Противление - это когда ребенок делает наоборот или не слушается, т.е. сопротивляется указаниям значимого взрослого или чужого человека.
Источник
Часть 2. Ценность игры: как игра развивает мышление
Игра помогает решать задачи, усиливая воображение.
Питер Грей (Peter Gray)
Двадцать лет назад двое английских ученых сообщили о серии экспериментов, в которых они показали, что очень маленькие дети могли в контексте игры решать логические задачи, которые они, казалось, не могли решить в серьезном контексте.
В качестве задач использовались силлогизмы, классические задачи на логику, впервые описанные Аристотелем. Силлогизм требует, основываясь на информации из двух суждений, определить заключение как верное, неверное или промежуточное (не может быть выведено из суждений). Силлогизмы обычно легки в решении, когда суждения совпадают с реальностью, но более сложны, когда суждения контрфактивны (противоречат реальности). В то время, когда британские ученые провели эти эксперименты, преобладало убеждение, что для решения контрфактивных силлогизмов требуется тип мышления, совершенно отсутствующий у маленьких детей.
Вот пример контрфактивного силлогизма, который использовали исследователи:
Источник
Часть 1. Суть игры раскрывается в ее определении
Николь и Филипп Жамме, психотерапевт и психоаналитик, вместе полвека. Они убеждены, что отношения – это взаимное влияние и готовность принять взгляд партнера на нас самих.
Филипп Жамме (Philippe Jeammet), почетный профессор детской и подростковой психологии в Университете Рене Декарта (Париж).
Psychologies: Любить и оставаться собой – это возможно?
Николь Жамме: Проблема не столько в том, чтобы быть собой, сколько в том, чтобы стать собой. В начале нашей жизни эта «самость» существует лишь виртуально. На стадии слияния с матерью младенец не делает различия между собой и ею, между внутренним и внешним, хорошим и плохим. В это время вся его работа состоит в том, чтобы отделить себя от другого. К полутора годам ребенок начинает противопоставлять себя другому, поне- многу выстраивая свое «Я» во взаимодействии.
http://olgapisaryk.livejournal.com/93594.html
Причина агрессии - фрустрация
Обычно, когда мы имеем дело с агрессией, мы задаём вопрос: «Что мне делать, когда ребёнок: дерётся, закатывает истерику, бьётся головой об пол?» Что мне делать, когда ...? Но агрессия - это проблема, которую надо понять изнутри, чтобы разобраться, что же с ней делать снаружи.
Агрессия – это порыв атаковать. Что побуждает нас атаковать? Ещё в 1939 году в работе «Фрустрация и агрессия» Дж.Доллард и другие (Dollard and others) показали, чтоагрессия является следствием раздражения (фрустрации).
Мы испытываем раздражение, когда что-то идёт не так, не работает. Это раздражение побуждает нас атаковать. Фрустрация – это базовая эмоция. Часто мы не знаем, почему мы раздражены и что мы вообще раздражены.
Когда ваш 5-летний ребёнок голоден, он не подходит и не просит кушать, он начинает капризничать, задираться. Он раздражён оттого что голоден, но считает что его раздражает то, что надо уходить с детской площадки.
Когда мы видим ребёнка в приступе агрессии, мы обычно путаем агрессию с гневом. И мы начинаем расследование. Почему ты ударил свою сестру? Почему ты кричишь в магазине? Почему ты швыряешься игрушками? Мы пытаемся взывать к разуму ребёнка.
Но раздражённость – это не гнев. Гнев задействует кору больших полушарий, потому что приходится выносить решение «я злой из-за того, что...». Гнев предполагает сознательное отношение. Порыв в гневе – поквитаться, отомстить. Порыв в раздражённости – атаковать. Гнева не бывает без фрустрации, но фрустрация – это более примитивная эмоция, существующая у всех млекопитающих.
Когда мы видим раздражённого, расстроенного ребёнка, наш порыв – помочь ему. Другое дело, когда мы видим маленького агрессивного эгоиста, грубого, жестокого, требовательного. Так что наша первоочередная задача – увидеть в агрессии фрустрацию.
Для ребёнка основной источник фрустрации – страх сепарации, страх потери близости с теми, к кому ребёнок привязан, но ребёнок, сталкиваясь с сепарацией не знает этого. Уменьшайте сепарацию и количество агрессивных выходок резко уменьшится.
Схематичное описание агресии
Цитата из статьи Брене Браун: Сила уязвимости
...если приблизительно взять опрошенных мною людей и разделить их на людей, у которых на самом деле есть чувство достоинства ...(у этих людей сильное чувство любви и принятия)..., и на людей, которые борются за это, людей, которые сомневаются, насколько они хорошие. Была только одна составляющая, которая отделяла людей, у которых есть сильное чувство любви и принятия, от людей, у которых с этим большие трудности. И она заключалась в том, что люди, у которых есть сильное чувство любви и принятия, верят в то, что они достойны любви и принятия. Вот так. ...
Из книги Ньюфелда "Не упускайте своих детей"
Шесть способов чувствовать привязанность
Если вы хотите успешно вырастить своих детей или им нужна ваша мощь, потому что культура ровесников сбила их с пути, вы должны наладить отношения с привязанностью. Ниже приведена полезная для родителей информация о работе этой важнейшей системы. «Если вы не понимаете своего ребенка», - сказала одна мать, история которой приведена в этой книге, - «вы просто не сможете его выносить». Понимание привязанности - это единственный и самый важный фактор, который поможет вам изучить своего ребенка вдоль и поперек, а также идентифицировать тревожные знаки переключения ориентации ребенка на ровесников.
Мы можем выделить шесть способов чувствовать привязанность, каждый из которых дает нам ключ к пониманию поведения нашего ребенка - а зачастую и к нашему поведению тоже. Эти шесть способов перечислены по порядку, от самого простого к наиболее сложному. Следует учитывать, что ориентированные на ровесников дети, как правило, задействуют только базовые виды привязанности друг к другу.
Читаю книгу, под сильным впечатлением.
Информации много, мыслей много, книга оказалась очень доступной и понятной, многое из теории привязанности легло на свои полочки.
1. Чтобы выстраивать отношения привязанности, не надо настраивать себя, менять себя или читать спец. книгу, потому что привязанность - это инстинкт. Как-то раньше это в моей голове не укладывалось, хотя О. Писарик об этом везде пишет. Все-таки я воспринимала все это как инструмент воспитания, а не как работу глубинных отделов мозга. Хочешь-не хочешь, пока ребенок не развился в независимую самостоятельную личность со свободной волей, в нем будет активно работать инстинкт зависеть от воспитателя. Если родитель уклоняется от ответственности быть ориентиром, то его место не будет пусто... Родителю важно принять на себя ответственность заботиться о своем ребенке и развивать в себе силу быть родителем.
2. Понравилась мысль: если родитель вынужден оказывать давление, чтобы его слушались, значит что-то не так в отношениях. Если хочется от ребенка послушания, надо отказаться от давления (как позитивного в виде подкупа, так и отрицательного в виде наказания) и работать над отношениями. У ребенка, оказывается, есть инстинктивная внутренняя мотивация быть хорошим для того, к кому он привязан. Это не значит, что ребенок сможет делать все так, как нравится нам, но внутренне он всегда будет хотеть нас не огорчить и не расстроить, это надо учитывать и не искать в его поступках негативных мотивов, не стыдить.
Читаю, в общем.)
Очень часто привязанность рассматривается в противоположность индивидуации, употребляются такие термины, как «слияние», «диффузия», «спутанность», «связанность», которые стремление к контакту и близости рассматривают, как патологию. Множество людей считает, что для того, чтобы ребёнок стал независимым, его надо отделить от родителей и научить быть самостоятельным. Поэтому я решила подробнее остановиться на том, какую роль играет привязанность в процессе становления.