Найти достойную няню и приучить к ней малыша трудно, но и расставание с няней может быть не таким уж легким. Причины, по которым ребёнку пора менять няню бывают разные. К негативным относятся недолжное выполнение няней своих обязанностей, плохое обращение с детьми, постоянные требования о прибавке без видимых на то причин, алкоголизм, воровство, халатность. В этих случаях родители и дети расстаются с няней с радостью и вздыхают с облегчением, когда избавляются от таких псевдо помощниц. А бывают случаи, когда ребёнок совсем не хочет, чтобы
Но по каким-то причинам родители вынуждены отказываться от услуг помощницы: финансовые проблемы, возраст ребенка, переезд семьи или няни в другой город и т.д. Дети привыкают к одному человеку, и расставание с ним может вызвать стресс и болезненные переживания. Одна из распространенных причин, по которой ребенка отлучают от няни - детский сад. В этом случае ребёнку нужно переключить внимание, показать и заинтересовать детским садиком. Для начала можно чередовать садик и няню. Например, приглашать няню два раза в неделю или в выходные, а в остальное время приучать малыша к садику. Если есть возможность, попросите няню несколько раз сходить с ребенком в детский сад на пару часов или сами сходите с ним, покажите, как там интересно, сколько там детей, какие игрушки и книжки яркие, таких дома нет. Если малыш уж очень привык к няне, она может наведываться еще какое-то время в гости, но визиты с каждым разом нужно сокращать.
Иногда няню необходимо менять на другую, потому что малыш вырос и няня, которая была с ним в младенчестве уже не может справиться с повзрослевшим непоседой. В такой ситуации есть несколько вариантов расставания: беседа с ребенком и эффект внезапности. В первом случае нужно запастись терпением и словарным запасом и поговорить с ребенком о том, что нянечка уже устала, не может с ним играть, ей нужно отдохнуть, а вместо неё придет другая, которая будет еще лучше. Во втором - нужно решить все вопросы увольнения с няней за спиной у ребенка, а на его вопросы «Куда делась няня?» сказать, что она внезапно уехала далеко и вместо себя прислала другую помощницу. В обоих случаях действовать нужно очень аккуратно и деликатно, чтобы не навредить детской психике!
Когда причиной смены или расставания с няней становится переезд, дети часто просят, чтобы няня поехала с ними и искренне удивляются, почему это невозможно? Многие малыши привязываются к няне, начиная со временем считать её своей собственностью, поэтому куда они - туда и она. Если переезжает сама няня, тут и вовсе могут начаться обиды и истерики «ты нас бросаешь!» «ты с не имеешь права!» и т.д. В этих ситуация лучшим способом безболезненного отвыкания от няни будет отвести ребёнка в детский клуб или отдать в какой-нибудь кружок или секцию. Там малыша займут по полной, нагрузят различными заданиями и ему некогда будет переживать по поводу ухода няни.
Привязанность ребенка к няне - явление не удивительное и не редкое. За столько времени, проведенного вместе, они становятся друзьями, даже почти родственниками. Хорошие няни, кстати, переживают не меньше и также огорчаются расставанию с любимыми подопечными. Чтобы смена няни или расставание с ней прошли не так болезненно, можно организовать что-то вроде прощального вечера, на котором няня и ребенок смогут вспомнить самые интересные, забавные случаи, сделать пару фотоснимком на память, обменяться подарками. Некоторые няни потом еще долгое время созваниваются или даже встречаются со своими бывшими воспитанниками уже не по долгу службы, а просто так.
По каким бы причинам вы не решили, что пора менять няню, расставание с ней, так же как и знакомство, нужно организовать безболезненно. Конечно, со временем ребенок забудет, что когда-то был так привязан к няне, но в момент, когда няня куда-то уходит, ему кажется, что в его жизни случилась небольшая потеря. Родителям нужно отнестись к этому с пониманием.
Это сотрудник моей подруги. Семья в шоке. У парня жена и двое маленьких деток... Пропал в пятницу после работы...
Ну что, лето на пороге, а значит, пора переходить на летние статьи о моде и красоте. Мы все заботимся о своих волосах, ухаживаем за ними, бережем от палящего солнца, особенно, если проводим время на морском курорте. Одним из самых романтических и стильных вариантов защиты может быть яркий шелковый платок. Сегодня именно он герой нашей рубрики.
Всем посетившим мой дневник я желаю доброго здоровья! Я мама приемного мальчика Жени и бабушка внука Тимки и Стеши. Воспитание детей возложили на мои плечи, что я с огромным удовольствием и делаю. Старший 10-летний Тимка учится в православной гимназии во 4 классе, в музыкальной школе игре на фортепиано и занимается народными танцами в ДК. Средний 8-летний Женька и младшая Стеша пошли в первый класс также в православную гимназию в этом году. У нас жили два бульдога: французский бульдог Фрида и английский бульдог Боня. К сожалению, они от нас "ушли", оставив теплую память о них. С нами живут много кошек и один кролик по имени Фаня.
День рождения ребенка - это всегда особенный день в жизни семьи. Очень хочется, чтобы этот памятный день запомнился ему надолго. Чтобы праздник удался на славу, надо заранее позаботиться как о культурной программе (развлечениях, конкурсах, розыгрышах), так и о праздничном меню.
Здесь мы дадим вам основные рекомендации относительно составления детского меню на день рождения.
Мы рекомендуем вам организовать детский стол на день рождения по принципу шведского стола. Все должно быть небольшого размера и порционное. Разнообразие и красивое оформление блюд приветствуется.
Если вы готовите салаты, то перед подачей на стол разложите их по маленьким салатницам или корзиночкам из песочного теста. Очень красиво смотрятся салаты, поданные в прозрачных стаканчиках. Замечательная идея - организовать салат-бар. Для этого нужно по отдельным тарелочкам разложить нарезанные ингредиенты - вареную картошку, свеклу, морковь, свежие помидоры и огурцы, консервированную кукурузу и зеленый горошек, мясо, курицу, колбасу, вареные яйца, зелень и т.п.. И заправки к ним - домашний майонез, сметану, масло. Дети сами накладывают то, что любят и намешивают себе салаты. Важно для кулинарных экспериментов предлагать маленькие тарелочки, чтобы из-за неудач не страдало слишком много продуктов.
Фрукты и десерты можно также разложить в порционные стаканчики или, например, вафельные рожки.Также можно приготовить фруктово-ягодные "шашлычки" на шпажках.
На горячее советуем вам приготовить куриные шашлычки на шпажках. Куриные шашлычки получаются красивыми и сочными! Не забываем слегка остудить их перед подачей на детский стол.
Большой популярностью у детей пользуются канапе. Вам понадобятся палочки для канапе или деревянные шпажки для шашлычков. И то, что на них нанизывать: огурцы свежие и соленые, авокадо, сладкий болгарский перец разных цветов, морковь сырая и вареная, сыр, плавленный сыр в пластинках, вареные и очищенные перепелиные яйца, мясо, курица, колбаса, оливки, маслины, яблоки, апельсины, помидоры черри, виноград и т.п.
Можно подавать к столу уже готовые канапе, а можно предложить детям сделать себе канапе самим из подготовленных заранее продуктов.
Дополнят стол мини-бутерброды с ветчиной, селедочным маслом, паштетом из куриной печени и сырным соусом. Можно положить начинку не на хлеб, а в тарталетки. Не забудьте также про рулетики из лаваша и баклажан, фаршированные яйца и помидоры.
На горячее рекомендуем вам приготовить порционные мини-пиццы. Мало найдется детей, которые не любят это блюдо.
Если дети уже достаточно взрослые и возможности вашей кухни позволяют заняться кулинарными экспериментами, то вы можете предложить им приготовить пиццы для себя самим. Дети получают готовые основы из теста и заполняют их выбранными ингредиентами на свой вкус. Пиццы запекают и каждый получает результат своих кулинарных изысканий.
Еще один беспроигрышный вариант - ассорти из макарон. Большинство детей их очень любят. А чтобы блюдо было более праздничным, купите макароны разной формы и цвета, сварите их (отдельно друг от друга) и красиво разложите на тарелках. Так же можно подать различные заправки - томатный соус, тертый сыр, измельченное вареное мясо для "макарон по-пиратски".
Конечно, ни один детский день рождения не обходится без торта. Торт может быть домашний или покупной, на ваше усмотрение. Мы же рекомендуем вам подать торт на специальном блюде с ножкой. Торты, пирожные и фрукты, расположенные на таких блюдах, смотрятся очень празднично и торжественно. Блюдо с ножкой можно купить в магазине, а можно сделать самим. Для этого вам понадобятся тарелки разного диаметра, а также подсвечники или фужеры. Склейте их между собой при помощи клеевого пистолета. Готовую конструкцию при желании можно покрасить аэрозольной краской из баллончика.
Советуем вам включить в меню два сладких блюда, очень любимых детьми: желе и мороженое.
Желе сделайте в порционных стаканчиках или на блюдечках. Для его изготовления лучше использовать натуральные красители, например, ягодный сок. Можно сделать желе многослойное, разноцветное, молочное или мятное.
Интересная идея - организовать фабрику мороженого. Звучит грандиозно, пользуется неизменным успехом, а провести ее совсем просто. Нужно подготовить мороженое (лучше самое простое, но вкусное - пломбир). А к нему заготовить наполнители: молотые орешки, цукаты, нарезанные кусочками свежие или консервированные фрукты, ягоды, вафли и печенье, шоколад, кокосовую стружку, сиропы и варенье. Важно не забыть красивые стаканчики (или пиалки) и специальные ложки для формирования шариков мороженого.
Что касается напитков, то мы советуем вам вместо покупных соков и сладкой газировки подать на стол домашний компот из сухофруктов или ягод, домашний лимонад или молочно-фруктово-ягодный коктейль. Любые напитки лучше также заранее разлить по индивидуальным бокалам или бутылочкам.
Автор: Анна Пономар
Что общего у всех успешных людей? Пожалуй, это умение красиво и убедительно выражать свои мысли. Виртуозное владение речью оказывает влияние на окружающих, позволяет добиться профессионального и карьерного роста, является важной составляющей так называемой «харизмы». Одна из легенд гласит, что, когда к Сократу привели молодого человека, чтобы мудрец дал оценку его личностным качествам, Сократ изрек: «Говори, чтобы я мог тебя видеть». Человек учится говорить с первых дней жизни, и насколько успешно пройдет обучение этому важному для социализации навыку, зависит во многом от родителей.
Психологи и педагоги обычно выделяют в речевом развитии ребенка следующие стадии: «гуление» (в возрасте 2-3 месяцев) - кроха произносит «воркующие» звуки, преимущественно гласные, «лепет» (5-7 месяцев) - «речь» становится более отчетливой, в ней появляются согласные. По форме лепет напоминает простые слова с повторяющимися звуками («баба», «мама», «папа»), но в сознании малыша еще не соотносятся с определенными объектами. Примерно в 9-12 месяцев ребенок начинает понимать, что произносимые им звуки имеют смысл. В этом возрасте ребенок знает немного слов (обычно от 2 до 15), в основном упрощенных, состоящих из повторяющихся слогов: «би-би», «ам-ам», «ка-ка». Большинство этих слов формально можно отнести к существительным, но со временем ребенок придает им еще и «глагольное» значение: многие «детские» слова обозначают не только предмет, но и действие с этим предметом - «ам-ам» - это и «еда», и «кушать»; «ав-ав» - «собачка» и «лаять». Первые слова даются малышу с трудом, но стоит ему преодолеть рубеж в 10-15 слов - и далее их количество возрастает в геометрической прогрессии! К полутора-двум годам словарный запас обычно уже достаточен для того, чтобы изъясняться простыми предложениями: «киса ням-ням», «баба пока», «хочу пипи» и т.п.
Если ребенок не изолирован от общества, то годам к двум он начнет понемногу говорить. Даже если родители не могут или не хотят специально заниматься обучением. Тем не менее, большинству детей требуется помощь в овладении речевыми навыками: неумение связно и внятно выражать свои мысли может негативно сказаться на адаптации ребенка в коллективе сверстников и помешать эмоциональному и психическому развитию.
Для тех родителей, кто задумывается над вопросом,
- Ребенок с первых дней жизни должен слышать человеческую речь. Этот принцип применяется для обучения детей в Японии, и говорить там младенцы начинают раньше, чем ходить. Секрет в том, что для успешного овладения речью важен в том числе и пассивный словарный запас - те слова, которыми мы обычно не пользуемся, но значения которых нам понятны. Накопление пассивного словарного запаса помогает ребенку в возрасте около года начать говорить осмысленно.
- В результате ряда исследований доказано, что частое использование соски-пустышки может повредить развитию речи. У детей, которые по нескольку часов в день сосут соску, часто бывают проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.
- Не нужно коверкать слова, подражая детской речи. Пусть ребенок сколько угодно называет колбасу «кобасой» и вместо «бабушка» говорит «бабуска» - вы должны показывать ему пример правильного произношения. Иначе потом придется переучивать, а на это придется затратить немало времени и сил.
- Развивайте мелкую моторику. Играйте с малышом в пальчиковые игры, научите его завязывать шнурки, рисовать мелками и лепить из пластилина. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за координацию пальцев рук и речь, находятся рядом.
- Формируйте у малыша интерес к познанию мира. Рассказывайте карапузу о новых для него вещах, играйте с ним в развивающие и логические игры, поощряйте его познавательные способности. Каждое слово - не просто набор звуков: оно обозначает какой-либо предмет или явление окружающего мира. Чем большими знаниями о мире мы обладаем, тем больше слов нам требуется для того, чтобы их обозначить. У человека с широким кругозором, как правило, богаче словарный запас.
- Сделайте чтение частью вашего с ребенком режима дня. Малышам обычно очень нравятся красивые книжки с яркими картинками. Начните знакомство с книгой с чтения вслух ритмичных четверостиший или русских народных сказок («Колобок», «Репка», «Три медведя») - ребенок будет в восторге! И не отказывайте, если кроха просит еще почитать книжку.
- Если в книге встречается незнакомое ребенку слово - обязательно поясните его значение понятным и доступным языком.
- «Вундеркинды», как правило, вырастают из «почемучек». Чтобы развить кругозор и логическое мышление ребенка, научите ему задавать вам вопросы. И сами постоянно спрашивайте его обо всем: отвечая на ваши вопросы, ребенок учится красиво, четко и связно выражать свои мысли.
Правил о том, как воспитывать ребенка, пригодных на все случаи жизни, не существует. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает этот положительный образ.
Что греха таить, даже самые терпеливые родители время от времени в "расстроенных чувствах" все же пользуются недозволенными мерами, но нередко к ним прибегают просто по незнанию.
Давайте запомним недозволенные в воспитании приемы так же хорошо, как мы помним заповедь "Не убий!".
Не унижай ребенка!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: "А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?" и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Не угрожай!
"Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь!", "Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя..." Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны - они не улучшают поведения.
Не вымогай обещаний!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: "Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь" - и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: "Ты же обещал!" Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра, угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово - это одно, а дело - совсем другое.
Не опекай излишне!
Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: "Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам".
Не требуй немедленного повиновения!
Представьте, что муж говорит вам: "Дорогая, брось все и сию же минуту приготовь мне кофе". Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: "Минут через десять будем обедать", тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: "Ой, мам! Я еще поиграю". Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Не потакай ребенку!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им "нет". Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые - стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку - значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будь последователен!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она "наваливается на него, как тонна кирпичей". Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал "стоп", а в среду и субботу - "можно продолжать движение"? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка!
Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы провоцируете у него неприязнь к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен - это плохо сказывается на развитии его самосознания.
Не морализируй и не говори слишком много!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам, они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали... Под влиянием словесного потока ребенок "отключается". Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все "морали" в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: "То, что ты сделал, - это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?" Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: "Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я... я тебе все объясню!".
Не лишай ребенка права оставаться ребенком!
Представьте себе, что вы - педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что "образцовый" ребенок - не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое "я" под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь - как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.
- Не думай, что ребенок твой - он Божий.
- Не относись к его проблемам свысока.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
- Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Одинокий родитель - явление для нашей страны нередкое. Государство устанавливает для одиноких матерей и отцов целый ряд дополнительных прав, льгот и гарантий, учитывая их непростое материальное и социальное положение.
Одинокий родитель - определение и статус
В российском законодательстве не содержится четкого определения такого понятий, как «мать-одиночка», хотя в повседневной жизни оно достаточно распространено. Дело в том, что это неофициальный статус, который не подкрепляется свидетельством, как это происходит с многодетными семьями. При этом еще со времен СССР правовое регулирование определяло одинокую мать, как родившую ребенка вне брака, в свидетельстве о рождении ребенка которой в графе «отец» стоит прочерк либо отец вписан со слов матери.
Однако, когда идет речь о дополнительных льготах, правомерно говорить об одиноком родителе, потому что претендовать на помощь государства может не только мать, но и отец или усыновитель, который воспитывает ребёнка лично и является единственным человеком, наделенным родительскими правами и обязанностями в отношении этого ребёнка - то есть воспитывает его без участия «второй стороны».
Кого могут признать одиноким родителем?
Одинокая мать, одинокий отец или опекун могут претендовать на ряд льгот и преимуществ, устанавливаемых государством, если они воспитывают ребёнка в одиночку по одной из причин, указанных Верховным Судом в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года» и постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»:
- второй родитель (мать или отец ребёнка) умер или объявлен умершим;
- второй родитель лишен родительских прав или частично ограничен в них (по решению суда);
- второй родитель признан недееспособным или ограниченно дееспособным, что может препятствовать выполнению им своих родительских обязанностей;
- второй родитель по состоянию здоровья не может воспитывать ребёнка (при наличии соответствующих медицинских заключений, полученных в официальном порядке);
- второй родитель долгое время отсутствует или находится в местах лишения свободы;
- второй родитель не воспитывает ребёнка или уклоняется от этого;
- второй родитель отказался забрать ребёнка из учреждения социальной защиты, воспитательного или медицинского.
Право на льготу подтверждается наличием соответствующих документов. Проверить фактическое положение матери-одиночки не представляется возможным, поэтому иногда семейные пары намеренно не вступают в брак и не регистрируют отцовство, рассчитывая на льготы. Оспорить статус такого родителя можно только в суде, а социальные службы правом подачи подобного иска не наделены (статья 49 Семейного кодекса РФ).
Денежные пособия одинокому родителю
И мать, и отец, воспитывающие ребёнка в одиночку, имеют одинаковые права на различные денежные пособия. Этим правом их наделяет Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Размер выплат определяется не только федеральным, но и региональным законодательством - и поэтому зависит от субъекта РФ, в котором проживает семья.
Точный список выплат, актуальных для региона, одинокий родитель могут получить в центре социальной защиты населения по месту своего жительства.
Трудовые права и гарантии одинокого родителя
В Трудовом кодексе РФ закреплено право одинокого родителя, воспитывающего ребенка инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет, на дополнительный отпуск «за свой счёт» продолжительностью 14 дней. Работодатель обязуется предоставить его в любое время, удобное сотруднику. Этот отпуск можно присоединить к ежегодному или использовать по частям, однако нельзя переносить на следующий год (статья 263 ТК РФ).
Работодатель не имеет права уволить единственного родителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет по своей инициативе, за исключением случаев, когда такие граждане допускают неоднократные грубые дисциплинарные нарушения, и факт их доказан в официальном порядке (статья 261 ТК РФ).
Командировки, ночные смены, работа в праздничные или выходные дни, а также сверхурочная работа единственного родителя возможны только с его письменного согласия, учитывая, что такой вид деятельности не запрещён ему по медицинским показаниям, даже если согласие получено. Если ребёнку такого сотрудника ещё не исполнилось 5 лет, то одинокий родитель должен ознакомиться со своим правом отказа от подобного графика работы и расписаться в этом. Если ребёнок одинокого родителя - инвалид, то это право будет действовать, пока ребёнок не достигнет совершеннолетия (статья 259 ТК РФ).
Социальные гарантии для одиноких родителей
Региональные законодательства могут наделить одинокую мать или отца дополнительными социальными льготами. Например:
- запись ребёнка в детский сад вне общей очереди;
- компенсация стоимости услуг детского сада;
- двухразовое горячее питание для ребёнка в школе;
- скидки на медикаменты;
- скидки на оплату художественных, музыкальных, спортивных секций или школ;
- ежегодные путёвки в санатории.
Точный перечень тех или иных преимуществ различные субъекты РФ определяют внутренним законодательством. Здесь стоит добавить, что в регионах наметилась тенденция к сокращению льгот для одиноких родителей, в частности, права на внеочередное зачисление ребенка в детский сад и компенсацию стоимости его услуг.
Жилищные льготы для одиноких родителей
В соответствии с Жилищным кодексом, каких-либо льгот, связанных с получением жилья, для одиноких родителей не существует. Об этом говорит статья 51 ЖК РФ.
Однако одинокие родители имеют право принять участие в федеральных целевых программах для молодых семей на общих основаниях.
Как получить льготы одинокому родителю?
Для того, чтобы реализовать свои права на ту или иную льготу, родитель должен обратиться с заявлением в соответствующий орган - в этом случае подтверждение статуса будет носить формальный характер, а список необходимых документов в каждом конкретном случае будет индивидуален. Специального удостоверения одинокого родителя, по аналогии с многодетными семьями, не существует.
Родитель может также лишиться статуса одинокого. Чаще всего это происходит, когда ребёнок достигает 14-летнего возраста и получает паспорт. Другие случаи индивидуальны - например, мать-одиночка может лишиться своего статуса, если чье-либо отцовство доказывается судом, устанавливается в добровольном порядке, либо если мужчина (например, новый супруг) усыновляет ребёнка. В этом случае одинокая мать лишается соответствующих льгот.