Рифмы-миниатюры для развития слухового внимания
Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико- грамматические конструкции , развивают память и связную речь.
Такие весёлые рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены.
Детям предлагается дополнить последнее слово в двустишии. Материал следует дозировать в зависимости от целей занятия.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)
Указание источника обязательно. Так как есть авторские рисунки. Собирала и составляла себе для работы, делюсь. Некоторые картинки двусторонние.
Подборка логопедическая. Цели: развитие словаря, словообразование, грамматика, речевое дыхание, связная речь.
Вопрос на засыпку.
Задание для детей было: обвести и раскрасить фрукты из предложенных вариантов. Половина принесла раскрашенные яблоко, грушу и пр. в т.ч. ВИШНЮ.
Всех исправила, сказала, что это ягода. Сейчас полезла читать и уточнять про сливу и вишню. Это действительно фрукты. Плюс в итоге, оказалось, что с точки зрения ботаники и кабачок - это фрукт ,а тыква - это ягода (по аналогии с арбузом)... Как мне теперь детей учить?!!!! А ананас - это что? Овощ? Фиг! Трава!
http://www.diary.ru/~jkbunny/p65985218.htm
Бегемот
Общее упражнение.
"Футбол" Опять же, я называю его "конфеткой".
Укрепляет боковые мышцы языка.
Кошка
Вариант нижнего выгибания используется перед постановкой С
Вариант верхнего и нижнего похож на "качели", которые используются для Р
Заведи мотор. Я его называю "барабащик".
и более "продвинутая версия"
для постановки P
Лошадка
Для постановки Р. Упражнение растягивает подъязычную связку.
Расческа
Самомассаж языка для осбления тонуса мышц.
Перед постановкой Л
Варенье
Перед постановкой Ш и Р
Чашка
Именно в этой форме языка, только находящегося за зубками, рождается Ш и Ж
Фокусник. Выработка той самой формы чашечки:
http://www.youtube.com/watch?v=4D21YmQ-MPs
При проверке звукопроизношения выделилась особенность южной национальности.
Чаще всего Р у них нормальная, а вот ж и ш заменяют на свисящие зь и сь. Конечно, количество детей слишком мало для статистики. Так проявили себя трое из 4. У пятого просто все звуки оказались идеальными. Деткам 5 лет.
Поэтому вопрос мамам с горячей южной кровью, как у вас? Это просто случайность или действительно характерная черта?
Нашла сайт, где лучше всего объяснены все артикуляционные гимнастики и игры.
Важно! Артикуляционную гимнастику можно проводить самим по рекомендации специалиста. Артикуляционный массаж и постановку звука доверьте логопеду. После постановки все снова зависит от вас: проговаривайте данный логопедом материал с ребенком, автоматизируйте звук в речи.
Протокол обследования детишек одинаков для опр. возраста. Вот примеры обследования 6 леток, подготовишек. Норма. Сад хороший, с детьми занимаются.
Ребенок 1
- Тебе мама и папа читают сказки?
- Читали, когда я был маленьким. А сейчас я к школе готовлюсь!
- И как вы готовитесь?
- Цифры от 1 до 10 раскладываем, буквы учим.
В итоге ребенок не смог составить рассказ по картинкам, пересказать и слабый словарный состав.
Ребенок 2
- Тебе мама и папа читают сказки? Какие твои любимые герои?
- Не, не читают! Мне папа мультики ставит. Люблю про чудиков и динозавров смотреть!
- Но ведь, кроме мультиков, вы читаете что-то?
- Папа специально мне для этого планшет купил!
В итоге не рассказал, не пересказал и мало предметов знает, животных, профессии вообще ни одной не назвал.
Ребенок 3.
- Тебе мама и папа читают сказки?
- Да! Я сама не читаю, а папа и мама мне читают!
- А про кого любишь слушать сказки?
- Про Змея Горынича, Спящую красавицу...
С итоге развернутый рассказ, пусть не по тому порядку даже, но все логично получилось. Обширный словарный запас, словотворчество и склонение. Отличная вербальная память.
Ребенок 4.
- Тебе мама и папа читают сказки?
- Мама водит меня на танцы, капоэйру и на английский!
Ребенок вместо лесных животных назвал домашних, не пересказал вообще, рассказ по картинкам не построил.
Звуки у них поставлены в большинстве уже, а вот общее речевое развитие страдает! Почему-то родители только о звуках беспокоятся...
Девочки!! Школа, школой, но не забывайте о речи! Она тоже важна для школы. Русский язык, литература, ответы у доски... Их это ждет. Они должны уметь рассказывать! Разговаривайте с детьми, читайте им, рассматривайте энциклопедии.