Эти соски такие симпатичные – нежных расцветок и самых разнообразных форм. Их можно прикрепить (на специальной пластиковой цепочке с прищепкой) к пологу кроватки или краю конверта. А можно ли вообще без них обойтись?
НЕКОГДА В ДЕРЕВНЯХ использовали вместо соски кусок черного хлеба, завернутого в тряпицу. Считалось, что таким способом ребенок не только успокаивается, но и получает пищу. А значит, чувство голода – ведь часто мам преследует ощущение, что ребенок постоянно хочет есть, – не будет мучить его. Сегодня в подобной роли выступает соска-пустышка. У нее есть противники, называющие ее «заменителем груди»: родители иногда соглашаются, чтобы малыш вместо соски сосал кулачок, а другие утоляют рефлекс сосания ребенка, давая ему свой палец. Некоторые педиатры даже уверены, что пустышки надо запретить и применять лишь в исключительных случаях...
КОГДА ЕЕ ИСПОЛЬЗУЮТ? Чтобы успокоить ребенка, укачивая на руках, его рот «закрывают» соской (если он привыкнет, то будет не в состоянии заснуть без пустышки, как бы ни хотел спать). Когда ночью крохе меняют памперс, чтобы не будить всю семью... Соска помогает после кормления, если ребенок хнычет или пытается сосать кулачок или палец. Когда на улице он спит с открытым ртом... Если дитя не могут ничем занять и оно жалобно ноет, требуя внимания... Когда малыш упал, ударился и плачет, чтобы успокоить (вместо того, чтобы обнять его, ласково поговорить, отвлечь)... Словом, в тех случаях, когда мамы не знают, как прекратить крик и плач, детям «затыкают рот» пустышкой. Но если ребенок находится на грудном вскармливании, его почти всегда успокоит материнская грудь. Младенца можно спокойно кормить незаметно для окружающих, особенно если на маме – свободная одежда. Одна моя знакомая даже на улице или в магазине прикладывала малыша к груди (кормящим женщинам стесняться нечего), ее очень смущал тот факт, что крик ребенка доставляет неудобства окружающим. «Усыпляла» малыша она тоже с помощью груди, что избавляло ее от долгих укачиваний и хождений по квартире. Сейчас малышу больше года, а он продолжает засыпать с грудью. И проблем со сном как ни бывало. Ребенок не ищет во сне пустышку – он ищет маму.
ЕСТЬ И ПЛЮСЫ Бывает, что врачи-педиатры, а также детские невропатологи настоятельно рекомендуют пустышку – детям с повышенной возбудимостью или малышам с сильным сосательным рефлексом (если ребенок постоянно и до определенного возраста сосет большой палец, могут возникнуть деформация челюсти и нарушение прикуса). Существует также мнение, что сосание пустышки стимулирует работу кишечника и способствует выведению газов. Это позволяет избежать применения газоотводной трубки, доставляющей ребенку неприятные ощущения и дискомфорт.
ИНСТИНКТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ Сосание кулачка – невинное младенческое занятие и «внутриутробная» привычка. Как показали ультразвуковые исследования, еще в животе у мамы (в конце беременности), малыш сосет кулачки, пальчики и пуповину (как бы страшно это ни звучало!). Обычно ребенок перестает сосать кулачок к одиннадцати-четырнадцати месяцам. Примерно после шести месяцев он начинает его грызть, что связано с прорезыванием зубов. Кулачок, в отличие от пустышки, младенец сосет почти так же, как грудь. Но если ваш малыш сосет кулачок больше пяти минут – предложите ему грудь. Может, он все-таки хочет есть? Руки в рот ребенок перестает совать после того, как прорежутся последние зубы, и это может случиться в два с половиной – три года. Только между третьим и шестым годами жизни дети постепенно отвыкают от сосания пальцев, некоторые сохраняют эту дурную привычку и позже (сосание пальцев силь-но деформирует растущие зубы). Малыши, привыкшие к пустышке, продолжают нуждаться в ней до двух, а некоторые – даже до трех лет. Если мать дает ребенку пустышку сразу после кормления с самого первого дня, он сосет ее столько, сколько ему надо, тем самым – особенно в первые месяцы – удовлетворяя инстинкт сосания. Известно, что половина детей, которые сосали пустышку с рождения, отказываются от нее между третьим и шестым месяцами. А новорожденные, привыкшие к соске, впоследствии редко сосут пальцы.
ПУСТЫШКА ИЛИ ГРУДЬ? Некоторые малыши из-за маленькой штучки под названием «пустышка» не могут правильно брать грудь, вследствие чего уменьшается количество молока. Ошибка многих мам в том, что они пытаются заменить кормление сосанием пустышки: им кажется, что ребенок слишком часто требует грудь. К тому же во многих роддомах и в детских поликлиниках советуют прикладывать младенца к груди не чаще, чем через 3–3,5 часа. Забудьте об этом: дома никто проверять вас не будет, а информацию в детскую карту врачи-педиатры запишут, особо вас не спрашивая. (Однажды в карте своего ребенка я обнаружила запись, что он находится на искусственном вскармливании с семи месяцев, хотя он «кормился» грудью до года и двух месяцев.) Иногда малыш отказывается от груди ради пустышки – сокращается число прикладываний к маминой груди (и количество молока!). Кажется, мы привели немало доводов, после которых родители должны выбросить пустышки и даже не показывать их ребенку. Но чаще всего проблема не в малыше, а в маме, которая боится трудностей (особенно если ребенок первый): у нее мало времени, и ей проще сунуть малышу соску, чем придумывать способы успокоения. А зря! Материнство – своего рода учение: освоение науки быть матерью.
МЕНЯТЬ ЛИ ПУСТЫШКИ? Непременно – и не только в случае, если соска вдруг потерялась и срочно нужна другая. Латексные пустышки требуют обязательной замены один раз в 2-3 недели, а силиконовые – один раз в 4-5 недель, даже если на них нет никаких видимых повреждений. Что же касается вышедших из строя сосок (вне зависимости от того, из какого материала они сделаны), то менять их следует сразу после обнаружения дефекта, потому что оторвавшийся кусочек может случайно попасть в дыхательные пути ребенка... Хорошо, когда пустышка полностью сделана из цельного куска латекса или силикона (и собственно соска, и щиток). Тогда малыш не сможет разобрать ее и подавиться мелкими деталями, а также не поранится ими.
ЩИТОК Про основную, «сосательную», часть мы сказали много, но основание пустышки – щиток, или то, на чем держится непосредственно соска, – тоже важная деталь. Вот что о нем стоит знать, выбирая пустышку: щиток должен быть достаточно широким, чтобы предотвратить случайное заглатывание пустышки целиком; в нем должен быть вырез для носика и вентиляционные отверстия около основания соски (два или четыре), чтобы не образовывались опрелости.
УХОД И ОБРАЩЕНИЕ У самой простой пустышки тоже есть свои правила ухода и обращения: l перед первым употреблением соску обязательно надо прокипятить 2-3 минуты; l нельзя держать ее на солнце или около другого источника тепла; l нужно регулярно осматривать соску и, обнаружив повреждение, сразу выбрасывать; l чтобы пустышка не падала, ее можно повесить на специальную цепочку или держатель для соски (не заменяйте держатель ленточкой или резинкой – они способны затянуться на шее малыша!); l чтобы пустышка не терялась, можно прятать ее в специальную коробочку – некоторые фирмы продают соски с ними; l на случай, если пустышка потеряется, надо иметь дополнительные.
КАК ОТУЧИТЬ? На крайний случай Чтобы позже не возникало проблем, предлагать пустышку ребенку до двух-трех месяцев стоит лишь в самых крайних случаях: если малыш возбужден, переутомлен или если у него слишком сильно выражен рефлекс сосания. Не давайте пустышку, если малыш спокоен. До первых зубов Отучать ребенка от пустышки нужно начинать уже с шестимесячного возраста, когда появляются первые зубки. Если это не удалось, еще есть время – сосательный рефлекс полностью угасает к полутора-двум годам. Отказался сам Многие мамы говорят, что между третьим и шестым месяцами жизни у ребенка сокращается потребность в сосании – некоторые дети выплевывают соску и не хотят брать ее. В таком случае малыш без труда откажется от пустышки навсегда. Два года – предел Специалисты настоятельно рекомендуют отучать ребенка от соски после двух лет. Дело в том, что давление, которое пустышка оказывает на зубы и нёбо, может вызвать их деформацию, что вредно и для молочных и для формирования коренных зубов.
Cредства от ушибов и порезов - Троксевазин, Спасатель, Арника, Хлорофиллипт (спиртовой или масляный раствор, второй легче переносится ребенком, так как не щипет), Калия перманганат (лучше раствор, чтобы можно было использовать немедленно), Перекись водорода, Йод и Зелень бриллиантовая (удобнее в карандаше), Масло чайного дерева.
Средства от ожогов - Пантенол, Д-Пантенол
Средства от опрелостей - Деситин. Бепантен (от покраснений и опрелостей), Декс-Пантенол, Пурелан-100, Драполен
Перевязочный материал - Бинт стерильный, Вата хлопковая стерильная, Салфетки марлевые стерильные, Лейкопластырь рулон, Лейкопластырь кусочками, Ватные палочки, ватные тампоны, стерильные салфетки со спиртом в индивидуальной упаковке.
Предметы ухода за больными – Градусник, Маленькая клизма, Соплеотсос, Пипетка, Шприц для вливания лекарств через рот, Салфетки влажные, дезинфицирующие.
Средства, применяемые при кишечных расстройствах – адсорбенты Смекта, Активированный уголь; элетролитики - Регидрон; Сpедства, нормализующие микpофлоpу кишечника - Линекс; ферменты - абомин, мезим; энтеродез, Энтегнин (вместо активированного угля) , Дисфлатил и Эспумизан (от коликов)
Жаропонижающие - свечи Вибуркол, детям старше 3 мес., Парацетомол, Эффералган в свечах или сиропе, детям старше 6 мес. Нурофен.
Средства от насморка - Називин детский, Эуфорбиум композитум, Солевой раствор, Назол Бэйби (насморк), Пиносол капли, Синупрет сироп, Назол Кидс, Ринонорм, Тизин, Аква марис спрей
От укусов насекомых - для предупреждения аллергических реакций, на укусы насекомых - Финистил (в каплях для маленьких детей), Кларитин, Зиртек и др., также антигистамин наружного применения - Финистил-гель, Супрастин , Настойка календулы, Ледум, Корвалол, Витаон, Аквамарис , Мазь арника
Средства от кашля - Микстура детская от кашля в порошке, АЦЦ-100, мазь Пульмекс-беби. муколитики, содержащие амброксол - сиропы Амбробене, Амрбогексал, Лазолван, растительные сиропы Линкас, Доктор Мом, Гербион, Туссамаг, Стоптуссин
Средства от горла - Гексорал-спрей, Стрепсилз.
Средства от отитов – Отипакс.
Средства от ОРЗ – детский Агри, Афлубин, ИРС-19 спрей, Детский Анаферон (гомеопат табл.), Арбидол , Афлубин
Средства, применяемые при прорезывании зубов – Калгель, Хамомилла, Каместад
Глазные капли – Альбуцид, Слеза натуральная, Сульфацил-натрий
Витамины - Витрум Кидс, Мульти-табс , Джунгли, Сана-Сол
Некоторые средства во время поездки с ребенком лучше иметь под рукой всегда в так называемой мини-аптечке. Например, флакон с чистой водой, пластырь, ватные тампоны, стерильные спиртовые салфетки в одноразовой упаковке, перекись водорода, финистил-гель, парацетамол, йод или зеленка в карандаше, бальзам «Спасатель».
...и их толкование...Верить или не верить? С одной стороны, приметы родились давно и бытуют до сих пор, а с другой стороны, есть мнение, в какие приметы веришь, те и сбываются. Так что, верить или не верить - решать нам)))
"Если мальчик похож на мать, а девочка на отца - счастливыми будут" - вероятно, с точки зрения генетики в этом наблюдении есть определенный смысл.
"Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной материнским молоком" - с одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребенка: желают, чтобы его было в изобилии. С другой стороны, забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и непрозрачна, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного.
"Утонет в купели воск с волосами младенца - значит, ребенок вскоре умрет" - поверье, в сущности, успокоительное, поскольку удельный вес воска меньше удельного веса воды. Следовательно, воску трудно потонуть. Разве что волосы содержат какой-то тяжелый элемент, свидетельствующий о болезни.
"Отца новорожденного потчуют пересоленной кашей с перцем" - это скорее обычай. Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать "солоно и горько". Именно эти слова произносят, поднося ему ложку с кашей.
"До шести недель ребенка нельзя показывать посторонним - не то сглазят" - кроме реальной опасности сглаза, это связано еще и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель - это сорок два дня. Считается, что после родов женщина на сорок дней отлучена от храма, значит, на мистическом уровне, она не может защитить младенца. На сороковой день женщина приносит ребенка в храм (как это сделала Богоматерь) и сама снова получает возможность причаститься.
"Нельзя ничего вешать над колыбелью - ребенок не уснет" - во время сна ребенка оберегает Ангел-Хранитель (в другое время он тоже находится рядом, за правым плечом). Развешивая что-либо над колыбелью можно закрыть младенца от его Ангела. Кроме мистического, есть и реальный смысл в этом запрете: здоровому сну помогает свежий воздух, поэтому не следует ограничивать его доступ.
"Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме" - играет роль свойство двойников - один из них должен умереть. Основывалось на том, что у каждого свой Ангел-Хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.
"Нельзя детей от груди отнимать в дни памяти святых мучеников" - отнимать ребенка от груди в тот день, когда у мученика отняли жизнь, значит мистическим образом ассоциировать это в сознании со смертью, чего, естественно, не хочет ни одна мать.
"До крестин имя ребенка никому открывать нельзя" - этот запрет связан с боязнью сглаза. После обряда Крещения, когда у ребенка появляется Ангел-Хранитель, вероятность сглаза уменьшается. До 17 века на Руси существовал обычай давать ребенку, кроме официального имени еще и потаенное. На Западе обычай давать младенцу несколько имен, не все их разглашая, сохраняется до сих пор.
"На крестинах, когда пьют за здоровье новорожденного, одну рюмку надо вверх выплеснуть" - иногда кладут хлеб на самую высокую полку - чтобы новорожденный его съел, когда до этой полки дорастет. Выплескивая рюмку под потолок, иногда приговаривают: "Чтоб наш Ваня так подпрыгивал!"
"Если за крестильным столом кто-нибудь оставит еду на тарелке, ребенок рябым вырастет" - это же говорят и подросшим детям: не доешь кашу - невеста рябая попадется (или жених). Дело тут в отношении к еде, которую негоже выбрасывать, это дар Божий, она нелегко достается.
"Если в этом году родятся все больше девочки, то в течение года войны не будет" - примитивно-мистическое поверье, подразумевающее, что на войну идут только мужчины, и, следовательно, природа обеспечивает их постоянное число.
"Не надо подбрасывать ребенка после заката солнца: он будет плохо спать" - во-первых, ребенка вообще не надо подбрасывать ни до заката, ни после. Здесь же имеется в виду, что не надо разыгрывать ребенка перед сном, так как, разыгравшись, он будет плохо засыпать.
"Выпавший у ребенка зуб надо бросить в угол. Его возьмет мышка, и тогда у малыша вырастет такой же крепкий зуб на месте выпавшего, как зуб мыши" - из рода "потешных" поверий, придуманное для детей, чтобы им было не жалко расставаться с выпавшим зубом. С другой стороны, следует учитывать магическую роль угла как символа скрепления, крепости дома.
"Если ребенок долго не начинает самостоятельно ходить, надо между его ног положить веник - и прутья потом разбросать" - суеверие, построенное на мистических свойствах веника - связанный веник - связанные невидимыми путами ноги, разбросанные прутья - свободные шаги.
"Только ребенок сделает первые шаги - матери надо между его ступнями ножом провести" - речь идет о мистических путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем.
"Нельзя стричь ребенка до года - вырастет бедным" - здесь использованы мистические свойства волос. К этому поверью добавлялось и другое - ногтей не стригут. Имеет смысл прислушаться, так как ногти и волосы находятся в сильной взаимосвязи с человеком.
"Не надо малых детей целовать: немыми могут стать" - на мистическом уровне это объясняется тем, что взрослый своими губами может "забрать", "зацеловать" первое слово младенца. Суть же поверья - в соблюдении правил гигиены.
"До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой" - прямая связь с тем, что рыбы не разговаривают, следовательно, и ребенок может остаться немым. Опасность рыбы для младенца заключается еще и в том, что она содержит много мелких и опасных костей.
"Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью" - поверье связано с тем, что ночью буйствует нечистая сила, и через одежду может быть наведена порча. С другой стороны, одежду могут просто украсть, так что поверье имеет все основания, чтобы ему следовать.
"Обучать детей грамоте надо с Наумова дня" - день святого Наума - в декабре. Скорее всего, это не поверье, а лишь шутка, игра созвучий - "Наум" и "на ум".
Миф 1. Младенца надо мыть каждый день и с мылом.
Во-первых, мыло, смывая естественную смазку, очень сушит кожу, что может вызвать раздражение. А, во-вторых, успеет ли он так сильно испачкаться? Поэтому, полезные ежедневные ванны с отварами трав, хвойным экстрактом и морской солью нужны малышу для удовольствия, но не более того.
Миф 2. Присыпка и детское масло - обязательны.
Кожа для ребенка - вторые легкие. Поэтому основная ее часть должна оставаться чистой, чтобы дышать. Присыпка применяется лишь в тех случаях, когда в кожных складках появляется мокнущее раздражение. Ее надо посыпать на свою руку, а потом похлопать по раздраженному месту. Однако не забывайте присыпку почаще смывать, иначе, смешиваясь с потом, она может создать среду, благоприятную для размножения бактерий. Масло же необходимо наносить лишь на шелушащиеся участки кожи (места контакта с резинками памперсов, глубокие кожные складки).
Миф 3. Опрелости у малышей - обычное дело.
Нет, и еще раз нет! Зачастую опрелости могут быть показателем того, что ребенок недостаточно много времени проводит голышом, его недостаточно хорошо подмывают или выступать формой диатеза. Раздражающим фактором может быть и неправильно подобранный вид одноразовых подгузников. Подобрать нужную Вам фирму можно только методом проб и ошибок.
Миф 4. Мясо необходимо ребенку каждый день.
Поскольку мясо переваривается тяжело и медленно, оно может перенапрячь пищеварительную систему. Маленьким детям необходимы, как минимум, 2 постных дня в неделю. К тому же, избыток тяжелой пищи зашлаковывает организм. Не следует вводить мясо в рацион ребенка раньше 8-го месяца жизни. Вообще же, чем позже, тем лучше.
Миф 5. Главное - побольше витамина С.
У грудных детей слишком раннее неконтролируемое введение в рацион сока лимона, кислых яблок и, тем более, искусственного витамина С может вызвать отек поджелудочной железы, да и многие другие "радости". У более взрослых детей он оседает в почках. Как и все витамины, витамин С имеет суточную норму, превышать которую не стоит. Все знают, что излишки этого витамина выводятся из организма, но, при постоянном превышении нормы, система может испортиться. Если в моче ребенка обнаружены оксалаты, то нарушения налицо. Большинство таких нарушений обратимо, но иногда требует значительных усилий. Возникновение таких проблем возможно в любом возрасте.
Миф 6. Лечение травами абсолютно безопасно.
Любое лекарство, в том числе и травы, может быть опасно, если принимать его неправильно. Не экспериментируйте на ребенке, давая ему смеси трав просто так, "для профилактики". Как минимум, изучите аннотацию на коробке. Далеко не все травки вообще разрешены для приема детям, а разрешенные завариваются в меньшей концентрации, для грудничков - раза в 3 слабее, чем для взрослых. Травы особенно осторожно надо применять для детей со склонностью к аллергическим реакциям.
Миф 7. Внешний вид пупка зависит от того, как его "завязали".
Любой доктор скажет, что прямой связи нет. Кожная часть бывает разной длины, это индивидуально для каждого ребенка. Кроме того, часто выпяченный в первое время пупок постепенно втягивается за счет уменьшения внутрибрюшного давления и в том случае, когда в животике у новорожденного он просто не помещался.
Миф 8. Грудным детям необходима вода.
На самом деле, если ребенок находится на естественном вскармливании, и его кормят так часто, как он хочет, то вода ему практически не нужна. Более того, есть исследования, показывающие, что организм новорожденного выводит воду гораздо медленнее, чем организм взрослого человека. Поэтому, во-первых, неуместны аналогии (сама выпиваешь по 2 литра в день, а ребенку не даешь), а во-вторых, нужно помнить, что избыточное потребление воды может плохо отразиться на почках малыша. Определить, что малыш перепил, можно по отеку нижней части живота и внутренней поверхности бедер. Кожу нельзя собрать в складочку. В таком случае ребенка не надо некоторое время поить. Надо обеспечить свободу движения ножкам, не пеленать. Через некоторое время отек должен пройти. Не надо заставлять грудничка пить. А вот, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны, напротив, получать довольно много воды.
Миф 9. Все детки должны ходить к году.
Ребенок имеет право не желать ходить до 16 месяцев. Никакой связи между временем первых шагов и дальнейшим развитием ребенка, по данным специалистов, не выявлено.
Миф 10. Ребенок должен спать в отдельной комнате с первых дней жизни.
Спать нужно не только ребенку, но и его родителям. Поэтому места для сна должны быть выбраны так, чтобы всем было комфортно. И если всем хорошо в одной постели, то это вполне нормально. Как вариант, можно поставить детскую кроватку вплотную к родительскому ложу. Конечно, если Вам нравится среди ночи бежать в даль на тревожный зов, можно отправить малыша спать и в соседнюю комнату. Лишь бы всем было хорошо. Но имейте в виду, что ребенку полезно слушать во сне дыхание матери. В течение 9 месяцев ваше сердцебиение задавало ритм его жизни. Сон в общей комнате значительно облегчит ребенку переход к независимости.
Миф 11. Ребенка надо приучать к горшку, как только он сделает первые шаги.
Никто пока не доказал, что раннее приучение к горшку повышает интеллект ребенка. Поэтому, если Вас раздражает, что Вы десять раз объяснили, а он все равно писает в штаны, то перестаньте объяснять и отложите обучение до лучших времен. В различных источниках называются противоположные сроки - от первого дня жизни (ребенок с рождения начинает беспокоиться перед дефекацией), до 4 лет (над ним начнут посмеиваться друзья во дворе и он сам научится), поэтому делать из этого проблему не стоит.
Миф 12. Укачивание младенцев приводит к их избалованности и изнеженности.
Нет, не правда. Более того, при укачивании у малышей тренируется вестибулярный аппарат, и улучшается пространственная координация. Кроме того, они засыпают, что приятно для всех. Детям, девять месяцев проведшим в качающейся материнской утробе, очень недостает таких ощущений после рождения. Ребенок может начать убаюкивать сам себя, например, сося палец или занимаясь онанизмом. Вам это надо?
Миф 13. Мать не должна спать рядом с маленькой дочерью, мыться с ней в ванной и давать себя разглядывать, а то из девочки вырастет лесбиянка.
Как раз, наоборот! Скорее всего, именно в этом случае, и не вырастет. А вот недостаточный контакт с матерью в детстве может спровоцировать склонность к нетрадиционной ориентации.
Миф 14. Долгое грудное кормление (больше года) осложняет социальную адаптацию ребенка.
Прямой зависимости нет. Известны как грудные двухлетки, готовые общаться с детьми день и ночь, так и те, которых от матери клещами не оторвешь.
1-й месяц
-Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах
-Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
-Пытается поднимать и удерживать голову лежа на животе
2-й месяц
-Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см)
-Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой
-Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются
-Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним
3-й месяц
-Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках
-В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления)
-Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью
-Лежит на животе несколько минут опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову
-Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность
-В вертикальном положении на руках у взрослого хорошо удерживает голову
4-й месяц
-По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источнику звука (к голосу взрослого или звучащей игрушке)
-Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления)
-Громко смеется, когда с ним заигрывают
-Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки
-Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери
5-й месяц
-Отличает близких от чужих людей (по разному реагирует)
-Различает тон с которым к нему обращаются
-Во время бодрствования подолгу певуче гулит
-Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью
-Удерживает в руке погремушку
-Подолгу лежит на животе поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук
-Поворачивается со спины на живот
-Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышками
6-й месяц
-Начинает произносить отдельные слога
-Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается
-Переворачивается с живота на спину
-Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая
-Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами
7-й месяц
-Подолгу лепечет - повторно произносит одни и те же слога
-На вопрос "Где?" (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте
-Играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
-Хорошо и много ползает
8-й месяц
-Громко и повторно произносит различные слоги
-По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свиданья", "дай ручки" и т.д.)
-Во время бодрствования занимается с игрушками долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
-Сам садится и ложится (из сидячего положения)
-Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается
-Переступает, держась за барьер
-Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке
-Пьет из чашки, которую держит взрослый
9-й месяц
-Подражает взрослому - повторяет за ним слоги, которые имелись в его лепете
-На вопрос "Где?" отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения
-Знает свое имя - оборачивается на зов
-С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку
-Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками
-Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками
10-й месяц
-Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги
-По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку
-Отвечает на заигрывания "догоню-догоню", на слово "ку-ку" натягивает на лицо материю, "сорока-ворона" подставляет ладошку и т.д.
-Играя самостоятельно проделывает разученные действия с предметами, подсказанные их свойствами, например вынимает и вкладывает, открывает и закрывает
-Входит на горку (3-4) ступеньки держась за перила
11-й месяц
-Употребляет первые слова обозначения (ав-ав, кис-кис, дай)
-Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос "Где киса?" приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую
-По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки)
-Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку
-Стоит самостоятельно
12-й месяц
-Легко подражает новым слогам
-Употребляет около 10 слов
-Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.)
-Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету)
-Пьет из чашки, сам держит ее
Наиболее часто встречающиеся симптомы заболеваний у новорожденных и грудных детей в возрасте до года
Жалобы ребёнка: Белые пятна на слизистой рта, похожие на крупинки творога
Возможная причина: Молочница
Кто поможет: Педиатр
Жалобы ребёнка: Белые точки на носу, подбородке
Возможная причина: Милиа (закупорка сальных желез)
Кто поможет: Пройдет через 1-2 недели без лечения
Жалобы ребёнка: Беспокойство, легкая возбудимость, повышенная потливость ладоней и стоп, волосы на затылке вытираются, уплощение затылка
Возможная причина: Рахит
Кто поможет: Педиатр, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Беспокойство, плач, отказ от еды, повышение температуры
Возможная причина: Отит или другие острые заболевания
Кто поможет: Отоларинголог (ЛОР-врач), Педиатр
Жалобы ребёнка: Когда вы вкладываете указательный палец в кисть малышу, он не хватается за него
Возможная причина: Поражение нервной системы, следствие родовой травмы
Кто поможет: Невропатолог, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Когда ребенок плачет, пупок начинает выбухать (надувается как воздушный шар)
Возможная причина: Пупочная грыжа
Кто поможет: Хирург
Жалобы ребёнка: Кожа ярко-красная (в основном в складках) с белым налетом
Возможная причина: Грибковое поражение кожи
Кто поможет: Педиатр, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Красные пятнышки с бело-серым пузырьком в центре на груди, ягодицах, конечностях
Возможная причина: Реакция кожи на охлаждение, формирование флоры в кишечнике и прочее
Кто поможет: Угасает без лечения в течение нескольких дней. При обильных высыпаниях - обратиться к врачу.
Жалобы ребёнка: На коже есть пятнышко ярко-красного цвета, которое увеличивается со временем. Не исчезает при надавливании
Возможная причина: Гемангиома (доброкачественная сосудистая опухоль)
Кто поможет: Хирург
Жалобы ребёнка: На коже появляются мелкие розовые точки, покраснение в складочках
Возможная причина: Потница, возможно ребенок перегрелся
Кто поможет: Педиатр
Жалобы ребёнка: Одна половина мошонки увеличена, одно яичко кажется по размеру больше другого
Возможная причина: Водянка яичка
Кто поможет: Хирург
Жалобы ребёнка: Плачет после еды, сучит ножками
Возможная причина: Колики
Кто поможет: Педиатр
Жалобы ребёнка: Покраснение пупочной ранки, кровянистые выделения
Возможная причина: Возможно, начинается воспаление
Кто поможет: Срочно - педиатр или неонатолог
Жалобы ребёнка: Появление на щеках, в локтевых и подколенных ямках, на ягодицах покраснения, мокнутия, шелушения
Возможная причина: Атопический дерматит
Кто поможет: Педиатр, Аллерголог, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Ребенок все время поворачивает голову в одну и ту же сторону, наклоняет ее к одному плечу
Возможная причина: Поражение нервной системы, родовая травма шейных мышц или нарушение их развития
Кто поможет: Невропатолог, Ортопед, Хирург
Жалобы ребёнка: Ребенок очень беспокойный, при плаче у него трясется подбородок и ручки
Возможная причина: Следствие осложненного течения беременности и родов
Кто поможет: Невропатолог, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Ребенок сосет с частыми перерывами или вообще отказывается от груди, синева вокруг ротика
Возможная причина: Пороки сердца
Кто поможет: Педиатр, Кардиолог, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Слезотечение из одного глаза, покраснение и уплотнение века
Возможная причина: Воспаление слезного мешка
Кто поможет: Окулист
Жалобы ребёнка: Согнув ребенку ножки в коленках, вы не можете их полностью развести в стороны
Возможная причина: Недоразвитие тазобедренного сустава
Кто поможет: Ортопед, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Стул пенистый, с зеленым оттенком, разжиженный, с кислым запахом
Возможная причина: Недостаточность фермента лактазы
Кто поможет: Педиатр, Неонатолог
Жалобы ребёнка: Стул частый, жидкий, зеленый, с примесью слизи. Ребенок температурит.
Возможная причина: Кишечная инфекция
Кто поможет: Педиатр
Жалобы ребёнка: Через 10-15 минут после еды ребенок начинает плакать, становится беспокойным
Возможная причина: Малышу не хватает молока
Кто поможет: Педиатр
Наиболее распространенные заблуждения бабушек и дедушек о малышах:
"Икает - значит замерз"
Почти все детки икают, особенно в первые месяцы жизни. Более того, многие начинают это делать в утробе матери. По своей сути - это сокращение диафрагмы (эластичной перегородки, разделяющей грудную клетку и брюшную полость). Икота может быть спровоцирована, например, срыгиванием или неудобным положением. Поносите малыша на руках, поговорите с ним, приложите к груди. Можно дать немного теплой воды. И уж ни в коем случае не надо, основываясь на нашем взрослом опыте, пугать кроху, чтобы он перестал икать!
"Малыш чихает - значит, он простудился"
Слизистая носовых ходов крохи настолько нежная, что любая частичка пыли или резкий запах могут привести к тому, что вы услышите "Апчхи!". Зачастую чихание для малыша - это стремление избавиться от избыточной слизи, скопившейся в носике. Помогите ему, прочистив нос ватными турундами.
"Пусть поплачет - легкие будут здоровые"
Крик малыша - сигнал о желании пообщаться с кем-то из родителей, о том, что подошло время подкрепиться, сменить подгузник и т.д. Нет никакой связи между длительностью крика и развитием легких. Дыхательная гимнастика - вещь полезная, но заниматься ею лучше, когда ребенок немного подрастет. Кстати, с криком связаны еще два распространенных заблуждения. Первое: "Нельзя позволять ребенку долго плакать. Иначе он может накричать себе грыжу". Это пошло оттого, что при крике повышается внутрибрюшное давление и грыжа, незаметная до сих пор становится видимой. Вспомним, что при грыже происходит выход внутренних органов, например, петли кишечника, через отверстие в мышечных слоях брюшной стенки. Чаще всего таким "выходом" служит расширенное пупочное кольцо. Таким оно сформировалось во время беременности, а не оттого, что кроха плакал. Вторая "примета" - "Если ребенок много плачет, то будет нервным, когда подрастет". Особенности нервной системы наследуются в первую очередь от родителей. На ее развитие влияет течение беременности, а вовсе не плач малыша. Хотя при синдроме повышенной возбудимости, кроха действительно становится беспокойным, плохо засыпает, но этой проблемой занимаются детские невропатологи.
"Прикорм надо вводить тогда, когда прорежется первый зуб"
Во-первых, сроки появления первого зубика у грудничков различны: от 3 месяцев до 8. И если на первых месяцах жизни мамино молоко полностью отвечает "питательным" запросам ребенка, то по мере взросления ему понадобятся дополнительные продукты, чтобы правильно развиваться. Ведь первый год - один из периодов наиболее активного роста: к 12 месяцам ребенок утраивает свою массу! А для своевременного появления зубов необходим строительный материал (белок, кальций), который малыш получит при введении прикорма.
"Пеленать надо туго, а то ножки будут кривыми"
Все же, форма ножек передается по наследству от родителей и бабушек с дедушками! А искривление ножек - частое последствие не леченого рахита. Более того, уже давно доказано, что для правильного формирования тазобедренных суставов важно, чтобы головки бедер давили на суставную поверхность тазовых костей. Правильное развитие сустава достигается при так называемом "широком" пеленании с разведенными ногами. Близкое к идеальному положение ног возникает и при использовании современных детских подгузников (драйперсов).
"Если ребенка подстричь наголо в год, то волосы будут расти густыми и пушистыми"
Структура пушкового волоса и волосяной луковицы у грудничков отличается от их строения у взрослых. Волос малыша более тонкий и легче выпадает. В годовалом возрасте пушковый тип волос постепенно заменяется на взрослый, независимо от стрижки "под новобранца", которая создает "оптический обман" - кажется, что вырастающих волос становится "больше", хотя это всего лишь изменяется структура волоса у подрастающего ребенка. А вот густоту шевелюры, цвет и "кучерявость" детки наследуют от своих родителей независимо от "парикмахерских услуг".