Развитие общего подражания
Подражание -то, благодаря чему дети осваивают речь, нормы поведения, познают этот мир. В идеале ребенок просто наблюдает за мимикой и артикуляцией взрослого и постепенно учится ее воспроизводить. Главное, что необходимо понять при работе с детьми младшего дошкольного возраста - успеха можно достигнуть только при многократном повторении. Именно так работает механизм запоминания. После того как ребенок усвоит, переварит и воспроизведет новое слово ему может потребоваться еще время для того, чтобы перевести его из класса "новое" в "обыденное".
Подражание работает на всех уровнях общения с ребенком. Это не только те, слова которые говорит взрослый, но и его привычка, поведение и примеры. С помощью подражания ребенок даже усваивает социальные и жизненные нормы. Золотая поговорка: "самый лучший метод обучения - личный пример". Автор приводит довольно банальные примеры, а я приведу один из нашей жизни. Я все понять не могла, почему сын начал на площадке обхватывать детей, пытаться их завалить и вообще почувствовала явный перекос к непонятным мне агрессивным играм. Откуда? - недоумевала я. Я только и делаю, что показываю ребенку, что палочкой можно рисовать, в песочнице строить целые города, из камушков строить дворцы... И тут как то застала своего супруга, который играет на площадке с детьми постарше. Девочке В. очень нравится играть в борьбу и муж поддерживает ее игру, совершенно не осознавая, что сын стоит рядом и "наматывает все на ус".
Существует несколько видов подражания:
1. Подражание действиях (простым и сложным)
2. Действия с игровыми предметами
3. Подражание действиям с руками
4. Подвижные игры
В связи с тем, что большинство игр на подражание переплетаются с командами врослому стоит обратить внимание на сопроводительную речь:
1. Речевые команды должны быть четкими и немногословными.
2. Произносить их следует мягко, следя за дикцией, темпом и с небольшой паузой, которая даст ребенку время на осмыление поставленной задачи.
То есть, например, когда речь идет о стихотворных потешках мы разделяем текст на логические этапы. То есть после каждого действия делаем паузу: мишка по лесу идет - пауза/действие - шишки собирает - пауза/действие.
На первых этапах взрослый не только зачитывает стихотворные задания, но и сам воспроизводит необходимые действия. В будущем, когда у ребенка закрепятся необходимые знания и навыки возможно будет оставить только голосовое сопровождение.
Игры со стихотворными текстами привлекают детей наличием темпа... они чем то напоминают песню, а следовательно ассоциируются с отдыхом и весельем. Если ребенок не повторяет за вами действия - это не повод расстраиваться. Вам даже может казаться, что он не наблюдает за вами. Но на самом деле малыш может буквально через день поразить родителям точным повторением всех действий, которые проигрывались днем ранее.
Чтобы понять о чем речь приведу примеры самых распространенных стихотворных потешек: сорока-белобока, идет коза рогатая, водичка-водичка, ладушки.
Подвижные игры помогают не только в нужное русло направить детскую энергию, но и прекрасно дополняют будни. Например, самые упражнение "Зарядка" отлично вписывается в утренний моцион. Честно признаюсь, что для нас это пока наименее используемая сфера, но описанные у Янушко задания не сильно отличаются от двигательных потешек у Железновых.
Занятия с игровыми предметами или по просту - с игрушками способны увлечь даже самых непоседливых малышей. Я была удивлена, когда увидела в перечне наши рядовые игры. Здесь я коротко перечислю идеи, в игровое дополнение оставлю для читателей статьи. Ведь порой, играя с ребенком мне лично не хватало самого простого - идеи.
Главной задачей взрослого во время игр остается работа в режиме диктора. Играя с ребенком мы комментируем все, что происходит и будет происходить.
Кубики могут стать стульчиками для небольших фигурок, а если поставить три кубика на небольшом расстоянии, то получится чайная церемония. Приведу пример речевого сопровождения: Звери хотят кушать. Давай их покормим? Это стул, а это стол. Давай посадим зайку на стул? Зайка сел на стул. Мишка сел на стул. Наливай им чай: сссс. Мишка пьет чай: ффф Зайчик пьет чай: пя-пя-пя. Звери попили чай. Что надо сказать? - Спасибо. Побежали дальше играть?
Я неосознано стала включать в бытовые игры речевые звуки, которые проговариваются во время гимнастики с язычком. Ребенок же настолько увлекается сюжетом, что значительно тщательнее выполняет речевые повторения, чем при выполнении целенаправленной гимнастики.
Из кубикой получается отличная дорога для транспорта.
Верх башни из кубиков можно украсить любой игрушкой.
Если сделать из кубиков контур квадрата, то получится дом. Отодвигаешь один кубик - вот тебе и дверь.
Если толкать ряд кубиков, то получается паровозик.
Из кубиков можно построить мост или ворота для машин, автомойку или просто гараж.
Кубики можно перевозить в машинах или устроить настоящую стройку.
Строительные наборы вообще имеют неиссякаемый игровой потенциал. По мере усвоения ребенком простых конструкций можно строить целые города, замки и разыгрывать ролевые представления.
Отдельно стоит упомянуть игры с мячом: ребенок должен уметь катить мяч, ловить, кидать одной и двумя руками, сбивать мячом препятствия, попадать мячом в корзину/сетку, скатывать мяч с горки.
Перечислять моменты, связанные с подражанием можно бесконечно. Надо просто принять как факт, что все совместные игры с ребенком запускают активную работу механизма подражания. Также не стоит забывать о скрытом подражании - ребенок активно переносит на себя модель поведения и примеряет различные бытовые действия, совершаемые взрослыми.
Я решила начать с подражания по той простой причине, потому что он ложится в качестве базиса для всех остальных занятий. Родителям и педагогам выпадает уникальный шанс проводить речевые занятия в фоновом режиме, доставляя ребенку массу удовольствия.
Также хотелось бы отметить, что именно в через ролевые игры удобнее всего акцентировать внимание ребенка на социальных ситуациях и нормах. То есть если вы хотите научить малыша прощаться перед уходом на прогулку, то проигрывайте наглядно как с ним прощаются лисички, зайчики и плюшевые кошечки. Через игру также удобно рассматривать конфликтные ситуации, которые периодически возникают в каждом сообществе.
Напоследок расскажу любопытный пример фонового подражания. Сын не хочет делать артикуляционную гимнастику. Не хочешь - хорошо, мы будем делать ее с динозавром - говорю я. Ребенок демонстративно уходит в соседнюю комнату. Я чуть повысив громкость начинаю проговаривать слова потешки и отвечать за динозавра. И что вы думаете? Из соседней комнаты синхронно раздаются соответствующие звуки. Дети редко отказываются от возможности поиграть и выучить что то новое. Особенно, когда их любимые игрушки делают это с энтузиазмом.