Войти Регистрация
Алиса — 5 лет 4 месяца
Анатолий — 1 год 1 месяц
Москва Россия

Зона ближайшего развития

8 октября 2013, 14:36   •   Чужие мысли

Каждый из нас хочет воспитать из своего ребенка полноценную личность: научиться не бояться трудностей, быть трудолюбивым, самостоятельным, уметь справляться с различными задачами, быть смышленым и открытым. Но не каждый может найти эту золотую середину, как сделать так, чтобы ребенок не бросал начатое на полпути, не отступал при малейших сложностях, не замыкался в себе. 


Как открыть эту дверь в мир новых умений и не погасить в ребенке энтузиазм, предложил выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский. Он открыл закон "зоны ближайшего развития ребенка".


Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом...» Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга — дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.

Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой,и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая (как в первом примере на рисунке), то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая (как во втором примере), так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее. Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно — грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития! Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем» «Давай повозимся», «Возьми меня с собой» «А можно я тоже буду...». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Очень хорошо начать со слов: "Давай вместе". При этом: Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 
По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. 
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке, ты справишься".

Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется похожим. Обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы. Если, играя с сыном в электрическую железную дорогу, отец вначале составляет рельсы и подключает к сети трансформатор, то через некоторое время мальчик стремится сделать все это сам, да еще укладывает рельсы каким нибудь своим интересным способом. Если мать раньше отрывала дочке кусок теста и давала ей сделать свой, «детский», пирожок, то теперь девочка хочет сама месить и разделывать тесто. Стремление ребенка завоевывать все новые «территории» дел очень важно, и его следует охранять как зеницу ока. Мы подошли, пожалуй, к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее? 


Опасность первая — слишком рано переложить свою часть на ребенка. Вторая опасность — наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле.
Вспомним: и при обучении езде на двухколесном велосипеде есть такая фаза, когда вы уже не поддерживаете рукой седло, но все равно бежите рядом. И это придает силы вашему ребенку! Заметим, как мудро наш язык отразил этот психологический момент участие в значении «моральная поддержка» передается тем же словом, что и участие в деле. Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях с ним. 


В одном эксперименте группе студентов стали платить за игру в головоломку, которой они увлеченно занимались. Скоро студенты этой группы стали играть заметно реже, чем те их товарищи, которые никакой платы не получали. Механизм, который здесь, а также во многих подобных случаях (житейских примерах и научных исследованиях) следующий: человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это плату или вознаграждение, то его энтузиазм снижается, а вся деятельность меняет характер: теперь он занят не «личным творчеством», а «зарабатыванием денег». 

Из книги Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком: как?" (бумажная версия на Озонев Ридев Лабиринте).

Комментарии

Россия, Химки

Прочитала ваш чудесный пост не отрываясь,потом вспомнила,что книга стоит на моей полке.Думала ребенок еще маленький-1,1. И начну читать ее позже...ошибалась

Россия, Москва

Я вообще постоянно перечитываю эту книгу и безумно рада, что открыла ее для себя!!!

Кстати, кое-что начала уже с месяцев 10 активно использовать при общении с ребенком, не всегда, но работает. Главное, набраться терпения.

Россия, Москва

Из принципа не куплю эту книгу, за одну только фразу на обложке: "Как заставить его слушаться?"- слово "заставить" нет в нашем лексиконе! А приниципы изложенные в ней, есть у других авторов иностранных, у которых она и взяла эту методику. 

Россия, Москва

В книге нет ни слова о насильственных методах или принуждениях. Это как раз тот случай, когда о книге судят по обложке)

А можно список иностранных авторов?

Россия, Москва

Сегодня купила в Ашане книгу "Продолжаем общаться с ребенком так?".
Метод активного слушания разработал Карл Роджерс. У меня есть "Книга №6" с использованием этого метода. А списки литературы есть в конце книг Юлии Гиппенрейтер. Я против ее работ ничего не имею. Возможно это такой психологический прием на обложке для вовлечения тех родителей, которые хотят заставить своих детей. Надо будет спросить у нее при встрече)

Россия, Москва

Простите, что вклинилась..К иностранным авторам добавлю книгу  Фабер Адель, Мазлиш Элейн-Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили


Россия, Москва

Надо же, а я думала, книгу Гиппенрейтер написала в семидесятых, посмотрела - нет, 94 год. Тогда все сходится, до нас как раз дошли западные хиты)

Девочки, а кто читал этого автора Росс Кэмпбелл (сама не читала, интересно узнать ваше мнение)? Тоже много книг о правильном воспитании: Воспитание в общении, Как на самом деле любить детей, Как любить своего подростка, Как справляться с гневом ребенка, Как по-настоящему любить своего ребёнка. Ещё есть автор Сурженко Л. А. "Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик". Или Айванхов Омраам Микаэль "Воспитание, начинающееся до рождения". 

Россия, Москва

Она еще бодрячком? Ей же вроде под 90 должно быть) Вторую книгу с таком как раз все ругают, а первая мне нравится. Кстати, вот эта фразочка про заставить слушаться - она только в одном издании, видимо, отсебятина издательства для заманухи.  За список спасибо, пойду смотреть, что-то не обратила внимания. У меня Выготский в рид-листе. Насколько я поняла, Роджерс - не детский психолог, он выдвинул теорию и разработал метод, а Гиппенрейтер адаптировала его к детям. 

Россия, Москва

Хорошая книга, золотые слова! Есть ещё серия "общаться с ребёнком: Так!"

Россия, Самара

Спасибо! Читала эту книгу примерно год назад. Чувствую пора перечитать. :)

Россия, Майкоп

Читала об этом. Такая простая истина, а стала для меня открытием!

Россия, Москва

 как верно

Россия, Минеральные Воды

Спасибо, посмотрю... Где бы только время взять....... Огромная проблема с уроками, просто кошмар(((( Стала задумываться, КАК менять процесс приготовления уроков, а то скоро совсем добьют они меня... Надеюсь, в этой книге найдется дельный совет...

Россия, Санкт-Петербург
Спасибо, Лиза! 
А кто-нибудь скачивал электронный вариант этой книги? Или чтение онлайн? 
Россия, Москва

у меня есть

Россия, Санкт-Петербург

Если не сложно, скиньте мне, пожалуйста, электронный вариант книги Юлии Гиппенрейтер! Спасибо! alikova_na@mail.ru

Россия, Москва
Добрый день, только увидела что у Вас есть электронный вариант этой замечательной книжки. Сбросьте, пож-та, на hcertenok_80@mail.ru
Россия, Югорск
скиньте и мне, пожалуйста! merkuv1990@mail.ru
О.А.Э., Дубаи

а можно мне скинуть пжл, если не трудно заранее спасибо!9236557034@mail.ru

Россия, Ростов-на-Дону

пжст,и мне киньте если не трудно sofia20002@rambler.ru


Россия, Москва

Со мной тоже поделитесь пожалуйста ) el-ena@yandex.ru

Россия, Тольятти

со мной если можно тоже поделитесь anna190681@yandex.ru

Россия, Москва


присоединяюсь к просьбе. Поделитесь, пожалуйста, elena-gaslova@yandex.ru

Россия, Москва

отправила

Россия, Москва

и мне,плиз alazukova@yandex.ru

Россия, Москва

Спасибо большое.

Россия, Москва

Можете поделиться sirena25@mail.ru или подсказать где скачать?!

Россия, Москва

отправила

Россия, Москва
и я попрошу Вас прислать книгу katedzem@mail.ru


Россия, Зеленоград

спс)) закажу себе книгу)