Created with Sketch.
Войти Регистрация
  • Базар
  • СП
  • Новый год 2018
  • Задать вопрос
Алиса — 5 лет 11 месяцев
Анатолий — 1 год 8 месяцев
Москва Россия

Детская нагрузка и родительские неврозы

12 июня, 13:03   •   Общее развитие


На днях мы с приятельницей обсуждали тему детского развития и детской занятости. Мы обсуждали, правильно ли загружать ребёнка занятиями, кружками и секциями, приучая к темпу современной жизни, и нужно ли все время поддерживать в ребёнке занятость, чтобы не оставалось время на всякую ерунду и маету. Она задала мне вопросы, и своими рассуждениями я бы хотела поделиться и с вами.

Ответы на подобные вопросы всегда не однозначные. Дело в том, что современные тенденции детского развития так круто взяли в оборот молодых родителей, что даже появился новый термин "родительский невроз". Признак родительского невроза в том, что родители постоянно хотят занять своих детей. Им кажется, что если ребёнок сидит без дела, то он не развивается, и поэтому родители всегда в поисках увлекательных игр для своего чада, секций, кружков и занятий. Родители так много времени проводят в детской игре, что, напротив, не дают ребёнку проявить себя. А между тем, ребёнок, оставшийся в одиночестве без дела, развивается, и ещё как. Если, конечно, ещё не всё запущено, и он не мается от безделья, сдабривая каждую проведённую в одиночестве минуту обильным нытьём. В этом случае, конечно, уже важна будет коррекция поведения, но об этом потом.

Ребёнку всегда нужно пространство, свободное от видимого обучения. Это время для размышления, для самоосознания, для того, чтобы разложить весь новый опыт по папочкам в голове. Родителям только кажется, что ребёнок в такие моменты ничем не занят. На самом деле, в его голове проходят колоссальные процессы.

Многие думают, что если ребёнку скучно, то нужно срочно чем-то его занять. К сожалению, занятость - это не панацея для развития гармоничной личности. Дети должны уметь занимать себя сами, придумывать собственные дела и развлечения. Если не дать им своевременно приобрести этот навык, с большой вероятностью ребёнок будет избирать для себя в дальнейшем пассивные развлечения - когда его кто-то развлекает: телевизор, компьютер, смартфон.

А на самом деле, если задуматься, то именно в свободное от всех занятий время и принимаются самые важные решения, приходит осознание и озарение. Именно в эти моменты рождается идея и мотивация. Поэтому родители, которые ежедневно стремятся заполнить время своего ребенка чем-то новым и "очень полезным", рискуют лишить его времени для развития собственной фантазии, желания придумать и реализовать что-то новое, дерзнуть. Поэтому всё хорошо в меру: всестороннее развитие, секции и кружки должны сменяться периодами, когда ребёнок предоставлен сам себе, своим фантазиям и играм, этакими временными зазорами, когда у ребёнка есть время разглядеть самого себя. Временные пустоты должны быть такими, чтобы над ребёнком ничего не давлело: не было никаких ограничений, целей деятельности, руководства или стимуляции.

Очень важно оставлять ребёнку место для исследования мира. Не спешить давать ответы ещё до того, как появятся сами вопросы. Ребёнок должен иметь возможность научиться делать что-то сам, почувствовать радость от осознания, что он преодолел препятствие или сделал самостоятельное открытие, только так он наполнится жизненной энергией и мотивацией для того, чтобы развиваться самостоятельно.

Очень важно при этом давать ребёнку принимать собственные решения, наделять его ответственностью. Можно предлагать как можно чаще делать выбор, начиная с подбора одежды для выхода на улицу и заканчивая самостоятельной оплатой покупок на кассе, разбором сумок дома или сервировкой стола к ужину. Очень важно при этом поддерживать все благие начинания ребёнка, чтобы удержать в нём желание делать и помогать. И самое важное, во время исследования мира и попытках занять себя самостоятельно, не надо акцентироваться на результате. Не стоит сразу ждать красивой картины, если ребёнок решил развлечь себя рисованием. Главное - процесс, потому что устремление в данном случае намного важнее результата. И конечно, в идеале родитель должен увидеть, что вся деятельность ребёнка, все его открытия проходят через игровую деятельность.

Я очень прошу воспринимать мои посты легко, не как руководство к действию, а как повод для размышления, и помнить, что это всего лишь одна грань во всем многообразии того, что мы, как родители, можем дать своему ребёнку.

Я честно скажу: я находила в себе черты, мне часто казалось, что надо стараться ещё больше, но мне кажется, что я вовремя задумалась над этим вопросом, взяла себя в руки и дала ребенку возможность познавать самого себя и мир вокруг без моей постоянной помощи. Признавайтесь, вы страдаете родительским неврозом?

Комментарии

Россия, Москва

В итоге из занятий у Алисы осталось не так много, зато стабильно. Это спортивная гимнастика, куда она ходит уже полтора года, и английский язык, который до определенного времени то был, то пропадал, я искала хороших педагогов. Сейчас, слава богу, английский более-менее стабилен, до конца лета так и будет, а потом посмотрим. Алиса трижды в неделю ходит в игровую группу, где педагог говорит преимущественно на английском, в общей сложности получается около 15 часов в неделю. Конечно, занятий все 15 часов не получается, потому что дети между собой общаются по-русски, и, тем не менее, потихонечку английская речь прилипает. Помимо английского и гимнастики, мы продолжаем много заниматься творчеством дома, иногда Алиса ходит на живопись к художнице, но получается довольно редко. Ну и периодически мы себя развлекаем небольшими курсами типа гончарного мастерства.

Источник: https://www.babyblog.ru/user/moment/158135 © BabyBlog.ru

😄😄😄 это из предыдущего поста, если что уж простите...

Россия, Москва

я страдала, со старшим сыном и всегда страдаю, когда читаю ваши посты))) к счастью, когда ему было два года, родилась младшая и мне пришлось ослабить хватку, в этот период мне повстречались очень хорошие на мой взгляд женщины, матери, которые стали мне можно сказать наставницами, одна из них меня еще и закидала информацией и благодаря ей я ознакомилась с разными аспектами родительства, увлеклась детской психологией, прочитала кучу литературы и многое переосмыслила и поняла, что была не права, но на этом невроз не закончился, потому что мне надо было научить ребенка играть самому, а для этого, мне надо было научиться играть самой, потому что ему нужно было со мной отыграться, это был сложный период. очень сложно было открыть в себе ну не знаю, творческую чакру чтоли, но когда это произошло, играть стало легко и весело. я конечно не занимаю детей целый день, но я им подкидываю, что называется в топку, идеи для творчества и для игр. и конечно через какие то совместные занятия стараюсь им передать как можно больше материнского тепла, изучаю их. они меня постоянно поражают своими мыслями и выводами.в общем моно сказать что невроз меня отпустил, но не полностью, всегда кажется, что что то не успела, что то не додала, а где то моет была слишком уставшей чтоб проникнуться.

Россия, Москва

Мне кажется, что каждый случай индивидуален. у нас в Москве получается, что очень много времени зкнимают танцы старшей - почти каждый вечер и раз в неделю рисование. Но это ее выбор и бежит она на занятия бегом. Плюс два раза в неделю занятия младшей. Выходит много и некоторые любят меня этим попрекать. В свободное время я могу с ними почитать, порисовать, но если они настроены играть - не трогаю. 3 месяца мы на даче - они сами выбирают себе занятия. Большую часть дня играют, старшая по утрам занимается растяжкой (это ее решение). Когда просят - читаю, занимаюсь с ними. Ну и тут у них больше времени на общение со сверстниками, это я вообще очень поощряю.

Россия, Домодедово

как вообще ребенку может быть скучно?! это взрослые придумали. мой бьет крапиву палкой во дворе, ковыряется с жуками, строит башни из каких-то камней. и я никогда не придумывала для него игр и занятий. он занят сам собой. без развивашек. и без уроков. в три с половиной года.

читала недавно статью психолога, к которой приводили безвольных 15-летних лбов из благополучных семей, а дети ничего не хотели, не стремились, не интересовались, хотя у них с рождения была забита каждая минуточка: грудничковое плавание, бейби-йога, монтессори, мемори-карточки, музыка, пение, хореография для годовасиков и тд - все 15 лет.

крестная моей сестры - родительница вот такого 16-летнего уже лба. обеспеченная семья, поздний ребенок и желание (плюс возможность) дать только лучшее! студия лепки, музыка, хореография, рисование и тд. мне жаль таких детей, их задолбало жить уже не втором году)))

Россия, Петропавловск-Камчатский

Согласна с Вами, Лиза, на все 100%. Убедилась недавно в своей правоте по воле случая. Из-за резких перемен в жизни, пришлось очень плотно работать последние месяцы и "забросить" сына, 1 выходной в неделю и тот весь в хоз.заботах, с бабушкой-дедушкой на даче на больничном и т.д. Нет, конечно, игрушки-конструкторы, книги заказывала по привычному графику, фантастический день рождения с долгожданными подарками, огромной коробкой Macformers и пр., расписала подарки родственникам к дню рождения. Но... не было привычных, ритмичных занятий по Кумонам, и т.д. И вот долгожданный просвет и занятие. К моему удивлению ребенок с легкостью выполнил задания сложного уровня, и продемонстрировал новые навыки. И тут у меня возник к себе вопрос: а кому больше нужны занятия: мне или ребенку? Конечно, работает наработанная база, но не стоит недооценивать свободную деятельность ребенка. Так что теперь живу спокойнее и радуюсь, что сын с упоением играет, занимает себя бесконечными строилками-переделками, возится часами с конструкторами и копошится в коробке с "поломашками". Однозначно, с определенного возраста детей нужно отпускать в свободно-контролируемую деятельность, а регулярные занятия нужны, но без избытка. Спасибо за статью!
Россия, Москва

А мне страшно наоборот, слишком отпустить поводья... Мне 34, этой весной я узнала, что в этом году умер мой одноклассник, от передоза. Моя одноклассница в 18 лет заразилась гепатитом. Тоже при употреблении наркоты. А у меня просто не было времени соприкоснуться с наркотой, потому что у меня были музыкальная школа с двумя специальностями и художественная. Да, мне некогда было вздохнуть. Поиграть? Я вообще не знала, что это такое. Зато я здорова и жива. И что такое наркотики знаю только по рассказам.

И глядя на сына, я понимаю, что лучше у него будет такое детства, как у меня, чем он кончит как мои одноклассники...

Хотя как раз с тем, что ребенок должен сам себе выбирать одежду, расплачиваться иногда на кассе и делать другие интересные для него и обыденные для взрослых вещи, я вполне согласна:)

Россия, Кировский

вы практически мои мысли озвучили)) хочу загрузить чтобы и мысли не было делать то, что делала в свое время я или муж. я лазила пор крышам, как-то чуть не утонула в речке, разодрала живот когда спускалась с крыши беседки... Муж тоже много подобного вспоминает из своего детства... нет, семьи благополучные, учились (и я и муж) хорошо, кружки выбирали сами, времени свободного все равно было много... я просто не говорила куда иду. теоретически мне можно было гулять во дворе и за домом, но окна наши во двор не выходили, вот я и уходила погулять... а ведь тогда не было синих китов и тд...

Россия, Москва

А у меня муж вспомнал, как пошли по льдинам прыгать на Москва-реку. Ему лет 10-11 было. Мать его не была в курсе до тех пор, пока он в 33 года нам с ней этого не рассказал!!! И это у него был обожаемый театральный кружок и боготворимый авиамодельный... Может, если б была еще парочка кружков - не было бы прыганья по льдинам по весне...

Россия, Кировский

ооо, если дети превосходят родителей - мне даже страшно представить что будут творить дети, получившиеся из такой гремучей смеси как мы с мужем))))

моя мама тоже узнала о моих "похождениях" спустя дцать лет - и схватилась за сердце.

Оля 12 июня, 23:59
Россия, Иваново

Да ну, вариантов много же. Я вот не была занята по уши, много времени проводила в компании друзей, но это была очень хорошая компания, и ни на какие ужасы нас не тянуло.

Россия, Москва

Видимо, зависит от компании. Может, от района проживания. Мое Отрадное называют одним из наркоманских районов Москвы:( Но как понять по 10-летним детям, потянет их через 3-4 года на приключения или нет, я не знаю... Я лучше привентивно займу своего ребенка всем, чем смогу, чем в 13-14 лет вытаскивать его из такой компании. Мальчика, который умер недавно, мама с 15 лет пыталась вытащить - и никак:( Вытащился лет на 5, все ОК было. А потом вот одна доза - и привет:(((

Украина, Одесса

вы правильно рассуждаете...но мне кажется не поняли посыла исходящего от поста. Речь же не о подростках или 10-летних детях. А о маленьких детках,что не стоит их загружать по полной и им оставлять время для самостоятельных игр.

Россия, Москва

Судя по моему детству, поступить в какую-то школу или кружок можно только максимум в 1м классе, после просто никто уже не возьмет:( Да и ребенок, все детство прохлаждавшийся и привыкший к наличию достаточного количества свободного времени, в 10 лет не особо согласится на 100%-ную занятость. Да что там говорить! Мой 6-тилетний сын после 3 месяцев лета и ничего не деланья в сентябре прошлого года представлял из себя не желающую включать мозги безвольную тряпочку. На собирание его в кучу у меня ушло около месяца!!! Так что в этом году у нас и лето в режиме: день отдыхаем (велики-парки-друзья-гости), следующий повторяем пройденное в прошлом учебном году. А то в сентябре в 1-й класс, этого месяца на раскачку в нашей школе у нас не будет:(

Россия, Иваново

Рождение второго ребенка отлично избавляет от этого невроза, а у старшего появляется больше времени на ничегонеделанье ) Да как и во всем, должна быть середина и мера, вот и все)

Россия, Волгоград

С появление второго, мне тоже казалось, что не успеваю и не уделяю дочке достаточно внимания. Разница у нас небольшая. В год младшему, деткам я особо стала не нужна. Появилось время наслаждаться самой собой. Конечно я подкидываю им идейки для игр. Занимаюсь с ними: вместе или по отдельности.

Недавно смотрели "Давайте рисовать". Участвовали детки 7 лет. И каждый назвал по 4 кружка минимум. Если заниматься каждым по два раза в неделю-получается 100% занятость. Бедные дети! Зачем!?

Россия, Москва

Не всегда, мне многие пишут, что с рождением второго ребенка чувствуют себя плохими матерями, потому что не успевают теперь уделять столько же времени старшим детям, как раньше. Они не могут отпустить ситуацию и расслабиться, и это часто становится причиной серьезных психологических проблем, в первую очередь у мамы. А старшие дети, получив вдруг массу времени, не умеючи себя занять, начинают маяться и канючить, постоянно оттягивая внимание на себя, чем доводят мам до нервного тика, потому что они буквально пытаются разорваться, придумывая дела старшему и пытаясь уделить внимание младшему ребенку.

Россия, Новороссийск

Вот, это прям про меня) Старший вообще не может сам с собой заниматься, постоянно ноет и просит его чем-то занять. А тут ещё младшая, дела по дому, муж. Я такой психованной не была никогда, наверно( и как сына научить играть без меня - даже не знаю.

Россия, Москва

Ну это как психологу хорошему надо. Он поможет разрушить ситуацию. А как же в многодетных семьях? Такие мамы забывают о том, что именно в семье, в которой растут несколько детей более гармоничные отношения. А ребёнок должен приучаться со временем к самомотивированности , он должен успевать чего-то хотеть сам. А не привыкать к постоянной чехарде вокруг него.

Россия, Москва

Вот у мен сейчас такое состояние ,я разрываюсь и не успеваю толком ни с одним ни с другим ребёнком заниматься ! А раньше столько всего интересного придумывала(((((

Надеюсь все наладится,очень жду когда младший перестанет есть пластилин ,краски и мы все вместе начнём играть