Очень популярна в последнее время тема развивающих игр, методик и игрушек, коих развелось на рынке просто немерено. У меня, как у стандартной мамашки первенца и человека без педагогической подготовки, голова идет кругом. Хочется ведь для своего малыша все самое лучшее. На первом месяце нашей с ним жизни я прочитала целую энциклопедию методов раннего развития, обалдела, запуталась и сделала для себя вывод, что возьму по чуть-чуть из каждой методики и адаптирую под нас с Ванюшей. Так вот уже полгода я придумываю для сынишки новые игры, игрушки и занятия. Кстати, развивающей игрушкой считается та, которая интересна ребенку и которая способствует развитию какой-то зоны мозга. Т.е. даже банальная ложка может стать развивающей игрушкой :)
Я стараюсь каждые 2-3 дня придумывать новые игры и занятия для малыша. Данные записи делаю для себя, чтобы не забыть, для мужа, чтобы не терялся, оставаясь с ребенком один на один и для подруг, которые скоро станут мамами и не представляют себе (как когда-то я) во что можно играть с грудничком :))) Часть игр я взяла из многочисленных книг про игры с рождения, часть придумала. Сразу оговорюсь, я не педагог, я врач, поэтому имею представление о физиологии и анатомии младенцев, ну и о болячках, разумеется, а вот о развитии ментальном владею информацией из книг и из уст психологов, с которым мы начали заниматься с 5 месяцев. К тому же во многом я полагаюсь на свои наблюдения и интуицию, подмечая что на данный момент интересно моему сыну. Так и получаются наши игры. Я их решила разделить на игры до 6 месяцев и после 6 месяцев. Нам сейчас 7 месяцев, соответственно в игры, указанные ниже мы играем уже месяц. По мере роста, конечно, буду пополнять список.
1. Музыкальная игрушка на веревочке: к неваляшке, колокольчику привязывается лента (30-60 см), а к концу ленты кольцо. Ребенку показывается кольцо, манипулируя с которым, он вызывает звучание игрушки на расстоянии. Минут на 5 займет внимание младенца, еще 10 минут уйдет на обсасывание музыкальной игрушки :))) Развиваем сенсорное восприятие - раз, два - понятие у малыша, что его действия могут привести в действие предмет на расстоянии.
2. Надувные шарики различных цветов и форм надуваются до 15-20 см в объеме, привязывают к ним ленточку и показывают малышу (можно сначала только веревочку, за которую он может схватить и притянуть к себе шарик - тренируем мелкую моторику). Затем малыш неизменно пытается шарик обхватить, сжать, пососать, а шарик за счет своих свойств постоянно улетает от человечка. Малышу приходится ползти за ним (тренируем физические навыки). Ваньку вся эта история занимает минут на 20.
3. Для стимулирования ползания по всей комнате/квартире можно разложить игрушки на разном расстоянии или под разным углом (параллельно и т.д.) (я кладу игрушки одной тематики: одного цвета, одного типа (погремушки или ролевые игрушки (принцесса, дракон и т.д.), одной формы, но разных размеров (развиваем понятие размера), одного размера, но разных геометрических форм (развиваем понятие формы). Привлекаю ванюшино внимание к каждой игрушке по очереди, на изучение каждой у него уходит какое-то время (минут по 5 в среднем). Играть можно долго.
4. Игра в прятки. Проводится разными способами. Первый вариант: я прячу уже известные сыну игрушки в разных местах ограниченного пространства (под одеялом на кровати). Отлично подходят погремушки и игрушки-пищалки-звенелки-шумелки, а также колокольчики. Я спрашиваю Ваню: «Где находится зайчик?», зайчик в это время пищит, а когда ребенок смотрит в правильном направлении, я его хвалю и выдаю радостно зайчика. Второй вариант: я прячу известную Ване игрушку (пусть будет мяч) у него на глазах, спрашиваю: «Где мячик?» и спустя несколько секунд достаю мяч. Так ребенок узнает, что вещи не пропадают в никуда. Третий вариант: прятать игрушки вместе с Ваней (под платок или покрывало), важно, чтобы игрушка и покрывало было в руках ребенка и он сам (с помощью родителей, разумеется) накрывал платок и открывал. Также все еще отлично работает забава с 2-3-х месячного возраста, когда платком накрываю Ваню или себя или другого члена семьи, и спрашиваю «Где Ваня/мама/папа?», снимаю одеяло и говорю «А вот он Ваня/мама/папа, ку-ку». Эта игра Ваньке больше всех нравится. Можно прятаться также за дверь, под диван и придумать еще множество вариантов.
5. Ванюша очень любит воду, бить по ней ладошками, создавая кучу брызг. Однажды я замачивала фасоль на ночь в воде с ребенком на руках. Ваня пришел в неописуемый восторг от того, что я дала ему поплескаться в плошке, а также ручками он пытался достать фасоль со дна. Фасоль лучше взять самую крупную, плошку прозрачную и глубокую и смотреть аж в 4 глаза, чтобы он не отправлял эту фасоль себе в рот. Потому, когда Ваня тащил в рот все, вместо фасоли я использовала игрушки побольше, чтобы в рот не влезали :) Игра развивает мелкую моторику.
6. Мы с мужем считаем, что любовь к творчеству нужно развивать с пеленок, потому мы вовсю красим пальчиковыми красками. Да Ваня пока не очень понимает, что цветной след на листе оставляет его палец, но я не теряю надежды, что в скором времени он сообразит. Так было с синтезатором, сначала мы нажимали на клавиши его ручкой, а потом он сам стал нажимать, причем слушает, что играет папа, и в промежутках старается подыгрывать.
7. А пока я рассказываю ему про цвета. Раскладываю карточки определенного цвета (из наборов «Школы 7 гномов» и набора карточек на разную тематику, купленных в книжном), а к ним подбираю игрушки. На красные карточки кладу красную неваляшку, на оранжевые - оранжевый мяч. Да, первым делом Ваня тащит в рот карточки, но я надеюсь на безграничные возможности младенческого мозга, что он запомнит эти цвета. Также я всегда рассказываю какого цвета игрушки в руках у Вани, посуда, из которой мы едим, одежда, которую я надеваю на сына.
8. Игра «Бочонок с сюрпризом». Берется любая емкость с крышкой, которую может открыть полугодовалый малыш (не завинчивающаяся, т.е.), в емкость складываются игрушки. У нас это деревянный бочонок, расписанный под хохлому, или икеевский лоток или банка (я их меняю для разнообразия) и туда я складываю колечки от пирамидки или еще какие шумелки. Сначала я гремлю бочонком, привлекая внимание малыша, он подползает и пытается открыть крышку (в это время бочонок я крепко держу). Спустя какое-то время после изучения крышки я вновь гремлю бочонком и спрашиваю Ванюшу, что лежит внутри. Далее малыш своими пальчиками пытается захватить и достать предметы из емкости. Ванька, правда, придумал свой способ: просто переворачивает банку и высыпает все содержимое.
9. Игры с карточками. Ваньке очень нравится рассматривать картинки, особенно те, которые можно озвучить. Так в нашем доме появилась гора различных картинок с животными. Важно, чтобы картинки были не рисованные, а в виде фотографии реальной вещи/животного, для совсем малыша, лучше, чтобы картинки были крупные, ну 20Х20 см минимум, на белом фоне. Потом, Ваня будет постарше, куплю ему резиновых животных, чтобы он так сказать, понял, что они существуют на самом деле. Далее появились карточки с инструментами, звук которых есть в памяти синтезатора. Карточки с игрушками, при этом Ване демонстрируется игрушка, максимально похожая на картиночную. Особый восторг у нас с ним вызывают изображения с репродукциями картин, улыбка во весь рот, объяснить не могу, но ребенок в восторге. А это главное!
10. Обязательно продолжаем игры, начатые много месяцев назад: прослушивание любимой музыки (той, которая нравится маме, детская музыка) и песен с совместными танцами. Стараюсь выучивать все новые произведения, причем на разных языках (в запасе испанский, английский и одна песня на итальянском). Ваня очень любит песню на итальянском и прекрасно засыпает под старую аргентинскую колыбельную. Часть колыбельных (самая любимая про елочку) я пропеваю в виде русского алфавита. Продолжаем смотреть в зеркало, изучая разные гримасы на мамином лице - пытаюсь показывать различные эмоции. И, конечно, читать книги! Это важно, особенно в век компьютеров и планшетов. Преимущество отдаю детским стихам, триллерам от Чуковского К.И. и басням Крылова А.И. Все эти занятия, как говорят, развивают чувство ритма, такта, ускоряют развитие речи и оседают в пассивной памяти малыша.
11. Когда Ванюша сел, на мамину радость, начались игры на коленках (подпрыгивания под кучу разных стихов, которыми наполнен интернет).
12. Также со стишками из интернета стали с ним учить части тела.
13. Ползание с препятствиями, которые делаю из одеял и подушек. Либо мастерю ограждения из книг/подушек/одеял, создавая целые дороги с перекрестками. Полезно ползание по дорожкам из тканей или бумаги разных фактур (обои, покрывала и т.д.)
14. Каталки (машинка, лошадка), игрушки с веревочками
Ну пока все. По мере придумывания новых развлечений буду дописывать.