Корень проблемы ищи в себе!
Как и обещала, сегодня я выкладываю ещу одну лекцию моего замечательного учителя и университетского преподавателя. 10-летний опыт работы в больнице для душевнобольных, постоянные психологические консультации неблагополучных семей и "трудных" детей и постоянное стремление к личностному росту. Его первым любимым вопросом к студентам был: "Ты кто?" "Ну-у-у..." - тянули мы задумчиво, - "я - студент". "Неправильный ответ!" - отрезал он. "Ты - Личность!"
Итак, Лекция №2 (предыдущую лекцию в 2-х частях смотрите здесь-часть1 и здесь-часть2. Внимание! Вот здесь будет продолжение - часть 2, лекции №2). А начнётся она вот так:
«Все те дурные наклонности, которые родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в НИХ САМИХ» (Г. Спенсер)
Цель нашей очередной лекции – научится ВИДЕТЬ внешние признаки душевного неблагополучия ребёнка и ПОНИМАТЬ их происхождение, чтобы предотвратить невротическое развитие личности.
Чтобы понять, каким образом неправильное воспитание НЕГАТИВНО влияет на формирующуюся личность ребёнка, необходимо иметь хотя бы общее представление о СТРУКТУРЕ человеческой ПСИХИКИ.
Психический аппарат состоит из 3-х взаимосвязанных функциональных структур:
Super-ego «сверх-Я»
Ego «Я»
Id «ОНО»
Id или «ОНО» - врожденная, ЦЕЛИКОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ часть психики.
Id – это КОЛИЧЕСТВО личности (резервуар психической энергии)
Характеристика
1. ПО СОДЕРЖАНИЮ Id представляет собой мощную созидательную СИЛУ, влекущую человека а) к удовлетворению его основных потребностей, б) к цельности, к завершенности
Важно помнить!
Лишенная надлежащего выхода, созидательная сущность этой СИЛЫ извращается и трансформируется в РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ.
2. По ФОРМЕ, Id представляет собой энергетический эквивалент ТЕМПЕРАМЕНТА и ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ.
3. Id реагирует на ПОТРЕБНОСТИ и подчиняется ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ
Ego или «Я» - частично бессознательная, рациональная часть психики, развивающаяся из Id по мере контактирования ребенка с внешним миром.
Ego – это КАЧЕСТВО личности (ум, мысли, свободная вол, тонкие чувства и всё то, что принято называть жизненным опытом)
Характеристика
1. Выполняет функцию ПОЗНАНИЯ окружающего мира.
2. Обеспечивает психическое, физическое ЗДОРОВЬЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ личности (сохраняет баланс между влечениями Id и требованиями окружающей среды. Для этой цели берёт у Id энергию).
Важно помнить!
Ego а) рождается НЕПРЕРЫВНО и б) имеет ИЗНАЧАЛЬНЫЙ природный импульс к СОВЕРШЕНСТВУ. (ЦЕННОСТЬ этого положения заключается в том, что человеку, в принципе, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ).
3. Ego реагирует на возможности и подчиняется ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ.
Super-ego или «сверх-Я» - это примерно то, что обычно называют СОЗНАНИЕМ.
Super-ego – Качество ЛИЧНОСТИ (совесть, идеалы (или система ценностей), самонаблюдения (или рефлексия)).
Характеристика
1. (!!!) Развивается из Ego, посредством ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ребёнка с родителями. (Это ещё раз подчёркивает ВЕЛИКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ родителей ЗА СУДЬБУ ребёнка).
2. Является судьёй и цензором мыслей и деятельностей.
ВАЖНО ПОНЯТЬ!
1. Психический аппарат работает, как САМОРЕГУЛИРУЮЩА СИСТЕМА, стремящаяся обеспечить ЦЕЛЬНОСТЬ личности, и обладающая в связи с этим РЕЛИГИОЗНЫМИ ФУНКЦИЯМИ. (Овладеть собственной психической энергией, а значит, по-настоящему достигнуть состояния в ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ и ИСЦЕЛИТЬСЯ, можно только после ПОВТОРНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Это означает, то мы сможем реально накапливать СИЛУ, преодолевать трудности и радоваться жизни только в том случае, если научимся по-настоящему ЛЮБИТЬ (принимать) себя и других. Это означает, что МУДРОСТЬ и СВЕТ – это естественное состояние любого человека. И путь к собственной мудрости, к ВЕЧНЫМ ИСТИНАМ, о которых говорится в каждом серьёзном учении, лежит через раскрытие себя, через умение посмотреть на себя не отворачиваясь, что бы вы не увидели внутри; через преодоление страхов, стоящих между нами и ВЕЧНЫМИ ИСТИНАМИ. Это – единственный путь, приближающий нас к совершенству.)
2. Количество и качество личности взаимосвязаны: а) если каждый выбор и каждый поступок человека СООТВЕТСТВУЕТ его собственной ПРИРОДЕ и СЛУЖИТ РОСТУ личности, то количество созидательной психической энергии УВЕЛИЧИВАЕТСЯ; б) если же человек ведёт жизнь, ПРОТИВОРЕЧАЩУЮ его натуре, то он непременно будет ПОКАЛЕЧЕН разрушительной психической энергией.
3. До тех пор, пока человек не осознает своей собственной психологии, он ВЫНУЖДЕН ПРОЕЦИРОВАТЬ свои мысли и чувства на ДРУГИХ людей или предметы.
Это КЛЮЧ к самопознанию!
Процесс проекции – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ психический механизм!
Именно МЫСЛИ и ЧУВСТВА, к которым ПРИВЗАН человек и которые он неосознанно проецирует на других, определяют всю его жизнь на данный момент.
Опасность для психики представляет ПОСТОЯННОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ своих мыслей и чувств. Это ведёт к расколу психики на части и к утечке психической энергии. Человек в этом случае становится закомплексованным – теряет СИЛУ и способность менять свою жизнь в нужном направлении.
4. Комплексы неполноценности – это
а) МЫСЛИ, напитанные болью и страхом, к которым привязан ребёнок, не окутанный родительской любовью;
б) инструмент подавления темперамента
Важно помнить!
1. Комплексы, «пожирая» психическую энергию, всегда ОПЕРЕЖАЮТ сознание, начисто ЛИШАЯ его способности ВИДЕТЬ истину (в этом их губительна СИЛА)
2. Сознание, НЕ ПОДОЗРЕВАЯ, что смотрит на мир «глазами» комплексов, всегда УБЕЖДЕНО, что а) само и б) видит истину. (В этом – коварство комплексов).
Вот поему закомплексованный ребёнок ЗАРАНЕЕ не способен видеть себя сильным и умным, ЗАРАНЕЕ отказывается от соперничества, от реально достижимого, что противоречит законам природы и губительно для ребёнка.
Алгоритм возникновении детской нервности (наиболее типичный вариант)
Безответственность родителей – Неправильное воспитание в негармоничной семье (см. предыдущую лекцию) – Подавление темперамента (см. предыдущую лекцию) – Превращение созидательной психической энергии в разрушительную психическую энергию – Нарушение формирования характера ,…- Непредсказуемое поведение (два последних пункта – внешние признаки душевного неблагополучия ребёнка)
Запомни!
1) Безответственные родители – это незрелые, примитивные, эгоистичные, тщеславные, недоверчивые родители, лишающие ребёнка самостоятельности.
2) Подавление темперамента переживается как душевная боль (внутреннее напряжение).
А одновременное заострение инстинкта самосохранения переживается как СТРАХ или БОЯЗНЬ. (СТРАХ – это состояние ОЖИДАНИЯ опасности и приготовления к ней. БОЯЗНЬ – это страх перед КОНКРЕТНЫМ объектом, которого БОЯТСЯ. ИСПУГ – состояние страха в ситуации опасности, к которой не было готовности).
Итак, темперамент, как природное в человеке, подавляется прежде всего неправильным воспитанием.
p. s. Типы неправильного воспитания я бы хотела вынести в отдельный пост, дабы эта интересная и полезная информация не канула в небытие;) Спасибо всем, кто всё-таки выкраивает время почитать эти конспекты!!!