гремелками и выбирали детсие муз.инструменты из корзинки (маракасы, металофоны, дудочки различные, и т.п.). На последнем занятии показали балалайку. <более детально описать занятия>
Новый музыкальный букварь.
В 2г 6м. (26.10) мы купили книжку "Новый музыкальный букварь" ( http://www.labirint.ru/books/109807/ ) - отлично подходит для нашего возраста и постарше (часть теории мы пока пропускаем). Весь теоретический материал дается в веселой стихотворной форме и сопровождается симпотичными картинками. Даша была просто в восторге от покупки и сразу включилась в процесс. <описание процесса>
стр.3 Читаем стихотворение, выделенные слова (и не только) произносит Даша;
стр.4 "Если клавишу нажать - /Станет клавиша звучать" - Даша нажимает клавишу; "Низким голосом реветь..." - тыкаем по субконтр- и контроктаве
стр.5 Волк - большая октава, Лиса - мала, Зайка -первая, Белочка - вторая, Птички - третья и выше. Дашенька все показывает.
стр.6 Показывает, где первая октава и говорит, что эти нотки выделены в книжке. "Нот на свете ровно ..." отвечает "Семь". Играю гамму до-мажор и вместе пропеваем названия нот. Ля и особенно Си не поет - видимо, еще диапазон не позволяет. Ля и Си малой октавы может спеть."Нотки в гости пригласи" - спускаюсь вниз по гамме.
стр.7-стр.9 Строчку про каждую ноту пою на соответствующей высоте и прошу Дашу пропеть ноту.
стр.10 "Познакомьтесь -..," Даша:"Ключ скрипичный". "Нарисуем мы вот так:" - рукой как-будто рисую скрипичный ключ. Задание пропускаем.
стр.11 "Дружно сели нотки в ряд..."- опять играю гамму До-мажор вверх и вниз. Задание опять пропускаем.
стр.12 "А теперь ты нотки эти..."- опять играю гамму медленно.
стр.13 Играю ноту До в разных октавах с пояснениями, можно опять провести аналогию с животными.
С начала ноября букварь стал немного приедаться. Решила сделать небольшой перерыв в чтении и поиграть в "угадай мелодию". Даше игра пришлась по душе. Угадывает знакомые мелодии из букваря достаточно легко, почти всегда, иногда путает похожие в начале, но к концу песенки слышит различия.
11 ноября (не прошло и месяца) Дашенька стала играть про курочку и цыплят сначала на кубе (там есть сторона с диатоническими клавишами), а потом и на большом фоно. Поет слова, играет от "До" до "До", стараясь отразить в своей игре "направление" мелодии вверх или вниз.
Другие книги.
Книг по музыке мы уже накупили предостаточно. С конца октября параллельно с Муз.букварем стали немного заниматься по книгам изд-ва "Белый город" серия... Читаю или напеваю песенки и потешки, зачастую на импровизированные мелодии, базирующиеся на ноте "До" и реже "Соль", в пределах квинты, но чаще - б.терция или б.секунда. Даше нравится, слушает, качается в такт.
Барабаны.
11.ноября (2г. 7м). Чувство ритма тоже не помешает развивать. На данном этапе могу сказать, что оно, это чувство, у Даши очень хорошее. Танцует, качается, хлопает, стучит обычно втакт мелодии или ритму. Посему было принято решения поучить ребенка немного на играть на барабанах, развить координацию рук-ног, поучить ритмические рисунки.
Для начала посмотрели видео на ютюбе 2-х и 3-х летних барабанщиков. Понравилось.
Достала тренировочный пэд с палочками, включила видео-школу Tommy Igoe - The groove essentials и сижу стучу. Не прошло и пяти минут, как Дашка отобрала у меня палочки и стала дубасить сама. Подсунула ей сначала одну пятилитровую бутылку из-под воды , потом установила пэд на штатив, приладила рядом пару пятилитровых бутылок, кольцо баскетбольное оказалось на месте хэта и игрушечные эл.барабанчики сбоку. Играем в ансамбль. Даша - на барабанах, я - на фоно. Поиграли пару знакомых песенок из букваря, Даша точно соблюдает длительности, стучит в ритме мелодии. Теперь периодически подходит поиграть. Если сажусь играть я, быстренько меня сгоняет (откуда же столько сил у маленького ребенка), и минуты три развлекается сама.
На фото барабанов на компе реагирует с воодушевлением: "Это барабаны! Барабаны! Они красные! (или синие, черные, фиолетовые) Они в Америке." (Теперь наша мечта купить детскую установку Людвиг, но она у нас не продается, а доставка из США дороже самих барабанов.)
Бубен.
24.11. Купили пару бубнов. Дашка встретила нас дома радостным прыганием и пением Хабанеры. Бубны тут же были распакованы и пение продолжилось с аккомпаниментом. Очередной "ансамбль". Дашка быстро прикололась к бубнам: стучит на пару, опять же подыгрывает песенкам из Букваря, которые я ей играю. Ритмично, но иногда чуть запаздывает, когда прислушивается к исполняемой мелодии и старается попасть уже после услышанного.