Наталья Гайдай: "Мне Вселенная доверила моего ребенка"
Сегодня узнала интересную новость про женщину по имени Наталья Гайдай, организовавшую в Крыму (г.Коктебель) коррекционный лагерь для детей с аутизмом. Лагерь существует уже не первый год, приглашаются дети с особенностями развития и их семьи для отдыха и восстановления. В программе лагеря:
- Групповые занятия (музыкальная терапия, ручной труд, игровая терапия, кинезотерапия).
- Индивидуальные занятия по желанию (логопед, дефектолог, нейропсихолог, Томатис-терапия, иппотерапия).
- Общие мероприятия (походы, спектакли, дискотеки, мастерклассы, экскурсия).
- Занятия ведут опытные педагоги.
Условия проживания:
- на базе частного сектора, 15 минут от моря, закрытый тенистый двор, с детской площадкой и песочницей, беседками и летними кухнями.
- 2-3 местные комнаты. Имеются комнаты повышенной комфортности ( с изолированным санузлом). Есть возможность готовить самим (супермаркет и рынки рядом), либо заказать питание. Подробности здесь и ВКонтакте страничка лагеря
А вот и интервью с ней, тоже очень вдохновляющее.
- Когда назрела необходимость создания общественной организации «Ангелочек»?
- Мы столкнулись с тем, что все родители детей-инвалидов нуждаются в определенной помощи, в зависимости от заболевания ребенка, и все мы пытаемся обратиться в какие-то инстанции, но каждый сам по себе добиться не может практически ничего. Речь идет даже не о материальных благах, а о создании определенного центра, где дети с ограниченными возможностями Феодосийского региона могут получать квалифицированную помощь педагогов для дальнейшей адаптации в обществе. Для того чтобы они могли не просто сидеть и смотреть дома телевизор, а могли общаться со здоровыми детьми и взрослыми. Для того чтобы это было действительно инклюзивное общение, когда здоровые дети толерантно относятся к детям с ограниченными возможностями.
- Как проходит обучение детей с диагнозом «аутизм»?
- Врачи очень скептически относятся к обучению детей с аутизмом. Есть очень много детей в Украине, которые в пять-шесть лет ничего не умели и не показывали никаких способностей, а сейчас в 12-15 лет они имеют энциклопедические знания, учатся в обычных классах, хотя у них остались особенности в поведении - они не могут сориентировать себя в общении с людьми. Однако практика показывает, что они обучаемы, хотя раньше в это никто не мог поверить. Когда лет шесть-семь назад у нас был совместный проект с финнами, и выполнение условий гранта контролировалось, то дети с диагнозом «аутизм» действительно обучались в школе. Как только проект с финнами закончился, их всех потихонечку из школы «попросили».
Действительно, такие дети очень сложные и к ним нужен особый подход, а у нас нет необходимой педагогической базы для того, чтобы обеспечить им соответствующий учебный процесс. Инклюзивное преподавание предполагает наличие при каждом ребенке с особыми потребностями наличие педагога-адаптора, который должен удерживать внимание ребенка и направлять его в рамках деятельности школьной программы. Однако сейчас здесь эти программы не финансируются.
- Кто помогает «Ангелочку» в адаптации детей?
- Нам очень помогает директор средней школы №13 Наталья Левина, которая по своей инициативе организовала дошкольную подготовку для детей с ограниченными возможностями. Она очень хороший человек и горит своей работой. Наталья Левина заключила договор с преподавателями феодосийского Центра детского творчества, которые занимаются с нашими детьми. Кроме того, им помогает психолог и дефектолог тринадцатой школы. Однако вся эта работа происходит по инициативе самих педагогов, Управление образования навстречу идет неохотно. Я в прошлом году обратилась в исполнительный комитет Феодосийского горсовета с просьбой открыть класс для детей с ограниченными возможностями, мне пообещали, что по решению медико-педагогической комиссии этот вопрос будет рассматриваться в августе 2012 года. Сейчас Управление образования не выделяет нам группу меньше 15 человек, но когда так много детей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку очень сложно и педагогическая работа оказывается неэффективной.
- Как наше общество воспринимает детей с ограниченными возможностями?
- Расскажу на своем примере. Все, кто знает нашу семью и нашу ситуацию, конечно, они относятся с пониманием. Но у многих людей поведение моей дочери вызывает настороженность, ведь, внешне по ней не видно, что она не такая, как все. Люди у нас, в основном нормальные, с уважением относятся к таким детям, особенно, когда им объясняешь ситуацию. Просто о проблеме инвалидов надо чаще говорить и объяснять обществу, что это такие же люди, только с ограниченными возможностями. Недостаток информации и социальных программ пока не может в одночасье сделать наше общество терпимым и толерантным.
В чем больше всего нуждается «Ангелочек»?
- Самая болезненная тема - это отсутствие специалистов. Во-первых, нет людей, которые готовы заниматься с детьми-аутистами, во-вторых, для тех, кто все же выразит такое желание, необходимы деньги чтобы ездить на тренинги, семинары и обучаться, как правильно работать с такими детьми. В горсовете мне пообещали, что, в принципе, могут найти деньги на обучение таких специалистов, но желающих пока нет. Поэтому я хочу обратиться ко всем неравнодушным психологам и педагогам, у кого возникнет желание заниматься с детьми-аутистами и сотрудничать с «Ангелочком», мы будем рады таким специалистам и поможем, чем сможем.
У нас есть мечта - открыть центр с преподавателями, куда все дети с ограниченными возможностями могут прийти и найти себе занятие по душе, будь это музыка или рисование, а также друзей. Но проблема в том, что даже если мы найдем грант для открытия такого центра, то у города сейчас нет возможности финансировать оплату коммунальных услуг, а также зарплату специалистам, которые будут заниматься с детьми-инвалидами.
- Какую помощь нужно оказывать родителям детей с ограниченными возможностями?
- Родители детей-инвалидов в течение долгого времени находятся в состоянии глубокого стресса. Это приводит к естественной усталости. Многие мамы очень часто после рождения ребенка активны, а потом, когда ребенок подрастает, у них опускаются руки - обреченность и бессмысленность своего существования многих приводит к пассивному образу жизни. Если бы в нашем государстве была нормальная адаптация детей с ограниченными возможностями и их родителей в обществе, то на эти проблемы смотрели бы иначе, а к таким детям было непредвзятое отношение. Родителям детей-инвалидов крайне необходима помощь психолога, их необходимо понять.
- Что вы посоветуете родителям, у которых родился здоровый ребенок, но они не уделяют должного воспитания своим детям?
- Пока сам не столкнешься с каким-то горем, то не понимаешь ценность своей радости. Поэтому я порекомендовала бы родителям здоровых деток, больше уделять им внимания и заниматься их воспитанием. Кроме того, мы будем рады, если родители таких детей будут приводить их на совместные мероприятия и праздники с нашими - именно в такие моменты происходит очень глобальная переоценка жизненных приоритетов, и начинаешь ценить жизнь и здоровых детей.