Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Алиса — 7 лет 9 месяцев
Анатолий — 3 года 6 месяцев
Москва Россия

Про допущения (мультики, маркеры и конфеты) и еще всякое бла-бла:)

11 февраля 2016, 16:39   •   Общее развитие

Хочу поговорить на страшные темы, полные поверий и легенд: учить или не учить ребенка рисовать, давать или не давать конфеты, показывать или нет мультики.

Алисе четыре, и я учу ее рисовать. Звучит почти как "Здравствуйте, меня зовут Лиза, и я алкоголик"))))

Короче, сейчас небольшая предыстория, а в следующем посте будет практика с картинками и всё по пунктам))

Я когда-то сама писала о том, что раскраски притупляют творческий потенциал ребенка, загоняя его в рамки и не давая творить. Это действительно так. Мне часто приходят вопросы, как же так: я писала и про фломастеры, и про раскраски, а сама даю их дочке? Или я писала про то, что надо развивать правое "образное" полушарие мозга через творчество и воображение, а сама даю задания на логику. Или я писала, что Алиса не смотрит мультики, а она уже знает, кто такой Бемби и ждет на день рождения принцессу Эльзу.

И ваши вопросы вполне уместны, поэтому я сделаю лирическое отступление. Нет, я не сдала позиции, не выгорела и не стала усаживать ребенка перед мультиками и раскрасками лишь бы отстала, просто я научилась делать допущения.

Если в двух словах, то все очень просто. Когда у женщины появляется первый ребенок, к нему не выдают инструкцию. Постепенно мы узнаем, что это за такой механизм: как определить по типу плача, чего он хочет, как ввести режим, сверяемся с календарем кризисов и утешаем себя, что через неделю это пройдет, узнаем, когда вводить прикорм и боремся с бабушками из-за печенья и конфет, вычитываем, что ползать надо много и активно, что водить за руки нельзя, что никаких ходунков, узнаем, как выбирать ортопедическую обувь и как приучить к горшку, что никаких мультиков до двух лет, и что после трех уже поздно. Из всего этого молодая мама первого ребенка составляет себе свою картину мира и свою инструкцию, которая, как ей кажется, должна быть универсальной и подходить всем. И вот она уже точно знает и рассказывает другим мамам на площадке, что высаживать над раковиной бесполезно, что не надо давать коровье молоко и переводить на общий стол в год, что самая удобная одежда - это слип, что спать на животе нельзя, что совместный сон - это зло, несущее разлад в семье, и что без соски ребенок вырастает нервным и будет искать заменители - сосать палец или карандаши, а еще хуже, если во взрослой жизни в виде сигарет и бутылки, чтобы наверстать упущенное. Молодые мамы ожесточенно спорят на предмет воспитания и развития, у них еще нет опыта, и, как правило, еще нет своего мнения на предмет того же воспитания и развития просто в силу того, что в школе не было предмета "материнство". Есть только чужое мнение, которое они где-то прочитали в виде статейки с громким заголовком типа "Вред раннего развития" или "Детсадовская уравниловка", и оно показалось им логичным.

Когда через пару-тройку лет максимализм молодой мамы отходит на задний план и появляется опыт, желательно еще подкрепленный какой-то литературой, то кроме черного и белого появляются тона и полутона. Оказывается, что ваша подруга, которая ни разу не брала ребенка спать в свою кровать (не кормила грудью, ввела прикорм в 5 месяцев, гуляла зимой меньше 2 часов в сутки, варила макароны на ужин, не давала "голопопить", не занималась по карточкам, отдала в сад, не отдала в сад, стерилизует детскую посуду до двух лет, протирает ребенка водкой при температуре, шлепнула по попе в сердцах, накормила сосиской, оставила с бабушками в год и уехала отдыхать, и так до бесконечности) тоже вполне нормальная и адекватная мама, желающая ребенку добра и руководствующаяся своей логикой, согласно полученной где-то информации. Мы все действительно разные, и у всех у нас свои представления о том, что правильно, а что нет.

Если вернуться к нашей теме мультиков и рисования, то в какой-то момент, пройдя все те же стадии четких инструкций, я научилась, наконец, видеть градации и соотносить объемы. То есть, если ваш, скажем, трехлетний ребенок очень много читает с мамой (развивается словарный запас, фантазия, усидчивость, воображение), гуляет (получает достаточно двигательной активности и смотрит вдаль, чтобы укреплять зрение), умеет придумывать ролевые игры (способен сам придумать и воплотить сюжет, с готовностью берет на себя роль режиссера), то почему бы не дать посмотреть ребенку злосчастный мультик, одобренный вами. Если он с удовольствием есть брокколи, получает на обед суп, а на завтрак кашу, в рационе много овощей и зелени, то почему бы не дать ему конфету. Конечно, не с двуокисью токсобензохлора, а нормальную хорошую конфету. Если ребенок может прекрасно сам придумывать сюжеты для своих рисунков, рисует картины и сам их раскрашивает, почему бы иногда не порадовать его раскраской.

То есть если ребенок готов изрисовать собственноручно 10 альбомных листов, а потом просит одну раскраску - почему нет?

Так что всегда всё дело в объёмах. Иногда очень хочется получить красивый рисунок, но ты понимаешь, что нарисовать именно так у тебя сейчас не получится, зато можно приложить меньше усилий - раскрасить готовые контуры, и получить кусочек красоты, на которую будет приятно смотреть. Так что качественные красивые раскраски - это тоже своего рода стимул. Но если ребенку больше нравится раскрашивать свои собственные рисунки - это замечательно.

Тоже самое касается обучению рисовать. Если ребенок увлеченно рисует сам, сам без вашей помощи реализовал на бумаге уже множество объектов, а потом просто захотел нарисовать звездочку определенной уже знакомой формы, но получается криво и он расстраивается, почему бы не показать простой способ, как это сделать, и не давать ему расстраиваться?

Я все это пишу потому, что помню шумиху вокруг выложенных мной где-то картинок Алисы с маркером после того, как я написала, что маркеры лучше не давать. Да, маркер не делает много пользы, в первую очередь потому что ребенок не чувствует нажим. Но маркер не всегда настолько вреден, как о нем пишут, а иногда даже полезен - это ведь совсем другой тип штриховки, им тоже надо научиться работать.

Главное, чтобы каждое из этих маленьких допущений не повлекло за собой все большие допущения, а в дальнейшем и отказ выполнять что-то самостоятельно или требование что-то дать.

Как простой пример, я категорически против гаджетов в машине. Я не даю ни телефон, ни планшет, и Алиса просто не знает, что так вообще можно. Меня полностью устраивает формат наших с ней поездок, когда мы много разговариваем, играем в словесные игры, и я ничего не хочу менять. И я, зная своего ребенка, даже если будет очень трудно, не дам ей в руки ничего, чтобы просто она не знала, что можно ехать и играть или ехать и смотреть мультик, чтобы потом мне не приходилось бороться с требованиями и делать те же самые допущения))

На первых годах жизни действительно очень логично и правильно не учить рисовать ребенка, чтобы он не заучивал шаблоны, а смог сам воспринять и передать простейшие формы, научился рисовать свой дом, елку, собачку или солнышко такими, какими он их видит. Очень много интересной и крайне полезной информации на эту тему есть в книге Марины Озеровой, о которой я когда-то писала здесь. Только вот многие, прочитав книгу, когда их детям было, скажем, два года, усвоили этот момент и остановились. За эти пару лет дети подросли, теперь им 4-5, и они очень хотят рисовать вместе с родителями и знать как. И я рисую вместе с Алисой. Каждый раз я создаю новый образ одного и того же предмета. Я стараюсь показать много разных способов нарисовать то же дерево или цветок, дом или облако. Это и есть та самая грань, позволяющая ребенку выбирать, не заучивать шаблоны, а видеть разнообразие как мира, так и способов его изобразить.

В общем, все дело в объемах и их соотношении. Делать что-то иногда не страшно, если вы точно знаете, что оно не перерастет в вашей семье во "всегда".

Если сравнивать все вышесказанное с моими любимыми тортиками, то смысл такой: даже фитнес-тренер знает вкус чизкейка, потому что тоже человек))

Комментировать

Комментарии

Nataly Gonchar 30 марта 2017, 00:55
Россия, Санкт-Петербург

Есть методика рисования с 2х лет

Интересно ваше мнение о ней

https://vk.com/nvm_izo


мы начали с 2,5 лет рисовать красками. мое участие принести краски и чистые кисти, постоять рядом.

мне нравится, ребенок может рисовать до часа, 3х лет еще нет

Ответить
Наташка 9 марта 2016, 15:25
Россия, Казань

Лизочка, Вы просто умница с большой буквы!!!!Лично я, с Вас, беру пример. Дай Бог Вам всего самого хорошего и доброго. Лиза, если у Вас есть хоть одна минута свободного времени, дайте пожалуйста совет родителям которые вообще не могут рисовать, но которые хотят научить своих деток,с чего им начинать? Заранее спасибо.

Ответить
Хорватия, Сплит

Как раз размышляла на тему обучения рисованию. Тоже подход такой, что не показываю как "надо" и прочее.
И вот случайно дочка (ей 4) увидела видеоурок для взрослых но там простенькая картинка была, она тут же уселась рисовать и посмотрела этот урок раз 10 отказываясь идти спать, а время уже было очень позднее и сказала, что ей еще надо учиться и учиться и какой там спать ))))
Вот я и задумалась, что, наверное, пора уже учить как-то. Думаю тоже по каким-нибудь видеоурокам, есть для малышей, потому что дочка в штыки воспринимает то что я показываю считает что и так все знает :)
В машине мы тоже не даем гаджеты и не просит, она вообще хоть и с упрямым жутко характером, но я уже на автопилоте разжевываю все подряд и она прекрасно знает что к чему и почему нельзя, а иногда можно :) даже сладости уже не просит и возмущается, что их дарят )))))

Спасибо, что делишься своим опытом!

Ответить
Россия, Москва

Лиза, а я так рада, что нашла твой дневник, когда сыну 9 месяцев, а не старше.
Во мне творчество стремится к 0, а с помощью тебя и других талантливых мамочек в интернете, я вижу как можно развивать ребёнка.
Не на всё есть время, не на всё есть способности, но в любом случае я получила самое главное - направленный вектор!
Творите с Алисой и делитесь с такими как я.
Спасибо за весь дневник в целом и каждый пост в отдельности!

Ответить
Россия, Москва

Спасибо огромное!)))

Ответить
Россия, Кострома

Не согласна с рисованием, до 6 лет не надо вмешиваться в рисунки ребенка и обучать рисованию, в настоящих художках, говорят об этом все учителя, вот почему и возраст поступления в художественную школу 10 лет, ребенок готов к обучению живописи и рисунка в целом, сама училась в художке, а с а с маленьким лучше сидеть рядом и творить шедевры, а он сам приспособиться что рисовать, с другим согласна:-)

Ответить
Россия, Москва

А я тоже не согласна, потому что все дети разные)) 10 - это средняя температура по больнице, ну то есть возраст, когда уже точно все дозрели, и можно начинать учиться, а у кого в какое время на самом деле начинается созревание - уже зависит от многих других факторов. Эта разница может быть колоссальной с разбросом в несколько лет. Проще дождаться этих стопроцентных десяти лет, чем анализировать каждого отдельного ребенка. А родители этот момент могут почувствовать в отличие от педагога, который впервые в жизни видит ребенка.

Ответить
Россия, Кострома

Я не говорю конкретно в 10, просто к 10 годам ребёнок может поддаваться именно обучению, осваивать приёмы, но до 6 лет у ребёнка идёт освоение своего тела и себя с духовной точки зрения, он передаёт это в рисунке, поэтому и цвета и формы он выбирает сам,опять же передает картину и формы.Незнаю как вы относитесь к вальдорфу, но конкретно про рисование я согласна на 100 процентов.Можно послушать художника и арт- терапевта Александра Цвелика очень интересно.У меня дочь тоже безумно любит рисовать, у неё тоже не плохо получается, но мне например самой интересно наблюдать как её рисунки прогрессируют, я пока наблюдаю, рисую с ней, рисую что мне хочется, а она выбирает рисовать эту же тему иличто то своё.

Ответить
Надя 14 февраля 2016, 19:11
Россия, Санкт-Петербург

Лиза, я давно читаю ваш дневник, но никогда не комментировала посты, здесь, после прочтения столь нетактичных и ядовитых комментариев некоторых мамочек, хочется сказать Вам, спасибо огромное за Ваш труд, Ваши мысли, Ваш опыт!!!Всегда с нетерпением жду ваших постов!Вы замечательная мама, жена и хозяйка!!!У Вас прекрасная семья и дом-полная чаша!!!Желаю мира, процветания и благополучия Вашей семье!!!Все кто пишут негативные комментарии просто Вам завидуют!И ведь есть же у них время, чтобы писать тут целые сочинения!

Ответить
Россия, Москва

Спасибо большое за такие теплые слова! Мне очень приятно!

И вам всего наилучшего!

Ответить
Казахстан, Алматы

Вы озвучили мои мысли) Не могу уже давно заходить в сообщества, где есть мамы фанатички и которым лишь бы только осудить и поспорить. Может, поэтому многие мамы и перегибают с воспитанием. Не хотят показаться плохими.

Ответить
Татьяна 13 февраля 2016, 12:10
Россия, Москва

В этом посте есть здравый смысл, надо просто быть объективнее. К сожалению, это не всегда и не у всех получается. Мамочки, вы безусловно имеете право на свой взгляд и можете высказывать свое мнение. Но давайте не будем копаться в чужом нижнем белье. Все эти вопросы о личном пространстве Лизы, о ее работе, доходах и прочем, ну, как минимум неуместны и не пахнут хорошими манерами.
Лиза, дорогая, а вам желаю продолжать в том же духе, а самое главное, ни в коем случае не оправдываться. Те, кто умеет читать, уже впитали полезную информацию, а кто настроен предвзято, разве нуждаются в разъяснениях?

Ответить
Россия, Москва

Спасибо большое за пожелания и теплые слова! Мне действительно очень хочется здоровой критики и теплой атмосферы беседы, а не копания в моей личной жизни и выискивания мелких несоответствий в моих словах три года назад и сейчас. Надеюсь, со временем со мной останутся более душевные люди, способные на диалог, а не рассуждающие обо мне в моем же дневнике в третьем лице.

Ответить
Василиса 13 февраля 2016, 01:32

Я немного не в тему, но про карточки на сайте супермама, очень хочу и мечтаю о том чтобы была возможность самой выбрать темы для просмотра, так как мальчик и если там нет про машинки один день перенесет, второй уже будет елозить, а третий просто откажется смотреть, потому большая к Вам просьба, Лиза, если есть такая возможность сделайте хотя бы одну тему на выбор. Просто мы смотрели несколько дней к ряду про лягушек, потом переключились на воробьев, теперь мухи, а сын ждет грузовики, машинки.... и живопись его интересует только когда там знакомые картинки Густафа, или что-то связанное с детьми. А вдруг машинки, как он говорит. Даже математику когда скучные для него карточки смотрит с удовольствием, что, конечно радует маму.

Ответить
Украина, Киев

Мой ребенок младше Алисы на полгода. Я, как и многие мамы, наткнувшись на ваш дневник сразу начала пытаться реализовывать все идеи... Далеко не все нам подходило, естественно я, опять таки как и многие мамы, расстраивалась. А потом прочитала книгу про 2 разных мира девочек и мальчиков - опять таки по вашей рекомендации и меня отпустило. Я же мама другого ребенка!!! я мама мальчика!!! у нас просто все по другому!!! Но материалы, которыми, вы делитесь на самом деле очень хороши, и рекомендации книг очень полезны. И инстаграм я листаю с удовольствием, потому что он ярок и красив, а окружает нас часто серость... Я тоже в процессе обустройства дома и мне интересно подглядывать за вашими интерьерными идеями, читать про места, где я еще не была... )) В общем, просто хотела поблагодарить, за то, чем вы делитесь. Из каких соображений - чувство самореализации, желание разделить позитив с остальным миром или вообще только вам ведомые мысли - это не мое дело, как впрочем и остальных. Если мысли всех людей будут совпадать - это же будет страшно скучно ))) А когда я в чем-то с вами не согласна, это вообще отлично, хороший повод лишний раз пораскинуть мозгами - в общем сплошная польза )))

Ответить
Россия, Москва

Большое спасибо! Ваши слова очень ценны для меня!

Ответить