Книжное мракобесие продолжается
Детские книгиЯ уже писала как-то о программе Школы Семи Гномов, которая по какой-то неизвестной мне причине носит гордое название развивающей литературы. Автор этого ада - пример классической советской школы случайной генерации убожества. Этот стиль должен был умереть еще с развалом СССР, но он настолько врос в мозги советских художников, что передался новым поколениям на генетическом уровне.
Но на этот раз речь пойдет о детских книгах возрастной категории 1+.
Я была крайне удивлена, насколько трудно подобрать годовалому ребенку "правильные" книги несмотря на весьма обширный ассортимент. И дело здесь даже не в количестве опечаток, без которых уже просто немыслима современная детская литература. Дело в смысловой нагрузке, когда, прочитывая рассказ или стишок, приходится попутно менять текст из-за непопадания в рифму и падежи. Дело в иллюстрациях к детской литературе, глядя на которые, хочется выражаться совсем нелитературно.
Недавно я приобрела несколько книжек современного автора Ирины Гуриной с целью познакомить ребенка с Новым годом и его неотменными атрибутами:
И вроде на первый взгляд все относительно пристойно несмотря на очередных советских зверей, разодетых в олимпийки и трикотаны, но автор в обеих книгах на первых же строчках радует меня одними и теми же рифмами. То есть с первых строк уже можно заподозрить творческий кризис. Сравните:
Лес под шапкой белоснежной
В тишине лежит безбрежной.
В белизне ажурных круч
Заблудился солнца луч.
Открываем вторую книгу и читаем:
Золотого солнца луч
Заплутал средь серых туч.
Кони их копытом бьют,
Бубенцы в дуге поют.
Кстати, вы сразу поняли, чьи кони бьют копытом? К чему относится это "их"? Кого "их"? Туч? То есть: кони туч копытом бьют. Получается, так?
Едем дальше. Открываем последнюю страницу и видим:
Очевидно, что у иллюстратора горели сроки, поэтому он недорендерил полозья у саней (которые, кстати, по тексту должны быть белыми) и забыл удалить векторную тень под санями. Мы также можем заметить, что у животных в руках конфеты, которые подарил им дед Мороз. Причем, не нарисованные, а сфотографированные. Как мы можем видеть, некоторые получили советские вишневые конфеты, а некоторым достались бельгийские ракушки от Ferrero Rocher.
Ладно, не будем излишне придирчиво препарировать картинки, проследуем дальше в мир психоделического прихода отечественных художников.
У каждого персонажа есть какой-то порок, это может заметить даже не медик.
Вот, например, девочка-олигофрен. Я бесконечно уважаю творчество Агнии Барто, но как можно было выпустить это в печать?
А это собака с экзофтальмом глазных яблок.
А вот и мальчик с базедовой болезнью. И одной ногой.
С Базедовой болезнью издательство АСТ не остановилось на одной-двух книжках, а выпустило целую серию одна страшнее другой. Привет, энурез и ночные кошмары.
А вот еще один выкидыш творчества советских иллюстраторов, которым дали мышь, врубили пейнтер и заставили переходить в новую эру компьютерной графики.
Вопрос, который давно меня мучает: почему большинство иллюстраторов считает, что если ребенок ТАК рисует для взрослого, то и взрослый должен ТАК рисовать для ребенка? Ребенок тянется вслед за взрослым, он не идиот, он способен воспринимать формы, цвета, перспективу, блики и рефлексы, просто он пока не способен их изобразить. Взрослый же тупо сводит все к квадрату, считая, что ребенку надо все адаптировать, начиная от картинок и заканчивая музыкой.
Если учить ребенка по таким рисункам знаниям о мире, то когда-нибудь, когда он, наконец, увидит живого ежика и змею, у него случится жесткий когнитивный диссонанс. Примерно, как если бы ваш муж сейчас подошел к вам и сказал, что он на самом деле не Коля, которым вы его знали всю жизнь, а очень даже Вася.
Ну ладно, поехали дальше. Ниже следует другая категория - "вырви глаз". Почему взрослые до сих пор считают, что если раскрасить мир разноцветными цветами самых кислотных оттенков, то дети будут просто счастливы?
Еще одно интересное мнение - это "детский" кругленький шрифт на обложке. Без него, похоже, ни одно уважающее себя издательство эскизы не примет - недостаточно детскости. И, конечно, только самые отсталые издательства не попросят иллюстраторов разукрасить буковки в разные цвета.
Ну и на последок. По законам жанра все звери обязательно должны ходить на двух ногах и быть одетыми. Не пристало, чтобы животные ходили без трусов!
Чтобы не быть голословной, давайте посмотрим на искусство оформления книг у зарубежных издательств. Мне кажется, можно без слов:
И вместо послесловия.
С самого младенчества неокрепший детский разум наблюдает за окружающей действительностью, для него открывается целый мир, созданный теми, кто жил до него. Этот мир воспринимается ребенком как данность, он учит жить и мыслить по его законам. Поэтому большинство не способно даже представить, что бывает как-то иначе. Именно поэтому мы живем с вами в серых домах с убогими шифонерами и комодами, у нас на стенах красуются красные ковры, а в подъездах стоит разруха. Мы видим это с самого детства и продолжаем наблюдать, а за нами и наши дети. Именно поэтому средний европейский дизайн, а как следствие, и средний европейский внешний вид зданий, улиц, парков, автомобилей, игрушек, одежды и прочих предметов быта на порядок лучше среднего российского.
Поэтому я предлагаю включить вам свой внутренний контроль качества, начиная хотя бы с игрушек и книжек. Если что-то сделано плохо, не пытайтесь убедить себя, что оно хорошее. И быть может, если мы будем прививать своим детям культурное воспитание с младенчества, обеспечим им благотворную среду, в которой будет формироваться их сознание, с помощью хотя бы качественных книг и игрушек, то в конечном итоге мы сможем искоренить эту косность и наполнить жизнь наших детей новыми красками.