Эда Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"
Не очень большая и в целом приятная книга американского психолога.
Основная мысль такая: если Вы сходите с ума от поведения Вашего ребенка, значит, его поведение напоминает Вам собственные подобные болезненные моменты в детстве.
В общем, чтобы понять своего ребенка, необходимо вспомнить свое детство.
Возможно, ребенок ведет себя так, как Вы не могли себе позволить себя вести (но хотели).
Возможно, "дети сводят нас с ума, когда они хотят, чтобы о них заботились так, как о нас никогда не заботились. Это наиболее серьезный вариант сумасшествия. Родители, не испытавшие любви в детстве, какими бы хорошими они ни старались быть, приходят в ярость, когда ребенок молит о любви."
"Иногда наше раздражение вызывают те качества, которые делают наших детей похожими на нас или резко отличными".
"Иногда наши раздражения возникают только по отношению к определенному возрасту ребенка, к которому мы особо чувствительны"
Еще она перечисляет общие для большинства проблемы, такие, как: кусания в 2-3 года, ночные кошмары в 4, истерики от усталости и голода в 5-6, затрагивает и подростковый возраст, который всегда сложен, и все это нужно просто пережить.
В общем, "все проходит, и это пройдет".
Еще ценные моменты: постоянное нытье - в большинстве случаев недостаток внимания, либо неадекватные требования взрослых.
Постоянное вранье - тоже нехватка внимания либо боязнь быть отвергнутым. В любом случае, у детей причины для вранья всегда иные, нежели у взрослых, и до 7 лет дети часто могут путать правду с фантазией, однако уже в более позднем возрасте, после 10 лет в причинах постоянной лжи нужно обязательно копаться более тщательно. Ну и в любом возрасте конечно объяснять, что так делать нехорошо, и это большое препятствие на пути к доверию между людьми...
Про детские страхи - прежде всего их надо признать, пусть даже они кажутся смешными! "ну что ты боишься темноты (волн, паучков...), ведь ничего страшного в этом нет, что ты как маленький!" - вот так нельзя делать. Факт страха нужно признать ("да, я понимаю, что ты боишься волн, многие дети, да и взрослые бояться волн, это нормально, они действительно иногда огромные и пугающие" итд) - это дает силы на его преодоление.
Не врать детям! Не врать о разводе, смерти, сексе...Объяснять все настолько, насколько ребенок это может понять на данный момент, но не врать! Он все равно узнает и почувствует, а доверие вернуть уже сложно (плюс может возникнуть чувство вины "что-то произошло, потому что я плохой)".
Еще она очень против раннего развития, считает, что это может навредить, и вредит. Участившиеся неврозы, эмоциональная ущербность,болезни внутренних органов, проблемы со сном - раньше такого не было, когда у ребенка была одна кукла и один мяч (вместо сотни игрушек сейчас), был режим, только домашняя еда, когда его не таскали по разным "недетским" местам до 4-5 лет ( а оставляли няне).
"Отсутствие внешней стимуляции развития не исключало того факта, что в то время было столько же умных и столько же не очень умных детей, как и сейчас. Мне кажется, что теория раннего обучения младенцев стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе и детской бессонницы".
И еще :"Значение игры в жизни маленьких детей столько велико, что я никогда не пойму тех, кто стремится быстрее заменить ее ранними занятиями чтением, письмом и арифметикой, это слишком рано разрушает тот естественный путь, который помогает ребенку познать себя и окружающий мир"