1 месяц после рождения ребенок уже удерживает головку вертикально, пусть и кратковременно, лежа на животе пока только пытается поднять. В периоды бодрствования сосредоточивает взгляд на объекте. Улыбаться дети начинают на третьей неделе или к концу первого месяца.
В два месяца ребенок уже вовсю улыбается, гулит, может следить за вами, если вы перемещаетесь по комнате, внимательно и долго рассматривает игрушки. Лежа на животике, приподнимает голову и даже грудь. Некоторые дети в два месяца могут поворачиваться набок.
В три месяца ребенок активно реагирует на вашу речь, может громко агукать и заливисто смеяться. Умеет хвататься за пальцы взрослого, пытаясь приподнять голову, а лежа на животе уверенно ее удерживает и даже пытается приподнять туловище, опираясь на локти. Неосознанно захватывает игрушки руками.
В четыре месяца активно двигается: подтягивается, держась за ваши пальцы, уверенно поднимается на локтях, лежа на животе, упирается и дрыгает ногами, если взрослый держит его вертикально или на коленях. Держит ручками бутылочку с соской, различает характер звуков (по-разному реагирует на нежные и резкие звуки), переворачивается со спины на живот.
В пять месяцев неуверенно сидит с поддержкой, покачиваясь. Хватает игрушки и сознательно удерживает их в руке, тянет в рот. Самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно, пытается ползать, уверенно приподнимается на прямых руках, лежа на животе. При поддержке под мышки упирается ногами в пол и пытается идти на носочках. Распознает голоса родных и чужих.
В шесть месяцев ребенок пробует разные позы: встает на четвереньки, некоторые из детей уже ползают. Осваивает многоэтапные действия: берет игрушку в одну руку, перекладывает в другую. Может сесть из положения лежа, но сидит пока что неуверенно, предпринимает попытки принять вертикальное положение. В речи шестимесячного малыша уже угадываются первые слоги.
В семь месяцев ребенок уверенно сидит, встает с опорой и учится ходить по периметру кроватки. К этому времени он уже может общаться с помощью характерных движений, например, может помахать ручкой («до свидания»), или тянуть руки, чтобы его взяли. Сознательно тянется или ползет за игрушками.
В восемь месяцев понимает смысл некоторых слов, обращенных к нему, например, если ему говорят «дай мне» или «ползи ко мне» и т.д. Ходит с опорой, держась за диван, показывает пальчиком на игрушку, сопровождая характерными звуками, и стремится ее взять. В это время могут проскальзывать первые подражательные слова.
В девять месяцев ребенок вполне самостоятельно выполняет разные движения. Подолгу сидит или передвигается туда, куда ему нужно. Пытается самостоятельно себя обслуживать во время кормления, например, держать ложку или кружку. Реагирует на просьбы взрослых выполнить простые движения, например «иди сюда». Может развлекать себя сам, перекладывая игрушки.
В десять месяцев уверенно стоит без опоры в течение нескольких секунд, ходит за руку. Знает названия многих предметов вокруг себя. Выполняет сложные манипуляции с игрушками: открывает – закрывает, катает. Любит играть в простейшие игры со взрослыми, умеет говорить несколько слов: «папа», «мама», «баба» и другие.
В одиннадцать месяцев ребенок уверенно встает на ноги из положения сидя, на это время часто приходятся первые шаги, особенно если ребенок не ползал. Понимает смысл своих действий и выполняет их осознанно. Словарный запас потихоньку расширяется.
В двенадцать месяцев ребенок умеет говорить порядка 8 слов, многие в это время уже ходят самостоятельно или с поддержкой, при этом могут приседать для того, чтобы подобрать игрушку. Развивается мелкая моторика: теперь он берет игрушку не всей рукой, а большим и указательным пальцами