Развитие неречевого слуха
О том, что такое неречевой слух я писала ранее. Неречевой слух - умение воспринимать, вычленять и идентифицировать окружающие чехолека звуки. Специалисты рекомендуют изучать неречевые звуки в следующей последовательности:
1. Звуки природы
2. Звуки издаваемые животными и птицами
3. Звуки, которые издают материалы и окружающие предметы
4. Звуки, издаваемые транспортом
5. Звуки, издаваемые игрушками: погремушки, свистульки, пищалки, трещотки
6. Звуки, издаваемые музыкальными инструментами
У нас никогда системности в изучении этих звуков не было. Я обращала внимание на звуки по мере проявления у ребенка интереса и когда мы с ними пересекали. Но в фоновом, проходящем режиме. Забавно, но ума не хватало, чтобы использовать простую вводную формулировку: "Слушай или Слышишь". То есть я просто рассказывала: так стучит барабан, а так звенит колокольчик.
Сейчас же сделав акцент на нужных словах, я обнаружила, что сын прекрасно выделяет предлагаемые мной звуки. Находясь на улице, я обращаю его внимание на транспортные и природные шумы. Причем как на громкие (едет поезд), так и тихие (щебечет птичка). Мы говорим о том, как по разному слышны шаги в зависимости от поверхности, по которой идем (асфальт, трава, песок). Прошу определить направление звука: Где кричит мальчик? Где играет музыка? Или просто выделить звук: Сейчас едет машина?
Благодаря этому у ребенка в лексиконе появился глагол "слышать". Он не только внимательнее стал относиться к звукам в целом, но и обращает мое внимание на звуки, которые его заинтерисовали. В общем, опять вступил в игру механизм подражания: я стала больше внимания уделять окружающим звукам и ребенок поступил также.
Заниматься развитием неречевого слуха очень удобно в дороге или по пути домой с прогулки. Ребенок с удовольствием включается в игру и прекрасно направляется по нужному родителю маршруту.
Различать звуки животных мы научились благодаря звуковым программам на планшете. Онм же легли в основу звукоподражания: "Кто как говорит?" Кроме этого, когда сын был маленький и по долгу тусил в слинге, я как мантру на прогулке читала: собачка гооворит: ГАВ, кошка говорит: МЯУ и пр. В то время большинство сверстников уже активно использовали звукоподражание, а мой пупс упорно молчал. Прошло время и вместо звукоподражания я стала делать акцент на полных словах и ближе к трем годам мой молчаливый ребенок неожиданно выдал полный набор: слов-подражателей. Мне же остается надеяться, что с фразовой речью произойдет аналогичная метаморфоза. Это был оффтоп.
Изучение бытовых звуков также проходило в фоновом режиме. Когда ребенок сталкивался с новым звуком: выходит пар из мультиварки, шумит фен/пылесос, шуршит бумага и пр.
Паралельно с изучением звуков мы изучили понятия "тише-громче". То есть изучая новый звук мы применяли его к этим двум понятиям. Например, стучать в барабан можно громко и тихо. Говорить можно громко и тихо. Кричат люди громко, а шепчут тихо.
Теперь поговорим о специальных занятиях. Они направлены на специальное развитие неречевого слуха, делая его более тонким и избирательным.
Тук-тук
Приглашаем в гости зверей. Каждый кто приходит в гости стучит. После того как раздался звук ребенок/взрослый спрашивает: Кто там? Стучать необходимо по разным предметам, в разном отдалении от ребенка и с разной силой. Малышу необходимо определить откуда исходит звук.
Что там?
В одинаковые баночки насыпаем разные по звуку вещества: горох, манка, шурупы, гречка, вода. Взрослый дает ребенку послушать, какой звук издает банка при тряске, а потом вместе с малышом смотрим, что внутри. В последствии ребетенок научится по звуку определять, что находится в банке.
Второй вариант игры. Баночки делаем парными и учим малыша находить одинаковые звуки.
Игры с музыкальными инструментами
Дают огромный потенциал при изучении неречевых звуков. Можно на слух определять, в какой музыкальный инструмент играет игрушка. Каждому инструменту присваивать определенные действия. Например, под барабан надо маршировать, а услышав колокольчик кружиться.
Самым простым вариантом подобных игр является просто выделение одного инструмента. Просим малыша повернуться спинок, объясняем, что повернуться можно только когда зазвучит колокольчик (бубен, барабан и пр.).
Как проверить различает ли ребенок звуки инструментов? Распечатайте картинки имеющихся муз. инструментов. Проверьте правильно ли ребенок соотносит картинки с тем, что есть у вас. Попросите малыша отвернуться и используйте один инструмент, а затем попросите ребенка найти на картинках тот, который только что звучал.
Чтобы занятия привлекали малыша ведущими в игре должны становиться любимые игрушки.