Италия-2018: Флоренция и Монтекатини-терме
после неаполя, рима и сиены мы добрались до флоренции.
люди издавна знали целебные свойства горячи минеральных ключей, бивших тут из-под земли. и дрались за них между собой. источники принадлежали то сиене, то флоренции, пока раздосадованный козимо 1 медичи (он вообще был очень вспыльчивым человеком. это тот, кто построил сады боболи) не приказал разрушить тут все, кроме женского монастыря
сейчас городок маленький, уютный, состоит из 2 частей - средневековой и более современной. дважды в час до флоренции идут электрички. время в пути 40 мин.
наш отель Terme Pellegrini находился на центральной площади, но был старый и грязный. хотя вид с балкона приятный
сантехника текла, краны отваливались, кругом сколы и ржавчина. вспомнились перуанские болельщики, которых в гостинице саранска пугал слив канализации - они ждали, что оттуда вылезет чудовище и съест их )) у нас был почти такой же
к вечеру нам стали досаждать огромные жуки, похожие на средиземноморских тараканов (возможно, это они и были), которые принялись шуршать и топать по номеру. всех истребили и пошли гулять. на площади играл оркестр
до ночи открыты магазины, ото всюду слышится музыка. но бусине так понравился оркестр, что она чуть не ушла за ним
местные землевладельцы решили, что фрукты, виноград, фермы уже не приносят былого дохода. и переквалифицировались на выращивание декоративных растений
утро - и мы снова во флоренции. вдвоем. бусина знает про данте, бокаччо, семью медичи, микеланджело, челлини, поэтому оживляется, когда что-то связано с ними. я ни разу не попала в сады боболи, поэтому стремилась туда.
первый наш визит был в старинную аптеку. еще в 13 века монахи-доминиканцы разбили при санта-мария-новелла (той самой, про которую декамерон) огород, из растений делали примочки, мази, масла. лечили ими больных.
чуть позднее дошли до идеи профилактики заболеваний - стали очень востребованы душистые притирки (вместо мытья. говорят, с их применением продолжительность жизни увеличилась во флоренции с 30 до 50 лет), а также антибактериальные снадобья - травы для ароматизации помещений, которые обеззараживали воздух, травы, которые закладывали в длинный нос чумных масок, чтобы не заболеть, а также элексиры. знаменитая настойка семи воров позволяла не заболеть после контактов с чумными больными. .название пошло от 7 воров, которые выпили ее, обчистили дом, хозяева и слуги которого умирали от чумы, но сами не заразились
сегодня в аптеке можно купить многие из тех элексиров, настоек, травяных сборов, а также духи по рецептам 15-16 веков. даже именно те ромашковые, с горьким запахом, которыми производила фурор Екатерина Медичи. аптека дорогая, цены примерно от 20 евро
потом мы догуляли до базилики сан-лоренцо, в которой работал мекеланджело и где похоронены представители семейства медичи. рядом с базиликой находится меркато чентрале - центральный рынок флоренции. на улице развал из кожи и текстиля. продавцы - азиаты, турки, реже итальянцы. в крытом рынке продукты, можно купить кусок мяса, коктейль - пообедать
мы купили шарфы с изображением фресок ботичелли и снова зашли к дому данте алигьери.
дом, который считают домом данте - на самом деле дом его соседей. данте был в первую очередь неудачливый политик. женился он на нелюбимой женщине, дочери своего врага. пытался сгладить противоречия между враждующими партиями. когда проиграл выборы, город изгнал его. так было принято: не сажать в тюрьму, чтоб виновные проедали бюджет города, а выгонять на вольные хлеба. имущество отбиралось. вот и башню данте разрушили, а землю передали в другое владение. жена данте вернулась с детьми в отцовский дом - караулить свое наследство. данте не взял ее с собой в ссылку и больше никогда ее не видел. вот дом тех самых соседей, которым повезло больше. в нем сейчас музей данте, вернее эпохи данте
видите, башня сверху обрезана? она была намного выше. во флоренции любили высотки. в городе было около 60 высотных башен. которые частенько падали. подобные башни сохранились в болонье, например
в башнях удобно было отсиживаться от народа. места опять же немного занимали на земле. но падали. и решено было их подрезать. а у кого-то за плохое гражданское поведение - вообще снести. со временем город облагораживали и опасные башни сносили одну за другой.
во внутреннем дворике вдруг мы увидели самого данте )) он читал божественную комедию на языке оригинала
кстати, италия - страна пестрая, как бывший ссср. до середины 20 века это было множество отдельных стран, которые решили объединиться. тоскана как раз одна из этих стран. язык в каждой стране был разный. то, что мы считаем итальянским, - это флорентийский язык, основы которого заложил данте. как у нас пушкин )) и вот на старом флоренийском данте читает, как встретил вновь прекрасную беатриче. на самом деле она была его соседкой. в 17 лет была выдана замуж, успела родить ребенка, поучаствовать в судебных тяжбах мужа по дележке земли и умерла в 24 года
данте прожил долгую жизнь, тоскуя о родной флоренции, куда он никогда более не вернулся. в соседних городах его ценили, спонсировали, приглашали на хорошо оплачиваемую службу. в последние годы он жил при дворе важной особы недалеко от флоренции. постоянно работал над своими сочинениями. 2 сына и дочь переехали к нему и после смерти популяризировали его наследие.
за углом от "дома данте", на той же ул. данте, как раз осталась одна из "недобитых" флорентийских башен
а прямо напротив нее - капелла св. Мартино. и удивительное дело - вход бесплатный ))
св мартино - римлянин. с детства увлекся идеей всеобщего добра. но семья определила его в военные. он воевал на территории франции, был накачанным сильным воином и при этом добрым. увидев нищего в плохую погоду, разорвал свой легионерский плащ пополам и отдал половину нищему. все потешались над мартино, а иисус явился ему во сне и сказал: не обижайся, глупые они еще.
уйдя в отставку, мартино стал монахом, помогал людям. своим ростом и физической формой выделялся среди монахов и был страшно популярен. да еще справедливый и добрый - люди обожали его при жизни. а после смерти дрались за его труп. самые ловкие проникли в дом через высокое окно, выкрали мартино и утащили на лодках по реке, чтобы похоронить в своем городе Туре. фрески недавно обновлены. очень сочные и яркие
оттуда 3 мин до площади сеньории, где находится палаццо векьо - старый дворец.
когда-то он не был старым. в нем заседали главы флорентийской республики, потом козимо медичи старый, захвативший власть. он был хитрый, умный и жесткий, убирал конкурентов и врагов, расчищая место потомкам, но во внука вложил лучшее, что мог
когда на его внуков Джулиано и Лоренцо (Великолепного) совершили покушение и Джулиано погиб,то Лоренцо отомстил за брата. в окнах палаццо были повешены виновники смерти брата.
Лоренцо щедро вернул в мир все, что получил от деда. он запустил эпоху Возрождения. при его дворе творили Ботичелли и Микеланджело, чей давид высечен из испорченного куска мрамора за мизерный гонорар и стоит у входа в палаццо векьо. Лоренцо писал стихи, любил и спонсировал все прекрасное - музыку, живопись, скульптуру, науку. в политике и экономике не всегда был дальновиден. зато умел дружить и просто быть чудесным парнем, поэтому легко договаривался со многими противниками. а умер довольно рано, в 43 года, страдая от болезней, в первую очередь подагры. видимо, все же высокая кухня не дает большого здоровья
сын Лоренцо не удержал власть, а внук умер молодым от венерических болезней, успев оставить дочь - Катерину Медичи, будущую королеву Франции. вскоре эта ветвь медичи совсем вымерла, и на престол вступили потомки брата Козимого Медичи старого - кузены прежних медичи.
первым из них стал правителем флоренции Козимо 1 Медичи. вспыльчивый, гневливый, мстительный. это он разрушил в порыве гнева термальный источник монтекатини
он заселился в палаццо векьо как в личный дворец. завел личную охрану - ландскнехтов. они обычно сидели в крытом помещении у входа. с тех пор оно называется лоджия ланци. там располагаются прекрасные скульптуры, в том числе персей бенвенутто челлини
от площади мы свернули к фонтану бронзового кабана - порчелино. когда-то внук гневливого козимо I заказал бронзовую копию мраморного кабанчика, подаренного его семье папой римским. мраморный кабанчик в свою очередь был копией древней греческой скульптуры. пока мастер отливал в бронзе копию - заказчик умер. кабана решено было выставить у маленького городского рынка - пусть люди из него пьют. люди утоляли жажду в жару, держась за пятачок, так он стал отполированным. а кабана стали звать ласково поросенком - порчелино
в магазине по соседству неожиданно нашли пару к бусиной блузе
минута - и мы у понте векьо, старого моста
его еще называют золотым, тк на нем торгуют только ювелирными украшениями. поэтому посредине моста памятник самому известному ювелиру - бенвенутто челлини. не удивляйтесь, скульптором он стал к концу жизни. а начинал как ювелир, делавший уникальные вещицы. кроме того что был страшно талантлив, еще он был страшно гневлив и не умел контролировать себя. его обидят, а он бац - и человек мертв. поэтому челлини вечно был в бегах. в риме его оценил сам папа римский и даже взял начальником печатного двора. но челлини тут же напечатал себе кучу денег. его бы, может, и казнили, но началась война. и челлини отправили руководить обороной рима. уже после этого он нанялся к французскому королю, там обучился скульптурному литью. мимоходом снова замочил кого-то и только тогда вернулся во флоренцию и отлил своего знаменитого персея, который стоит в лоджии ланци
ну а самому челлини памятник-фонтан заказали ювелиры флоренции и установили в начале 20 века на понте векьо. фонтан быстро сломался, наладить его работы смогли только недавно
но мост стал золотым не сразу. сначала он был мясным. мухи, запах - не самый милый мост. а гневливый козимо 1 тем временем женился на Элеоноре Толедской из очень хорошего рода. необыкновенно красивой женщине
она одна могла остановить его приступы ярости и смягчить зловредные планы. для нее был куплен палаццо питти на другом берегу арно и разбиты сады боболи. как только медичи съехали с площади сеньории в новый дворец питти, старый и стал зваться палаццо векьо. а чтобы ходить на работу, не встречаясь с простым людом, архитектор вазари для козимо построил коридор - из палаццо питти по-над крышами жилых домов и до самой сеньории. это мост. верхний этаж с окошками - коридор вазари
козимо стал ходить туда-сюда по коридору. как идет через мясной мост, так его тошнит. расстроился он и приказал выгнать мясников и заселить на мост кого-нибудь с нейтральным запахом, ювелиров к примеру
а сам коридор сделать с панорамными окнами. а в простенках повесить мировые шедевры, чтоб идешь с работы усталый, а душа поет и радуется при виде рафаэля, ботичелли и пр. сейчас в коридоре вазари есть даже наш кустодиев. и в коридор можно попасть на экскурсию. если очень повезет.
а это коридор вазари уже свернул к площади сеньории. вон его квадратные окошки. кстати, вот и декоративные растения из пригородных оранжерей развозят - они правда, пользуются спросом
это финиш коридора вазари, а мы пошли к его началу - дворцу питти
когда-то козимо купил это участок под дворец недорого, тк сам участок уходил в гору, а дворец стоял у ее подножия. козимо долго ломал голову, что делать с этой кочкой во дворе, пока элеонора не сказала: милый, отдай мне, я устрою тут сад . так появился первый дворцовый сад боболи
из сада вся флоренция как на ладони
в горку по жаре подниматься тяжеловато, но красиво-то как
на самой макушке горы форт и павильон фарфора
спускаемся вниз по аллеям
и вот чудесный пруд с островком посредине
конечно, не так сказочно, как в петергофе, но ведь это прообраз не то что петергофа, а версаля, который мы потом еще доработали )) зато кругом цветы и даже настоящие лимончики
туристы придирчиво комментируют: ну мы и пороскошнее видали, чем эти боболи. но надо представить себе удивительную элеонору, которая жила с психологически нестабильным мужем, помогала ему в политике, денежных делах, уберегала его от неправильных решений, уберегала других людей от его гнева, рожала наследников, вела хозяйство в огромном дворце, а свободное время садилась с чашечкой кофе у фонтана и, чуть передохнув, говорила: ну а теперь займемся садом. докупим туи, тут посадим лимоны, сюда проведем еще один фонтан, а вот тут грот для жарких дней. и тогда боболи уже не кажутся такими скучными, это же произведение необыкновенной, неординарной женщины
внутри грота скульптуры, переходящие в росписи. не здесь ли стянул идею для своих гротов баварский людвиг?
элеонора умерла рано. после е смерти козимо как с цепи сорвался - убивал тех, чье добро хотел присвоить. и только некотрые из его потомков сумели все-таки стать хорошими добрыми правителями. хотя к 18 веку и этот род медичи вымер.
у выхода их сада, почти у ворот дворца - фонтанчик Карлик на черепахе. это любимый карлик семьи медичи, шнырявший по комнатам дворца. надеюсь, в одетом виде ))
надвигалась гроза. мы спустились по реке арно к следующему мосту
и вышли к базилике санта-кроче. фасад строил архитектор-еврей, который сумел водрузить на него звезду давида. а в самой базилике покоятся микеланджело, макиавелли, галилей и пр знаменитости
тут загрохотал гром, и мы припустили к дуомо. а дождь не случился
на прощание зашли в очень расхваленную кондитерскую в одной из улочек, ведущих от дуомо. но там были только тонкие печенки и макарони, которые мы не любим, а пирожных с кремом не было ((
ну что ж, в этот раз флоренция не стала для нас вкусным городом. когда-нибудь вернемся еще