Игры в неигрушки
ИлюшаКогда сын стал ползать, я, первым делом, занялась безопасностью, в частности, поставила блокираторы на ящики, до которых он мог дотянуться. Чтобы не прищемил пальчики, не схватил острое, не проглотил несъедобное и т.п. Но когда подрос (на тот момент ему был год), я решила, что пора пространство расширять!
Я сняла блокираторы с нижних ящиков на кухне, чтобы он мог сам открывать их и изучать то, что внутри. Конечно, предварительно перебрала содержимое, убрав все, что представляет реальную опасность (химию, острое, бьющееся и т.п.).
О, сколько было восторга! Первое время его просто невозможно было увести с кухни: он открывал и закрывал их, вытаскивал все и разбрасывал вокруг, так что негде было пройти :)
Дальше о том, что мы смогли "выжать" из этих ящиков для нашего развития.
1. Первой задачей было научить его закрывать ящики, не прищемляя пальцев. Справились с этим за пару дней. Я сидела рядом и каждый раз, когда он хотел закрыть, говорила "Осторожно, пальчики!" и показывала, как закрывать правильно. Несколько раз, придерживая дверку, давала слегка прищемить пальцы, чтобы он понял, что это такое, говорила "Ай-ай-ай, пальчики, больно!". И, конечно, хвалила и целовала, когда он делал, как надо. Теперь он закрывает ящики, толкая за ручку, а если забывается, говорю "Пальчики!", и он начинает делать все подчеркнуто медленно и осторожно, выглядит очень забавно :)
2. Постоянный погром на кухне совсем не входил в мои планы, поэтому стала учить ребенка убирать все по местам. Сначала подавала предмет, просила "Убери, пожалуйста, на место", показывала, как открыть ящик, положить внутрь и закрыть. Ему эта "игра" доставляла огромное удовольствие. Потом он стал сам поднимать с пола предметы и относить в ящик. Убирая вещи по местам, он знает, что в каком ящике хранится. Ну чем вам не сортер! А недавно вообще поразил меня: я дала ему новый половник, который он раньше никогда не видел, и попросила убрать, и он без подсказки открыл ящик с посудой и положил его туда. Это уже обобщение!
3. Когда он играет с предметами из ящиков, я называю их. Он уже запомнил все слова ("половник", "кастрюля" и т.п.), приносит мне нужную вещь, если попрошу. Игра "принеси мне" вообще одна из самых любимых. Он может просто открыть ящик, встать у него и призывным "Маааам" (это пока у нас слово на все случаи жизни) требовать, чтобы я назвала предмет, который принести.
4. Ну и, конечно, сами предметы в ящиках очень разнообразные по цвету, размеру, материалу и др., это дает кучу возможностей для обучения. Кастрюли можно ставить одну в другую, складывать внутрь мелкие вещи, искать похожие предметы, сортировать по цветам и проч. и проч. Зачем покупать огромное количество "развивающих" игрушек, если их можно заменить самыми обычными вещами?
5. Самое главное, он наблюдает за мной, повторяет за мной, помогает мне: подает половник, когда готовлю, или убирает кастрюли, когда мою посуду. Мы можем делать что-то вместе даже тогда, когда у меня нет времени сесть поиграть с ним.
Вроде, все, о чем я написала, лежит на поверхности, но, почему-то не сразу приходит в голову. Может, мой пост натолкнет кого-нибудь на хорошие идеи. Вместо того, чтобы запирать все от ребенка и все запрещать ему, лучше организовать специальные безопасные зоны, где он сможет играть со "взрослыми" предметами с пользой для себя и родителей.