Во время предыдущего скачка развития ваш ребёнок начал понимать, что такое принципы. Применение им этих принципов однако пока не отличалось гибкостью - оно всегда было одинаково, независимо от обстоятельств.Мы, взрослые, в состоянии приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Мы видим, как отдельные принципы формируют систему. Системой мы называем единство взаимозависимых элементов. Системы бывают как конкретные (механические часы, человеческая мускулатура), так и абстрактные (семья, общество, закон).В результате следующего скачка развития ваш малыш окажется в мире систем. Впервые он окажется лицом к лицу с системами, на более близкое знакомство с которыми ему потребуются годы. Он начнёт с себя - он тоже система. Вместе с папой и мамой он является частью системы - семьи. Он обратит внимание, что его семья - не та же самая, что у его приятеля, а дом соседей - не его дом.Около 75 недели вы заметите, что ребёнок начинает делать что-то новое. Приближение скачка он стал ощущать ещё раньше - с 71 недели. Тогда малыш начал чувствовать, что его мир меняется, он не может справиться с потоком новых впечатлений. В попытке привнести порядок в этот хаос он возвращается к самому надёжному, что у него есть: наступает время "подзарядиться мамой".Признаки приближения скачкаРебёнок становится плаксивым, ноет, хнычет.Настроение часто меняется на противоположное.Чаще требует, чтобы его развлекали.Цепляется за вас, хочет быть рядом.Может быть очень ласковым или, наоборот, очень много шкодить.Могут случаться истерики.Ревнует.С недоверием относится к посторонним.Протестует, когда вы обрываете телесный контакт.Хуже спит.Случаются ночные кошмары.Хуже ест.Иногда сидит в задумчивости.Чаще берёт мягкие игрушки.Может впадать в младенчество.Около 75 недели ребёнок вновь становится активным и предприимчивым, капризы и истерики идут на спад. Вы замечаете, что ребёнок стал по-другому думать и поступать. В этом возрасте ребёнок начинает воспринимать системы и применять понятие системы на практике. Для него как бы открывается новый мир, полный разнообразных систем. Какие из них он выберет первыми, зависит от его склонностей, предпочтений и темперамента.Скачок - мир системМалыш начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. Пример тому - моральные принципы: в этом возрасте начинается формирование совести, систематического использования норм и ценностей.Самосознание ребёнка, его представление о самом себе с вхождением в мир систем начинают развиваться. Это имеет множество последствий: например, осознание собственного тела и контроля над ним. Он понимает, что его действия приводят к определённым событиям, что он обладает властью над вещами, что он способен принимать решения. Всё это связано с осознанием им собственного "я".Он интересуется различиями в строении тел папы и мамы, начинает оперировать понятиями "ты" и "я".Впервые ребёнок замечает, что другие люди имеют отличные от его собственных предпочтения. Он стал менее эгоцентричным - может, например, утешать, подражает, развивается его фантазия. Его интересуют другие живые существа, искусства, усложняется представление о времени, возможно, он начнёт говорить предложениями. Он занимается элементарным естествознанием, толкая всплывающий из-под воды мяч, и изучает основы строительного дела, собирая железную дорогу.Что ваш ребёнок предпочитает из всего многообразия систем?Один малыш больше всего заинтересован собой и контролем над своим телом, его речь при этом ограничивается несколькими словами. Другой занят семьёй, друзьями и окружающим миром. Или увлечённо рисует, или слушает музыку. Каждый ребёнок уникален и выбирает то, что ему больше всего подходит. Именно в этот период можно установить, какими способностями и склонностями он наделён.Дайте ребёнку возможность познакомиться с разнообразными системами. Поощряйте его новые умения и интересы.Я и моя совестьВаше чадо отныне будет всё время пытаться везде обнаружить систему и ищет правила. Он пытается проверить границы дозволенного.Моё "Я"Тело/контроль над ним.Воля и способность принимать решения.Стремление к власти.С глаз долой - не значит из сердца вонТеперь ребёнок знает, что другие, отличные от него люди и предметы, не исчезают бесследно, выпав из его поля зрения. Он сам продолжает существовать для мамы с папой, когда они его не видят. Он сообразил, что люди, скрывшись от него, могут перемещаться, и ищет их не только там, где видел в последний раз."Я" и "ты"Замечает различия между собой и другими.Играет с игрушками, которые представляют собой самостоятельно действующих лиц, способных совершать действия.Другие живые существаРебёнок увлечённо наблюдает за ними.Моя семья, друзья, их семьиОсознаёт свою семью как систему, единство. Отличает её от других семей.Мой дом, ориентация в пространствеРебёнок создаёт мысленную карту окружающего мира. Это тоже система.Моя собственностьНа практике ребёнок учится отличать своё от чужого, запоминает, что является чьей собственностью.Любовь к порядкуНаслаждайтесь, ибо это повторится только много лет позже! Сейчас ребёнок хочет, чтобы всё лежало аккуратно на своём месте.Паззлы и мелкие деталиРебёнок с удовольствием собирает паззлы. Обращает внимание на мелкие детали.Сам придумывает игры"Искусства"Способность оперировать символами расширяет круг изображаемых предметов. Ребёнок рисует машинки, собак и себя самого. Строит целые конструкции или "играет" на игрушечном пианино.Представление о времениРебёнок намного лучше помнит события прошлого и прогнозирует будущие.Элементарное естествознание, строительствоРечьМежду 17 и 22 месяцами происходит эксплозивное её развитие. В развитии речи наблюдается большая индивидуальная вариативность.Непонятные страхиПеред ребёнком возникают всё новые и новые явления, которые он пока не в состоянии понять. Он открывает новые опасности. Только когда он лучше в них разберётся, его страхи исчезнут.Игры
вместе подурачиться
устроить шумную возню
узнавание
стоять на голове, лазить, упражнения на равновесие
рисовать
пускать мыльные пузыри
прыгать и делать упражнения на равновесие на высоте 1,5 м
просто подурачиться
пощекотаться и побуйствовать
шумные весёлые игры с папой
игры на улице
другие дети, игрушки, устроить балаган
играть в мяч
покормить собаку изюмом
поиграть в привидения
бегать кругами, чтобы закружилась голова, и быть брошенным на кровать
играть в цирк
"еду к бабе, еду к деду"
покататься на ком-нибудь, как на лошадке
сейчас я тебя поймаю
прятки
читать
языком выпятить щёку, дать ребёнку нажать на неё и высунуть язык
Игрушки
машинки
глина (особенно пожевать)
детские передачи по телевизору
книги (в т.ч. Дональд Дак)
баночки, бутылочки и другие предметы, которые можно собирать
В результате предыдущего скачка развития ваш малыш узнал, что такое программы. В мире программ он пока новичок - он ещё не умеет вносить в выполняемую им программу изменения в зависимости от обстоятельств, как это делаем мы, взрослые.Примерно в возрасте 61 (59-63) недели - 14 месяцев - малыш замечает, что его мир начал меняться. На него обрушивается ловина новых впечатлений. Он не справляется с их потоком: сначала нужно внести порядок в этот хаос. Ребёнок возвращается к старому и привычному и вновь идёт "подзарядиться мамой". Наступает сложный период. Вот его признаки:
ребёнок часто плачет, у него плохое настроение, он хнычет, ноет
у него резкие перепады настроения: то весел, то в слезах
чаще требует внимания
цепляется за маму и хочет быть с ней рядом
как-то подозрительно ласков
как-то слишком шаловлив
случаются истерики
ревнует
боится посторонних
протестует, если вы хотите прекратить телесный контакт
хуже спит
просыпается как будто от ночного кошмара
хуже ест
временами задумчив и мечтателен
чаще хватается за мягкие игрушки
может впадать в младенчество
не даёт одевать себя
Обиды и ссорыВ этом возрасте нытьё, требование постоянно брать на руки и уловки для привлечения внимания не встречают у матери такого терпеливого отношения, как раньше. Когда ребёнок был маленьким, такое поведение вызывало беспокойство, теперь же - раздражение. Матери дают это понять: в этом возрасте они прямо заявляют воющему чаду, что такое поведение им не нравится. Мама объясняет доступным языком, что её не устравивает. Язык начинает играть всё более важную роль. А продолжающий ныть отпрыск скорее, чем раньше, усаживается в манеж или отправляется спать. Матери считают, что в этом возрасте ребёнок вполне в состоянии вести себя лучше. Кроме того, они считают, что ребёнку пора научиться считаться с их интересами.Ребёнок растёт. Всё чаще он выражает своё несогласие с мамой. Получив отпор, он становится ещё строптивее. В результате происходят настоящие ссоры, особенно в конце сложного периода: терпение и матери, и ребёнка в это время очень быстро иссякает.ИзмененияОколо 64 недели - 15 месяцев - вы заметите, что с ребёнком стало легче. Он стал более активен, возможно, вы заметите изменения в его поведении. Что он стал показывать, что хочет поступать по-своему, стал по-другому думать, иначе обращается с игрушками и вещами, что у него изменилось чувство юмора. Эти изменения происходят, потому что в этом возрасте у ребёнка зарождается способность обнаруживать и применять "принципы".Малыш стал больше играть самостоятельно, он спокойнее, больше погружён в себя, предприимчив, наблюдателен, хочет многое делать сам. У него меньше интереса к игрушкам, больше к домашнему хозяйству. Осматривать и изучать - это сейчас самое интересное. Вы, однако, должны быть всё время поблизости!Скачок: мир принциповВдруг вам становится понятнее, чего ребёнок хочет и чем он занят. Это происходит благодаря тому, что его мышление стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он как бы приподнимается над материей, как учитель, который должен абстрагироваться от материала, чтобы суметь его объяснить. Ваш малыш теперь не следует программе, как робот, а создаёт её сам, вносит изменения и даже оченивает её. Он начинает размышлять над программами. Обдумывая каждый шаг и каждое действие во время совершения программы, в мире принципов ребёнок начинает размышлять над самим процессом мышления. Он занят тем, что происходит у него в голове, и это не проходит для него даром.В мире принципов малыш обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. Он мыслит стратегически: "Кого бы мне привлечь для получения конфетки - папу или бабушку?" Конечно, его планы ешё не так сложны и изощрённы, как у взрослого. Как Алиса в Стране чудес, бродит он по замысловатому миру принципов. Чётко понимает он лишь то, что с утра до вечера ему приходится принимать решения. Возможно, вы заметили, как его то и дело одолевают сомнения по поводу очередного выбора. "Как бы подольше не ложиться спать? Поскорее убежать? А может, вырвать цветок из горшка или выкинуть ещё какой-нибудь номер?" С помощью подобных экспериментов он изучает реакции окружающих на разные "стратегии". Таким образом он открывает, когда лучше всего быть дружелюбным, послушным, вежливым, а когда - агрессивным или навязчивым.В этом возрасте ребёнок довольно неуклюже обращается с принципами, он пока не может примеряться к обстоятельствам. виды "принципов"желание поступать по-своему, воля
делает выбор
проявляет инициативу
даёт распоряжения другим в их занятиях
ему стало важнее ощущать свою причастность и поддержку
начинает проявлять собственничество в отношении игрушек
Наблюдение и подражание
наблюдает за другими людьми
с удовольствием подражает
подражает агрессивному поведению
крупная моторика: делает кувырки, взбирается и т.п.
мелкая моторика: например, держит карандаш
имитирует "странности": хромает, идёт согнувшись
имитирует поведение, увиденное на экране или в книге
Опробование стратегий, проверка границ и изобретательность
экспериментирует с возможностями собственного тела
прячет и находит предметы
залезает внутрь чего-то или за что-то, а потом опять появляется
пробует обращаться с вещами осторожно и бережно
экспериментирует, решая, на чём ему остановиться
проверяет содержание понятий "да" и "нет"
пытается одурачить маму: например, делая вид, что не слушается
экспериментирует со спусками и подъёмами, скатывает машинки и т.п.
Стратегия и тактика
(чаще) пытается помочь
(чаще) послушен или пытается быть таковым
(чаще) осторожен или бережен, или делает попытки так себя вести
(чаще) соглашается с тем, что ещё мал и нуждается в помощи, а поэтому должен слушаться: например, видит опасность на улице, и поэтому идёт, держась за руку
делает что-нибудь смешное с целью получить что-то или добиться от кого-то действия
(чаще) "подлизывается", чтобы что-то заполучить
(чаще) пытается добиться своего с помощью нытья
даёт выход эмоциям в истерике
(чаще) продолжает делать по-своему
пробует добиться от других того, на что мама не согласилась
Как помочь ребёнку во время скачкаДайте ему возможность экспериментировать со своими возможностями и реагируйте на эти попытки. Путём проб и ошибок он научится вести себя наиболее приемлемым образом.*акробатические упражнения: подчас они могут вас испугать* наблюдения над природой в вашем сопровождении* малыш учится обращаться с предметами. он хочет есть сам: не пытайтесь ему помешать! его внимание привлекают самые разнообразные предметы - следите за потенциальными источниками опасности.* язык. понимание речи становится всё лучше: ребёнок с энтузиазмом выполняет короткие задания, указывает на части тела и предметы. сам говорить по-настоящему малыш начнёт после окончания следующего скачка - в 21 месяц. в мире "принципов" большинство детей довольствуются произнесением отдельных слов, подражанию голосам животных и повторением звуков. предложите ребёнку показывать называемые вами предметы; называйте друг друга по очереди - большинство детей обожают такую игру.* подражание другим детям и взрослым: выражайте свою реакцию, только таким образом малыш сможет понять, что можно, а что нельзя, а когда что-то можно делать лучше.* ролевые игры: дайте ребёнку возможность вжиться в свою роль. поиграйте вместе с ним: это придаст ему уверенности в себе.* планирование и прогнозирование. ребёнок в мире "принципов" осознаёт последствия ваших планов и намерений и реагирует иначе, чем раньше. это не проявление строптивости, а следствие проделанного им скачка развития!ИстерикиРебёнок пробует добиться своего с помощью крика, катания по полу, топания ногами и бросания всего подряд? Устраивает истерики по малейшему поводу? Например, если он недостаточно скоро получает внимание, ему что-то запрещают, его зовут обедать, прервав игру, или построенная им башня рушится слишком рано? Почему он устраивает такие сцены? Просто-напросто мама и его игрушки реагируют не так, как ему бы этого хотелось. Так он выражает свою фрустрацию. Первое, что ему приходит в голову, это как можно сильнее рассердиться и закатить скандал. Ему ещё предстоит открыть более успешные, быстрые и мирные способы склонить вас на свою сторону или научиться строить устойчивые башни. Пока он лишь в состоянии показать, что у него есть своя собственная воля. Поймите его чувства. Дайте ему выразить свой гнев, если у него есть в этом потребность. Помогите ему открыть другие способы достижения цели. Покажите, что вы считаетесь с ним, и попросите объяснить, чего он в действительности хочет.Его воля - теперь законРебёнок теперь желает принимать решения наравне с мамой и папой. Ему ещё предстоит понять, что не всё, что хочется, сразу же можно. И что нужно считаться с интересами других людей, даже если он не хочет поступаться своими.АгрессияМногие матери замечают у своих малышей в этот период вспышки агрессии. Они объяснимы. В мире "принципов" ребёнок исследует разные виды социального поведения, в т.ч. агрессивное. Он изучает, как мама, другие взрослые и дети реагируют, когда он бьёт, кусается, толкает или пинает кого-то, намеренно ломает или швыряет вещи.Дайте ребёнку понять, что вы об этом думаете. Только так он осознает, что агрессивное поведение ни у кого не вызывает интереса и радости.Моё и твоёРебёнок открывает, что некоторые вещи принадлежат одному ему. Ему нужно время, чтобы понять, что значат понятия "твоё" и "моё". Некоторые дети в это время очень сильно расстраиваются, когда другой ребёнок берёт их игрушки. Они защищают свою территорию, как могут. Им ещё предстоит научиться делиться, давать поиграть и играть вместе с другими.Хитрости и уловкиТеперь шутки и юмор играют всё более важную роль. Неожиданные вещи часто вызывают у малыша смех, он сам начинает откалывать шутки. Иногда - с целью добиться чего-то, что другими способами не получается. Дайте ему простор для действий, но не забывайте указать на границы допустимого.ПереговорыВ этот период зарождается умение вести переговоры. Возможно, малыш открыл слова "да" и "нет", или просто кивает и мотает головой. Иногда он сознательно употребляет противоположное по значению слово или жест, находя это забавным. Играя с этими понятиями, ребёнок находит наилучшие стратегии для достижения своих целей.Просьбы о помощиМалыш будет пробовать делать это разными способами. Ваша реакция поможет ему разобраться, какие из них наиболее приемлемы."Помощник"С ребёнком становится всё проще договориться, он выполняет простые просьбы. Вовлекайте его в домашние занятия и сами принимайте участие в его делах. Хвалите, когда он делает что-то нужное.ПравилаРебёнок растёт, к нему уже можно предъявлять более высокие требования. Пришло время провести чёткие границы - они нужны ему, как воздух! Прежде всего, это социальные правила поведения. Кто может научить ребёнка им лучше, чем тот, кто его любит?Игры
Бегать, прыгать, гоняться за другими детьми, лазить, бегать и падать на матрац, кувыркаться, ходить по лестнице, вставать на приступку, спрыгивать и т.п.
Гулять, ходить в зоопарк, смотреть по сторонам из рюкзака на спине папы или мамы.
Указывать на предметы. Называть друг друга.
Игры, потешки с движениями.
Дурачиться, строить рожи, совершать неожиданные движения.
Мультики со смешными зверюшками и монстрами, типа "Улицы Сезам"
"Кашеварить" - дайте ребёнку посуду, продуктов, воды, пусть он приготовит что-нибудь для куклы.
Первый день рождения ребёнка – значительное событие. Окончание первого года для многих родителей является знаком окончания младенческого периода. Ваш ангелок вот-вот уверенно пойдёт. Но во многих отношениях он остаётся всё тем же маленьким ребёнком. Ещё многое нужно узнать о мире, который сейчас стало возможным активно исследовать. С возможностью свободно передвигаться ребёнок накапливает всё больше опыта в том, что его интересует.
Вскоре после своего первого дня рождения, где-то около 55 недели, ваш малыш пройдёт новую ступень развития своего мышления и сможет освоить мир задач (world of programs). Это позволит малышу находить собственные подходы к тому, что происходит вокруг. Внимательный родитель увидит расцвет этих новых способов мышления ребёнка.
Слово «задача» (program) очень абстрактно. Вот что имеется в виду в данном контексте. Во время прошлого скачка развития, ваш ребёнок научился видеть последовательности – тот факт, что одно событие следует за другим или что предметы соединяются совершенно определённым образом. Задача – это более сложное образование, чем последовательность, она позволяет достичь результата разными способами. Научившись осознавать такие задачи, ребёнок начнёт понимать, что такое стирать, накрывать на стол, съесть свой обед, убрать комнату, одеться, построить башенку, позвонить, и множество других повседневных дел. Все эти дела могут быть названы задачами.
Основная характеристика задачи – что результата можно достичь с помощью разных действий, операций. Этим задача отличается от последовательности действий. Которая всегда одинакова. Пример – последовательность счёта от 1 до 10 – каждый раз одно следует за другим. Пылесосить полы – это пример задачи. Совсем не обязательно пылесосить одни и те же предметы одинаковым образом. Каждый раз вы создаёте такую последовательность действий, которая наилучшим образом подходит для этого дня, этой комнаты, этого стоящего стула, и вашего настроения. Как бы вы это ни сделали, задача, которую вы выполняете, называется «пылесосить». Таким образом, задача – это сеть возможных последовательностей, ведущих к нужному результату. Задачей может быть и «поехать в отпуск», и «сменить работу» - то есть более сложные явления.
Теперь ваш ребёнок может думать о некоторой цели, например «сходить в магазин», и знать, что это обозначает также и одевание шапочек-курточек-ботиночек, и поездку в машине. Ребёнок теперь может вам «помочь» - прибраться, выгулять собаку, отнести продукты. Он может настаивать на том, чтобы делать что-либо самостоятельно – мыть руки, кушать, раздеваться.
С переменами, происходящими в ребёнке, вы почувствуете, что он стал ещё более непредсказуемым. Действия ребёнка было легче толковать, когда они были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь мир ребёнка гибче, и одно и то же действие может работать на разный результат. Это может смутить вас обоих. Пока вы не поймёте, как ваш малыш действует, некоторые операции будут для вас непонятны, поскольку вам будет неясно, чего ребёнок хочет достигнуть. Эти изменения проявятся и в игре вашего малыша. Появится новый интерес к старым игрушкам, видна станет работа воображения, игра в целом станет более сложной.
Между 49 и 53 неделей ребёнок ощутит изменения, происходящие в его образе мира. Пока малыш справится с этими новыми сложностями, ему нужна будет дополнительная поддержка и защита, отсюда будет проистекать требовательность ребёнка и его беспокойность. Этот период обычно длится 4-5 недель, но может занять и 3, и 6. Если ваш ребёнок покажется вам болезненным, присмотритесь: может быть, таким образом он осваивает новые умения.
Признаки этой недели:
Ваш ребёнок может начинать плакать и вопить быстрее, чем обычно. Ребёнок может хотеть находиться рядом с вами постоянно, весь день напролёт. Разные дети проявляют разную настойчивость в этом своём желании, но вам может показаться, что ребёнок неугомонный, беспокойный и просто невыносимый. Обычно ребёнок плачет меньше, если мама просто рядом либо если мама занимается с ним или просто смотрит.
Как вы поймёте, что пришло время подрасти:
Может цепляться за вас И вот опять ваш ребёнок начинает на вас виснуть – многие так себя ведут в этом возрасте. Ребёнок требует таскать его на руках или виснет на ногах, чтобы вы не ушли от него. Некоторым не так нужен постоянный контакт, и тогда они периодически приходят к маме или касаются вас. У каждого ребёнка свой способ «дозаправки мамой».
Может быть более недоверчив Когда рядом незнакомые люди, малыш будет цепляться за вас пуще прежнего. Ребёнку снова оказываются не нужны контакты с новыми людьми, а иногда даже и с родными. Однако, есть дети, которые в этот период хотят быть только с папами.
Может требовать как можно более тесного контакта Некоторые дети будут сидеть на руках, крепко вцепившись в маму, и не желать спускаться вниз. Есть дети, которые позволяют спускать себя с рук, но не дают уходить. Когда кто-либо уходит от ребёнка, он становится просто тираном.
Может хотеть, чтобы его развлекали Большинство детей просят внимания. Особо требовательные занимаются этим все дни напролёт. Но даже лёгкие дети спокойного темперамента предпочитают делать всё вместе с мамой.
Может быть ревнив Дети-собственники будут закатывать скандалы когда их матери будут просто обращать внимание на что-то или кого-то другого. Они могут притворяться больными, вредничать или пытаться причинить себе вред. Другие могут, наоборот, вести себя идеально, чтобы заслужить мамино внимание.
Может легко сменять настроения Только что ваш ребёнок счастливо возился сам, и вдруг он огорчён, зол или в ярости – без видимой на то причины. Вероятно, вы даже не сможете понять, с чего это он.
Может хуже спать Многие дети сопротивляются укладыванию спать, плохо засыпают, и раньше просыпаются. Некоторые меньше спят днём или хуже спят ночью, а другие просто отказываются спокойно идти в кровать в любое время.
Может «мечтать» Ни с того ни с сего, ваш ребёнок может сесть и уставиться в пустоту - как будто уйти в свой маленький мир. Мамам такие замирания совсем не нравятся, поэтому обычно выводят детей из этого состояния.
Может хуже есть Многие дети в этот период времени – плохие едоки. Их мамам процесс кормлений даётся трудно и нервно. Те дети, которые ещё получают грудное молоко, будут чаще прикладываться – не потому, что хочется кушать, а просто чтобы побыть рядом с мамой.
Может стать ещё большим ребёнком Вдруг в поведении ребёнка появляются такие вещи, которые давным-давно уже остались позади. Мамам это не нравится – они хотят стабильного прогресса. Но всё же в беспокойные периоды такие скачки назад – вполне нормальное явление. Они сообщают вам о том, что прогресс изменения картины мира ребёнка уже не за горами.
Может стать неожиданно милым Ваш малыш может прийти к вам просто для того, чтобы обнять, а потом снова уйти по своим делам.
Может не расставаться с любимой игрушкой Если у вашего ребёнка есть любимая игрушка, он будет везде её за собой таскать. Многие дети делают так, особенно если устали или мама занята. Дети могут таскать за собой мягкие игрушки, тряпочки, тапочки и даже грязное бельё. Подойдёт что угодно – главное, чтобы было мягкое и удобно было носить. Они целуют и обнимают своего любимца. Многие мамы находят это милым.
Может вредничать Ваш ребёнок может пытаться привлечь внимания своим сильным непослушанием, особенно когда вы заняты и у вас действительно нет на него времени.
Может впадать в ярость Если у вас вспыльчивый ребёнок, он может впадать в неистовство каждый раз, когда что-то не по его. Он может разозлиться и без видимой причины, поняв, что вы можете не позволить ему сделать или получить то, что он хочет.
Лучшие игры для этого времени
Сделай сам Дети этого возраста обожают, когда им разрешают делать что-то по-настоящему взрослое. При этом игры с водой обычно являются наиболее любимыми. Многие дети успокаиваются, играя с водой.
Искупай куклу Наполните водой детскую ванночку или тазик. Снабдите ребёнка мылом и мочалкой и дайте ему вымыть куклу или любимую мягкую игрушку. Мытьё куклиных волос – любимая часть игры.
Вымой посуду Оденьте на ребёнка большой фартук, и поставьте на стул рядом с раковиной. Наполните раковину тёплой водой, дайте губку для мытья посуды и всякие безопасные предметы, например, пластиковые тарелки и чашки, деревянные ложки, а также всевозможные сита и воронки. Если вода будет с пеной, это усилит детский энтузиазм. Обратите внимание, чтобы стул оставался сухим и не скользким. Стойте за ребёнком и принимайте участие в веселье.
Помощник Малышу может нравиться делать повседневные дела вместе с вами. Это может быть приготовление ужина, накрывание на стол, или поездки за продуктами. У каждого ребёнка появляются свои идеи о том, как он сможет помочь маме.
Распаковываем продукты Первым делом уберите хрупкие и опасные вещи, а потом разрешите ребёнку помочь вам. Вы можете просить ребёнка приносить упаковки одну за одной, или говорить, что именно ребёнку принести. Также можно указать, куда что положить. И, наконец, после того, как он сложил всё в шкаф, попросите его закрыть двери, поблагодарите и скажите ему, какой он молодец.
Прятки Теперь эти игры можно делать более сложными. Когда ребёнок в нормальном настроении, ему чаще всего нравятся эти игры. Приспосабливайтесь к своему ребёнку: не делайте игру слишком простой или невыполнимой для него.
Двойные прятки Возьмите две чашки и спрячьте игрушку под одной из них. Повозите чашки по столу, поменяйте их местами. Цель здесь – не одурачить вашего ребёнка, а как раз наоборот. Убедитесь, что ваш ребёнок внимательно смотрит за перемещениями и поощряйте его находить игрушку. Щедро хвалите его за каждый успех, ведь такая игра для вашего малыша действительно сложна.
Игра со звуком Детям нравится искать источник звука. Посадите ребёнка к себе на колени и покажите какой-либо звучащий предмет (например, музыкальную шкатулку). Потом закройте малышу глаза своей рукой и попросите кого-нибудь спрятать играющую шкатулку. Убедитесь, что ребёнок не видел, куда её спрятали, и предложите ребёнку поискать.
Малыши обожают разрушать и разбрасывать вещи. Во время последнего скачка в развитии вам казалось, что эта разрушительная способность достигла апогея. Однако, если вы внимательно наблюдаете за ребенком, то заметите, что в районе 46-й недели он впервые пытается складывать, конструировать. Ваш малыш готов открыть для себя мир последовательностей. Начиная с этого момента, он понимает, что для достижения цели он должен произвести действия в определенной последовательности. Возможно, вы обратите внимание, что ваш ребенок пытается сложить кубики или пирамидку. Если раньше у него это получалось случайно, то теперь он производит эти действия совершенно сознательно .
Начало этого скачка развития приходится примерно на 42 неделю, или где-то между 40 и 44 неделями. В то время как ваш малыш растет и постигает новые умения, он становится более требовательным и капризным. Беспокойный период, как правило, занимает около 5 недель, но может продлиться от 3 до 7 недель. Если ваш малыш капризничает, понаблюдайте за ним: возможно, он осваивает новые навыки.
Признаки этой недели.
- Может цепляться за вашу одежду. Ваш малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Он буквально обвивается вокруг вас, даже если рядом нет незнакомых людей. Некоторые дети не нуждаются в постоянном физическом контакте с матерью, но тогда они требуют, чтоб она всегда была в пределах их видимости.
- Может больше стесняться незнакомых людей. Если незнакомый человек заговорит с малышом, посмотрит на него, а в особенности дотронется, ваш малыш скорее всего будет жаться к вам.
- Может хотеть быть все время с вами. Малыши постоянно хватаются за матерей, даже сидя у них на коленях. Другие страшно волнуются, даже если мама хоть немного отходит от них.
- Может постоянно требовать, чтоб им занимались. Ребенку нужно не просто ваше присутствие, а постоянное безраздельное внимание.
- Может проявлять ревность. Ваш малыш будет капризничать или наоборот, жаться к вам, если вы обращаете внимание на кого-то еще. Такая перемена в поведении обычно указывает на ревность.
- Может быть эмоционально неуравновешенным: то он абсолютно доволен и счастлив, то, наоборот, начинает капризничать без всякой очевидной причины.
- Может плохо спать. Большинство детей начинают хуже спать – отказываются ложиться, плохо засыпают, раньше просыпаются.
- Может страдать от «кошмаров». Ваш малыш может начать беспокойно спать – ворочаться так сильно, как будто его мучают кошмары.
- Может проявлять безразличие. Некоторые дети перестают заниматься чем-либо, вместо этого просто лежат и смотрят перед собой
- Может протестовать против смены подгузника
- Может потерять аппетит. Ваш малыш может стать более придирчивым и есть только тогда, когда он этого захочет.
- Может вести себя более «по-детски»; это регрессивное поведение абсолютно нормально перед очередным скачком в развитии.
- Может быть очень ласков
- Может плохо себя вести
Лучшие игры для этих недель:
- Хозяйство. Покажите малышу, как вы готовите и убираете, объясните, что вы делаете. Дайте ему вашу тряпку, так ему будет гораздо интереснее, чем с собственными игрушками. - Одевание. Попробуйте переодевать или вытирать малыша перед зеркалом. Попросите его помочь вам – поднять руку или вытянуть ногу. Похвалите его за это. - Причесывание. Позвольте малышу самому причесаться – тоже перед зеркалом. Пусть он сам причешется, почистит зубы, умоется. - Еда с ложки. Позвольте малышу самому есть ложкой или специальной детской вилкой. - Словесные игры:
o «Это нос!» Дотрагиваться до разных частей тела ребенка, говорить, как они называются. o Показывать на разные объекты, говорить, как они называются. o Стишки-потешки (не буду переводить английские, но это аналоги «Ладушек», «Сороки-вороны») - Прятки: o Распакуй посылку. Заверните в бумагу какую-нибудь игрушку и отдайте малышу. Пусть попробует развернуть ее сам. o Найди игрушку. Спрячьте игрушку под чашкой (при ребенке), и поставьте ее рядом с такой же, но пустой чашкой. Похвалите малыша, если он догадается, что нужно сделать, чтоб найти игрушку, даже если он не сможет обнаружить ее с первого раза.
Примерно на 37 неделе (между 36 и 40) вы можете заметить, что ваш ребёнок пытается делать новое. В этом возрасте ребёнок начинает более методично подходить к изучению мира. К примеру, ваш малыш может подбирать крошки с пола и внимательно их рассматривать, зажав между большим и указательным пальцами. Или, к примеру, ваш подающий надежды юный повар может перераспределять содержимое своей тарелки, проверяя, как плюхает пюре банана и как шпинат хлюпает между пальцами. При проведении этих исследований у него будет необычайно серьёзное, сосредоточенное выражение лица. В общем-то, это и есть те исследования, которые позволят малышу категоризировать окружающий его мир. Ваш малыш сейчас начинает осознавать, что определённые объекты, ощущения, звери, люди могут быть объединены в группы или категории. Например, банан на вид, на вкус и на ощупь отличается от шпината, но их оба можно съесть. Ребёнок начинает выделять эти важные сходства и различия. Скачок в мир категорий затронет все виды чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Ваш малыш будет больше узнает об окружающих людях и о своих собственных эмоциях. Речевые навыки будут интенсивно развиваться. Может, ваш ребёнок и не скажет первые слова, но понимать будет гораздо больше. Как и предыдущие миры, появление этого переворачивает представления ребёнка. Мозговые волны (ЭЭГ) ребёнка в этом периоде показывают, что происходят интенсивные изменения. Это меняет способ восприятия мира вашим ребёнком, и поначалу ребёнка это будет тревожить. Беспокойный период начнётся на 34 неделе, или в промежуток между 32 и 37 неделями. Длиться он будет, вероятно, около 4 недель, но может занять и 3, и 6. Когда ваш ребёнок вступит в это беспокойное время, очень внимательно смотрите – он может пытаться освоить новые навыки.
Признаки этой недели: Когда дети готовятся вступить в мир категорий, они становятся более плаксивыми, чем были в предыдущие недели. Матери говорят, что они раздражённые, неугомонные, сварливые, недовольные, неуправляемые, беспокойные, нетерпеливые и вечно ноют и в плохом расположении духа. Всё это можно понять. Вашему малышу сейчас особенно тяжело, потому что из своего прошлого скачка он понял, что вы в любой момент можете от него уйти куда вам вздумается и оставить его одного. Сперва большинство детей очень страдают от этого, но потом учатся как-то по-своему с этим мириться. Только всё начало идти более-менее гладко – как снова случились большие изменения и всё опять развалилось. И опять беспокойный малыш хочет постоянно быть с мамой, прекрасно понимая при этом, что в любой момент она может встать и уйти. Это понимание ещё хуже расшатывает всю ситуацию и увеличивает напряжение.
Как вы поймёте, что пришло время подрасти:
Может цепляться за вашу одежду Ваш малыш может беспокоиться, когда вы от него отходите. Дети, которые ещё не поползли, в этой ситуации могут только вопить. Для некоторых любой мамин шаг в сторону – причина для форменной паники. Ползающие дети следуют за своими мамами и иногда так крепко цепляются за них, что мамам не пошевелиться.
Может быть более недоверчив Ребёнок может захотеть большую, чем обычно, дистанцию между собой и другими людьми. Желание быть ближе к маме особенно сильно проявляется в присутствии других людей – иногда даже если этот «другой» - папа, брат или сестра. Зачастую маме единственной позволяется смотреть на малыша и разговаривать с ним. И практически всегда маме единственной позволяется прикасаться к ребёнку.
Может прижиматься крепче Когда ребёнок сидит у вас на руках или вы его носите, он может пытаться как можно сильнее к вам прижаться. И, возможно, он будет злиться при попытке его положить.
Может требовать больше внимания Большинство детей требуют больше внимания, и даже самые спокойные не всегда довольны, когда их оставляют одних. Некоторые особо требовательные маленькие личности не успокаиваются до тех пор, пока мамино внимание не будет полностью сосредоточено только на них. А некоторые особо беспокоятся, когда матери переключают своё внимание с них на что-то другое, как если бы они ревновали.
Может хуже спать Большинство детей начинают хуже спать. Они могут сопротивляться укладыванию, хуже засыпать и быстрее просыпаться. Некоторых особо трудно уложить днём, других – вечером. Ну, а некоторые больше бодрствуют и днём, и ночью.
Могут сниться «кошмары» Беспокойный ребёнок может и спать более беспокойно. Он может вскрикивать, ворочаться и постоянно вертеться – как если бы ему снились кошмары.
Может стать необыкновенно милым ребёнком В этом возрасте ваш ребёнок может начать пробовать новые приёмы удержания вас рядом. Вместо нытья и жалоб он может переключиться на совершенно другой способ и начать жаться и целоваться. Часто дети переходят от одного способа обратно к другому, балансируя между чудесным и ужасным поведением, проверяя, что сработает лучше. Мамы независимых детей часто бывают приятно удивлены, что их малыш наконец-то так нежно к ним жмётся!
Может быть вялым Малыш может в целом стать тише. Вы можете реже слышать, как он лепечет, реже видеть, как играет и двигается. Иногда он может вдруг бросить то, что делал, и тихо лежать, созерцая пространство. Не волнуйтесь, это временное явление.
Может протестовать против смены подгузника Когда вы кладёте ребёнка для переодевания или смены подгузника, он может бурно протестовать – кричать, выгибаться, вести себя нетерпеливо и неуправляемо. Большинство в это время именно так и делает.
Может стать ещё большим ребёнком Мамы могут заметить возврат к такому поведению, которое, как они думали, ребёнок уже перерос. Шаги обратно, возможно, уже были, но чем старше ребёнок, тем ярче они видны. Мамам не нравится видеть такие шаги назад – они чувствуют себя неуверенными, хотя на самом деле это абсолютно нормально. Эти шаги назад показывают, что скоро будет прорыв вперёд. Попробуйте понять, что за прорыв это будет. Короткие периоды возвратов случаются во время каждого из беспокойных периодов. Радуйтесь – это показывает, что ваш малыш продвигается в правильном направлении.
Может терять аппетит Многие дети в это время меньше интересуются едой и питьём. Некоторые могут упорно есть что-то одно и отказываться от всего остального. Другие могут есть только то, что сами положат себе в рот. Ребёнок может стать разборчивым, проливать еду и плеваться. Поэтому кормления занимаю больше времени, чем раньше. Если ваш ребёнок и до этого волновался во время еды, сейчас он может стать неуправляемым – не хотеть есть, когда еда стоит перед ним и требовать тогда, когда её убирают. Или в один день могут потребовать много еды, а на следующий не съедят ничего. Возможны варианты.
Лучшие игры для этого времени
Изучаем Некоторые вещи для вашего малыша притягательны, но самостоятельное их изучение может стать для него опасным. Так помогите же ему! Держите за него рамку с фотографией или тяжёлую статуэтку, так чтобы он и сам не ушибся, и их не повредил, и при этом удовлетворил своё любопытство.
Звонки и выключатели Позвольте вашему ребёнку позвонить в дверной звонок. Он сможет сразу же услышать результат того, что он делает. Дайте ему нажать кнопку вызова лифта. Так он почувствует, что делает что-то взрослое. Пусть он включит свет, когда стемнеет, так чтобы он увидел эффект. Иногда даже можно дать ему нажать кнопку в автобусе или на пешеходном переходе, объясняя, что последует дальше и чего надо ждать. Это позволит ему понять взаимосвязь между тем, что он делает, и результатом.
Гуляем и смотрим В этом возрасте дети никак не могут нагуляться. Брать его на прогулки сейчас – значит многому его научить, он увидит много нового. Если вы едете на велосипеде, идёте куда-то, просто прогуливаетесь или идёте в поход, не забывайте периодически останавливаться, чтобы ваш ребёнок мог посмотреть поближе, послушать, потрогать.
Одеваемся Казалось бы, у многих детей нет времени на одевания. Они заняты куда более важными вещами. Но при этом им очень нравится смотреть на самих себя, и ещё интересней им становится на себя смотреть, когда при этом с ними что-то делают. Используйте это преимущество. Вытирайте полотенцем, одевайте и раздевайте своего малыша перед зеркалом, так чтобы он успел поиграть в «ку-ку» с самим собой.
Слова Ваш ребёнок понимает гораздо больше, чем вы думаете, и ему очень нравится это показывать. Сейчас он будет расширять ряд слов и фраз, которые он с удовольствием понимает.
Называем Называйте то, на что ребёнок смотрит и к чему прислушивается. Когда ребёнок жестом показывает, что он хочет, проговаривайте его вопрос за него. Это научит его тому, как можно выражать желания словами. Позвольте ребёнку выбрать книгу и дайте её ему. Посадите его к себе на коленки или рядом с собой. Так он сможет сам переворачивать страницы. Указывайте на картинку, которую он разглядывает, и называйте то, что там изображено. Если на рисунке животное, можно издать звук, который издаёт это животное. Поощряйте повторение этого звука ребёнком. Не настаивайте, если ребёнку стало это неинтересно. Некоторым детям нужно, чтобы их обняли или пощекотали после каждой страницы, вернув таким образом их внимание.
Задания Когда ваш ребёнок держит что-то, спросите, не хочет ли он вам это дать: «дай это маме!». Иногда просите дать что-то и папе тоже. Также вы можете просить ребёнка передать что-то для вас, например: «дай мне зубную щётку», или «передай мне мячик». Также иногда зовите его, когда он вас не видит: «где ты?», чтобы он вам ответил. Или попросите его: «иди сюда». Хвалите ребёнка за участие в этой игре и продолжайте только до тех пор, пока всё это ему нравится.
Подражатель Многим детям нравится рассматривать людей и подражать им. Если и вашему ребёнку это нравится, подражайте ему и поощряйте, когда он подражает вам.
Делай так Сперва спровоцируйте ребёнка подражать вам, а потом подражайте ему сами. Зачастую дети так этим увлекаются, что могут делать это вечно. Меняйте свои жесты, делайте их медленнее и быстрее. Делайте жесты одной рукой или двумя. Можно сопровождать звуком или делать молча. Попробуйте также и перед зеркалом. Некоторые малыши любят повторять свои же жесты, смотря на себя в зеркало и проверяя, как у них получается.
Разговор с зеркалом Если вашему ребёнку интересна артикуляция (как во время речи двигаются губы), иногда делайте это перед зеркалом, превращая в игру. Садитесь перед зеркалом вместе и играйте с гласными, согласными или словами – что малышу больше нравится. Делайте паузы, чтобы он посмотрел и повторил. Многим малышам нравится так же копировать жесты, такие, как движения рук и головы. Так тоже попробуйте. Когда ваш ребёнок, повторяя за вами, видит и вас тоже, он сможет лучше понять, правильно ли он повторяет.
Спойте песенку Спойте строку из песенки и дайте ребёнку почувствовать каждое движение, которое вы при этом делаете. Для этого возьмите его руки в свои и делайте эти движения вместе. Ребёнок может хлопать и поднимать руки в своём собственном темпе. В этом возрасте он пока ещё не может повторять последовательности движений, но уже может получать удовольствие от такой игры.
Меняемся ролями Поощряйте ребёнка в выполнении определённой роли, а потом попробуйте поменяться и ним ролями.
Погоня Самая простая игра в «догонялки». Можно играть в неё, ходя или ползая. Уползайте или убегайте от ребёнка, ясно показывая ему, что вы ожидаете, чтобы он пополз за вами. Если ребёнок попытается вас поймать, постарайтесь не пойматься. Если всё же малыш вас поймал, или вы его поймали – приласкайте его или поднимите высоко.
Прятки Спрячьтесь так, чтобы ваш ребёнок видел, куда вы спрятались, и дайте ему возможность вас найти. Также иногда делайте вид, что вы его потеряли и ищете. Иногда дети хорошо прячутся и сидят за кроватью или в углу очень тихо. Обычно они выбирают те места, в которых вы сами только что прятались или которые стали супер-хитом накануне. Когда вы находите друг друга, реагируйте с энтузиазмом.
В районе 26 недель у вашего ребенка появляются признаки следующего знаменательного скачка в развитии. Если вы будете пристально наблюдать за ребенком, вы заметите, что он делает или пытается сделать множество новых вещей. Вне зависимости от того, ползает он уже или нет на этой стадии развития, он становится значительно мобильнее, потому что учится координировать движения рук и ног с движениями всего тела. Базируясь на своих знаниях о событиях, ребенок начинает изучать взаимосвязи между вещами, которые создают его мир. Одним из самых значительных навыков становится то, что ребенок постигает такое понятие, как дистанция от одной вещи до другой. Мы это воспринимаем как данность, но для ребенка это тревожное открытие, радикально изменяющее его мир. Мир внезапно становится огромным местом, в котором ребенок всего лишь крошка, даже если и очень громкая. Что то, что ребенок хочет получить, может находиться на высокой полке, или за пределами его кроватки, и у него нет ни малейшей возможности достать вожделенный предмет. Его мать может уходить, и хотя она уходит всего лишь в другую комнату, для ребенка это равнозначно, как если бы она уехала в Китай – он не может последовать за ней, потому что он торчит в своей кроватке или не достаточно хорошо освоил навык ползания. Даже если ребенок уже специалист по ползанию, он все равно осознает, что мать может двигаться намного быстрее, и может от него убежать. Это открытие страшит ребенка, и переживание этих недель может дорого стоить родителям. Но если вы поймете источник его страха и сложностей, вы очень многим сможете ему помочь. Действительно, после того как ребенок научится преодолевать пространство вокруг себя и контролировать расстояние между собой и вещью, до которой пытается дотянуться, он будет способен делать намного больше, чем раньше. Но это будет период, когда ему будет необходима постоянная поддержка. Вхождение в мир взаимоотношений затронет все, что ваш ребенок воспринимает и делает. Он ощущает эти изменения в районе 23 недель, и с этого момента ребенок потеряет покой. Попавший в море новых впечатлений, ребенку необходимо вернуться к основам, к маме, и прижаться к ней, создавая себе уют. Знакомые чувства безопасности и тепла, которые она предоставляет, помогут ему расслабиться, позволить опуститься наплыву новых вещей и «прорасти» в новый мир как на свое место. Этот беспокойный период обычно занимает порядка 4 недель, но может быть от 1 до 5 недель. С того момента, как ребенок освоит взаимоотношения расстояния между вещами, ваш ребенок, скорее всего, станет беспокойным вновь в районе 29 недель – после того как навык разовьется целиком. Это не признак нового скачка – это означает, что он понял, что мама тоже может уйти. Помните, что если ребенок становится более беспокойным, наблюдайте за ним внимательнее, чтобы понять, приобретает ли он новые навыки.
Признаки. Когда ребенка начинают беспокоить изменения в его мире, он становится более плаксивым, легче начинает плакать. Многие матери в этот период говорят, что ребенок становится раздражительным, недовольным, неудовлетворенным. Обычно спокойный ребенок становится беспокойным, нетерпеливым, трудным. Практически все дети плачут меньше, если их носят на руках, прижимают к себе, или, по крайней мере, составляют компанию во время игры.
Вы знаете, что время приближается, если: Может хуже спать. Ребенок может спать меньше, чем обычно. Большинство детей имеют проблемы с засыпанием, или просыпаются раньше, чем обычно. Некоторые не желают спать днем, другие не хотят засыпать вечером. Есть и такие, которые отказываются делать и то, и другое.
Могут сниться кошмары. Ребенок может спать очень беспокойно. Иногда ребенок так сильно мечется, крутится и размахивает руками, что это выглядит так, как будто ему снятся кошмары.
Может становиться более стеснительным с окружающими. Ребенок может возражать, когда посторонние люди смотрят на него, говорят или трогают его, и совершенно не желает сидеть у них на коленях. Кроме того, часто ребенок хочет иметь вас в зоне обзора, даже когда рядом нет посторонних. Практически все мамы отмечают это в данный промежуток времени. В этом возрасте застенчивость еще более очевидна по очень простой причине – ребенок понимает, что вы можете от него уйти.
Может требовать больше внимания. Ребенок может требовать, чтобы вы больше с ним играли, больше проводили времени, и просто больше смотрели на него.
Может стремиться всегда быть с вами. Ребенок может настаивать на том, чтобы всегда быть с вами. Многие дети не хотят все время быть на руках, но некоторые не удовлетворяются спокойным сидением у мамы на коленях, и рыдают, прося, чтобы их взяли на руки. Как только они своего добиваются, они начинают отталкиваться от мамы, и стремятся дотянуться до разных интересных вещей в мире вокруг него.
Может потерять аппетит. И дети, находящиеся на грудном вскармливании, и дети, находящиеся на искусственном вскармливании иногда едят меньше или отказываются от еды вообще. При этом они обычно отказываются и от других видов еды или питья. Часто ребенку нужно больше времени для завершения еды. Иногда дети предпочитают просто посасывать сосок или соску, вместо того чтобы есть.
Может становиться апатичным. Ребенок может перестать издавать такие знакомые вам звуки. Или может лежать без движения, уставившись перед собой или просто оглядываясь вокруг. Матери обычно находят такое поведение странным и настораживающим.
Может возражать против смены подгузника и одевания. Ребенок может плакать, пинаться, метаться и крутиться, когда вы устраиваете его для смены подгузника или одевания. Такое происходит с очень многими детьми. Они просто не хотят, чтобы мать трогала их одежду.
Может чаще прижимать к себе вещи. Чаще всего дети тянутся за мишкой, тапками, простыней или полотенцем. Для большинства детей не принципиально что именно это будет, главное чтобы оно было мягким, но некоторые дети воспринимают только один определенный объект. Часто они совмещают прижимание предмета к себе с сосанием большого пальца или тереблением уха. Выглядит это так, как будто бы предмет дает ребенку чувство безопасности, особенно когда мама занята.