Дневник чтения 3,9-3,10 (апрель-май)
дневник читателяВ апреле мы читали очень мало и в основном старенькое, всё внимание было поглощено конструктором, поэтому напишу дневник сразу за два месяца. В нём, как обычно, были и хиты, и недооцененные книжки.
Начну с бомбы бомбической номер один. Как только я появилась дома с пакетиком заказа, ребенок моментально выцепил оттуда вот эту книжечку - «
И удалился с ней в комнату. И завис. На несколько дней, с уговорами на сон, еду и прогулку. Последняя вообще считалась явно лишней в нашем режиме дня, впрочем, как еда и сон. Через пару дней подключился второй ребенок, мы с папой вздохнули и закупили еще три строительных набора Лего и две пластины. Еще через пару дней наконец потребовалась мамина помощь в освоении книжки, до этого мне стоило с огромным трудом взять ее хотя бы посмотреть. Надо сказать, что дети вообще любят разные конструкторы, без них не проходит ни дня. Но эта невзрачная книжечка с не очень внятными ч/б картинками дала какой-то новый толчок их творчеству, осознанию структур построек, открыла новые грани моделирования. Так что апрель был у нас однозначно месяцем Лего.
Вообще книга предназначена воспитателям, педагогам-организаторам леготек и родителям. Последним придется сложнее, потому что собрать дома очень много наборов Лего затруднительно в финансовом плане. Но плюсом является то, что нужно покупать не готовые модели, а строительные наборы.
В книге совершенно нет грандиозных по замыслу строений. Наоборот, на основании простейших деталей, построек и игр развиваются конструкторские способности и исследовательская активность. Вот пример колодца. Я уверена, что редко какому ребенку взбредет в голову ни с того ни с сего начать строить колодец, а не машину, корабль или самолет. Затем на примере дома лесника составляется разговор о домах, выясняются вопросы, что в доме нужно, какие комнаты, кто знает загадку или стихотворение про дом
Еще в книге содержится множество обычных игр с лего (не построек, а именно игр) для малышей, средней группы и старшей группы. Например, нам понравилась вот эта:
«ЛЕГО НА ГОЛОВЕ» Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
Также книжка содержит готовые планы проведения работ, методические указания, всю необходимую информацию об открытии леготеки. Вначале план дается вот в такой табличке, потом каждый урок расписывается досконально.
Недостаток этого пособия в том, что листы на склейке начинают рассыпаться уже на третий день. Нужно либо вставить их в файлики А5, либо как-то проклеить до разваливания.
Бомба бомбическая номер два - «Сашка, Сашка, что в кармашке» авторства Жени Кац. Эта книжка еще меньше и дешевле предыдущей (в МШ всего 93 рубля!) Но какой несет она в себе потенциал для самостоятельных игр (и занятий с ребенком) !!! Я столько раз не открыла дорогущий «Айсберг на ковре». На пятнадцати небольших квадратных разворотах море всяких придумок, которые ребенок может спокойно смастерить сам из абсолютно любых подручных материалов: веревочек, пуговиц, бумаги, винтиков…
Чем больше личный практический опыт ребенка, тем интереснее ему Сашины рассказы. Поэтому мамы четырех-пяти-леток, не смотрите, что она такая тоненькая и маленькая, и чтения на 10 минут. Это кладезь игр. Причем, с очень крупным шрифтом, так что ребенок, прочитав ее сам, с еще большим интересом будет мастерить всякие штуковины.
Здесь есть не только плоскостные игры, но и фуникулер, доктор, игра в буквы и загадки, сбор настоящих листьев и в пару к ним гусениц. Чувствую, что в этом году я таки полюблю этих страшных зеленых прожорок.
Если нужны ровные края поделок, то Саша пользуется ножницами. Посмотрите, какой получился паровоз. Меня больше всего впечатлили колеса!
На сегодняшний момент мы не использовали и десятой части потенциала этой книги, поэтому в обязательном порядке взяли ее с собой на дачу. Из того, что в мае вдохновляло детей, это игры с веревочками (червячками) и вот такие письма, которых мы нарисовали и наклеили просто немеряное количество.
Марина, спасибо огромное, что показала когда-то эту книгу, я бы никогда ее не заметила в огромном потоке информации и лишилась бы такого многопланового применения подручных средств!
И бомба бомбическая номер три - Мулле Мек - умелый человек. Эти книги я купила два с половиной года назад, но намеренно не давала сама на чтение, выжидала четырехлетия. Мне хотелось не просто прочитать эти книги. Читать там, по большому счету, нечего. Ну построил автомобиль, ну поехал, ну и что, тоска зеленая. А вот когда уже ребенок сам может что-то смоделировать, скопировать модель из книжки, сам приделать различные запчасти, то шанс прожить сердцем всю книгу значительно повышается.
Весной я переставила Мулле Мека (у нас их четыре, без Буффы) на одну полку с нашим любимцем бобром Кастором. И вот числа так 26-го апреля они были впервые извлечены детьми и просмотрены. И тут же принесены папе на вечернее чтение. На следующий день книги смотрелись самостоятельно, видимо, мама посчиталась недостойной технических новшеств, а вечером опять читал папа. Наутро один ребенок попросил пластилин и стал что-то лепить, задумка никак не получалась. Вдруг он сорвался с места, побежал в комнату и притащил книгу про автомобиль.
Раскрыл на том месте, где начинается сборка автомобиля, и так постранично и стал всё собирать.
Это одна из первых моделей, поэтому не все соединительные детали еще присутствуют, но даже я сразу поняла, что «это» вот это:
Далее получилось, как с книжкой про Лего. До этого мы были ни разу не автомобилистами. Но тут произошел рывок в познании, книга открыла перед детьми новые горизонты автомобилестроения. С тех пор были построены десятки пластилиновых автомобилей. Обязательным условием их производства было наличие багажника. Чтобы он открывался и закрывался, вот такой:
Каждый раз добавлялись всё более усовершенствованные детали. Крыша, рычаги, ремни безопасности, фары… и обязательно печка, «чтобы червячки не замерзли». Да, на машинах у нас ездит семья червячков (пластилиновые колбаски разного цвета и длины).
Я думала, что детям понравилась только одна книга, про автомобиль. Но через неделю после первых прочтений мы поехали на дачу. Пластилина там не было, дети играли на улице и просили у меня то камни, то «раствор», возводя вот такую стену:
Я даже не догадывалась, откуда это. И только потом, когда мне было оказано доверие читать книги про Мулле, я узнала, что это было вот отсюда:
И потом дОма тоже начались постройки из конструктора такого же вида «как в книжке». В мае мы читали все четыре книги одинаково, но если автомобиль и дом вызывают объемное творчество, то лодку и самолет мы пока предпочитаем только рисовать. Вот так у нас поселился Мулле Мек, передаем привет всем друзьям этого мастеровитого человека!
В апреле мы не могли обойти вниманием день космонавтики. С бабушкой было разучено коротенькое четверостишие их молодости:
- Будь готов!
- Всегда готов!
- Ты Гагарин!
- Я Титов!
Я показывала детям свой любимый атлас «Мир и человек». Ах, сколько занимательных интересных часов было проведено с ним в моем детстве! Атлас истрепался совершенно до дыр. Поэтому, увидев в Ашане новенькое переиздание несколько лет назад, сразу купила (два, ага, на всякий случай). И современные дополнения - «Земля и ее жители» и две карты. Самое большое впечатление на детей произвел Сатурн, думаю, из-за колец. Десятка три Сатурнов за два месяца мы точно слепили.
Еще дети очень ждали лета, чтобы посмотреть на звезды. В саду и дома говорили о Юрии Гагарине, но мне кажется, еще не совсем поняли, кто это такой, а вот песни о Гагарине слушали с огромным удовольствием.
Энциклопедию с окошками «Секреты космоса» от Робинс мы не переставали читать с января, я показывала ее в январском дневнике чтения. И добавили к этому раскраску с наклейками и заданиями. Рисунки нужно сначала «проявить» монеткой, потом раскрасить и сделать всякие задания типа найди верный путь, найди две похожие звезды и пр.
Уже на протяжении долгого времени продолжает пользоваться нашей заслуженной любовью книга Тамары Михеевой «Жили-были карандаши». Свои и детские восторги от книги я писала в дневнике чтения за ноябрь-декабрь.
В книге посредством общения карандашей одного маленького художника рассказывается об основных цветах, их смешивании, появлении теплых и холодных оттенков. Даются понятие контраста и названия некоторых оттенков, которые не услышишь в общеупотребительной речи, но которые вызывают интерес к многообразию палитры. Уже на протяжении полугода мне ежедневно задаются вопросы «а если смешать вот такой и такой, что получится?», причем интересуют как цвета красок и карандашей, так и цвета смешивания пластилина. А еще, наконец, прекратились попытки «состарить» карандаши )) А то было время, когда целые листы штриховались одним цветом, чтобы посмотреть, что будет, когда карандаш станет таким же маленьким, как у мальчика в книжке.
В апреле к чтению книги я решила добавить немного космоса и немного передачи двадцатилетней давности «оч.умелые ручки». Из стружек полимерных карандашей мы выложили рисунок на белой футболке и прогладили утюгом через бумагу. На всякий случай предупреждаю, что либо утюги сейчас стали более горячие, либо карандаши более нефтяные, но краска мгновенно впиталась в бумагу и я едва успела подложить еще пару листов, чтобы не испортить утюг. По моей памяти это не должно было быть таким расплывчатым. Но все равно детям рисунок очень понравился ))
Май принес нам капельку зимнего чтения. «Подарок для мышки» Ирины Зартайской мы немного читали в январе, но тогда я решила, что это больше книжка для меня, детей особо не впечатлила. И вдруг она превратилась в очень читаемую, особенно перед сном. И меня со слезами на глазах умоляли найти продолжение про эту милую мышку, пришлось придумывать самой. Теперь заворачивание в плед у нас называется не «я привидение», а «я мышка, я завернулась в сухой осенний листочек».
Также дети сами притащили с полки «Зимнюю сказку» Маргариты Старасте. Зимой мы ее прочитать не успели, а сейчас очень понравилась. В ней рассказывается о приключениях пряничного человечка, которого испекла Снегурочка и который очень хотел попасть на праздник к детям.
Но без спросу решил пойти сам и по дороге с ним приключилось много бед, дети очень переживали за человечка. Книжка понравилась, перечитали несколько раз и отложили до зимы.
Решив добавить в наше чтение стихов, я купила три сборника: «Пуговичный городок» Галины Дядиной, «Шоколадный крокодил» Тима Собакина и «Часы с квакушкой» Леонида Чернакова из серии «Радуга-дуга». Все они очень интересные, но по непонятной мне причине во всех книгах в выходных данных указано «Для детей до 3 лет». Никак не могу с этим согласиться. Часть стихов еще можно выбрать на этот возраст, но половина стихов намного старше. В мае мы читали выборочно «Пуговичный городок».
Рисунки Кати Андреевой очень симпатичны, мне напомнили рисование подстриженной кисточкой или ватной палочкой. Не всегда точно прорисованные, тем не менее, они очень детские и лишены той нарочитой угловатой детскости, которая присуща нынче многим работам современных художников.
Но лучше всего удались пуговицы к стихотворению, давшему название сборнику:
Из книг с толстой обложкой читалось еще вот это: Мошковская уже давно стояла на полочке, а Лесные сказки купила сразу после выхода из печати:
Сборник «Кто самый добрый» Эммы Мошковской получился очень неоднородным - длинные сказки и коротенькое стихотворение, совсем не подходящее по смыслу к сказкам; зимний стих про людей среди летних зверей. Но сказки нам понравились. Особенно дети прониклись «Я тоже могу купить такой чемоданчик», где Ослик думал, что главное в профессии врача - это иметь докторский чемоданчик, и чуть не погубил Козлика.
«Лесные сказки» Людмилы Зубковой были читаны гораздо чаще. Хихикали над бобром, который не хотел заделывать дырку в своей хатке, разбирали, чей дом все-таки лучше, выясняли, почему у ежа так много иголок… Иллюстрации Надежды Строгановой и Михаила Алексеева совершенно замечательные, живые, натуралистичные, с юмором. Но мне показались немного размытыми, особенно на самом первом развороте
Но зато посмотрите, какая красавица Осень!
Ёжик, предлагающий удостовериться, что его дом самый лучший, - сама прелесть. В рисунке соблюдена достоверность - в природе ежи действительно делают свои норки под корнями деревьев. В целом получилась очень уютная, добрая, симпатичная книга.
Следующая партия книг в твердых обложках - Кот Василий и Пик, Пак, Пок, которая оказалась не только про пингвинов, как я предполагала.
«Кот Василий» Алексея Крылова также с удовольствием был читан. Козёл Мефодий прочно вошел в нашу жизнь своим веселым именем. Также из особо понравившихся стихотворений: «Кот Василий» про кота-обжору, который, ловя мышей, умудрился съесть сметану, колбасу, мясо и сало, и «Как лечили Петуха» о том, как Юра с Ниной, а заодно все гуси, куры и поросята тщательнейшим образом с соблюдением всех врачебных фишек лечили Петуха.
«Пик, Пак, Пок» Алексея Лаптева стоял незаслуженно забытым на нашей полке. Думаю, его начать читать можно было лет с двух. Но мы попробовали наверстать упущенное. Это оказалась не просто книжка. Это своеобразный сборник смешных историй, стишков для рассуждения, картинок для составления рассказов, заданий на внимательность, заданий-находилок и прочего.
Например, история о том, как Мышонок прилип к маслёнку потому, что не знал о липкости масленка.
История о хвастливом еже, который собирался принести огромное яблоко. Кстати, рисунки в книге выполнены самим Алексеем Лаптевым, в них очень тонко подмечен юмор ситуации и показаны характерные черты всех животных.
Это стихотворение по зайчат разных профессий, нужно по картинкам определить, какая строчка к какому зайцу относится
Стихотворение «Карнавал зверей» рассказывает, кто из зверей кем нарядился на карнавал, а в конце предлагается найти краски для суслика и помочь ему раскрасить свою маску. (Интересно, книга Марианны Дюбок «Карнавал зверей» как-то связана с этим стихотворением или нет?)
Книга «Вместе лучше» была куплена в надежде на красивые сочные иллюстрации и терапевтический эффект.
К сожалению, пока она не приглянулась детям. Прочитали пару раз по моей инициативе и всё. Но иллюстрации и правда чудесные, мне самой книга очень нравится.
«Мишка Бруно» долго не мог найти дорогу в наш дом, но наконец я его купила. Впервые прочитали еще прошлым летом, но тогда нашим фаворитом был Кастор. У меня имеется ряд незначительных замечаний к этим книгам, но они, как принято говорить, безусловно очень атмосферные.
Походы и пикники, разглядывание созвездий и поедание праздничного пирога - всё это является обычными атрибутами мишкиной жизни. Книги наполнены добротой, душевной близостью, умением остановиться и увидеть, которых нам порой так не хватает в сегодняшней стремительной жизни. Наверное, поэтому книги имеют такой успех у детей и у взрослых. И на мелкие недостатки я перестала обращать внимание.
А дети периодически приносили книги разных сезонов, разглядывали сами, запоминали некоторые моменты. Что примечательно, даже рутинные работы осени и весны показаны со светлой, душевной стороны, так и хочется, чтобы всё было в идеальном порядке, как у мишки, и чтобы с окружающими домочадцами царили сплошной мир и взаимопонимание.
Переходим, наконец, к тонким книгам.
Николай Носов «Живая шляпа», издательство Мелик-Пашаев. Очень понравилась книга, перечитывали много раз. Кстати, почему обложка книги считается спойлером? Там на первой же странице написано, как на котенка упала шляпа, и читатель с самого начала знает, что шляпа не «живая». Качество печати отличное, внукам должно хватить. А вот составление книги меня огорчило. Рисунки в книге занимают ведущее место. И половина этих рисунков не соответствует написанному на данной странице тексту. Очень неудобно читать.
Софья Прокофьева «Часы с кукушкой», издательство Облака. Плотные странички и крупный шрифт. Также очень понравилась, много раз перечитывали. История о том, как звери обидели кукушку, она перестала работать в часах, ушла в лес, а звери попытались по очереди ее заменить. Но в итоге извинились перед кукушкой, и она вернулась.
Яков Аким «Неумейка», издательство Нигма. Плотные странички и очень крупный шрифт. Книжка понравилась, слушали с удовольствием, но читалась по большей части по моей инициативе. Вероятно, в силу терапевтической составляющей. Кстати, к моему удивлению, эта составляющая оказала свое влияние. Не то, чтобы у нас теперь всегда и везде порядок, но слова «письмо неумейке» детей призывает не так сильно бардачить.
Следующая часть тонких
Анатолий Лельевр «Как назвать зайчонка», издательство Облака. Три сказки про зверей в симпатичных рисунках Ярослава Манухина. Дети одобрили, читали несколько раз. Сказка «Калач» по своему посылу очень напоминает сказку «Кто самый добрый». Сказка «Как назвать зайчонка» учит быть самим собой. «Как хорёк волком нарядился» о том, как хорек решил обмануть всех зверей и присвоил себе их труд, но потом звери его прогнали.
Борис Заходер «Волчья песня», издательство Нигма. Четыре очень интересные сказки. Но мне показалось, что дети совсем не поняли это плутовство и хитрость. Отложу книгу на более позднее чтение. А вот рисунки Чижикова тут очень необычные, немного похожие на стиль Токмакова.
Вадим Левин «Песенка про Лёшку», издательство Стрекоза. Сборничек малышовых стихов, читали для разнообразия. «Лёшкина кричалка» про дождик очень нам актуальна при нынешних погодах.
Еще тонике
Сергей Баруздин «Сказка о трамвае», издательство Нигма. Может быть, рано, может быть, длинно, может быть, потому что мы не увлекаемся очень сильно техникой, но полный провал. Отложила на потом, вдруг появится подходящий случай по-другому преподнести книгу.
Николай Носов «Находчивость», издательство Нигма. Прочитали пару раз, полный юмор ситуации не оценили, с Живой шляпой не сравнить. С чистой совестью отложила до осени-зимы.
Елена Благинина и Петр Синявский, стихи, издательство Стрекоза, раскладушки на картоне. Ну не могла я устоять и не купить стихи Благининой, на которых выросла, и Синявского, где описываются детские бытовые зарисовки: с зубной щеткой, умыванием, зеркалом, супом и так далее.
В конце мая ездили на Бородинское поле на реконструкцию. Информацию о мероприятии писала здесь, оно проходит ежегодно. Соответственно, несколько раз читала детям «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Конечно же, рано, но это стихотворение для меня наравне со стихами Пушкина, которые можно читать ребенку вне возрастных рамок.
И последняя книга мая - «Дикие животные. Звуковая энциклопедия». Лена, спасибо большое, что показала эту книгу! Купила по очень симпатичной цене в Ашане, потому что у нас до сих пор очень популярные вопросы «кто как говорит». В книге не просто голоса животных. Рассказывается об экосистеме леса, лесном биоценозе, даны сведения о лесах центральной части России, лесах Московской области, краткие характеристики растений и животных среднерусского леса, приведен анализ взаимодействия человека и леса. И уже затем описывается конкретный вид зверя или птицы и стоит номерок для воспроизведения голоса в звуковом модуле. Всё это сопровождается множеством замечательных фотографий. Т.е. книга интересна не только младшим детям, которые начинают познавать звукоподражание, но и дошкольникам и младшим школьникам.
Мы сразу же нашли нашу дачную любимицу - травяную лягушку, которую всё прошлое лето дети пытались накормить травой и яблоками ))
Из всех голосов вызвал удивление ёжик - вместо ожидаемого фырканья мы услышала повизгивание. А вот волчий вой действительно очень впечатляет. Сразу такое чувство, как будто наваливается что-то неотвратимое и беспросветное. Первые несколько дней дети постоянно носились с этой книгой и в нашем обиходе появилась фраза: «А давай представим, как будто…». Мы сидели с закрытыми глазами и воображали себя в лесу. Было очень интересно, тем более, что некоторые реальные звуки до нас доносятся ежедневно - крик петуха в деревне под окнами и кваканье лягушек в деревенском болотце. Потом пыл немного поугас, но при виде чего-то интересного сразу идут к книге и слушают, как звучит это животное. Например, после посещения зубрового заповедника тщательнейшим образом изучали и слушали страничку с зубрами. И конечно же, книгу мы тоже в обязательном порядке взяли на дачу.
На этом дневничок заканчиваю, спасибо всем, кто читал!
Дневник чтения за март.