Марина Озерова, педагог, психолог (Израиль)
http://www.soznatelno.ru/marina-ozerova/o-chtenii-kak-rannem-obuchenii-297.html
Я очень надеюсь, что мне удастся подробно ответить на вопросы, потому что, честное слово, они довольно однообразны, а главное, аргументы ни на чем не основаны кроме как "моему ребенку так нравятся буквы!".
1. Я работаю с детьми с 15 лет, сейчас мне 32. Итого 17 (скоро будет 18).
У меня было более тысячи учеников, и первые мои "детки" уже сами стали родителями. Когда мне мамы пишут "я научила ребенка чтению в два, а сейчас ему четыре, он отлично развит и обожает читать" я могу только предложить побеседовать об этом лет через пятнадцать. Потому что результат воспитания и образования очень отсрочен. Я довольно навидалась "маленьких гениев", от вымуштрованной гениальности которых уже классу к третьему ничего не останется. А к восьмому по каждому предмету будут репетиторы. Не говоря уже о неспособности нормально усваивать информацию, некоторые "рано читавшие" старшеклассники к концу школы уже условие задачи воспринять не могут - они привыкли с самого раннего детства механически обрабатывать текст. Так что мои наблюдения основаны на довольно обширной выборке.
2. Несколько лет подряд я тестировала детей при приеме в школу (в Петербурге). Должна вам сказать, что среди "рано обученных" слишком пугающий процент таких "роботов", которые и почитают, и посчитают, но впадают в ступор, если задать элементарнейший вопрос, на который нужно САМОМУ ответить или просто подумать. Раннее чтение не имеет никакого отношения к развитию мышления. АБСОЛЮТНО никакого. Потому что основа мышления в этом возрасте - восприятие (я напишу подробно вскоре об этом), а основа восприятия - сенсорные впечатления. то есть, чтение сказки и картинки - это великолепно, но основные каналы восприятия в этот момент спят крепким сном. В отличие от того времени, когда ребенок занят возней в луже или песке - тогда они работают "На полную катушку", развивая необходимые в этом возрасте области мозга.