Эксперименты: погода дома!
В одну из наших тематических недель, мы с дочкой увлеклись проведением экспериментов, показывающих погодные явления. Как раз тогда, погода совсем не радовала теплом, а за окном была однообразная серая зима-весна.
Занятия получились очень-очень увлекательными! мы и раньше с удовольствием проводили опыты, или как их называет моя дочка "фокусы". Но здесь тема оказалась уж очень интересной =) Ведь это то, что мы видим постоянно, и то, что всегда вызывает вопросы у наших маленьких почемучек.
За подробными инструкциями под кат =))))
1. Какой снег тает быстрее?
Вам понадобятся:
два листа бумаги: белый и черный
Ход эксперимента:
потрогайте оба листа. Спросита у ребенка: "какой теплее?" Или обратите внимание, что они одинаково теплые. Положите листы на солнце (можно на подоконник). Спустя 10-15 минут снова потрогайте.
Посмотрите, что произошло
Черный лист на солнце стал горячим. Белый лист не нагрелся.
Почему?
темные поверхорсти притягивают лучи и лучше поглощают свет и тепло. Поэтому грязный снег тает быстрее.
2. Как растет сосулька?
Мы еще в начале весны с дочкой на прогулке обращали внимание на сосульки. Специально искали их и обходили! Дочка предупреждала: сосулька, остоезно! Потом стали отмечать, что с потеплением сосульки капают, получается капель. Здесь же я попыталась показать, а как же сосульки растут.
Вам понадобится:
трубочка (или похожая емкость), 2 стакана: один с простой водой, другой с насыщенным раствором соли.
Ход эксперимента:
Возьмите какую-нибудь трубочку (лучше сразу 2), налейкте в нее воду и заморозьте. Затем облейте трубку теплой водой и сосулька выскочит. Возьмите стаканчики с чистой и соленой водой и вынесите их на мороз или поставьте в холодильник. Опустите в них по сосульке, предварительно помешав жидкости.
Посмотрите, что произошло
Сосульки в стаканах изменились. В чистой воде сосулька стала расти, а в соленой уменьшаться.
Почему?
Лед обычно начинает нарастать на каких-нибудь неровных поверхностях. В чистой воде идет активное образование кристаллов, которые пристают к сосульке. Поэтому она быстро растет.
Соленая вода остается жидкой даже на морозе в 20 градусов.
3. Есть ли звезды днем?
Вам понадобятся:
белый конверт
картонка
дырокол
дневной свет через окно, фонарик, лампа
Ход эксперимента
Сделайте дыроколом несколько отверстий в картоне (можно в форме создвездия). Положите картонку в конверт.
Встаньте спиной к окну и держите конверт перед собой. Посмотрите на дырки через конверт. Дырок не видно. А если повернуться лицом к окну, дырки становятся заметными (зависит, конечно, от уровня дневного света)))
Посмотрите, что произошло
Дырки стало видно. Появились "звезды". Они светят даже днем.
Почему?
Свет проходит через дырочки в картоне. Лист вокруг дырочки темнее, потому что картон не пропускает свет. Саму дырочку хорошо видно, она светится. Если смотреть со стороны окна, то места рядом с дырочками освещаются ярче, чем сами дырочки. Поэтому мы не видим свет, проходящий через них. Со звездами происходит тоже самое, днем небо очень яркое от солнца, поэтому свет от звезд не заметен)
4. Почему зонт не промокает?
Вам понадобятся:
разные материалы (газета, целлофан, капрон, хлопок, клеенка и другие)
вода в распылителе
Ход эксперимента
брызгайте на разные ткани водой из распылителя
Посмотрите, что произошло
газета и хлопок намокли, а на остальных материалах вода собралась в отдельные капельки
Почему?
Поверхности по-разному впитывают влагу, некоторые вода смочить не может, потому она собирается в капельки и стекает потом. Так часто ткани специально обрабатывают водооталкивающим составом. Так утки, лебеди сами выделяют водооталкивающую смазку, благодаря которой перья на намокают.
5. Какого цвета свет?
Вам понадобятся:
плоское зеркало
стеклянный лоток
лист белой бумаги
вода
фонарик
Ход эксперимента
В лоток налейте воды. К одной из стенок поставьте в воду зеркальце. Выключите свет и фонариком посветите в ту часть зеркала, которая погружена в воду
Посмотрите, что произошло
на стене появились признаки радуги. "поймайте! ее листом бумаги, поставив лист перед зеркалом (так радуга будет более отчетливой)
Почему?
Свет состоит из 7 цветов. Смешиваясь они дают белый свет. Попадая на зеркало, свет отражается и идет обратно, выходя из воды он преломляется.
6. Почему идет дождь?
Вам понадобятся:
металлическая крышка
кастрюля с водой
плита
морозильник
Ход эксперимента
Поместите крышку в морозильник Доведите до кипения воду в кастрюле. В момент начала образования клубов пара обратите внимание ребенка: "смотри, это облака". Когда вода закипит, подержите над паром уже охлажденную крышку (для усиления эффекта можно положить на крышку лед)
Посмотрите, что произошло
Крышка покрылась множеством капелек и они начинают падать, пошел дождь.
Почему?
Частички пара поднялись вверх, охладились и превратились снова в жидкость. Когда капельки становятся тяжелыми, они не могут больше удерживаться в воздухе и падают вниз.
7. Облака и дождевые тучи
Сделав для дочки материал для наблюдений погоды ( я сделали из фетра облака белые, тучи серые), я столкнулась поначалу с непонимаем...а в чем собственно разница?) Показывали на практике
Вам понадобятся:
тарелка/миска
губка
Ход эксперимента
Представим, что губка - облако. Окунаем ее в миску с водой, приподнимаем.
Что получилось
С губки капает вода, идет дождь. Наша губка с водой из облака превратилась в дождевую тучу. Когда водичка снова очутилась в миске - губка снова превратилась в легкое облако.
Почему?
Обратите внимание ребенка, что на поверхности планеты много воды ( и моря, и реки, и озера, и в самой земле много воды). Она испаряется (мы до этого делали опыты с паром, наблюдали за чайником), и скапливается в облаках. Когда воды в облаках становится много, облака тяжелеют (такие облака называют тучами), и с них начинает капать водичка, идет дождь.
Помимо этих мы с удовольствием проводили и более простые опыты:
1. Ловили солнечного зайчик
2. Смотрели как образуется пар над кипящим чайником
3. Изображали ветер, подкивая вверх практически невесомые перышки
Первые шесть опытов брала из замечательного комплекта "Умницы!
Могу сказать, что комплект мне нравится. Но цена для него кажется завышенной. Есть не очень интересные и понятные эксперименты, наш папа с научной точки зрения не оценил.
Но сам опыт проведения экспериментов нам очень нравится! Уверена мы еще не раз вернемся к этому комплекту, и самые интересные опыты буду писать в блоге. Так что кому интересно, следите за обновлениями)
По поводу конкретно наших результатов - у дочки все опыты вызвали неподдельный интерес и удивление. Она внимательно слушала и принимала участие во всем. Надо сказать, что начали мы эту серию опытов через сказку. Наш зайка пришел к другу мишке и стал ему рассказывать, что в мире столько всего красивого и интересного, но он не понимает, как это все происходит: "почему идет дождь, что такое ветер, облака и так далее. А Соня вызвалась ему помочь!
Конечно, объяснения далеко не всегда были понятны Соне, я их часто совсем упрощала. Но само представление ей завораживало.
Потом было безумно интересно наблюдать, как доченька подробно описывала Зайке: "облако тязелое, водичка капает" =)
Вот так моя доченька искренне удивлялась происходящим "фокусам"
И демонстрация любимого опыта с тучей )))