Михаил Шолохов "Тихий Дон" (Речь, 2018)
Классика.Я бы могла, конечно, подождать два дня и аккурат в день рождения Михаила Александровича Шолохова выложить этот пост, но терпежу нет, как хочется похвастаться поделиться! :-)
Как-то мы с сыном читали знаменитое стихотворение Зинаиды Александровой "Гибель Чапаева":
Проклятая пуля догнала в воде.
«Товарищ Чапаев!» Не видно нигде.
«Товарищ Чапаев, наш друг боевой!»
Круги разошлись над его головой.
Урал, Урал-река,
Могила его глубока.
До красных отрядов, река, добеги,
Скажи, что любимый Чапаев погиб.
Пусть конница мчится, пусть пули свистят,
Пусть красные белым в бою отомстят!
Урал, Урал-река,
Бурлива и широка…
И я стала рассказывать ему о Гражданской войне, о том, как брат шел против брата, как ненависть разлилась и буквально всех ослепила... И вот ребенок слушал, слушал, а потом внезапно спросил прямо в лоб: "Мам, а ты за красных или за белых?" Казалось бы, какое отношение все это имеет к "Тихому Дону"? На мой взгляд, самое непосредственное. Сходу можно назвать как минимум два масштабных художественных произведения, в которых этот вопрос поставлен ребром: за красных или за белых? Не просто ребром, это вопрос жизни и смерти, вопрос выбора будущего для себя и своих детей... Мучительного выбора, такого, о котором помнишь всю жизнь, за который приходится заплатить высокую цену... Это "Тихий Дон" Шолохова и "Хождение по мукам" Алексея Толстого.
Очень понравилось внешнее оформление томов - в моем любимом бежевом цвете, идеальном для классики. Правда, выбор такого деликатного цвета для тканевой обложки был заведомо рискованным: мне, например, удалось приобрести этот четырехтомник лишь с третьего раза и то только на Международном книжном салоне. Каждый раз хотя бы один из томов оказывался с поврежденными, потертыми углами, в разорванной пленке со следами грязных пальцев на блоке... Я уж даже отчаялась и почти смирилась...
Очень переживала из-за шрифта. Почему-то и на сканах, и на выложенных впоследствии фото он казался мне мелковатым. Но нет, читается хорошо. И в целом очень понравилось, как организовано пространство книги: ничто не отвлекает от чтения, все сделано для того, чтобы лучше вникнуть в содержание. И даже несколько увеличенные поля, пожалуй, впервые кажутся оправданными.
Про иллюстрации Юрия Реброва, как и про сам роман, так и хочется сказать - эпические. Напоминают черно-белое кино. Жаль, что их не очень много, рассматривать можно подолгу.
Подытоживая свои впечатления от четырехтомника, могу сказать, что определенно он стоил того, чтобы лететь за ним в Санкт-Петербург и принять из рук в руки у самого издательства!