Евгений Комаровский
Педиатр, кандидат медицинских наук
http://www.komarovskiy.net/
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит – уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только, на каком нибудь дне рождения, вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа, ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя, из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание, поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен – не много, а если точнее не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что, в данном контексте, означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда – в полгода или в год? Поздно, это когда – в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю – лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах, сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но, упомянутое исключение, лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать по данному вопросу вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком – успех придет к вам пренепременно. Да возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.
С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:
Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него); Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развитияребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.
В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют. >
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1-го до 3-х лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
установление более-менее стабильного режима дефекации; способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии; знание частей тела и названий предметов одежды; знание или понимание слов «пописал» и «покакал»; демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках; стремление (умение) самостоятельно раздеваться; стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок – обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!
Что тут можно посоветовать? «Так и вы говорите»… Надеюсь, мысль понятна.
Используя всего два спортивных снаряда – маму и папу, Ваш малыш сможет к году стать Шварценеггером. Важно, чтобы вышеназванные снаряды регулярно и активно участвовали в тренировках от которых не отказывался еще ни один малыш.
Потребность ребенка в движении обеспечивает:
1.увеличение притока крови к мышцам;
2.улучшение обмена веществ;
3.совершенствование функции коры надпочечников;
4.более прочное соединение мышц с костями, стимулируют.
Гимнастика должна доставлять удовольствие как ребенку, так и матери. Тело ребенка служит источником игры. Сначала он играет с руками, позже — с ногами. Гимнастические упражнения представляют собой веселую игру, в которую вовлекаются отдельные части тела грудничка. В этой игре ребенок хватает себя за различные части тела и таким образом изучает их. Лучшее время для проведения гимнастики — время перепеленывания, поскольку малыш в это время обнажен. Пеленки и распашонки мешают гимнастике. Упражнения лучше всего проводить на пеленальном столике или на обычном столе, подложив поролон толщиной 3—4 см.
Все гимнастические комплексы для грудничков должны отвечать одним и тем же требованиям:
1. Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день, на протяжении всего первого года жизни.
2. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через час после него.
3. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха + 21°С.
4. Все упражнения и приемы повторяются по 3 раза.
5. Продолжительность процедур около 15 минут.
6. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и eлыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию.
7. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках!
8. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в складки.
9. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу, ног — от стоп к паху, живота — по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.
10. Не следует заниматься гимнастикой с простуженным или уставшим ребенком.
Гимнастические упражнения, проводимые с грудными детьми, призваны не только закреплять и совершенствовать возникающие у них навыки, но и провоцировать появление этих навыков.
Упражнения для первого месяца жизни.
1. Исходное положение грудничка (дальше — и.п.) — лежа на животе и на спине. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
2. И.п. — на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони новорожденного. При этом младенец открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.
3. И.п. — на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони крохи. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища.
4. И.п. — на животе. Подставьте под подошву грудничка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия - «ползти».
5. И.п. — на спине. Сгибайте и разгибайте ножки крошки — вначале попеременно, затем одновременно.
На второй-третий месяц добавляются следующие упражнения.
1. И.п. — на спине. Разведите руки малыша в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище.
2. И.п. — на спине. Возьмите ручки грудничка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения. Только без рывков! Плавно.
3. И.п. — на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте малыша под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите впереди яркую игрушку. Ребенок будет отталкиваться ножками от вашей руки — «ползти».
4. И.п. — на спине. Своей левой рукой обхватите голени малыша, а правой — его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание. Упражнение выполняйте попеременно — вправо и влево.
5. И.п. — на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки малыша. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если ребенок сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение.
6. И.п. — на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую погремушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку вправо-влево и вверх-вниз — ребенок будет следить за движущимся объектом. Делайте это поочередно на спине и на животе.
7. Потягивайте пальчики, как будто хотите их вытащить, но очень нежно.
8. Круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну сторону, затем в другую.
«Добавки» на четвертый-шестой месяц
1. И.п. — на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой малыша за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в соответствующее повороту поле зрения яркую игрушку.
2. И.п. — на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе.
3. И.п. — на животе. Поместите перед ребенком яркую музыкальную игрушку. Побуждайте малыша ползти к ней. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом слегка отодвинуть подальше. Но не делайте цель недостижимой! После того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.
Дополнительные упражнения для 6-8 месяцев
1. Вставание на четвереньки, вначале с помощью взрослого, а затем без.
2. И.п. — на спине. Вложите указательный палец в правую ладонь малыша, другой рукой зафиксируйте бедра или голени ребенка. Подтягивайте правый кулачок ребенка к его левой ноге, готовьте ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь.
3. И.п. — стоя на столе лицом к взрослому, который поддерживает ребенка подмышки. Упражнение для развития навыков ходьбы. Стимулируйте переступание, вначале поддерживая малыша подмышки, затем — за кисти обеих рук и, наконец, одной руки. Однако лишь при условии, что ребенок может самостоятельно стоять у опоры.
4. И.п. — стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая малыша за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладони.
Новые упражнения к 9-12 месяцам
1. Вставание на ноги из любого положения по просьбе взрослого. Желательно лишь слегка корректировать движения, помогая малышу встать.
2. Доставание игрушки из положения стоя: наклоны и выпрямления.
3. И.п. — стоя. Приседание на корточки. Игра в «Стань маленьким», можно на личном примере.
4. И.п. — стоя. Поднимание на носки. Игра в «Стань большим».
5. Ребенок самостоятельно ходит, по просьбе взрослого выполняет разные движения: приседает, приносит мячик, палочку. Бросает мячик, разбирает пирамидку, играет с большими кубиками.
6. Ребенок по просьбе и при поддержке взрослого встает на кубик (или коробку) высотой 5-8 см и сходит с него.
7. То же упражнение, но усложненное (с меньшей опорой, увеличением высоты кубика).
8. Динамическая гимнастика. Взяв ребенка 1) за 2 ручки; 2) за 2 ножки; 3) за 1 ручку и одну ножку по очереди; 4) за 1 конечность (по очереди) делайте следующее: 1) «просто висим»; 2) покачивайте ребенка вперед-назад; 3) покачивайте ребенка влево-вправо; 4) подтягивайте вверх и опускайте вниз - пружинящие движения; 5) вращайте ребенка. Основной критерий – довольство ребенка. Очень важно все движения делать плавно – рывки и резкие движения могут привести к вывиху!
inf. - http://www.mamsovet.ru/2007/05/22/zaryadka-dlya-grudnichka/
КОЛИКИ У РЕБЕНКА
Как они выглядят Что увеличивает вероятность колик Как с ними справиться Отвечаем на ваши письма.Колики у малышей – беда многих и многих родителей. Колики – явление достаточно характерное: ребенок вдруг, как бы ни с того ни с сего, начинает резко и неистово кричать и плакать, подгибает ножки к животу, напрягается, машет ножками и ручками, все его личико краснеет. Грудь ребенок в такие моменты либо не берет, либо берет, немного сосет, затем бросает, выгибается на руках и громко рыдает. Крики прекращаются так же резко, как и начались, малыш может начать гулить и улыбаться буквально через пару минут после приступа (который случается примерно в одно и то же время, чаще всего вечером, но бывает и утром, и, увы, ночью). Некоторые специалисты для характеристики колик говорят о «правиле трех»: они начинаются в первые три недели жизни, случаются не реже трех раз в неделю, на своем пике продолжаются около трех часов и крайне редко продолжаются дольше трех месяцев. Пик колик случается в возрасте 7-8 недель, после этого они медленно, но верно идут на спад.
Точная причина возникновения колик так до сих пор и не установлена, хотя есть некоторые факторы, которые совершенно точно увеличивают саму вероятность колик и то, как тяжело они проходят. Что же увеличивает вероятность возникновения колик?
- возможно, это послужит некоторым утешением родителям: колики обыкновенно случаются у малышей, которые во всем остальном здоровы и хорошо растут;
- вероятность и тяжесть колик серьезно увеличивает курение кого-то из членов семьи (а особенно – мамы!);
- на колики нередко влияет коровье молоко, которое пьет мама. Особенно часто вздутие животика и крики малыша вызывает свежее (не кислое) коровье молоко, которое у нас так любят рекомендовать «пить побольше» кормящим мамам, считая, что это якобы увеличивает количество грудного молока. На самом деле увеличить количество собственного молока это не помогает, а вот проблемы с животиком крохи случаются совсем не редко. Чаще всего достаточно убрать из своего меню молоко, сливки, сгущенку и мороженое, и вскоре мама замечает, что ее малышу стало полегче;
- колики могут увеличиваться или провоцироваться газиками, которые нередко появляются из-за банального заглатывания воздуха во время кормления, если мама не следит, чтобы ее ребенок был как можно ближе к груди и хорошо присасывался. Именно поэтому колики чаще и тяжелее случаются у «бутылочных» детей – при кормлении из бутылки вероятность наглотаться воздуха гораздо больше, чем у маминой груди;
- на коликах может сказаться так называемый «дисбаланс переднего и заднего молока», о котором мы уже упоминали в нашей рассылке: если мама слишком часто меняет грудь, давая крохе следующую еще до того, как он опустошит первую, то он получает слишком много «переднего» молока, богатого молочным сахаром – лактозой. Запасы белка, переваривающего молочный сахар – лактазы – у малыша первых месяцев жизни еще невелики, и при избытке лактозы у ребенка будут газики, бурление и боли в животике, может появиться жидкий зеленый стул и высыпания. Поэтому очень важно стараться давать ребенку новую грудь только после того, как он съест все молоко из первой!
Колики могут случиться у любого малыша, но если мама спокойна и знает, что можно сделать в такие моменты, ребенок переносит эту неприятность легче. Существует множество способов облегчения колик, но любой из них помогает не всем и не всегда. Причем иногда случается так, что внезапно отказывает способ, хорошо работавший прежде или, наоборот, начинает помогать то, что не помогало раньше. Поэтому родителям время от времени стоит пробовать разные способы.
Конечно, прежде всего посмотрите, насколько к вашей ситуации подходят уже названные причины. Многих деток успокаивает ношение в определенном положении и в определенном ритме. Попробуйте разные положения на руках и в слинге (перевязи), разный темп ходьбы, танцы, ритмичные покачивания. Многие родители особо отмечают два способа ношения детей (чаще всего это делает папа). Способ первый: разверните малыша и прижмите спинкой к своей груди; крепко поддерживая одной рукой под мышками, другой подхватите его под коленочки. В итоге малыш оказывается в положении, в котором потом его будут высаживать на горшочек – родитель держит его под коленки и носит, слегка откинувшись назад, чтобы ребенок как бы полулежал, хорошо опираясь своей спинкой на грудь родителя. Способ второй: положите ребенка животиком вдоль вашего предплечья, головку устройте на ладони, а задняя часть тела окажется на сгибе локтя, причем ножки будут свисать с обеих сторон от руки. Придерживайте его за спинку, чтобы животик был крепко прижат к предплечью. Если вы нашли правильное положение, животик ребенка расслабится, расправятся брови, ножки и ручки повиснут свободно. Пробуйте воздействие на животик малыша: кому-то достаточно простого массажа ладонью по часовой стрелке вокруг пупка, кто-то успокаивается от приложенной к животику теплой (только что проглаженной) пеленки, а некоторым деткам нравится, когда мама включает фен в режим теплого (не холодного и не горячего!!!) обдува и совершает массажные движения струей теплого воздуха. Иногда помогают прогулки (в таком случае выносить ребенка на улицу нужно за некоторое время до наступления «часа Икс»), езда в автомобиле, качание вместе с ребенком на качелях или в кресле-качалке. Что касается разрекламированных средств от колик, которые нужно покупать в аптеках, то по нашей практике консультирования по естественному вскармливанию можно сказать следующее. Во-первых, эти средства никогда не являются основными – только вспомогательными. Во-вторых, детям практически никогда НЕ помогают ромашковые или укропные чайки, но при этом допаивание сколько-нибудь значительными объемами жидкости легко приводит к расстройству пищеварения, а если ребенок допаивается из бутылки – наоборот, колики могут усугубиться из-за заглатывания воздуха, и имеется риск отказа от груди. В-третьих, иногда (не всегда!) помогают такие средства, как «Эспумизан», «Бэби-калм» или «Саб-симплекс», поэтому стоит их попробовать, но если вы видите, что облегчения не наступает – то смысла в дальнейшем приеме нет. По сравнению с этими средствами, «Плантекс» помогает значительно реже.И, главное, постарайтесь сохранять спокойствие, хотя это и очень сложно! У родителей нередко возникает ощущение полной беспомощности перед криком ребенка, и начинают сдавать нервы. Тут маме никак не обойтись без поддержки родственников. Обязательно договоритесь с папой малыша, или со своими родственниками или друзьями, что незадолго до «часа Икс» к вам на помощь приходил кто-то терпеливый. Распределите время, в которое вы будете заниматься вопящим малышом; пока один человек старается успокоить ребенка, другой отдыхает в соседней комнате, стараясь максимально отдалиться от этих пронзительных криков; через условленное время происходит «смена караула». Такой посменный метод ухода очень сильно помогает сберечь нервы. Не стесняйтесь пить успокоительное: вашему кормлению грудью никак не повредят валериана, настойка пустырника или «Новопассит». И помните, что каждый перенесенный приступ колик приближает вас к тому благословенному времени, когда все это,наконец, закончится и малыш – обычно в возрасте от 2,5 до 4 месяцев – прекратит изматывать криком себя и других!
На наш электронный адрес поступают ваши вопросы. По умолчанию мы не приводим в рассылке ваш электронный адрес и фамилию; если вопрос требует срочного ответа – мы сначала отвечаем на личный емэйл, а потом дублируем письмо в рассылке.
«Знакомая-логопед говорит, что кормление дольше года портит ребенку прикус и мешает нормальному формированию речи. Нам скоро будет год, неужели действительно стоит из-за этого отлучать? Спасибо. Настя».
- Настя, вам, наверное, помогут следующие факты, основанные на профессиональных исследованиях. По наблюдениям ленинградского логопеда-дефектолога Г.М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5-7 лет, при длительности сосания более 6 месяцев нарушения речи выявлялись только у 14,5% детей. В основном, это физиологические замены звуков "ш", "ж" "Л", сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания дислалия и сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев.
По результатам исследования Johns Hopkins (School of Public Health), у детей, находившихся на искусственном вскармливании (кормление грудью продолжалось меньше одного года) нарушения прикуса встречались на 40% чаще, чем у детей, находившихся на естественном вскармливании (кормление грудью продолжалось год и более).
И, наконец, непосредственно предназначенная российским врачам информация. Руководство для врачей "Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания в ЛПУ родовспоможения и детства" (Минздрав, 2005 г.) говорит: "Чем дольше кормят ребенка грудью, тем меньше вероятность неправильного формирования прикуса и возникновения кариеса. При грудном вскармливании до 1,5-2 лет у детей крайне редко возникают стоматологические и логопедические проблемы. Грудное вскармливание благоприятно влияет на формирование челюстно-лицевого скелета, прорезывание зубов, развитие лицевого аппарата, снижает частоту формирования неправильного прикуса, ортодонтической и логопедической патологии».
Так что мнение вашей знакомой навряд ли основано на знакомстве с серьезными исследованиями этого вопроса – как правило, подобное отношение наблюдается у женщин, которые сами кормили грудью недолго и транслируют свой неудачный опыт на окружающих.