Вот решила написать пост о том, как мы занимаемся РР. Пост в некоторой степени для себя, чтобы вспомнить и структурировать все наши методы и способы РР, и ещё накопился некоторый материал, которым можно поделиться с нашими мамочками.
Для начала выскажу своё отношение к такому понятию как РР. Ванечке 1 год и 9 месяцев, говорит он очень много, но всё по-своему. "Русских" слов в его лексиконе мало "мама", "папа", "дать", "нет", "баба", практически всех животных звукоподражает, называет, "кукау" (кукареку) и тд. Недавно меня спросили, почему он так мало говорит... Ну вот что за наиглупейший вопрос??? Откуда я знаю, почему он так мало говорит!!! Эмоции зашкаливали и я начала думать, что у нас проблемы. Начиталась умных книжек по этой теме, почитала мамочек и поняла - у нас всё замечательно!!! Мои выводы:
1. До 3 лет даже не стоит беспокоиться по этому поводу.
2. Беспокоиться не стоит, но и на самотёк всё пускать тоже не стоит.
Итак, сейчас наше РР идёт по двум направлениям:
1. Расширение пассивного словарного запаса. Ванечка у меня всё понимает, знает, где у вещи место, принеси то-это - всё делает. Все ранее изученные темы по ТЗ и ТН пройдены не зря, всё помнит, всё знает.
а. ТН и ТЗ, расширяющие кругозор ребёнка.
б. Постоянное комментирование действий правильными красивыми словами.
в. Занятия по Альбому по РР Распечатывала картины, которые подходят под наш возраст.
Например
г. Многодейсвенные истории Тани и Вани
д. На камушки приклеила наклейки разной тематики и сочиняем истории, вытягивая из мешочка по одному.
е. Естественно, читаем книги.
ё. Читаем стишки, сопровождающие действиями.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по
одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу
указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя
ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения
всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным
пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то
одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой
ложкой, руки под щёки)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
Копаю, копаю лопаткой снежок
(имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок
(над головой из ладошек делаем
крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне
жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою
дружить!»
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела? (загибаем
большой палец)
Нету пальчика, пропал
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла! (высовываем
пальчик)
Ищешь, ищешь, не найдешь.
Здравствуй, пальчик (пальчик
здоровается, кивает),
Как живешь?
Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные
вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно - ух! (щекочем талию)
Кто щекочет - пух!
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой
палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков (соединяем большой
палец правой руки с указательным пальцем
левой и наоборот)!
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно
мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и
средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные
части тела).
Посмотри: на нашей елке (сложить
ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ
и верх)
Висят на ней игру гики -
Звездочки и шарики, (сложить две
руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
ж. Театр, пока у нас только магнитный.
2. Помогаем мышцам речевого аппарата стать более крепкими. Доказано, что чем слабее мышцы реч.апп., тем хуже речь. Вот потом-то весь пассивный запас слов перейдёт в активный.
а. Артикуляционная гимнастика, на подобии таких
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Сказка «У бабушки с дедушкой»
ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
б. Развиваем дыхание
в. Массаж ладошек и пальчиков
г. Мелкая моторика
д. Пропеваем логопедические песенки. Ваня уже хорошо поёт ла-ло-лу, ма-ми-мо и тд...Скачать
В общем-то, всё... Если у вас есть ещё советы по развитию речи малышей, с удовольствием выслушаю и приму к практике.