Марк Олейник "КриБ"
книжное разочарованиеБывает же так! Похвалишь прекрасную серию, восхитишься умением издательства подбирать для нее удачные произведения - и тут выходит какое-то нечто...
Название меня сразу насторожило, но все-таки доверие к издательству в целом и серии в частности сделало своё, как теперь понимаю, подлое дело.
Начала я читать бодро, но по мере чтения брови всё поднимались, глаза всё расширялись, короче, недоумение росло. И недоумение, и непонимание, что это, для кого это и для чего это.
А можно сразу спойлер?
В общем, дело обстоит так. В Москве, в элитном доме с видом на Красную площадь живёт школьник Витя Молотков. Вместе с ним в необъятной квартире проживает его семья: сестра-студентка Клара, мама-домохозяйка, помощница по хозяйству Дуня и папа. Вот папа и задает тон и цвет этой жизни. По должности он директор огромного завода, весьма богатого и преуспевающего предприятия, а по убеждениям - верный ленинец, коммунист до мозга костей. И зовут-то его Владимиром Ильичом. История начинается накануне 7 ноября - праздника, который в этой семье отмечают с размахом, превосходящим даже празднование Нового года. Клара с Витей украшают дом красными звёздами, на покрытый красной скатертью стол выставляются блюда только красных оттенков (винегрет, селедка под шубой и т.д.), причем в красной посуде. Многочисленные гости в красном во главе с парторгом завода, ближайшим папиным соратником Климом Серповым, произносят тосты и поют революционные песни. Ах да, забыла сказать. Всё это происходит в наши дни. Ну или практически в наши.
Папа когда-то был простым рабочим, учился, трудился - и вот выбился в директора. Завод его процветает. И царит там самый настоящий коммунизм: рабочим выделяют бесплатные путевки, к их услугам куча бесплатных развлечений, у них большие зарплаты, лентяев и пьяниц не выгоняют, а перевоспитывают... "Нравится ли всё, что напридумывал мой папа, его рабочим, инженерам и, положим, бухгалтерам? Конечно, нравится. Поэтому папу, который искренне считает, что счастье должно быть "общедоступным и повсеместным", так же искренне любят и рабочие, и инженеры, и бухгалтеры".
Неожиданно оказывается, что папе необходимо на время покинуть Москву, причем вместе с семьей, потому что враги не дремлют. В чем заключается это "недремание", чем оно опасно и почему хватает всего нескольких дней, чтобы можно было вернуться, непонятно совершенно. Но семья отправляется в Марокко. И там им встречается старенькая княгиня Зинаида Андреевна - потомок белоэмигрантов. За каким-то фигом они ее забирают с собой в Москву (ведь она ни разу не была в России). Поселившись в шикарной квартире Молотковых, княгиня начинает наводить в ней свои порядки (ну, например, общий завтрак в гостиной, а не на кухне, в приличной одежде, а не в спортивном костюме) и учить всех уму-разуму, особенно молодое поколение, открывая им глаза на то, что Ленин, коммунизм и революция - это не так однозначно хорошо, как им внушали с детства. Что в них, конечно, было и хорошее, но и плохого достаточное количество. В принципе, она правильные вещи-то говорит: "Человеку естественнее и надежней самому заниматься своим счастьем, строить свою судьбу самостоятельно. Не может быть счастья для всех одинакового. Что для одного хорошо, для другого может быть непереносимо (...) Когда за человека начинают решать, что для него лучше и как он должен жить, жизнь у него сразу портится, приходит в негодность". Вот только странно, что для Вити с Кларой это стало откровением. Такое ощущение, что до этого они ни с кем, кроме своего коммунистического отца не общались, настолько всё было раньше просто и понятно: красное - хорошо, белое - плохо. "Зачем только она встретилась на нашем ясном пути?"
А потом начинается форменное безобразие. Классовые враги пытаются умыкнуть у отца его завод. Первый раз, когда они начинают скупать у рабочих их акции, победа остается за нашими (благодаря княгине, которая советует отцу самому скупить эти акции у его же рабочих). Второй раз всё оказывается сложнее, отцу приходится забаррикадироваться в своем кабинете, куда тайно, переодевшись (причем Витя - в девочку, не поняла, зачем, наверное, просто чтобы было смешно) проникают его дети. Но с третьей попытки всё у врагов получается. Причем врагом номер один оказывается бывший соратник отца Клим Серпов (настоящая фамилия, по которой его вычислил Витя, - Круассан (он просто сопоставил слова "серп" и "круассан" - и пришел к выводу, не спрашивайте, почему так, это за гранью понимания). Оказывается, он потомок бывших (дореволюционных) хозяев завода и теперь имеет полное юридическое право владеть им. Не могу не привести хоть один отрывок из текста. "Ещё в раннем детстве маленький Серпов-Круассан затаился среди рабочего класса, выучился плеваться, играть на гармошке, лузгать семечки и разговаривать так, что его стали принимать за своего не только высококвалифицированные рабочие, но даже самые низкоквалифицированные. Следующим шагом хитрый дворянский отпрыск вступил в пионеры, продвинулся по комсомольской линии и так пылко клялся в верности коммунистической партии и лично товарищу Ленину, что смущались даже старые большевики".
Всю Витину семью, оставшуюся без средств к существованию, выгоняют из дома. Они ютятся в маленьком домике на окраине Москвы. Мама находится в полной депрессии. Папа, попытавшись пойти на завод рабочим, получает травму. Всех кормит Витя, подрабатывающий официантом в забегаловке.
Но всё меняется накануне Рождества, когда Витю выводит из декабрьской метели призрак его прабабушки - юной девушки, у которой на голове шапочка меняет цвет с белого на красный и обратно. И когда возвращается из-за границы княгиня. Тут уже начинается индийское кино. Потому что она раскапывает старую семейную историю, и оказывается, что Витин папа - тоже наследник того же завода, а по совместительству - двоюродный брат Серпова. И снова не спрашивайте, как это)
Тут и сказочке конец.
Так вот. Основная мысль книги ясна: нельзя делить людей на своих и чужих, нельзя делить исторические события на хорошие и плохие, нет в мире однозначно черного и белого (в этом случае - белого и красного), всё всегда гораздо сложнее, всё слишком неоднозначно, и надо учиться на всё смотреть с разных сторон. Нельзя сделать человека счастливым помимо его воли, нет счастья, одинакового для всех, для каждого оно своё. Это хорошие основные мысли, правильные. А вот содержание, герои, сюжет просто ниже всякой критики. Слабо, сыро, неубедительно. Да часто попросту глупо. Натужный юмор, адресованный непонятной возрастной категории (от 9 до 99 на обложке - обхохотаться можно), претензия на гротеск... Не хочу я больше о ней писать!
И, кстати, обратила внимание. Все "полосатые" книги "Розового жирафа" выходят в серии "Вот это книга!" (и там действительно можно только поднять вверх большой палец), а на этой, тоже замаскировавшейся под "полосатость", стоит совсем другое название: "Не просто книга!"
не просто...