Развитие двигательных навыков
Все мы родом из детства. Поэтому так важно родителям научиться видеть, в чем их ребенок отстает от нормального развития, и уметь преодолеть это отставание через физическую культуру и психическое совершенствование с первых дней жизни ребенка, постепенно готовя его к нелегким, но счастливым годам школьного детства и юности.
Как же развивать двигательные навыки у детей с первых дней жизни? Обязательно используя врожденные безусловные рефлексы. Например, хватательный. Когда ребенок крепко ухватится за мамины пальцы, его легко приподнять над столом или кроваткой. Он повиснет на ваших руках, как на турнике (удерживать его будет нормальный физиологический мышечный гипертонус), потом расслабит мышцы. Все, упражнение окончено. Положите ребенка на стол или в кроватку. Постепенно, по мере тренировки мышц время висов и раскачивания увеличивается. Скоро вы сможете раскачивать ребенка в воздухе довольно долго к его неописуемой радости, которая проявляется в гулении, повизгивании, улыбке и смехе.
Кстати, о турниках. Подобное нехитрое приспособление можно устроить прямо в кроватке ребенка и в коляске, закрепив круглую палочку на высоте его вытянутых ручек. Закрепить такой турничок можно жестко, привязав его к боковым стенкам кроватки, или мягко, на резинках — получится подвижная трапеция и первый в жизни ребенка эспандер с резиновой тягой. Случайно дотронувшись до палочки, ребенок ухватится за нее и будет подтягиваться. Помогите ему в этом, подставив под спинку ладонь. Наступит время, когда, подтянувшись, ребенок сядет, встанет на колени, на ноги. Некоторые дети забрасывают на турничок ноги и делают «мостик» на лопатках или «полуберезку» — тоже полезные упражнения для мышц туловища. Во всяком случае, такое приспособление гораздо полезнее, чем погремушки, подвешенные перед ребенком. Если их повесить по правилам (на расстоянии 50 см от ребенка и под углом 30°), чтобы не нарушить зрение, он их достать никак не сможет, а если повесить так, чтобы их можно было достать, тогда будет страдать зрение, например, разовьется косоглазие.
Если ребенок очень слабенький, с пониженным мышечным тонусом, при поднимании за руки висит, как лапша, или у него откидывается назад голова, его все равно нужно тренировать в висе. Только делать это надо осторожно: чуть-чуть подтянуть за ручки, поддерживая под головку, слегка приподнять над столом на очень короткое время и отпустить. Таких детей очень полезно почаще держать на руках в вертикальном положении, прижимая спинку ребенка рукой к своему туловищу или положив его животом на свой бок. Пусть он рассматривает окружающий мир и тренирует заодно мышцы шеи и туловища.
Полезны также упражнения типа «самолет» — парение в воздухе на животе. Папа или мама поддерживают ребенка за туловище кольцеобразным захватом рук. Выполняя это упражнение, меняйте положение ребенка: покачивайте в стороны, вперед-назад, вбок, вращайте по кругу, переводите в положение на спине (ножки при этом упираются в живот родителя) или в вис вниз головой, вплоть до переворота через голову и возвращения в исходное положение.
Все эти упражнения не только укрепляют мышцы шеи, туловища и живота, но и развивают вестибулярный аппарат, который влияет на развитие интеллекта у ребенка. Посмотрите на малыша, который долго предоставлен самому себе (например, лежит без мамы в больнице): он раскачивается, как медвежонок, из стороны в сторону, мотает головой, становится на четвереньки — головой вниз. Ребенок сам себя тренирует, испытывая двигательный голод. Недаром маленькие дети так любят качели и карусели. Они готовы бесконечно кружиться и раскачиваться!
Для развития ручной умелости, для тренировки работы пальцами повесьте на боковых стенках кроватки погремушки так, чтобы ребенок мог дотянуться до них. Он будет тренироваться поворачивать сначала голову, а затем и туловище вбок (для симметричной тренировки укладывайте ребенка после каждого кормления головой в разные концы кровати, тогда он будет поворачиваться то вправо, то влево к игрушкам, источнику звуков).
Не бойтесь часто брать ребенка на руки во время его бодрствования. Это не избалует ребенка и не сделает его капризным. Он не «привыкнет к рукам». Получив достаточное количество информации и движения, он с удовольствием полежит в кроватке и отдохнет, позанимается сам с игрушками и турничком и заснет. Когда ребенок плохо засыпает и капризничает, тоже не бойтесь взять его на руки, успокоить, покачать, убаюкать песенкой. Ребенку необходим тесный контакт с матерью. Как внимательно он смотрит маме в глаза, а когда она отходит от него, каким умоляющим становится его взгляд, он будто просит: «Возьми меня на руки!» — и этот контакт нужен ребенку довольно долгое время — лет до 3—4, не менее.
Ребенок должен насытиться во время бодрствования движениями и впечатлениями, а это возможно только при условии, что он находится у рас на руках. Постарайтесь по возможности выполнять несложные домашние дела, держа ребенка на руках и рассказывая ему обо всем, что вы делаете, что он видит вокруг. Так при максимальной экономии нашего дефицитного времени ребенок будет психически совершенствоваться, получая необходимую информацию для развития интеллекта.
Очень важно, чтобы буквально с пеленок ребенок учился получать удовлетворение от двигательных и эмоциональных нагрузок, а не только от принятия пищи. Ребенок от рождения видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует, обладает эмоциями — все эти ворота для информации должны использоваться пропорционально, тогда можно рассчитывать на гармоничное развитие личности.
Для восстановительных процессов в утомленных мышцах (у грудных детей постоянно двигаются ручки и ножки и помимо нашей гимнастики), улучшения их питания, а также для нормализации выделительной функции кожи и способности ее принимать биоэнергетическую информацию из окружающей среды через биологически активные точки ребенка надо ежедневно купать и массировать, а также постоянно обнажать разные участки тела. Постарайтесь как можно раньше избавиться от пеленок и надевать на ребенка ползунки, трусики и рубашечки, причем у ползунков можно сразу же отрезать нижнюю часть, чтобы стопы были все время обнажены.