Мнемотехники для малышей: игры для развития памяти и речи (со ссылками для скачивания материала)
Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, скНачала я писать пост о наших играх для развития речи, но он получился таким огромным, и пока там такая каша, что решила я писать частями. Сегодня мой пост о мнемотехниках для малышей.
Мнемотехника - методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы. Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами, улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь.
Существует огромное количество мнемотехник, разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение (хорошо о нём написано здесь ), или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти. Обо всём этом много информации можно найти в Интернете.
Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами. Вот, например, мнемонемические фразы.
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги)
Пользуюсь часто вот этой: «Одеть Надежду, надеть одежду»
Или, вот мне нравится: Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю - для запоминания четырёх основных островов Японии .
Так, меня понесло, могу продолжать до бесконечности). Стоп. Теперь о детях.
Здесь я напишу о мнемотехнических играх с КАРТИНКАМИ. Уверена, все дети обожают рассматривать картинки, которые являются большим подспорьем в развитии речи малыша и пополнении его словаря. Прав был Ушинский, говоря: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»
1.Первое, о чем хочется написать, - мнемостихи. Идея проста: на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование). Логопеды предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному
-Мнемоквадраты.
-Мнемодорожки
-Мнемотаблицы
(пример я взяла отсюда)
Мы с Ульяшей как-то пропустили этап мнемоквадратов, и перешли сразу к дорожкам и даже таблицам. Для начала я решила сделать мнемозаготовки к известным Ульяне стишкам, чтобы она поняла «правила игры». Играем мы так. Читаем, называем нарисованные изображения, далее дочка бежит к своей книжной полке и ищет книжку с этим стишком. Ищем нужную страничку, вкладываем закладку. То есть игра, по принципу даже напоминающая лото. А вот и Ульяша, увлечена игрой
Через какое-то время разрежу все на квадратики, и Ульяша будет выкладывать последовательность стихотворения. На более позднем этапе предполагается, что ребенок будет сам рисовать образы стиха. Мамы, кто практиковал такие игры, отмечают, что стихотворение ребенок запоминает на лету. Разумеется, ведь процесс превращён в увлекательную игру!
Примером мнемостихов ещё являются многочисленные «Азбуки» в стихах. У нас пока только «Азбука» Маршака, но я пока целенаправленно не учу буквы с дочкой, так что этого достаточно. И вот 1 из наших мнемодорожек.
Мнемостихами являются и акростихи, то есть те, в которых начальные буквы строк образуют слово или фразу. Но это для уже читающих деток будет интересно.
Готовых мнемотаблиц в интернете великое множество. Например, вот здесь можно скачать тематические.
А вот еще пример мнемостихов, на этот раз на запоминание цветов. Каждый «цветной» образ представлен картинкой - трафаретом, который мы накладываем на карточку нужного цвета. На фото мы играли с «синими» карточками. Материал можно скачать здесь
Ещё мы запоминаем стихи, играя с фланелеграфом. Ульяна любит, например, стихотворение Маршака «Где обедал,воробей». Я читаю стих, в нужном месте делаю паузу, Ульяна ищет зверька, называет его и прикрепляет к доске. Картинки для фланелеграфа можно скачать здесь
2. Близки к мнемостихам истории в картинках, где вместо слов нарисованы картинки.
Подобные истории могут значительно обогатить словарный запас ребенка. Например, овощи можно изучать, читая такую историю.
В Интернете много готовых историй. Например, здесь
Для Ульяши такие картинки пока сложноваты. Мы начали с более простого. Для начала я сделала заготовку к сказке «Курочка Ряба», которую дочка знает наизусть.
А вот ещё один из вариантов наших игр. Сочиняю истории про Ульянку. В конце дается какое-либо задание. На фото не очень видно. На картинке история о том, что к Ульяне пришли в гости мышка, кошка и собачка. Ульяна приготовила всем угощение. А они тоже принесли Ульяше вкусный подарок. Задание для дочки: положить на тарелку что-то из еды, выбрав из множества карточек. То есть получилась игра на разграничение лексических тем (съедобное-несъедобное; еда-одежда). И конечно, Ульяша в восторге. Какому ребенку не понравится история про себя!
Многие мамы сетуют, что дети не останавливаются долго на 1 странице в книжке, быстро перелистывая все подряд. Подобные истории в картинках учат сосредоточению внимания на 1 странице. Мы с Ульяшей «читаем», водя пальчиком))))
3.Игры на определение последовательности. Самая что ни на есть мнемотехника))) Вот, например, такую картинку часто можно встретить в детских садах.
Детишкам так проще запоминать алгоритм одевания. Многие мамы на ББ дают детям задание на расклдывание последовательности. Мы с Ульяной, например, недавно раскладывали вот такую последовательность
А еще хорошая игра на определение последовательности - шнуровка с персонажами сказки «Репка». И моторика заодно развивается!!!
4. Много игр, основанных на мнемотехнике, есть в методике М.Шичиды
- Сетка памяти (memory grid). Играем несколькими способами.
1. Раскладываю перед дочкой карточки, смотрим несколько секунд, переворачиваю и спрашиваю: «Давай вспомним, где спрятался…». У нас фото с процессом нет, но на видео Лизы можно посмотреть этот способ
2. Выкладываю карточки, смотрим несколько секунд, преворачиваем, выдаю второй комплект таких же. Ульяна кладет их сверху, ищет пару вслепую, переворачиваем, проверяем
3. Расчерчиваю листочек в клеточки, клею наклейки, даю Ульяне посмотреть несколько секунд. Убираю. Выдаю такой же расчерченный на клеточки листочек и набор таких же наклеек, ищем нужный домик.
Этот вариант игры нравится больше всех.
- Цепочка памяти (linking memory). Лучше Лизы я об этой игре не напишу))) Играем так же, как Лиза с Алисой
- Photo memory. Показываем ребенку картинку несколько секунд, убираем, достаем 2 картинки, эту же и очень похожую на неё. (например, на одной девочка с красным бантиком, на другой с синим), ребенок должен указать на ту, что мы показывали первой. Близки к этой игре мандалы. Об этом читаем у Лизы. И скачиваем материал здесь и здесь
5. Еще Ульяне нравится игра «День-ночь». Я раскладываю перед ней карточки, смотрим. Потом я говорю «Наступила ночь», дочка зажмуривает глаза и закрывает лицо руками. В это время я прячу одну картинку. Говорю: «Солнышко выглянуло, наступил день, просыпаемся». Ульянка открывает глаза и угадывает «Кто/что спрятался»
6. Игры на развитие тактильной и слуховой памяти
У Ульянки популярностью пользуются тактильные шарики и шумелки. Фото можно посмотреть здесь, в конце поста.
Интересно играть с тактильным мешочком. Складываем в мешочек разные предметы. По маминой просьбе Малыш должен достать ручкой предмет, угадывая его на ощупь.
Слуховую память можно развивать посредством звукового лото. Например, выдать ребенку карточки с изображениями животных и найти звуки, которые они издают. Включать по очереди, а малыш должен найти нужную карточку.
Еще вариант для тех, чьи детишки любят мультики. Скачиваем песенки, например, Винни-пуха, Трубадура и мамы дяди Фёдора. Распечатываем изображения персонажей. Включаем по очереди, ребенок подбирает картинку.
Ну и совсем усложненный вариант (для деток постарше). Выдаем портреты классиков (Моцарт, Бетховен и т.п.), включаем пьесы, ребенок подбирает картинки.
В данный момент мы с Ульяшей играем так. Есть у нас такая книжка по стихам Энтина к мультфильмам. Скачала я все эти песенки. Включаю по одной, а Ульянка ищет страничку с нужным стихом. Дочке очень нравится. Когда поиграли в первый раз, она носила мне эту книжку целый день))) Вот ёё любимый разворот и песенка))) Кстати, мультфильмы мы пока не смотрим. Представляю, какой восторг ожидает ребенка, когда мы начнем их смотреть!
Про наши игры пока заканчиваю))).
Мамам более старших, чем моя Ульянка, деток предлагаю посмотреть еще интересные игры с использование мнемотехник здесь
И еще есть книга Т. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Скачать можно здесь
Надеюсь, такой большой пост вас не утомил, а, может быть, кому-то был и полезен.
Наши мнемозаготовки и другие материалы можно скачать здесь
P/S. Вижу, мой пост оказался полезным и актуальным. Девочки, давайте объединим усилия и будем выкладывать ссылки на свои мнемостишки прямо сюда, в комментариях к посту. Юля и Любовь уже сделали это!
Веселых Вам игр!